Главным методическим и контролирующим органом по вопросам медицины катастроф в Министерстве обороны РФ является Всеармей ский центр медицины катастроф (ВЦМК). Начальник центра подчиняется начальнику Главного военно-медицинского управления и является главным специалистом Министерства обороны РФ по экстремальной медицине. Кроме начальника в составе ВЦМК имеются 5 офицеров, курирующих различные вопросы подготовки медицинской службы Вооруженных Сил РФ к действиям в чрезвычайных ситуациях.
На Всеармейский центр медицины катастроф возлагаются следующие задачи:
– организация взаимодействия с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения и социального развития, другими министерствами и ведомствами по вопросам использования сил и средств военно-медицинской службы в чрезвычайных ситуациях, а также с целью проведения совместных учений и тренировок;
– организация оперативного дежурства для поддержания постоянной связи с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, координационно-диспетчерской службой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, медицинской службой видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, военно-медицинскими учреждениями центрального подчинения;
– планирование медицинского обеспечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях во взаимодействии с медицинскими службами других министерств и ведомств;
– представление начальнику ГВМУ МО РФ и его заместителям проекта решения на медицинское обеспечение пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
– немедленная информация начальника ГВМУ МО РФ о техногенных катастрофах и стихийных бедствиях, произошедших в стране;
– составление на основе полученной информации прогнозов возможного развития чрезвычайной ситуации;
– разработка и представление начальнику ГВМУ МО РФ проектов предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры, оснащенности и деятельности службы медицины катастроф;
– организация и практическое участие в работе формирований военно-медицинской службы по оказанию медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение единства и преемственности в проведении лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарно-эпидемиологического надзора на этапах медицинской эвакуации, развертываемых военно-медицинской службой в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф;
– анализ выявленных по материалам проверок, вскрытий и экспертиз дефектов в оказании медицинской помощи, обследовании и лечении пострадавших в чрезвычайных ситуациях и выработка предложений по их предупреждению;
– оказание практической, методической и консультативной помощи подразделениям, частям и учреждениям медицинской службы ВС РФ по вопросам медицины катастроф;
– координация по своему профилю, совместно с главными специалистами ГВМУ МО РФ, методической и информационной работы в войсках, частях и учреждениях медицинской службы, подготовка и издание информационных бюллетеней, сборников, обзоров, методических пособий, указаний, рекомендации;
– организация и проведение научно-практических и методических сборов и конференций по актуальным вопросам медицины катастроф;
– сбор, обобщение и анализ информации по проблемам оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, планирование и организация разработки основных методических документов по вопросам профилактики и диагностики поражений, лечения и реабилитации пострадавших при стихийных бедствиях, крупных авариях и катастрофах;
– изучение уровня профессиональной подготовки, разработка предложений по повышению качества обучения (усовершенствования) личного состава военно-медицинской службы по вопросам организации и оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Всеармейский центр медицины катастроф имеет право проверять готовность формирований медицинской службы Вооруженных Сил РФ, предназначенных для работы по ликвидации стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, подразделений, частей и учреждений военно-медицинской службы к действиям в чрезвычайных ситуациях; участвовать в подборе и расстановке кадров указанных формирований; координировать и согласовывать тематику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ медицинского профиля, проводимых в ВС РФ в интересах выполнения задач, стоящих перед Всеармейским центром медицины катастроф; разрабатывать предложения по осуществлению международного сотрудничества в целях обеспечения постоянной готовности медицинской службы к работе в чрезвычайных ситуациях; запрашивать в военно-медицинских учреждениях материалы, касающиеся проблемы медицины катастроф; вносить начальнику ГВМУ МО РФ предложения, направленные на повышение эффективности и качества работы подразделений, частей и учреждений медицинской службы при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф; представлять ГВМУ МО РФ в министерствах и ведомствах Российской Федерации по вопросам медицины катастроф.
Головными научно-исследовательскими учреждениями по проблемам медицины катастроф в системе Министерства обороны РФ являются Военно-медицинская академия и Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины (I ос Н И И И ВМ МО РФ), в составе которого имеются отделы организации и тактики медицинской службы чрезвычайных ситуаций, организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим различною профиля, аварийно-спасательных работ и др.
С целью информационного обеспечения службы медицины катастроф МО РФ создана информационно-аналитическая система, которая включает информационно-вычислительные комплексы Главною военно-медицинского управления МО РФ, Всеармейского центра медицины катастроф, военно-медицинских учреждений центрального подчинения, медицинской службы видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, флотов и их медицинских учреждений.
Основным формированием службы медицины катастроф МО РФ, обеспечивающим оказание квалифицированной с мероприятиями специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной ситуации и на ее границе, является отдельный медицинский отряд специаль ного назначения (омедо СпН). Он предназначен для быстрого развертывания вблизи очага массовых санитарных потерь в условиях жестких временных ограничений с целью оказания пострадавшим неотложной медицинской помощи по жизненным показаниям. Возможности омедо СпН позволяют осуществить прием и оказание медицинской помощи 500 пострадавшим в течение 1 суток. Однако он должен быть всегда готов к работе в условиях его значительной перегрузки.
Принципы организации работы омедо СпН вытекают из предъявляемых к нему требований, основными из которых являются:
– высокая степень готовности к развертыванию и работе в назначенном районе;
– универсальность: отряд должен быть готов к оказанию медицинской помощи при самых разнообразных вариантах катастроф, крупных аварий и стихийных бедствий – с преобладанием в очаге
поражения пострадавших с хирургическими травмами или термическими поражениями, при наличии большого числа пораженных отравляющими и высокотоксичными веществами, при массовых
радиационных поражениях и т.п.;
– мобильность: отряд должен быть способен перемешаться самостоятельно и перевозиться всеми видами транспорта, в том числе авиационным;
– полная автономность в работе: техника, оснащение и запасы всех видов имущества и продовольствия должны обеспечивать автономную работу отряда, как минимум, в течение 5 суток.
Силы и средства медицинской службы воинских частей и учреждений привлекаются к ликвидации медико-санитарных последствии чрезвычайных ситуаций для оказания помощи пострадавшему населению в порядке, установленном 12 главой Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Медицинская служба военных округов и флотов всю работу планирует и осуществляет в тесном взаимодействии с Всеармейским центром медицины катастроф, Региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии и одноименными штабами республик в составе РФ, краев, областей, районов и городов.
В планах, разрабатываемых медицинской службой ВС РФ, предусматриваются согласованные действия по организации и проведению лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечение (пополнение) выделяемых сил медицинской службы всеми видами материальных средств, порядок доставки личного состава медицинской службы, медицинского и другого имущества в районы возникновения чрезвычайных ситуаций, выделение необходимых эвакуационно-транспортных средств, а также вопросы управления,
Силами и средствами медицинской службы, привлекаемыми для работы по ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, обеспечивается участие в оказании пострадавшим доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и мероприятий специализированной медицинской помощи, а также участие в проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районах возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для выполнения этих задач на всех уровнях на базе лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются нештатные формирования.
Так, в военных госпиталях и санаториях создаются врачебно-сест ринские бригады для оказания первой врачебной помощи в составе 5 – 7 специалистов (2 врача, 3 – 5 медицинских сестер) с выделением для обеспечения их работы санитарного автомобиля. Количество этих бригад зависит от коечной емкости лечебного учреждения – в госпиталях и санаториях, имеющих до 200 коек, создается одна врачебно-сестринская бригада, от 200 до 400 коек – две, свыше 400 коек – на каждые последующие 100 штатных коек по одной бригаде.
В военных госпиталях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заведений медицинской службы создаются бригады специ ализированной медицинской помощи в составе 3 – 5 специалистов (1 – 2 врача, 2 – 3 медицинские сестры), предназначенные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуществляющих массовый прием пораженных.
В санитарно-эпидемиологических учреждениях для участия в организации и проведении комплекса мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди личного состава войск создаются подвижные группы. Создаваемая в Главном центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора подвижная группа состоит из 10 – 12 специалистов (4 – 5 врачей, 6 – 7 средних медицинских работников). В состав подвижной группы санитарно-эпидемиологического отряда военного округа (флота) входит 8 – 10 специалистов (3 – 4 врача, 5 – 6 средних медицинских работников), а в подвижную группу, формируемую на базе санитарно-эпидемиологического отряда гарнизона (армий, флотилии) или отдельного противочумного отряда, – 4 – 5 специалистов (1 – 2 врача, 3 – 4 средних медицинских работника). Для организации их работы выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.
Медицинское имущество (укладки) нештатных врачебно-сестринских бригад, бригад специализированной медицинской помощи и подвижных групп специалистов медицинских воинских частей и учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы формируется заблаговременно за счет имущества текущего довольствия из расчета, чтобы обеспечить 5 суток автономной работы. Имущество хранится в готовности к немедленному использованию.
Отряды, бригады и группы укомплектовываются наиболее подготовленными врачами и средним медицинским персоналом. Начальник военного лечебно-профилактического учреждения, начальник медицинской службы гарнизона организует их систематическое обучение, уделяя особое внимание отработке вопросов комплектования и применения данных формирований, практического оказания неотложной и других видов медицинской помощи пострадавшим и подготовки их к эвакуации в лечебные учреждения. В основу обучения положены самостоятельная учеба, индивидуальные задания, плановые занятия и учения в ходе проведения которых широко используется опыт работы военно-медицинской службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, взрыва газопровода в Башкирии и по медицинскому обеспечению войск в Чеченской Республике.
Готовность к выдвижению (выезду, вылету) в район чрезвычайной ситуации для оказания экстренной медицинской помощи после получения соответствующего распоряжения для медицинского отряда специального назначения составляет 12 ч, для подвижных врачебно-сестринских бригад постоянной готовности – не более 2 ч, для бригад специализированной медицинской помощи и подвижных групп специалистов – не более 6 ч.
Глава 21
Дата: 2019-02-25, просмотров: 242.