Основные составляющие рабочей программы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: развить социально-психологическую грамотность студентов в профессиональной и других сферах социального взаимодействия.

Задачи:

· ознакомить с психологическими особенностями и закономерностями социально-психологического взаимодействия;

·  развить коммуникативные умения;

· дать опыт социально-психологического анализа ситуаций социального взаимодействия;

·  способствовать развитию умения вести деловое общение;

· анализировать межличностное взаимодействие в ситуациях межкультурного общения;

·  развить стремление к бесконфликтному взаимодействию, направленному на реализацию производственных задач.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающихся:

2.1.1

Базируется на дисциплинах цикла бакалавриата «Философия», «История». Курс «Психология и социальное взаимодействие» опирается на фундаментальные знания, полученные студентами в ходе освоения предметов гуманитарного, социального и экономического цикла.

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

2.2.1

Дисциплины учебного плана бакалавриата «Социология в строительной сфере», «Русский язык и культура речи», «Межкультурные коммуникации».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Способность к самоорганизации и самообразованию;

Готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1.

Знать:

3.1.1.

закономерности социальной перцепции

3.1.2.

структуру, функции и средства общения

3.1.3.

психологию отношений в группе. коллективе

3.1.4.

психологию конфликта

3.1.5.

особенности социальной психологии личности

3.1.6.

суть и механизмы психологического влияния

3.2.

Уметь:

3.2.1.

воспринимать события и динамику процесса общения;

3.2.2.

четко и ясно изъясняться, выражать свои знания, мнение, желания; развивать речевые способности;

3.2.3.

стремиться к пониманию действий других;

3.2.4.

налаживать контакты с людьми;

3.3.

Владеть:

3.3.1

культурой речи;

3.3.2

саморегуляцией психических состояний;

3.3.3.

приемами самоорганизации;

3.3.4.

приемами самовоспитания;

3.3.5.

приемами рефлексивного слушания;

3.3.6.

приемами влияния, выхода из конфликтных ситуаций

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код занятия

Наименование разделов и тем

 Литература

Раздел 1. Общепсихологические аспекты социального взаимодействия.

1.1.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Л.1.1 - Л.1.8

Л.2.1.- Л.2.10. М. 2.

1.2.

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.2.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

1.3.

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ

Л.1.1 - Л.1.8

Л.2.3.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

1.4.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Л.1.1 - Л.1.8

Л.2.4.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

Раздел 2. Социально-психологические аспекты социального взаимодействия.

2.1.

ОБЩЕНИЕ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.5.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

 

2.2.

ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И КОЛЛЕКТИВЕ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.6.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

2.3.

СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ВЕРТИКАЛИ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.7.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные образовательные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

 

5.2.

Аудиторные занятия включают лекции, на которых излагается теоретическое содержание дисциплины. Лекционный материал представлен в виде слайд-презентаций в формате "Power Point". На занятиях используются материалы психологической диагностики.

 

5.3.

При изложении теоретического материала используются такие принципы дидактики высшей школы, как последовательность и систематичность обучения, доступность обучения, принцип научности, принципы взаимосвязи теории и практики, наглядности и др. В ходе лекции предусмотрена обратная связь со студентами, активизирующие вопросы. Также используются элементы лекции – пресс-конференции.

При проведении лекций и контрольных занятий используется также опросный метод, педагогическое и психологическое тестирование, методы социально-психологической диагностики, элементы тренинга, дискуссионный метод.

 

5.4.

Самостоятельная работа предназначена для внеаудиторной работы студентов, связанной с выполнением индивидуального задания в форме реферата, эссе или эмпирического исследования; изучением дополнительной литературы по дисциплине, подготовкой к текущему и семестровому контролю.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Контрольные вопросы

1. Определение психологии, ее объект и предмет.

2. Сознание и бессознательное. Коллективное бессознательное.

3. Классификация отраслей психологии. Социальная психология.

4. Методы социальной психологии.

5. Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности.

6. Структура личности. К.К. Платонов

7. Социум и развитие личности.

8. Структура личности. З. Фрейд.

9. Психосоциотипы.

10. Учет особенностей темперамента в работе с людьми.

11. Характер, его учет в работе с людьми.

12. Способности, их учет в работе с людьми.

13. Эмоции и чувства: их виды и значение.

14. Эмоциональные состояния, их регуляция.

15. Высшие чувства, воспитание чувств.

16. Воля и её воспитание. Волевое поведение в социуме

17. Общение: аспекты, виды, структура.

18. Речевое общение. Смысловые барьеры, их преодоление.

19. Невербальное общение.

20. Понятие о группе и коллективе.

21. Структура отношений в коллективе.

22. Психология конфликта.

23. Дифференциация отношений в коллективе.

24. Интеграция отношений в коллективе.

25. Понятие о лидерстве и руководстве (по Битяновой М.Р.).

26. Требования к личности руководителя. Стиль руководства.

27. Общение руководителя с работниками.

28. Средства психологического влияния.

 

6.2. Тестовые вопросы текущего контроля

.

Примеры тестовых заданий:

1. Когда человек в общении передает свои переживания, ищет сочувствия, то цель общения:

а) информационная;

б) социальная;

в) экспрессивная;

 

2. Максимально развернутая, содержательная, позже других появляющаяся в процессе развития, требующая специального обучения – это речь:

а) диалогическая;

б) монологическая;

в) письменная;

г) аффективная.

 

  3. На этом этапе развития группы люди объединены общей, общественно и личностно значимой целью, самим процессом деятельности, органами управления и самоуправления, высоким деловым и психологическим единством:

а) кооперация;

б) коллектив;

в) конгломерат.

 

  4.  Группа помогает каждому ее участнику в трудную минуту, решает конфликты – это функция группы:

а) контролирующая;

б) воспитывающая;

в) коммуникативная;

     г) терапевтическая.

 

6.3. Индивидуальное задание

 

Индивидуальное задание может быть выполнено в форме реферата, эссе, микродиагностического психологического исследования или научно-практического эмпирического исследования. Письменный отчет по индивидуальному заданию предоставляется по форме, указанной в данном издании. Он составляется по результатам авторских аналитических исследований, должен иметь внутреннюю логику изложения материала, характеризоваться достаточной полнотой выполнения задач и отвечать стандартным требованиям оформления научных работ. Соответствующая тематика утверждена на заседании кафедры истории и философии, протокол № 1 от 28.08.2017 г.

При условии отличного выполнения индивидуального задания преподаватель, научный руководитель предлагает студенту подготовку доклада на научно-практическую конференцию, а также написание тезисов и статей и предоставление их в сборники научно-практических конференций, другие научные издания.

Примерная тематика индивидуальных заданий

1. Отрасли социальной психологии.

2. Новое в социальной промышленной психологии.

3. Социальные аспекты психоанализа.

4. Когнитивный стиль личности.

5. Мышление и общение.

6. Индивидуальное и коллективное творчество: их соотношение.

7. Учет темперамента человека в общении с людьми.

8. Новые требования к личности руководителя.

9. Социально-психологическая мотивация.

10. Страхи и как с ними справиться.

11. Страх общения с людьми: как с ним справиться?

12. Что такое чувство вины и должно ли оно быть?

13. Как развить уверенность в себе?

14. Как научиться радоваться?

15. О любви и дружбе.

16. Застенчивость и как к ней относиться.

17. Как развить в себе коммуникабельность?

18. Аутотренинг как метод регулирования собственного поведения.

19. Транзактный анализ Э.Берна.

20. Д. Карнеги: за и против.

21. Ритуалы общения.

22. Развитие речевой культуры общения.

23. Развитие невербального общения.

24. Общение руководителя: ошибки и правила.

25. Управление отношениями в коллективе.

26. Психологический климат в производственном коллективе.

27. Психологические проблемы руководства.

28. Новые подходы к стилю руководства.

29. Психология поиска работы.

30. Психология приема на работу.

31. Конфликт в коллективе: виды и способы решения.

32. Психология поведения человека в толпе.

33. Лидерство и руководство.

34. Самоактуализация личности.

35. Общечеловеческие и личностные ценности.

36. Индивид. Личность. Индивидуальность. В чем заключается моя индивидуальность?

37. Зачем мне изучать психологию? Как я могу использовать социально-психологические знания в моей будущей профессиональной деятельности и обыденной жизни?

38. Психология влияния.

39. Факторы социальной перцепции.

40. «Я и другие» В. Леви.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.