РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
МИРНОГО ВРЕМЕНИ
Медицина катастроф является одним из важнейших научно-практических направлений здравоохранения, включающим систему научных знаний и практической деятельности с целью прогнозирования медицинских последствий чрезвычайных ситуаций, организации и проведения комплекса медицинских мероприятий по их ликвидации. От ее решения зависит жизнь человека – самая большая ценность на Земле. Обязанностью общества и государства является обеспечение постоянной готовности к оперативным действиям в чрезвычайных ситуациях с целью максимального сокращения их тяжелых последствий.
Приоритетность медицинской помощи при разработке комплексных планов аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций общепризнанна. Качество же и эффективность этой помощи зависят не только от быстроты реагирования медицинских подразделений и их материально-технического оснащения, но и от степени слаженности действий всех участников ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций. Это подчеркивает важность продуманного подхода к использованию сил и средств медицинской службы Вооруженных Сил РФ при решении указанных задач и их взаимодействию с медицинскими учреждениями и формированиями других министерств и ведомств. Опыт ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий последних лет убедительно свидетельствует о том, что военно-медицинская служба является важным звеном общегосударственной системы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
Международное сообщество накопило большой опыт участия военно-медицинских служб армий различных стран в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. В подавляющем большинстве случаев военно-медицинские службы продемонстрировали свои преимущества перед гражданским здравоохранением и медицинскими службами Гражданской обороны, что подтверждают результаты их работы во время ликвидации последствий землетрясений в Скопле (Югославия, 1969), Таншани (Китай, 1976) и в некоторых других регионах.
Медицинская служба Вооруженных Сил нашей страны также имеет богатый опыт работы по оказанию неотложной медицинской помощи пострадавшим в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Только за последние 15 лет ее личный состав и лечебные учреждения принимали участие в ликвидации последствий более чем 130 катастроф и крупных аварий с человеческими жертвами, в том числе с химическим и радиационным поражением людей. Так, в Армении (1988) силами военно-медицинской службы в городах Спитак и Ленинакан были развернуты и успешно функционировали полевые лечебные учреждения, оказывавшие пострадавшим первую врачебную и квалифицированную медицинскую помощь. Специализированные группы усиления работали в больницах и в военном госпитале г. Еревана. Силами военных медиков квалифицированная и специализированная медицинская помощь была оказана 14 тыс. нуждающимся в ней, т.е. каждому третьему пострадавшему.
Военно-медицинская служба Вооруженных Сил РФ имеет уникальный опыт направления своих формирований для участия в работе по ликвидации последствий стихийных бедствий в Перу (1970), Алжире (1981), Никарагуа (1983), Эфиопии (1984), Кампучии (1985), Югославии (1999), где медицинская помощь была оказана десяткам тысяч пострадавших.
Как показывают события последних лет, на организацию медицинского обеспечения войск и населения в очагах массовых санитарных потерь при разрушении потенциально опасных объектов существенное влияние окажут следующие факторы:
- новизна задач, стоящих перед медицинской службой Вооруженных Сил РФ;
- непредсказуемость развития чрезвычайной ситуации, особенно в начальном периоде, и, в связи с этим, динамичные изменения задач как по содержанию, так и по объему;
- внезапное, практически одномоментное возникновение массовых санитарных потерь, значительно превышающих возможности по оказанию помощи местных органов здравоохранения и военно-медицинской службы или, наоборот, пролонгированное возникновение санитарных потерь при формировании очагов химического поражения веществами замедленного действия;
- широкий диапазон величины и структуры санитарных потерь в очаге катастрофы;
- временной фактор: показано, что среди тех, у кого есть шанс выжить, через 1 ч после получения травмы без оказания помощи погибает до 30 % пораженных, а через 3 ч – до 60 % пораженных
(правило «золотого часа»);
- ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в очаге, требующее организации противоэпидемической зашиты населения и войск;
- значительное снижение потенциала местного здравоохранения и военно-медицинской службы, уничтожение его материальной базы и потеря медицинских кадров;
- дезорганизация управления медицинской службой, особенно в начальном периоде катастрофы;
- необходимость постоянного восстановления боеспособности медицинской службы;
- уникальность приобретаемого опыта.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.