Тимошко Г.В., Кирсанова Т.А
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Тимошко Г.В., Кирсанова Т.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к самостоятельной работе И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ студентов

по курсу

"ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ"

(для студентов дневной и заочной форм обучения

всех специальностей)

Макеевка 2018

УДК 159.9 (076)

ББК Ю9я7

 

Тимошко Г.В.

Психология и социальное взаимодействие: учебно-методическое пособие / Г.В. Тимошко, Т.А. Кирсанова - Макеевка: ДонНАСА, 2018. - 56 с.

 

 

В учебно-методическом пособии приведена обзорная информация по рабочей программе, учебная программа курса,  методические рекомендации  к разным видам самостоятельной работы по дисциплине, темы практических занятий, их планы, задания к ним и литература, а также методические указания по подготовке к практическим занятиям.

 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения всех направлений и профилей, изучающих курс «Психология и социальное взаимодействие». Пособие также может быть использовано при изучении курсов «Психология межличностных отношений» и «Психология делового общения».

 

 

Авторы:

Г.В. Тимошко, кандидат психологических  наук, доцент кафедры истории и философии ДонНАСА;

Т.А. Кирсанова, ассистент кафедры истории и философии ДонНАСА.

 

Рецензенты:

И.А. Ярмыш, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ;

Н.В. Миклашевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки» ДонНАСА.

 

Утверждено на заседании Совета факультета гуманитарной подготовки, протокол № 5 от 26.01.2018 г.

 

Утверждено на заседании кафедры истории и философии, протокол № 5 от 28.12.2017 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………...4

Основные составляющие рабочей программы………………….………….. 5

Цели, задачи дисциплины..………………………………………………….5

Вопросы к зачету………………………………………………………………7

Тематика индивидуальных заданий……………………………………….9

Распределение баллов, которые получают студенты…………………...10

Рекомендуемая литература …………………………………………………11

Учебная программа дисциплины………………………..………………. 16

Дополнительная литература ………….…………………………………...17

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов……..20

Виды индивидуальных заданий студентам дневного отделения……..22

Этапы работы над индивидуальным заданием……………….………..23

Контрольные работы (индивидуальные задания) студентов заочного отделения…………………………………………………………………………27

Методические указания к практическим занятиям ……………………… 30

Задачи и тесты  к практическим занятиям……………………...............46

Приложения………………………………………………………………………52

Введение

 

Личность среди других людей, отношения между людьми, взаимодействия в группах людей изучает социальная психология – важнейшая отрасль психологической науки.  Психология человека в его взаимодействии с другими людьми, с обществом,  его душевное состояние, его способности, его диспозиции, другие аспекты его жизни важны  для руководителей современного производства, для работников производственной сферы, для гражданского общества в целом, а самое главное – для психологической помощи, поддержки человека в этом непростом мире.

Изменяется самосознание граждан, меняется их менталитет. Вместе с тем и психологическая наука не стоит на месте. Разрабатываются новые модели, подходы к профессиональному развитию специалиста, к психологической поддержке личности. Будущий инженер, архитектор, экономист, менеджер  – это не только высококвалифицированный специалист в области специальных наук. Он – порядочный человек. Он –  руководитель, человек с гуманистической миссией. Он овладевает умениями в области сотрудничества с людьми, в развитии и саморазвитии творческих способностей, познавательных и профессиональных способностей, саморегуляции  поведения, чувств и эмоциональных состояний. Эти факторы делают учебную дисциплину "Психология и социальное взаимодействие" необходимой в гуманитарной подготовке студентов технического вуза, их гармоничном развитии, гуманизации воспитания и самовоспитания  студентов не только как будущих инженеров, но и как неповторимых личностей, и в то же время членов общества, коллектива, семьи. Изучая данный спецкурс, вы найдете ответы на свои вопросы относительно поведения человека в обществе, его характера и отношений, относительно той группы, в которой вы учитесь и того производственного коллектива, в который вы попадете в будущем, у вас появятся новые вопросы и желание найти ответы на них.

Изучение курса базируется на знании студентами предшествующего курса философии, а также всех наук, которые изучают человека и с которыми пришлось студентам встретиться в жизни. Теоретической основой курса психологии являются достижения отечественной и мировой философско-психологической мысли, достижения биологических и социальных наук.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: развить социально-психологическую грамотность студентов в профессиональной и других сферах социального взаимодействия.

Задачи:

· ознакомить с психологическими особенностями и закономерностями социально-психологического взаимодействия;

·  развить коммуникативные умения;

· дать опыт социально-психологического анализа ситуаций социального взаимодействия;

·  способствовать развитию умения вести деловое общение;

· анализировать межличностное взаимодействие в ситуациях межкультурного общения;

·  развить стремление к бесконфликтному взаимодействию, направленному на реализацию производственных задач.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающихся:

2.1.1

Базируется на дисциплинах цикла бакалавриата «Философия», «История». Курс «Психология и социальное взаимодействие» опирается на фундаментальные знания, полученные студентами в ходе освоения предметов гуманитарного, социального и экономического цикла.

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

2.2.1

Дисциплины учебного плана бакалавриата «Социология в строительной сфере», «Русский язык и культура речи», «Межкультурные коммуникации».

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Способность к самоорганизации и самообразованию;

Готовность к работе в коллективе, способность осуществлять руководство коллективом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1.

Знать:

3.1.1.

закономерности социальной перцепции

3.1.2.

структуру, функции и средства общения

3.1.3.

психологию отношений в группе. коллективе

3.1.4.

психологию конфликта

3.1.5.

особенности социальной психологии личности

3.1.6.

суть и механизмы психологического влияния

3.2.

Уметь:

3.2.1.

воспринимать события и динамику процесса общения;

3.2.2.

четко и ясно изъясняться, выражать свои знания, мнение, желания; развивать речевые способности;

3.2.3.

стремиться к пониманию действий других;

3.2.4.

налаживать контакты с людьми;

3.3.

Владеть:

3.3.1

культурой речи;

3.3.2

саморегуляцией психических состояний;

3.3.3.

приемами самоорганизации;

3.3.4.

приемами самовоспитания;

3.3.5.

приемами рефлексивного слушания;

3.3.6.

приемами влияния, выхода из конфликтных ситуаций

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код занятия

Наименование разделов и тем

 Литература

1.1.

1.2.

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.2.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

1.3.

1.4.

2.1.

ОБЩЕНИЕ

Л.1.1 - Л.1.8.

Л.2.5.- Л.2.14.

М.1.-М.3.

 

2.2.

2.3.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1

Для преподавания дисциплины предусмотрены традиционные образовательные технологии в рамках аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов.

 

5.2.

Аудиторные занятия включают лекции, на которых излагается теоретическое содержание дисциплины. Лекционный материал представлен в виде слайд-презентаций в формате "Power Point". На занятиях используются материалы психологической диагностики.

 

5.3.

При изложении теоретического материала используются такие принципы дидактики высшей школы, как последовательность и систематичность обучения, доступность обучения, принцип научности, принципы взаимосвязи теории и практики, наглядности и др. В ходе лекции предусмотрена обратная связь со студентами, активизирующие вопросы. Также используются элементы лекции – пресс-конференции.

При проведении лекций и контрольных занятий используется также опросный метод, педагогическое и психологическое тестирование, методы социально-психологической диагностики, элементы тренинга, дискуссионный метод.

 

5.4.

Самостоятельная работа предназначена для внеаудиторной работы студентов, связанной с выполнением индивидуального задания в форме реферата, эссе или эмпирического исследования; изучением дополнительной литературы по дисциплине, подготовкой к текущему и семестровому контролю.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Контрольные вопросы

1. Определение психологии, ее объект и предмет.

2. Сознание и бессознательное. Коллективное бессознательное.

3. Классификация отраслей психологии. Социальная психология.

4. Методы социальной психологии.

5. Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности.

6. Структура личности. К.К. Платонов

7. Социум и развитие личности.

8. Структура личности. З. Фрейд.

9. Психосоциотипы.

10. Учет особенностей темперамента в работе с людьми.

11. Характер, его учет в работе с людьми.

12. Способности, их учет в работе с людьми.

13. Эмоции и чувства: их виды и значение.

14. Эмоциональные состояния, их регуляция.

15. Высшие чувства, воспитание чувств.

16. Воля и её воспитание. Волевое поведение в социуме

17. Общение: аспекты, виды, структура.

18. Речевое общение. Смысловые барьеры, их преодоление.

19. Невербальное общение.

20. Понятие о группе и коллективе.

21. Структура отношений в коллективе.

22. Психология конфликта.

23. Дифференциация отношений в коллективе.

24. Интеграция отношений в коллективе.

25. Понятие о лидерстве и руководстве (по Битяновой М.Р.).

26. Требования к личности руководителя. Стиль руководства.

27. Общение руководителя с работниками.

28. Средства психологического влияния.

 

6.2. Тестовые вопросы текущего контроля

.

Примеры тестовых заданий:

1. Когда человек в общении передает свои переживания, ищет сочувствия, то цель общения:

а) информационная;

б) социальная;

в) экспрессивная;

 

2. Максимально развернутая, содержательная, позже других появляющаяся в процессе развития, требующая специального обучения – это речь:

а) диалогическая;

б) монологическая;

в) письменная;

г) аффективная.

 

  3. На этом этапе развития группы люди объединены общей, общественно и личностно значимой целью, самим процессом деятельности, органами управления и самоуправления, высоким деловым и психологическим единством:

а) кооперация;

б) коллектив;

в) конгломерат.

 

  4.  Группа помогает каждому ее участнику в трудную минуту, решает конфликты – это функция группы:

а) контролирующая;

б) воспитывающая;

в) коммуникативная;

     г) терапевтическая.

 

6.3. Индивидуальное задание

 

Индивидуальное задание может быть выполнено в форме реферата, эссе, микродиагностического психологического исследования или научно-практического эмпирического исследования. Письменный отчет по индивидуальному заданию предоставляется по форме, указанной в данном издании. Он составляется по результатам авторских аналитических исследований, должен иметь внутреннюю логику изложения материала, характеризоваться достаточной полнотой выполнения задач и отвечать стандартным требованиям оформления научных работ. Соответствующая тематика утверждена на заседании кафедры истории и философии, протокол № 1 от 28.08.2017 г.

При условии отличного выполнения индивидуального задания преподаватель, научный руководитель предлагает студенту подготовку доклада на научно-практическую конференцию, а также написание тезисов и статей и предоставление их в сборники научно-практических конференций, другие научные издания.

Примерная тематика индивидуальных заданий

1. Отрасли социальной психологии.

2. Новое в социальной промышленной психологии.

3. Социальные аспекты психоанализа.

4. Когнитивный стиль личности.

5. Мышление и общение.

6. Индивидуальное и коллективное творчество: их соотношение.

7. Учет темперамента человека в общении с людьми.

8. Новые требования к личности руководителя.

9. Социально-психологическая мотивация.

10. Страхи и как с ними справиться.

11. Страх общения с людьми: как с ним справиться?

12. Что такое чувство вины и должно ли оно быть?

13. Как развить уверенность в себе?

14. Как научиться радоваться?

15. О любви и дружбе.

16. Застенчивость и как к ней относиться.

17. Как развить в себе коммуникабельность?

18. Аутотренинг как метод регулирования собственного поведения.

19. Транзактный анализ Э.Берна.

20. Д. Карнеги: за и против.

21. Ритуалы общения.

22. Развитие речевой культуры общения.

23. Развитие невербального общения.

24. Общение руководителя: ошибки и правила.

25. Управление отношениями в коллективе.

26. Психологический климат в производственном коллективе.

27. Психологические проблемы руководства.

28. Новые подходы к стилю руководства.

29. Психология поиска работы.

30. Психология приема на работу.

31. Конфликт в коллективе: виды и способы решения.

32. Психология поведения человека в толпе.

33. Лидерство и руководство.

34. Самоактуализация личности.

35. Общечеловеческие и личностные ценности.

36. Индивид. Личность. Индивидуальность. В чем заключается моя индивидуальность?

37. Зачем мне изучать психологию? Как я могу использовать социально-психологические знания в моей будущей профессиональной деятельности и обыденной жизни?

38. Психология влияния.

39. Факторы социальной перцепции.

40. «Я и другие» В. Леви.

 

Всего

90

Всего

6.4.3.2. Распределение баллов, которые получают студенты дневного отделения, обучающиеся по учебным планам с практическими занятиями

Вид выполняемого задания Кол-во баллов за единицу Кол-во работ Максимальное суммарное кол-во баллов
Тестовая контрольная работа 20 2 40
Работа на практических занятиях 5 8 40

Индивидуальное задание – реферат, эссе – 10 баллов

90

 

Дополнительно можно получить до 10 баллов – за публикацию статьи, участие в олимпиаде, за выступление на конференции и публикацию тезисов докладов, дополнительную научную работу, оформленную надлежащим образом.

6.4.3. Распределение баллов, которые получают студенты заочного отделения

Вид выполняемого задания Кол-во баллов за единицу Кол-во работ Максимальное суммарное кол-во баллов Тестовая контрольная работа по содержанию курса 80 1 80 Индивидуальное задание 10 1 10

Всего

90

Дополнительно можно получить до 10 баллов – за публикацию профессиональной статьи, участие в олимпиаде, за выступление на конференции и публикацию тезисов докладов, дополнительную научную работу, оформленную надлежащим образом.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

7.1. Рекомендуемая литература

 

7.1.1. Основная литература

 

 

Авторы, составители

Название

Издательство, год

Коли-чество

Примечание  

Л.1.1.

Тимошко Г.В.

 

Психология и социальное взаимодействие. Конспект лекций

Макеевка: ДонНАСА – 2016. –  120с.

1

Портал НТИЦ  

Л.1.2.

Лавриненко В.Н.

 

Психология и этика делового общения

М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2002. –  415с., М.: Юрайт, 2015. –  591с.

2

   

Л.1.3.

Островский Э.В

Основы психологии: учебник

М.:Вузовский учебник: ИНФРА-М – 2012. – 268с

1

   

Л.1.4.

Соснин В.А.

Психология массового поведения: Монография

М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М –  2015. – 160 с.

 

http://znanium.com/    

Л.1.5.

Столяренко Л.Д.

Основы психологии: учебное пособие. Гл.5 Социально-психологические феномены

Р.-на-Д.: Феникс – 2008,  2013 – 672с.

2

   

Л.1.6.

Столяренко Л.Д.

Основы психологии. Практикум

Р.-на-Д.: Феникс – 2005, 2016. – 426 с.

2

   

Л.1.7.

Хьюстон М., Штребе В., Любимова Г.Ю.

Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов

М.:ЮНИТИ-ДАНА. –  2015. –  622 с.

 

http://znanium.com/    

Л.1.8.

Шаламова Г.М.

 

Деловая культура и психология общения

М.: Академия – 2003. –  123с., 2013. –   192с.

2

   

7.1.2. Дополнительная литература

 

 

Авторы, составители

Название

Издательство, год

Коли-чество

Примечание  

Л.2.1.

Бороздина Г.В.

Психология делового общения : учебник

М. : ИНФРА-М. –  2017. –  295 с.

 

http://znanium.com/  

Л.2.2.

Братковский М.Л.

Психология и этика деловой коммуникации

Донецк: ВИК – 2004. –  234с

2

   

Л.2.3.

Дмитриев А.В.

Конфликтология

М.: Гардарики – 2001. –  320с., 2009. – 336с.

1

   

Л.2.4.

Зеленков М. Ю.

Конфликтология

М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» –  2013. –  324 с.

 

http://znanium.com/    

Л.2.5.

Крысько В.Г.

Психология межнациональных отношений: курс лекций.

М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М. –  2017. – 228 с.

 

 

http://znanium.com/    

Л.2.6.

Островский Э.В.

Основы психологии

М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М – 2012. – 268 с.

1

   

Л.2.7.

Столяренко Л.Д.

Основы психологии

Р.-на-Д. – Феникс – 2008. – 672 с.

5

   

Л.2.8.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. 

Психология и педагогика для технических вузов. Глава 8. Психология общения и взаимодействия людей в группе

М. – Юрайт – 2012. – 671с.

 

5

   

Л.2.9.

Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю.

Коммуникативная эффективность делового общения: Монография

М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М. –  2016. –  169 с.

 

http://znanium.com/    

Л.2.10.

Тимошко Г.В.

Психология

Донецк: Норд-компьютер –  2011 – 148с.

10

   

Л.2.11.

Фесенко, О. П., Колесникова С.В.

Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов

М.: ФЛИНТА –  2014. – 128 с.

 

http://znanium.com/    

Л.2.12.

Фетискин Н.П.

Психология воспитания стрессосовладающего поведения:

М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М. –  2015. –  240 с.

 

http://znanium.com/    

Л.2.13.

Фомин Ю.А.

Психология делового общения

Минск: Амалфея – 2000, 2002. – 384 с.

1

   

Л.2.14.

Шувалова И.А.

Психология отношений на работе: практическое пособие для работника

М.: РИОР : ИНФРА-М – 2018. –  176 с.

 

http://znanium.com/    

Методические разработки

 

 

Авторы, составители

Название

Издательство, год

Коли-чество

Примечание  

М.1

Дерябин Ю.И., Дерябина В.А.

Психология социального взаимодействия.  Методич. рекомендации к самостоят. работе для студентов всех специальностей

Тюмень: РИО ГОУ ВПО ТюмГАСУ. –  2012. – 186 с.  

http://www.tgasu.ru/content/method/post-1203/files/metod_rekomend_k_samost_rab_zaochn_psihol_soc_vzaim.pdf

 

 

М.2

Тимошко Г.В., Кирсанова Т.А.

Учебно-методическое пособие к самостоятельной работе и практическим занятиям студентов по курсу «Психология и социальное взаимодействие»

Макеевка: ДонНАСА, 2018, 55с.  

Есть в электронном варианте в библиотеке, на портале НТИЦ

 

М.3

Яруллина Л.Р.

Психология социального взаимодействия : Методич. рекомендации к самостоят. работе для студентов всех специальностей. -

Казань: Изд-во Казанск гос. архитект.-строит.ун-та КГАСУ, 2013.–127 с.  

http://docplayer.ru/403935-Psihologiya-socialnogo-vzaimodeystviya-chast-2-uchebnoe-posobie.html

 

7.2. Электронные образовательные ресурсы

 

Э.1

http://znanium.com/

 

Э.2

http://www.biblioclub.ru/

 

Э.3.

Портал НТИЦ

http://dl.donnasa.org

 

Э.4

www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php.

                           

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психосоциальное в человеке

Психосоциальное в человеке. Общее понятие о личности. Структура личности по К.К. Платонову. Направленность и опыт. Индивидуальные особенности психических процессов личности. Биологически обусловленная подструктура личности. Социум и развитие личности. Структура личности по З. Фрейду. Психосоциотипы.

 

ОБЩЕНИЕ

Общение: аспекты, виды, структура. Эффекты социальной перцепции и атрибуции. Речевое общение. Смысловые барьеры, их преодоление. Виды речи. Невербальное общение. Системы знаков невербального общения. Повышение эффективности общения.

 

Психосоциальное в человеке

 

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: МГУ. – 1990. – 367с.

2. Атватер Иствуд. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2003. – 535с.

3. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк: Личность. Способ определения характера по почерку – К.: Пермит-продакшн ЛТД. – 1992. –95с.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развивать уверенность в себе путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить/ Екатеринбург: Литур, 2000, 720с.

5. Как построить своё «Я»/ Под ред. В.П. Зинченко – М.: Педагогика. – 1991. – 136с.

6. Леви В. Искусство быть собой – М.: Знание. – 1991. – 256с.

7. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. – М.: Владос. – 1998. – 32с.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука. –1986. – 254с.

9. Таранов П.С. Секреты поведения людей – М.: Агентство ФАИР. – 1997. – 614с.

 

Общение

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/М.: Прогресс. – 1988. – 422с.

2. Братковский М.Л. Психология и этика деловой коммуникации/ Донецк: ВИК. – 2004. – 234с.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.

Как развивать уверенность в себе путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить/ Екатеринбург: Литур. –2000. – 720с.

4. Льовочкіна А.М. Етнопсихологія / К.: МАУП. – 2002. – 144с.

5. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей. – М.: Владос. – 1998. – 32с.

6. О,Коннор Дж., Мак-Дермот Ян. Принципы НЛП/ К.: София. – 2000.

7. Пиз Алан. Язык телодвижений/М.: Ай-Кью. – 1992. –262с.

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг/М.: МГУ. – 1989. – 216с.

9. Психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриненко, М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 415с.

10. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. – К.: Внешторгиздат. – 1991. – 191с.

11. Социальная психология и этика делового общения/М.: Культура и спорт. – ЮНИТИ. – 1995. – 160с.

12. Ушакова М.Н. Речь человека в общении/ М.: Наука. – 1989. – 141с.

13. Фомин Ю.А. Психология делового общения/ Минск, Амалфея. – 2000. – 334с.

14. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения/М.: Академия. – 2003.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Учебная деятельность по курсу "Психология и социальное взаимодействие" осуществляется в таких формах: лекции, самостоятельная работа, практические занятия (для нескольких специальностей), консультации, индивидуальные учебно-исследовательские задания.

Лекция не является пассивной передачей информации от преподавателя к студентам. К активности студента на лекции предъявляют соответствующие требования. Запись лекции обычно носит конспективный характер, поэтому тетрадь для конспектов должна быть правильно подготовлена. В левой части страницы выделяют поля – это место для пометок, дополнительных литературных источников, условных пометок, которые подчеркивают важные мысли в конспекте, примеры и др. В правой части записывают материал, в котором выделяют абзацы, подчеркивают главные мысли, ключевые слова.

Часто студенты первых курсов стараются записать лекцию дословно, что приводит к механическому характеру записи, так как человеку тяжело одновременно слушать и понимать язык лектора и записывать  буквально. В процессе такой записи теряется понимание студентом содержания лекции. Психологические исследования показывают, что при механической записи лекции студенты сразу после нее могут воспроизвести не более 8% содержания. Фактически перед сессией они знакомятся с тем же материалом, как с новым.

Работа на лекции может быть сознательной, осмысленной. Слушая преподавателя, общаясь с ним, студент выделяет для себя главную мысль и записывает ее сжато, собственными словами. Осознанную, понятную мысль можно записать быстро, механически, слушая следующую часть занятия. К такому способу записи лекции студент приходит не сразу, нужны время и тренировка. Но именно те студенты, которые успевают понять, отобрать важнейший материал и зафиксировать его, сразу же после лекции воспроизводят 80% ее содержания.

Если студент знает тему следующей лекции и имеет доступ к литературе по ней, то он может ознакомиться с этой темой заранее, чтобы прийти на лекцию со своими представлениями и вопросами по этому материалу. Это дает возможность преподавателю активно общаться со студентами, подробнее остановиться на тех вопросах, которые их интересуют по теме, возможно, иметь элемент дискуссии на лекции, а студенту это поможет лучше понять, запомнить материал и меньше устать на лекции.

Существует мысль, что современная лекция может не предусматривать конспектирования, так как ее содержание может быть доступным студенту через информационные сети. Однако, всегда содержание лекции, на которой преподаватель поясняет новейшие научные достижения, отвечает на вопросы студентов, отличается от того содержания, которое  представлено в электронном конспекте. Кроме того, всегда есть студенты, которые предпочитают собственноручно  написанный конспект электронному, студенты, которые хотят не только видеть и читать учебный материал, но и слышать его – это аудиалы. 

Самостоятельная работа по каждой дисциплине входит отдельным пунктом в учебный план подготовки специалиста. Для нее выносится часть программного материала, которая усваивается студентами в процессе систематической самостоятельной работы на протяжении всего времени изучения курса. Выполнение самостоятельной работы не является самоцелью для студента или преподавателя. Ее задачей является обретение навыков самообразования, в том числе умения ориентироваться в информационном пространстве, навыков логической обработки материала, самостоятельного поиска ответов на вопросы, а также усвоение определенного объема психологических знаний, овладение умением мыслить самостоятельно.

Задания для самостоятельной работы студенты получают на первой лекции, на первом занятии. Темы и вопросы самостоятельной работы для них есть в рабочей программе курса, в методических указаниях.

Для выполнения самостоятельной работы можно использовать учебники и учебные пособия из списка основной литературы, дополнительной литературы, первоисточники.

Есть разные формы самостоятельной работы с учебниками, учебными пособиями, первоисточниками: чтение материала, конспектирование, выписки, аннотации и т.п. При выполнении индивидуального задания формами самостоятельной работы являются написание реферата, эссе, проведение микродиагностического исследования. Для заочников – это выполнение письменной контрольной работы.

Структура реферата.

Если индивидуальное задание выполнялось как реферат, то оно оформляется в соответствии со следующей структурой.

Титульный лист

Содержание

Введение. В нем обосновывается актуальность и практическая значимость темы, формулируется основная проблема, цель, задачи, объект, предмет, исследовательские методы.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме (теоретическая часть).  В ней на основе изучения научной литературы описывается история и современное состояние исследуемой проблемы, основные понятия, классификации, концепции и гипотезы, связанные с ней. Эта часть может быть представлена в виде нескольких разделов, каждый из которых имеет свой заголовок и несколько параграфов. Если основной раздел работы один, то он тоже делится на несколько параграфов, содержание которых сохраняет логику проведенного теоретического исследования.

В конце каждого параграфа должен быть сделан  вывод, который четко и аргументированно определяет ту концепцию, те положения, которых вы придерживаетесь.

Заключение. В нем делается общий вывод о достижении цели теоретического исследования, его основной результат (результаты), ставятся  задачи дальнейшего исследования.

Список литературы. В нем в порядке прохождения ссылок под номерами записываются книги и статьи, которые были использованы при выполнении реферата. Например:

1. Тимошко Г.В. К вопросу о мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов/Г.В. Тимошко //Теоретические и прикладные проблемы психологии и педагогики. – Луганск: СУЮ. – 2003. – С.90-95.

2. Бойко О.В., Качарьян В.С. Психологические особенности профессионального становления практического психолога в современных условиях/О.В.Бойко, В.С. Качарьян//Психология в образовательном пространстве. - Донецк: ДонНУ. – 2012. – С.23-26.

3. Багина В.А. Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении/В.А. Багина [Электрон. ресурс] –  режим доступа: www.wіkіdocs.ru/prevіew/75039/1.

Правильно составленный список литературы поможет рационально организовать оформление сносок при цитировании в реферате. Для этого в тексте реферата, сразу после цитаты или ссылки на автора, в прямых скобках указывается номер первоисточника из списка литературы.

ТЕМАТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ»

Профессиональная подготовка современного специалиста, владеющего психологическими знаниями, сложна и многогранна. Специалист может развиваться как профессионал, как руководитель, менеджер, который работает с людьми, воспитывает кадры, как сотрудник, как человек, способный поддерживать в коллективе благоприятный психологический климат. В работе он постоянно сталкивается с разнообразными ситуациями, и если от него требуется понимание обстоятельств, умение самостоятельно принять решение, наладить отношения в коллективе, то этому соответствуют определенные психологические знания и умения. В частности, нужно знание психологических особенностей работы с людьми, психологии личности, закономерностей, факторов, условий успешного мышления, общения с людьми, самопознания, самоанализа, саморегуляции эмоциональных состояний и т.п. В процессе подготовки к практическим занятиям, в ходе занятий студенты должны закреплять свои психологические знания, углублять их, развивать некоторые психологические умения.    

В «Указаниях» можно познакомиться с темами практических занятий, их планами, заданиями к ним и литературой, а также с методическими рекомендациями по подготовке к занятиям.

При разработке планов практических занятий мы стремились соединить теоретические знания психологии с будущей практикой профессиональной деятельности студентов. В планах практических занятий выделены наиболее важные теоретические и практические вопросы, знание которых необходимо для будущего руководителя.

Методические разработки к каждому занятию имеют одинаковую структуру: вопросы для подготовки; основная учебная литература для чтения, аннотирования, конспектирования; тематика индивидуальных заданий (сообщений); дополнительная литература для подготовки сообщений, рефератов, эссе (учебники, первоисточники); план проведения занятия, который содержит виды деятельности на занятии.

 

 

Формы и методика самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям.

 

 При подготовке к практическим занятиям по психологии часто требуется работать с литературой: аннотировать и конспектировать ее, готовить сообщения, рефераты, рецензировать прочитанную книгу, делать аналитические обзоры.  Педагог Голованова Н.Ф. дает такие рекомендации относительно этих видов обработки литературы.

Аннотирование литературы – это перечень основных вопросов, рассмотренных автором в той или иной работе. Важно прежде всего выделять вопросы, которые имеют прямое отношение к теме реферата или семинара, к которому вы готовитесь.

 Конспект – это короткое изложение какой-нибудь статьи, книги. Он должен быть коротким, и в то же время ясным, полным, точным. При конспектировании сначала бывает трудно уйти от авторского текста, абстрагироваться от несущественных деталей. Но в ходе усвоения мыслей автора и их конспектирования своими словами достигается необходимая ясность и сжатость записей.

Сжатость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметки по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы нужно записывать в формулированиях автора. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.

Как и всякому умению, конспектированию надо научиться. Конспекты начинающих, как правило, бывают более объемными, так как студент не всегда может выделить главное. При конспектировании полезно прочитать источник, как минимум, дважды. При первом чтении складывается общее впечатление о работе, при второй – выделяется главное содержание, которое и заносится в конспект.

При конспектировании важно сразу же находить значения непонятных терминов, используя для этого справочную литературу.

Реферат – это письменная работа, в которой раскрывается сущность вопроса, проблемы, темы на основе изучения научных монографий, сборников, периодических изданий с привлечением личных наблюдений и исследовательских данных. Реферативное исследование –это не эклектичное объединение выписок из книг, а системное творческое научное исследование.

Рекомендации по выполнению реферата и его структура описаны на страницах 21-24.

На основе рефератов к занятию могут быть подготовлены сообщения. Студент может также, выбрав тему индивидуального задания, выполнить ее сразу как сообщение, а не как реферат.

Сообщение оформляют письменно или печатают, в нем указывается тема, раскрывается содержание вопроса на 1-3 страницах текста, дается ссылка на использованный первоисточник, текст обязательно подписывается студентом.

Доклад или сообщение не сводятся к зачитыванию реферата. Они должны быть короче и быть перестроенными на устную речь, так как требования и ожидания слушателей от устной речи докладчика другие, чем от письменного языка реферата. Сложные фразы следует упрощать, язык делать  более контекстным, ярким, выразительным, в речи появляется обратная связь со слушателями.

Рецензирование литературного первоисточника обычно включает:

-   обоснование актуальности рецензируемой работы;

-   короткое изложение теоретической позиции автора рецензируемой работы;

-   аргументированный критический анализ этой позиции в сопоставлении со взглядами других авторов и с собственной позицией;

-   особенности изложения: ясность или путаность, достаточная или недостаточная полнота, аргументированность;

-   выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа: что является ценным в рецензируемой работе, что требует проверки и дополнения, что – неверно, по Вашему мнению.

Аналитический обзор по проблеме может быть построен двояко:

-   в виде изложения истории изучения проблемы (что нового внесли те или иные исследователи);

-   в виде анализа современного состояния проблемы (рассмотренные работы группируются по признаку общности).

Обзор любого вида должен представлять собой анализ и сопоставление работ, выявление данных, которые подтверждают друг друга или противоречат друг другу. Обзор должен заканчиваться короткими выводами.

На практических занятиях студенты занимаются также решением психологических задач и ситуаций. Решение таких задач и ситуаций позволяет развивать умение осуществлять психологически обоснованные действия. Они предусматривают анализ разнообразных жизненных фактов и ситуаций, которые требуют обязательного учета обстоятельств и психологических особенностей людей.

Обсуждение вопросов, которые вынесены на занятия, участие в дискуссии требует определенных знаний, поэтому в планах практических занятий, прежде всего, указаны вопросы для подготовки, а также литература, которой можно пользоваться. Дополнительная литература, представленная в методических указаниях к каждому занятию, есть в библиотеке ДонНАСА (главный корпус, 1 этаж, научный абонемент). Студенты могут и самостоятельно, в других библиотеках, в электронном ресурсе, подобрать источники информации: пособия, научные статьи, монографии. Если студент при этом работает в библиотеке, ему нужно сначала ознакомиться с литературой, имеющейся по теме, в картотеке или электронном каталоге. Если студент ведет поиск информации в электронных сетях, использует интернет-ресурс, он должен при этом правильно оформлять ссылки в списке литературы.

После литературы в методической разработке занятий указана тематика индивидуальных учебно-исследовательских заданий, которые студенты выполняют по желанию, выполнение которых оценивается, повышает рейтинговый балл.

В конце каждой темы приведен примерный план работ (видов деятельности) на занятии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Вопросы для подготовки:

1. Общее понятие о личности.

2. Структура личности по Платонову К.К.

а) направленность;

б) опыт;

в) особенности психических процессов;

г) возрастные и половые особенности личности;

д) темперамент.

3. Структура личности по З. Фрейду.

4. Социум и развитие личности.

 

Литература:

1. Тимошко Г.В. Психология и социальное взаимодействие. Конспект лекций – Макеевка: ДонНАСА. – 2017. –115 с.

2. Яруллина Л.Р. Психология социального взаимодействия – Казань: Изд-во Каз.гос.арх.-стр.ун-та КГАСУ. – 2013. – 127с. http://docplayer.ru/403935-Psihologiya-socialnogo-vzaimodeystviya-chast-2-uchebnoe-posobie.html

3. Братковский М.Л. Психология и этика деловой коммуникации – Донецк: ВИК – 2004. – 234с.

4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения М.: ЮНИТИ-ДАНА – 2002. – 415с.

5. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения М.: Академия – 2003. – 123с.

 

Тематика индивидуальных заданий (сообщений):

1. Отечественные психологи о личности.

2. Персонология о личности.

3. Современные направления в психологии личности.

4. Развитие "Я".

5. Почерк и личность.

6. Как быть собой?

7. Воспитание уверенности в себе.

8. Что такое акмеопсихология?

9. Что такое геронтопсихология?

10. Все о сангвинике.

11. Все о холерике.

12. Все о меланхолике.

13. Все о флегматике.

14. Воспитание индивидуальности или коллективизма?

15. Особенности женской психологии.

16. Особенности мужской психологии.

17. Психология мужчины и женщины: общее и отличия.

 

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: МГУ. – 1990. – 367с.

2. Атватер Иствуд. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2003. – 535с.

3. Гуманістична психологія – К.: Пульсари. – 2001. – 252с.

4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк: Личность. Способ определения характера по почерку – К.: Пермит-продакшн ЛТД. – 1992. – 95с.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развивать уверенность в себе путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить/ Екатеринбург: Литур. – 2000. – 720с.

6. Как построить своё «Я»/ Под ред. В.П. Зинченко – М.: Педагогика. – 1991. – 136с.

7. Леви В. Искусство быть собой – М.: Знание. – 1991. – 256с.

8. Лихи Томас. История современной психологии/С.-П.; Питер. – 2003. – 443с.

9. Немов Р.С. Практическая психология: познание себя, влияние на людей/М.: Владос. – 1999.

10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука. – 1986. – 254с.

11. Таранов П.С. Секреты поведения людей – М.: Агентство ФАИР. – 1997. – 614с.

12. Фромм Эрих. Бегство от свободы – М.: Прогресс. – 1989.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла – М.: Прогресс. – 1990. – 386с.

14. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного – М.: Просвещение. – 1990. – 448с.

15. Фрейд Зигмунд. Психоаналитические этюды – Минск: ООО Попурри. – 1999. – 608с.

16. Фрейд Зигмунд. Толкование сновидений – Минск: ООО Попурри. – 2000. – 576с.

 

План занятия:

1. Устный опрос.

2. Педагогическое тестирование.

3. Сообщения студентов.

4. Обсуждение, дискуссия.

5. Психологическое тестирование: тесты направленности, тесты темперамента.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ОБЩЕНИЕ

Вопросы для подготовки:

1. Общение, его аспекты, виды, стороны.

2. Эффекты социальной перцепции и атрибуции.

3.  Речевое общение. Смысловые барьеры, их преодоление.

3. Невербальное общение. Повышение эффективности общения.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс. –  2009. – 363с. http://elibrary.bsu.az/books_163/N_5.pdf

2. Тимошко Г.В. Психология и социальное взаимодействие. Конспект лекций – Макеевка: ДонНАСА. – 2017. – 115 с.

3. Братковский М.Л. Психология и этика деловой коммуникации. – Донецк: ВИК. – 2004. –  234с.

4. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 415с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов-на-Дону. – Феникс. – 2008. – 672с.

https://www.e-reading.club/bookreader.php/112737/Stolyarenko_-_Osnovy_psihologii.html

6. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения – М.: Академия. – 2003. – 123с.

7. Яруллина Л.Р. Психология социального взаимодействия. – Казань: Изд-во Каз.гос.арх.-стр.ун-та КГАСУ. – 2013. – 127с. http://docplayer.ru/403935-Psihologiya-socialnogo-vzaimodeystviya-chast-2-uchebnoe-posobie.html

 

Тематика индивидуальных заданий (сообщений):

 

1. Социальный интеллект.

2. Развитие речевой культуры общения.

2. Развитие невербального общения.

3. Общение руководителя: ошибки и правила.

4. Культура делового общения.

5. Правила телефонного общения.

6. Психология делового общения.

7. Общение по Д. Карнеги.

8. Общение по А. Шострому.

9. Транзактный анализ Э. Берна.

10. Психология лидерства.

11. Психология межнационального общения.

12. Что такое харизма?

13. Психология влияния.

14. Гений общения.

 

Дополнительная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры - М.: Прогресс. – 1988. – 422с.

2. Братковский М.Л. Психология и этика деловой коммуникации. – Донецк: ВИК. – 2004. – 234с.

3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как развивать уверенность в себе путем публичных выступлений. Как перестать беспокоиться и начать жить. – Екатеринбург: Литур. – 2000. – 720с.

4. Лёвочкина А.М. Этнопсихология. – К.: МАУП. – 2002. – 144с.

5. Мельник Л.П. Психология управления. – К.: МАУП, 1999.

6. Словно Р.С. Практическая психология: познание себя, влияние на людей. – М.: Владос. – 1999.

7. В,Коннор Дж., Мак-Дермот Ян. Принципы НЛП. – К.: София. – 2000.

8. Орбан-Лембрік Е. Психологія управління. – К.: Академвидав. – 2003. – 586с.

9. Паркинсон Дж. Люди делают то, что нужно вам. – М. – 1996. – 160с.

10. Пиз Алан. Язык телодвижений. – М.: Ай-Кью. – 1992. – 262с.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М.: МГУ. – 1989. – 216с.

12. Психология и этика делового общения /Под ред. В.Н. Лавриненко, М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 415с.

13. Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – К.: ВИРА-Р. – 1999. – 384с.

14. Розанова В.А. Психология управления. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-синтез". – 1999. – 352с.

15. Руденский Э.В. Основы психотехнологии общения менеджера. – М.: ИНФРА-М.,Новосибирск: Нтаэиу. – 1998. – 190с.

16. Социальная психология и этика делового общения - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. – 1995. – 160с.

17. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления. – К.: Внешторгиздат. – 1991. – 191с.

18. Ушакова М.Н. Речь человека в общении. – М.: Наука,1989. – 141с.

19. Фомин Ю.А. Психология делового общения. – Минск: Амалфея. – 2000. – 334с.

20. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения. – М.: Академия. – 2003.

 

План занятия:

1. Устный опрос.

2. Педагогическое тестирование.

3. Сообщения студентов.

4. Обсуждение, дискуссия.

5. Психологическое тестирование: тест Ряховского, тест Юнга, тест речевой тревожности и др.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7-8

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

РЕФЕРАТ

на тему:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

ОТЧЕТ

по теме:

 

ТИПИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

 

Выполнил:

студент группы__________

Тимошенко Т.Г.

 

Научный руководитель:

_______________________

 

 

МАКЕЕВКА, 2018

Приложение 3

Образец титульного листа эссе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

 

ЭССЕ

на тему:

ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?

 

Выполнил:

студент группы _________

Иванов И. С.

 

Проверил:

доцент, кандидат психологических наук

Тимошко Г.В.

 

 

Макеевка, 2018

 

 

Приложение 4

Образец титульного листа контрольной работы заочника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОУ ВПО «ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДОНБАССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ»

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

Тимошко Г.В., Кирсанова Т.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к самостоятельной работе И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ студентов

по курсу

"ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ"

(для студентов дневной и заочной форм обучения

всех специальностей)

Макеевка 2018

УДК 159.9 (076)

ББК Ю9я7

 

Тимошко Г.В.

Психология и социальное взаимодействие: учебно-методическое пособие / Г.В. Тимошко, Т.А. Кирсанова - Макеевка: ДонНАСА, 2018. - 56 с.

 

 

В учебно-методическом пособии приведена обзорная информация по рабочей программе, учебная программа курса,  методические рекомендации  к разным видам самостоятельной работы по дисциплине, темы практических занятий, их планы, задания к ним и литература, а также методические указания по подготовке к практическим занятиям.

 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения всех направлений и профилей, изучающих курс «Психология и социальное взаимодействие». Пособие также может быть использовано при изучении курсов «Психология межличностных отношений» и «Психология делового общения».

 

 

Авторы:

Г.В. Тимошко, кандидат психологических  наук, доцент кафедры истории и философии ДонНАСА;

Т.А. Кирсанова, ассистент кафедры истории и философии ДонНАСА.

 

Рецензенты:

И.А. Ярмыш, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ДонНУ;

Н.В. Миклашевич, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки» ДонНАСА.

 

Утверждено на заседании Совета факультета гуманитарной подготовки, протокол № 5 от 26.01.2018 г.

 

Утверждено на заседании кафедры истории и философии, протокол № 5 от 28.12.2017 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………...4

Основные составляющие рабочей программы………………….………….. 5

Цели, задачи дисциплины..………………………………………………….5

Вопросы к зачету………………………………………………………………7

Тематика индивидуальных заданий……………………………………….9

Распределение баллов, которые получают студенты…………………...10

Рекомендуемая литература …………………………………………………11

Учебная программа дисциплины………………………..………………. 16

Дополнительная литература ………….…………………………………...17

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов……..20

Виды индивидуальных заданий студентам дневного отделения……..22

Этапы работы над индивидуальным заданием……………….………..23

Контрольные работы (индивидуальные задания) студентов заочного отделения…………………………………………………………………………27

Методические указания к практическим занятиям ……………………… 30

Задачи и тесты  к практическим занятиям……………………...............46

Приложения………………………………………………………………………52

Введение

 

Личность среди других людей, отношения между людьми, взаимодействия в группах людей изучает социальная психология – важнейшая отрасль психологической науки.  Психология человека в его взаимодействии с другими людьми, с обществом,  его душевное состояние, его способности, его диспозиции, другие аспекты его жизни важны  для руководителей современного производства, для работников производственной сферы, для гражданского общества в целом, а самое главное – для психологической помощи, поддержки человека в этом непростом мире.

Изменяется самосознание граждан, меняется их менталитет. Вместе с тем и психологическая наука не стоит на месте. Разрабатываются новые модели, подходы к профессиональному развитию специалиста, к психологической поддержке личности. Будущий инженер, архитектор, экономист, менеджер  – это не только высококвалифицированный специалист в области специальных наук. Он – порядочный человек. Он –  руководитель, человек с гуманистической миссией. Он овладевает умениями в области сотрудничества с людьми, в развитии и саморазвитии творческих способностей, познавательных и профессиональных способностей, саморегуляции  поведения, чувств и эмоциональных состояний. Эти факторы делают учебную дисциплину "Психология и социальное взаимодействие" необходимой в гуманитарной подготовке студентов технического вуза, их гармоничном развитии, гуманизации воспитания и самовоспитания  студентов не только как будущих инженеров, но и как неповторимых личностей, и в то же время членов общества, коллектива, семьи. Изучая данный спецкурс, вы найдете ответы на свои вопросы относительно поведения человека в обществе, его характера и отношений, относительно той группы, в которой вы учитесь и того производственного коллектива, в который вы попадете в будущем, у вас появятся новые вопросы и желание найти ответы на них.

Изучение курса базируется на знании студентами предшествующего курса философии, а также всех наук, которые изучают человека и с которыми пришлось студентам встретиться в жизни. Теоретической основой курса психологии являются достижения отечественной и мировой философско-психологической мысли, достижения биологических и социальных наук.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 283.