МЕДИЦИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Главным методическим и контролирующим органом по вопросам медицины катастроф в Министерстве обороны РФ является Всеармей­ ский центр медицины катастроф (ВЦМК). Начальник центра подчиня­ется начальнику Главного военно-медицинского управления и являет­ся главным специалистом Министерства обороны РФ по экстремаль­ной медицине. Кроме начальника в составе ВЦМК имеются 5 офицеров, курирующих различные вопросы подготовки медицинской службы Вооруженных Сил РФ к действиям в чрезвычайных ситуациях.

На Всеармейский центр медицины катастроф возлагаются следую­щие задачи:

– организация взаимодействия с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения и социального развития, другими министерствами и ведомствами по вопросам использования сил и средств военно-медицин­ской службы в чрезвычайных ситуациях, а также с целью проведе­ния совместных учений и тренировок;

– организация оперативного дежурства для поддержания постоянной связи с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, координационно-диспетчерской службой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, медицинской службой видов Вооруженных Сил, воен­ных округов, флотов, военно-медицинскими учреждениями цент­рального подчинения;

– планирование медицинского обеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с медицинскими службами других министерств и ведомств;

– представление начальнику ГВМУ МО РФ и его заместителям проекта решения на медицинское обеспечение пострадавших в чрезвычайных ситуациях;

– немедленная информация начальника ГВМУ МО РФ о техногенных катастрофах и стихийных бедствиях, произошедших в стране;

– составление на основе полученной информации прогнозов возможного развития чрезвычайной ситуации;

– разработка и представление начальнику ГВМУ МО РФ проектов предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры, оснащенности и деятельности службы медицины ката­строф;

– организация и практическое участие в работе формирований во­енно-медицинской службы по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;

– обеспечение единства и преемственности в проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарно-эпидемиологического надзора на этапах медицинской эвакуации, развертываемых военно-медицинской службой в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф;

– анализ выявленных по материалам проверок, вскрытий и экспер­тиз дефектов в оказании медицинской помощи, обследовании и лечении пострадавших в чрезвычайных ситуациях и выработка предложений по их предупреждению;

– оказание практической, методической и консультативной помощи подразделениям, частям и учреждениям медицинской службы ВС РФ по вопросам медицины катастроф;

– координация по своему профилю, совместно с главными специалистами ГВМУ МО РФ, методической и информационной рабо­ты в войсках, частях и учреждениях медицинской службы, подготовка и издание информационных бюллетеней, сборников, обзоров, методических пособий, указаний, рекомендации;

– организация и проведение научно-практических и методических сборов и конференций по актуальным вопросам медицины ката­строф;

– сбор, обобщение и анализ информации по проблемам оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, планирование и организация разработки основных методических документов по вопросам профилактики и диагностики пораже­ний, лечения и реабилитации пострадавших при стихийных бед­ствиях, крупных авариях и катастрофах;

– изучение уровня профессиональной подготовки, разработка пред­ложений по повышению качества обучения (усовершенствования) личного состава военно-медицинской службы по вопросам организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

Всеармейский центр медицины катастроф имеет право проверять готовность формирований медицинской службы Вооруженных Сил РФ, предназначенных для работы по ликвидации стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, подразделений, частей и учреждений во­енно-медицинской службы к действиям в чрезвычайных ситуациях; участвовать в подборе и расстановке кадров указанных формирований; координировать и согласовывать тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ медицинского профиля, проводимых в ВС РФ в интересах выполнения задач, стоящих перед Всеармейским центром медицины катастроф; разрабатывать предложения по осуще­ствлению международного сотрудничества в целях обеспечения посто­янной готовности медицинской службы к работе в чрезвычайных ситу­ациях; запрашивать в военно-медицинских учреждениях материалы, касающиеся проблемы медицины катастроф; вносить начальнику ГВМУ МО РФ предложения, направленные на повышение эффектив­ности и качества работы подразделений, частей и учреждений меди­цинской службы при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; представлять ГВМУ МО РФ в министер­ствах и ведомствах Российской Федерации по вопросам медицины ка­тастроф.

Головными научно-исследовательскими учреждениями по пробле­мам медицины катастроф в системе Министерства обороны РФ явля­ются Военно-медицинская академия и Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины (I ос Н И И И ВМ МО РФ), в составе которого имеются отделы организации и такти­ки медицинской службы чрезвычайных ситуаций, организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим различною про­филя, аварийно-спасательных работ и др.

С целью информационного обеспечения службы медицины катаст­роф МО РФ создана информационно-аналитическая система, которая включает информационно-вычислительные комплексы Главною воен­но-медицинского управления МО РФ, Всеармейского центра медици­ны катастроф, военно-медицинских учреждений центрального подчи­нения, медицинской службы видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, флотов и их медицинских учреждений.

Основным формированием службы медицины катастроф МО РФ, обеспечивающим оказание квалифицированной с мероприятиями спе­циализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуа­ции и на ее границе, является отдельный медицинский отряд специаль­ ного назначения (омедо СпН). Он предназначен для быстрого развер­тывания вблизи очага массовых санитарных потерь в условиях жестких временных ограничений с целью оказания пострадавшим неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям. Возможности омедо СпН позволяют осуществить прием и оказание медицинской помощи 500 пострадавшим в течение 1 суток. Однако он должен быть всегда го­тов к работе в условиях его значительной перегрузки.

Принципы организации работы омедо СпН вытекают из предъявля­емых к нему требований, основными из которых являются:

– высокая степень готовности к развертыванию и работе в назна­ченном районе;

– универсальность: отряд должен быть готов к оказанию медицин­ской помощи при самых разнообразных вариантах катастроф, крупных аварий и стихийных бедствий – с преобладанием в очаге
поражения пострадавших с хирургическими травмами или термическими поражениями, при наличии большого числа пораженных отравляющими и высокотоксичными веществами, при массовых
радиационных поражениях и т.п.;

– мобильность: отряд должен быть способен перемешаться самосто­ятельно и перевозиться всеми видами транспорта, в том числе авиационным;

– полная автономность в работе: техника, оснащение и запасы всех видов имущества и продовольствия должны обеспечивать авто­номную работу отряда, как минимум, в течение 5 суток.

Силы и средства медицинской службы воинских частей и учреждений привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствии чрезвы­чайных ситуаций для оказания помощи пострадавшему населению в порядке, установленном 12 главой Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Медицинская служба военных округов и флотов всю работу планирует и осуществляет в тес­ном взаимодействии с Всеармейским центром медицины катастроф, Региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычай­ным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии и одноименными штабами республик в составе РФ, краев, областей, райо­нов и городов.

В планах, разрабатываемых медицинской службой ВС РФ, преду­сматриваются согласованные действия по организации и проведению лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечение (пополнение) выделяемых сил медицинской службы все­ми видами материальных средств, порядок доставки личного состава медицинской службы, медицинского и другого имущества в районы возникновения чрезвычайных ситуаций, выделение необходимых эвакуационно-транспортных средств, а также вопросы управления,

Силами и средствами медицинской службы, привлекаемыми для ра­боты по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных ава­рий и катастроф, обеспечивается участие в оказании пострадавшим доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и мероприятий специализированной медицинской помощи, а также участие в прове­дении санитарно-противоэпидемических (профилактических) меро­приятий в районах возникновения чрезвычайных ситуаций.

Для выполнения этих задач на всех уровнях на базе лечебно-профи­лактических, санитарно-эпидемиологических учреждений, воен­но-учебных заведений и научно-исследовательских организаций меди­цинской службы создаются нештатные формирования.

Так, в военных госпиталях и санаториях создаются врачебно-сест ринские бригады для оказания первой врачебной помощи в составе 5 – 7 специалистов (2 врача, 3 – 5 медицинских сестер) с выделением для обеспечения их работы санитарного автомобиля. Количество этих бри­гад зависит от коечной емкости лечебного учреждения – в госпиталях и санаториях, имеющих до 200 коек, создается одна врачебно-сестринская бригада, от 200 до 400 коек – две, свыше 400 коек – на каждые последующие 100 штатных коек по одной бригаде.

В военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках воен­но-учебных заведений медицинской службы создаются бригады специ­ ализированной медицинской помощи в составе 3 – 5 специалистов (1 – 2 врача, 2 – 3 медицинские сестры), предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных.

В санитарно-эпидемиологических учреждениях для участия в орга­низации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск создаются подвижные группы. Создаваемая в Главном центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора подвижная группа состоит из 10 – 12 специалистов (4 – 5 врачей, 6 – 7 средних медицинских работников). В состав подвижной группы санитарно-эпидемиологического отряда военного округа (флота) вхо­дит 8 – 10 специалистов (3 – 4 врача, 5 – 6 средних медицинских работни­ков), а в подвижную группу, формируемую на базе санитарно-эпиде­миологического отряда гарнизона (армий, флотилии) или отдельного противочумного отряда, – 4 – 5 специалистов (1 – 2 врача, 3 – 4 средних медицинских работника). Для организации их работы выделяется не­обходимое медицинское имущество и специальная техника.

Медицинское имущество (укладки) нештатных врачебно-сестринских бригад, бригад специализированной медицинской помощи и по­движных групп специалистов медицинских воинских частей и учреж­дений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских органи­заций медицинской службы формируется заблаговременно за счет имущества текущего довольствия из расчета, чтобы обеспечить 5 суток автономной работы. Имущество хранится в готовности к немедленно­му использованию.

Отряды, бригады и группы укомплектовываются наиболее подго­товленными врачами и средним медицинским персоналом. Начальник военного лечебно-профилактического учреждения, начальник медицинской службы гарнизона организует их систематическое обучение, уделяя особое внимание отработке вопросов комплектования и приме­нения данных формирований, практического оказания неотложной и других видов медицинской помощи пострадавшим и подготовки их к эвакуации в лечебные учреждения. В основу обучения положены само­стоятельная учеба, индивидуальные задания, плановые занятия и уче­ния в ходе проведения которых широко используется опыт работы во­енно-медицинской службы по ликвидации последствий аварии на Чер­нобыльской АЭС, землетрясения в Армении, взрыва газопровода в Башкирии и по медицинскому обеспечению войск в Чеченской Рес­публике.

Готовность к выдвижению (выезду, вылету) в район чрезвычайной ситуации для оказания экстренной медицинской помощи после полу­чения соответствующего распоряжения для медицинского отряда специального назначения составляет 12 ч, для подвижных врачебно-сестринских бригад постоянной готовности – не более 2 ч, для бригад спе­циализированной медицинской помощи и подвижных групп специалистов – не более 6 ч.




Глава 21

Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.