Конспектируя материал первоисточника, не надо механически списывать отдельные части текста. Конспекту должен предшествовать анализ содержания материала. В тексте статьи, разделе первоисточника выделяют основные вопросы, мысли, которые формулируются в обобщенном виде и записываются, как правило, в левой части конспекта. В правой части эти вопросы, проблемы раскрываются, причем это может быть цитата или высказывание текста собственными словами. В конце конспекта, смысловой части материала следует выделить выводы автора или сформулировать их самостоятельно.
Выписки – это наиболее простая форма самостоятельной работы с текстом, это короткие цитаты, которые отвечают теме или одному из пунктов плана темы.
Аннотация – это краткое сообщение из основных мыслей, положений статьи, книги. Как правило, сообщается, чему она посвящена и основные выводы автора в результате исследования темы.
Виды индивидуальных заданий студентов дневного отделения
Обязательным видом самостоятельной работы студента является выполнение индивидуального задания. Оно выполняется студентом для углубленного изучения одной из тем психологии, для тренировки в использовании психологических знаний на практике, и подбирается в соответствии с индивидуальным запросом студента.
Студент по желанию может выбрать форму выполнения индивидуального задания: реферат, эссе или микродиагностическое исследование.
Реферат – это краткое изложение результатов научной работы по определенной теме. Студенческий реферат, как правило, является результатом обзора научных исследований по избранной теме с помощью литературы.
Эссе – сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения.
Некоторые признаки эссе:
· наличие одной конкретной темы или вопроса;
· эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу;
· как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер.
Структура эссе может быть такая:
1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.
2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами.
Аргументы – это факты, примеры из жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, ссылки на мнение ученых и др. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
· вступление
· тезис, аргументы
· тезис, аргументы
· тезис, аргументы
· заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
1. Введение и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во введении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
2. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения. Впрочем, стиль отражает особенности личности автора эссе.
Микродиагностическое исследование – это небольшое по объему изучение некоторых психологических качеств студентов с использованием специальных диагностических методик.
Этапы работы над индивидуальным заданием.
Выполнение индивидуального задания начинается с выбора темы и формы выполнения задания. Со списком тем индивидуальных заданий студент знакомится в этих методических указаниях, которые есть в библиотеке, у преподавателя, а также на кафедре истории и философии (каб. 366а). Студент решает сам, что в предложенном списке его больше интересует, отвечает его учебным, научным и жизненным интересам, что связано с его опытом или будет оказывать содействие саморазвитию, в том числе, профессиональному. Безусловно, студент может сам предложить тему, которой нет в списке, но она интересует студента. Эту тему утверждает преподаватель, который может предложить студенту некоторые коррективы темы или утвердить ее без исправлений.
После того, как тема избрана, нужно понять, какая форма выполнения задания предпочтительна. Так, если студент хочет только поработать с литературой, то он может выбрать написание реферата. Если студент хотел бы не только изучать литературу, но и провести небольшое эмпирическое исследование, включающее анкетирование или тестирование, то он может выбрать форму микродиагностического исследования. В случае, если у студента на определенную тему есть собственный взгляд, он хочет выразить свое видение какой-либо психологической проблемы или явления в оригинальном сочинении, то подойдет форма эссе. Далее нужно подготовиться к систематической работе, распределить свои силы, зная дальнейшие этапы выполнения работы.
Следующий этап – составление рабочего плана выполнения реферата или микродиагностического исследования на основе уже имеющихся знаний. В него можно включить поиск определений психологических понятий, с которыми нужно разобраться, поиск их классификаций, поиск информации о диагностике изучаемых психологических качеств, особенностей, закономерностей, информации об их развитии. Рабочий план реферата помогает систематизировать материалы, которые накапливаются.
За составлением рабочего плана обычно следует работа с литературой по теме.
Подбор литературы по теме лучше осуществлять по принципу "от общего к частному". Выделив ключевые понятия, посмотрите их в психологических словарях, учебниках. Потом, при написании реферата, почитайте пособия, научные монографии, сборники работ по теме и, наконец, статьи, периодические психологические издания. С литературой можно работать в библиотеке ДонНАСА, библиотеке им. Н.К. Крупской в Донецке, в библиотеках других вузов или в электронных библиотеках. Найти литературу, которая интересует вас по теме, в библиотеке поможет алфавитный или систематический каталог.
Знакомясь с книгой или статьей, нужно сделать выписки. Сделать выписки – это значит найти и выбрать из первоисточника интересующий вас материал. Выписывать можно дословно (цитатами) или произвольно – при этом мысли автора передаются своими словами. Выписка сопровождается ссылкой на источник (автора, книгу, страницу). Литература, которая обработана для реферата в виде выписок, не только систематизируется соответственно плану, но и анализируется, сравнивается, обобщается. Студент сам делает заключения в конце каждого будущего параграфа своей работы и в конце всей работы. Он высказывает свои мысли, свое отношение к решению исследуемого им вопроса, то есть по теме.
Если студент выбрал как форму индивидуального задания выполнение микродиагностического исследования, то после выбора темы, составления плана работы и прорабатывания литературы в плане постановки проблемы, он формулирует цель, объект и предмет микродиагностического исследования. После чего можно начать предварительное наблюдение за объектом, которое всегда предшествует собственно диагностическому исследованию и позволяет собрать ценные сведения об объекте, например, о чертах характера студентов, особенностях их поведения, о психологическом климате в студенческой группе и т.п. в зависимости от объекта и предмета исследования, избранного студентом.
Сформулируйте гипотезу, то есть предположение, которое вы будете проверять в исследовании. Например, изучая способы выхода людей из конфликта, вы предполагаете, что студенты предпочтут компромисс другим способам.
Потом следует определить конкретную методику психодиагностического исследования. Это вам поможет сделать преподаватель. Он подберет доступную методику и научит, как ею пользоваться. Потом составляют логический и временной график проведения диагностики, планируют место, время его проведения, готовят бланки, инструментарий к методикам.
Во время проведения исследования все данные фиксируются на бланках, после проведения – сводятся в протоколы.
В процессе количественной и качественной обработки результатов диагностики определяются новые психологические факты, ради которых она и проводилась, подтверждается или опровергается ранее выдвинутая гипотеза. Полученные факты сопоставляются с уже известными из анализа литературы данными, делаются выводы. По возможности – даются рекомендации по учету этих данных в обучении, жизни и будущей работе студентов.
Следующий этап выполнения индивидуального задания – составление отчета о его выполнении.
Закончив работу с литературой или с психодиагностическими методиками, можно приступать к оформлению отчета.
Рабочий план, которым вы пользовались, уточняется. Стилистически дорабатываются заголовки параграфов, весь материал распределяется по ним, а сам план становится содержанием, которые печатают на второй странице, после титульного листа. Со структурой реферата, отчета о выполнении микродиагностического исследования можно познакомиться в следующем параграфе. Структура эссе указана выше.
Структура реферата.
Если индивидуальное задание выполнялось как реферат, то оно оформляется в соответствии со следующей структурой.
Титульный лист
Содержание
Введение. В нем обосновывается актуальность и практическая значимость темы, формулируется основная проблема, цель, задачи, объект, предмет, исследовательские методы.
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме (теоретическая часть). В ней на основе изучения научной литературы описывается история и современное состояние исследуемой проблемы, основные понятия, классификации, концепции и гипотезы, связанные с ней. Эта часть может быть представлена в виде нескольких разделов, каждый из которых имеет свой заголовок и несколько параграфов. Если основной раздел работы один, то он тоже делится на несколько параграфов, содержание которых сохраняет логику проведенного теоретического исследования.
В конце каждого параграфа должен быть сделан вывод, который четко и аргументированно определяет ту концепцию, те положения, которых вы придерживаетесь.
Заключение. В нем делается общий вывод о достижении цели теоретического исследования, его основной результат (результаты), ставятся задачи дальнейшего исследования.
Список литературы. В нем в порядке прохождения ссылок под номерами записываются книги и статьи, которые были использованы при выполнении реферата. Например:
1. Тимошко Г.В. К вопросу о мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов/Г.В. Тимошко //Теоретические и прикладные проблемы психологии и педагогики. – Луганск: СУЮ. – 2003. – С.90-95.
2. Бойко О.В., Качарьян В.С. Психологические особенности профессионального становления практического психолога в современных условиях/О.В.Бойко, В.С. Качарьян//Психология в образовательном пространстве. - Донецк: ДонНУ. – 2012. – С.23-26.
3. Багина В.А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении/В.А. Багина [Электрон. ресурс] – режим доступа: www.wіkіdocs.ru/prevіew/75039/1.
Правильно составленный список литературы поможет рационально организовать оформление сносок при цитировании в реферате. Для этого в тексте реферата, сразу после цитаты или ссылки на автора, в прямых скобках указывается номер первоисточника из списка литературы.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 235.