Бармен — работник-универсал, который совмещает несколько профессий — от повара до официанта. Он и гото-
212
Глава 10. Общие сведения
5. Подготовка бара и бармена к работе
213
вит блюда, и обслуживает посетителей. Бармен должен быть профессионалом в своем деле:
* знать технику обслуживания за барной стойкой и в зале;
* знать сервировку стола;
* знать технологию приготовления фирменных напитков, коктейлей, разных закусок и блюд, кондитерских и сладких изделий;
* знать правила подачи и оформления алкогольных и безалкогольных напитков;
* знать и соблюдать условия и сроки хранения кулинарной продукции и покупных товаров;
* знать виды и назначение инвентаря, столовой и стеклянной посуды, приборов, необходимых для приготовления и отпуска напитков, закусок и блюд;
* знать правила эксплуатации бытовой техники и оборудования, видео- и звуковоспроизводящей аппаратуры;
* знать правила работы на контрольно-кассовой машине и технику расчета с посетителями.
Бармен, работающий в барах люкс и высшего класса, должен знать иностранный язык в объеме, нужном для работы, специфику зарубежной кухни и обслуживания. Бармен, имеющий более низкую квалификацию, изготовляет несложные коктейли и закуски, обслуживает только за барной стойкой.
Обычно барменами работают молодые мужчины. Бармен, об
служивающий посетителей, должен иметь опрятный вид, быть
тщательно причесан и подстрижен. На нем всегда чистая белая
рубашка, бабочка или галстук, отутюженные брюки, начищенная
обувь. Бармен должен ежедневно бриться, следить за руками, ко
ротко подстригать ногти. В барах люкс и высшего класса барме
нам выдают форменную одежду. Носить ее разрешается только
в рабочее время, а после работы ее оставляют в служебном гарде
робе.
Бармены подлежат медицинскому освидетельствованию. Один раз в квартал они проходят медицинский осмотр и прослушивают курс по санитарно-гигиенической подготовке.
Бармен должен соблюдать нормы профессиональной этики, т.е. внимательно и предупредительно, вежливо и тактично обслу- живать посетителей. При приеме заказа бармен может посовето- 1 вать гостю, что выбрать, рассказать, из каких продуктов готовится то или иное блюдо, напиток, обратить внимание на калорийность
и содержание витаминов в изделии. Ему необходимо обладать выдержкой, быть эмоционально устойчивым, уравновешенным. Грубость и невнимание по отношению к посетителю компрометируют не только бармена, но и предприятие. Если посетитель недоволен качеством закусок, блюд и обслуживанием, бармен не вступает с ним в пререкания, а вызывает администратора. Если посетитель требует книгу жалоб, то нужно немедленно дать ее вместе с ручкой и поставить в известность администратора.
У бармена должна быть выразительная речь, богатый запас слов и правильное произношение. Он должен уметь вести торговый диалог с посетителем бара, воздействовать на потребителя исходя только из его интересов. Быстро и четко обслужив посетителя бара, бармен должен правильно рассчитать его и дать сдачу. Бармену запрещается вести посторонние, не касающиеся обслуживания разговоры. В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка бармен обязан: строго придерживаться дисциплины труда, соблюдать чистоту на рабочем месте, выполнять требования охраны труда и техники безопасности, бережно относиться к материальным ценностям предприятия.
Подготовка бара и бармена к работе
Организация труда бармена зависит от типа бара. В небольших барах за барной стойкой предусмотрено одно рабочее место бармена, который сам готовит, отпускает напитки и закуски и рассчитывается с посетителями. Бармен тем и отличается от буфетчика, что не только отпускает продукцию, но и готовит ее. В крупном баре в смене работает несколько барменов, распределив между собой обязанности.
При подготовке бара к обслуживанию весь коллектив обеспечивает санитарную уборку торговых и производственных помещений, размещает мебель, сервирует столы. Бармен непосредственно занимается наведением порядка на своем рабочем месте — барной стойке. После уборки бармен получает со склада сырье и продукцию в количестве и ассортименте, необходимых для бесперебойной работы бара, и делает заготовки, которые будут использоваться для изготовления напитков и закусок при обслуживании
214 |
Глава 10. Общие сведения
посетителей. Готовятся компоненты для напитков (сахарный сироп, свежие и консервированные фрукты и ягоды), холодные закуски, бутерброды, натираются шоколад и орехи, термос наполняется льдом. Практика показала, что для сокращения времени обслуживания посетителей за стойкой бара целесообразно порци-онировать напитки и сладкие блюда заранее. Бармену при отпуске изделия остается только дооформить его, например украсить коктейль взбитыми сливками и зернами граната. Перед обслуживанием посетителей бармен также подготавливает чистую посуду, необходимую для приготовления и отпуска напитков и закусок. Продукты, посуду и инвентарь бармен размещает справа, а слева нарезанные апельсины, лимоны и другие фрукты для оформления изделий, а также подносы с фужерами и стаканами. Перед собой бармен ставит кувшин с соками, коктейльную соломку и ведерко со льдом. В оставшееся время до открытия бара бармен должен проверить исправность оборудования и бытовой техники.
6. Техника безопасностиразмещает за барной стой- кой на определенных местах, на расстоянии вытянутой руки, с учетом последовательности технологических операций во время выполнения заказов. Сиропы, измельченные орехи, тертые вафли и шоколад на рабочем месте бармен
и меры пожарной безопасности
на рабочем месте бармена
Безопасность процессов приготовления напитков, закусок и обслуживания посетителей на каждом участке тор-гового зала и на рабочем месте бармена, у барной стойки требует * соблюдения правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности. Реализация соответствующих мероприятий обеспечивает нормальную работу на всех участках производства.
Бармен должен знать и соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при эксплуатации теплового, механического и электрического оборудования. Перед включением каждого бытового прибора, торгово-технологического оборудования, машины он должен убедиться в их исправности, проверить работу весо-из-
6. Техника безопасности и меры пожарной безопасности 215
мерительных приборов. Запрещается эксплуатация неисправного оборудования.
Бармен должен:
* следить за состоянием пола рядом с рабочим местом, чтобы не поскользнуться на пролитом жире или уроненных продуктах;
* соблюдать осторожность при переносе горячих блюд и напитков или кипятка;
соблюдать аккуратность при мытье и переносе стеклянной посуды, так как при неосторожном обращении можно разбить стакан, бокал и порезать руку. Нельзя использовать посуду с трещинами или сколами;
открывать бутылки только штопором, а банки с консервированной продукцией — специальным ключом, осторожно обращаться с ножами.
Бармен должен уметь оказать первую помощь при несчастных случаях. Так, при поражении электрическим током он должен отключить оборудование от источника тока, освободить пострадавшего от провода сухой палкой или табуретом и вызвать врача. При порезах необходимо остановить кровотечение из раны и предупредить возможность инфекции, на рану наложить повязку, используя стерильный пакет первой помощи, который должен быть в обязательном порядке у бармена или администрации бара.
Противопожарная техника тесно связана с техникой безопасности. Меры пожарной безопасности должны соблюдаться на производстве и на рабочем месте бармена. Причины возникновения пожара могут быть разными, чаще всего это неосторожное обращение с огнем и курение в местах, не оборудованных для этой цели. Бармен должен соблюдать меры пожарной безопасности, работая с электрическим оборудованием; неисправная электропроводка часто бывает причиной короткого замыкания и пожара. В целях предупреждения пожара бармен должен перед началом работы на электрооборудовании убедиться в исправности проводки и ее заземлении.
Бармен должен уметь пользоваться огнетушителем. В баре должен быть установлен щит с оборудованием для тушения пожара. На видном месте вывешивается план эвакуации работников бара и посетителей в случае пожара, а также телефон пожарной команды.
216
Глава 10. Общие сведения
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем проявляется сходство и различие классификации баров и ресторанов?
2. В чем заключается различие должностных обязанностей официанта, буфетчи
ка и бармена?
3. Сформулируйте кратко сущность операций по ежедневной подготовке бара к
работе.
ГЛАВА 11
Дата: 2019-02-25, просмотров: 555.