ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: развить социально-психологическую грамотность студентов в профессиональной и других сферах социального взаимодействия.
Задачи:
· ознакомить с психологическими особенностями и закономерностями социально-психологического взаимодействия;
· развить коммуникативные умения;
· дать опыт социально-психологического анализа ситуаций социального взаимодействия;
· способствовать развитию умения вести деловое общение;
· анализировать межличностное взаимодействие в ситуациях межкультурного общения;
· развить стремление к бесконфликтному взаимодействию, направленному на реализацию производственных задач.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающихся:
2.1.1
Базируется на дисциплинах цикла бакалавриата «Философия», «История». Курс «Психология и социальное взаимодействие» опирается на фундаментальные знания, полученные студентами в ходе освоения предметов гуманитарного, социального и экономического цикла.
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:
2.2.1
Дисциплины учебного плана бакалавриата «Социология в строительной сфере», «Русский язык и культура речи», «Межкультурные коммуникации».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
Способность к самоорганизации и самообразованию;
Готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.
Знать:
3.1.1.
закономерности социальной перцепции
3.1.2.
структуру, функции и средства общения
3.1.3.
психологию отношений в группе. коллективе
3.1.4.
психологию конфликта
3.1.5.
особенности социальной психологии личности
3.1.6.
суть и механизмы психологического влияния
3.2.
Уметь:
3.2.1.
воспринимать события и динамику процесса общения;
3.2.2.
четко и ясно изъясняться, выражать свои знания, мнение, желания; развивать речевые способности;
3.2.3.
стремиться к пониманию действий других;
3.2.4.
налаживать контакты с людьми;
3.3.
Владеть:
3.3.1
культурой речи;
3.3.2
саморегуляцией психических состояний;
3.3.3.
приемами самоорганизации;
3.3.4.
приемами самовоспитания;
3.3.5.
приемами рефлексивного слушания;
3.3.6.
приемами влияния, выхода из конфликтных ситуаций
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов и тем
Литература
Раздел 1. Общепсихологические аспекты социального взаимодействия.
1.1.
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Л.1.1 - Л.1.8
Л.2.1.- Л.2.10. М. 2.
1.2.
ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
Л.1.1 - Л.1.8.
Л.2.2.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
1.3.
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ
Л.1.1 - Л.1.8
Л.2.3.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
1.4.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Л.1.1 - Л.1.8
Л.2.4.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
Раздел 2. Социально-психологические аспекты социального взаимодействия.
2.1.
ОБЩЕНИЕ
Л.1.1 - Л.1.8.
Л.2.5.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
2.2.
ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И КОЛЛЕКТИВЕ
Л.1.1 - Л.1.8.
Л.2.6.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
2.3.
СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВЕРТИКАЛИ
Л.1.1 - Л.1.8.
Л.2.7.- Л.2.14.
М.1.-М.3.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1
Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные образовательные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.
5.2.
Аудиторные занятия включают лекции, на которых излагается теоретическое содержание дисциплины. Лекционный материал представлен в виде слайд-презентаций в формате "Power Point". На занятиях используются материалы психологической диагностики.
5.3.
При изложении теоретического материала используются такие принципы дидактики высшей школы, как последовательность и систематичность обучения, доступность обучения, принцип научности, принципы взаимосвязи теории и практики, наглядности и др. В ходе лекции предусмотрена обратная связь со студентами, активизирующие вопросы. Также используются элементы лекции – пресс-конференции.
При проведении лекций и контрольных занятий используется также опросный метод, педагогическое и психологическое тестирование, методы социально-психологической диагностики, элементы тренинга, дискуссионный метод.
5.4.
Самостоятельная работа предназначена для внеаудиторной работы студентов, связанной с выполнением индивидуального задания в форме реферата, эссе или эмпирического исследования; изучением дополнительной литературы по дисциплине, подготовкой к текущему и семестровому контролю.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Контрольные вопросы
1. Определение психологии, ее объект и предмет.
2. Сознание и бессознательное. Коллективное бессознательное.
3. Классификация отраслей психологии. Социальная психология.
4. Методы социальной психологии.
5. Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности.
6. Структура личности. К.К. Платонов
7. Социум и развитие личности.
8. Структура личности. З. Фрейд.
9. Психосоциотипы.
10. Учет особенностей темперамента в работе с людьми.
11. Характер, его учет в работе с людьми.
12. Способности, их учет в работе с людьми.
13. Эмоции и чувства: их виды и значение.
14. Эмоциональные состояния, их регуляция.
15. Высшие чувства, воспитание чувств.
16. Воля и её воспитание. Волевое поведение в социуме
17. Общение: аспекты, виды, структура.
18. Речевое общение. Смысловые барьеры, их преодоление.
19. Невербальное общение.
20. Понятие о группе и коллективе.
21. Структура отношений в коллективе.
22. Психология конфликта.
23. Дифференциация отношений в коллективе.
24. Интеграция отношений в коллективе.
25. Понятие о лидерстве и руководстве (по Битяновой М.Р.).
26. Требования к личности руководителя. Стиль руководства.
27. Общение руководителя с работниками.
28. Средства психологического влияния.
6.2. Тестовые вопросы текущего контроля
.
Примеры тестовых заданий:
1. Когда человек в общении передает свои переживания, ищет сочувствия, то цель общения:
а) информационная;
б) социальная;
в) экспрессивная;
2. Максимально развернутая, содержательная, позже других появляющаяся в процессе развития, требующая специального обучения – это речь:
а) диалогическая;
б) монологическая;
в) письменная;
г) аффективная.
3. На этом этапе развития группы люди объединены общей, общественно и личностно значимой целью, самим процессом деятельности, органами управления и самоуправления, высоким деловым и психологическим единством:
а) кооперация;
б) коллектив;
в) конгломерат.
4. Группа помогает каждому ее участнику в трудную минуту, решает конфликты – это функция группы:
а) контролирующая;
б) воспитывающая;
в) коммуникативная;
г) терапевтическая.
6.3. Индивидуальное задание
Индивидуальное задание может быть выполнено в форме реферата, эссе, микродиагностического психологического исследования или научно-практического эмпирического исследования. Письменный отчет по индивидуальному заданию предоставляется по форме, указанной в данном издании. Он составляется по результатам авторских аналитических исследований, должен иметь внутреннюю логику изложения материала, характеризоваться достаточной полнотой выполнения задач и отвечать стандартным требованиям оформления научных работ. Соответствующая тематика утверждена на заседании кафедры истории и философии, протокол № 1 от 28.08.2017 г.
При условии отличного выполнения индивидуального задания преподаватель, научный руководитель предлагает студенту подготовку доклада на научно-практическую конференцию, а также написание тезисов и статей и предоставление их в сборники научно-практических конференций, другие научные издания.
Примерная тематика индивидуальных заданий
1. Отрасли социальной психологии.
2. Новое в социальной промышленной психологии.
3. Социальные аспекты психоанализа.
4. Когнитивный стиль личности.
5. Мышление и общение.
6. Индивидуальное и коллективное творчество: их соотношение.
7. Учет темперамента человека в общении с людьми.
8. Новые требования к личности руководителя.
9. Социально-психологическая мотивация.
10. Страхи и как с ними справиться.
11. Страх общения с людьми: как с ним справиться?
12. Что такое чувство вины и должно ли оно быть?
13. Как развить уверенность в себе?
14. Как научиться радоваться?
15. О любви и дружбе.
16. Застенчивость и как к ней относиться.
17. Как развить в себе коммуникабельность?
18. Аутотренинг как метод регулирования собственного поведения.
19. Транзактный анализ Э.Берна.
20. Д. Карнеги: за и против.
21. Ритуалы общения.
22. Развитие речевой культуры общения.
23. Развитие невербального общения.
24. Общение руководителя: ошибки и правила.
25. Управление отношениями в коллективе.
26. Психологический климат в производственном коллективе.
27. Психологические проблемы руководства.
28. Новые подходы к стилю руководства.
29. Психология поиска работы.
30. Психология приема на работу.
31. Конфликт в коллективе: виды и способы решения.
32. Психология поведения человека в толпе.
33. Лидерство и руководство.
34. Самоактуализация личности.
35. Общечеловеческие и личностные ценности.
36. Индивид. Личность. Индивидуальность. В чем заключается моя индивидуальность?
37. Зачем мне изучать психологию? Как я могу использовать социально-психологические знания в моей будущей профессиональной деятельности и обыденной жизни?
38. Психология влияния.
39. Факторы социальной перцепции.
40. «Я и другие» В. Леви.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.