Глава 10. Перспективы развития гражданской обороны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Гражданская оборона, как всякая социальная система, постоянно находится в развитии. Существенно изменяется окружающий нас мир, трансформируются угрозы и опасности и, соответственно, меняются представления о гражданской обороне.

 

Необходимость внедрения новых подходов к организации и ведению граждан-ской обороны обусловлена тем, что в последние годы изменились социально-экономические условия в Российской Федерации, подходы к ведению современных войн и вооруженных конфликтов.

 

В Военной доктрине Российской Федерации отмечается, что военные конфлик-ты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью пора-жения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением раз-личных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициати-

 

вой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут реша-ющими факторами достижения поставленных целей.

 

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточно-го, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

 

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возник-новения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обыч-ных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). При этом в случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств пораже-ния (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само су-ществование государства, обладание ядерным оружием может привести к перераста-нию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт. Исходя из изложенно-го, вероятность возникновения ядерного конфликта представляется невысокой.

 

В качестве технологических особенностей войн будущего эксперты указывают возрастание роли информационного противоборства, повышение точности и избира-тельности оружия.

 

С учетом положений Военной доктрины Российской Федерации должна изме-ниться и система гражданской обороны Российской Федерации.

 

Рассматривая отдаленные риски военного характера, необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия на новых физических принци-пах в основном будут являться пункты управления, личный состав и техника воору-женных сил, критически важные объекты и объекты жизнеобеспечения населения.

 

При этом наиболее опасными для населения в современных войнах будут вто-ричные факторы поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожа-ры, химическое заражение, радиоактивное загрязнение, катастрофическое затопление, нарушение работы систем жизнеобеспечения населения и др.).

 

Прогнозные оценки возможных угроз и опасностей, показывают, что возмож-ные последствия современных военных конфликтов будут характеризоваться:

 

ограниченными потерями среди населения; массированным психологическим и информационным воздействием; нарушением систем управления;

 

поражением транспортной инфраструктуры и ряда базовых отраслей экономики;

 

486


появлением масштабных очагов поражения от вторичных факторов; разрушением систем жизнеобеспечения.

 

Пересмотр возможных сценариев ведения современных войн и вооруженных конфликтов определил необходимость пересмотра подходов к защите населения и со-вершенствования законодательства Российской Федерации.

 

Основным отличием гражданской обороны будущего от существующей будет переход от системы защиты от поражающих факторов при широкомасштабном при-менении ядерного оружия к защите от конкретных видов опасностей, которые могут возникнуть на данной территории, в том числе при применении ядерного оружия по отдельным объектам инфраструктуры. При этом объём мероприятий, проводимых за-благовременно, должен быть соотнесён с риском возникновения конкретного вида опасности, а их проведение должно обеспечивать значимый эффект в виде суще-ственного сокращения возможных жертв и материального ущерба.

 

Развитие гражданской обороны осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

 

реформирование ГО в рамках общей стратегии развития военной организации государства;

 

необходимая достаточность при организации и выполнении мероприятий по ГО; заблаговременность подготовки государства к ведению ГО в мирное время; обеспечение постоянной готовности сил ГО к действиям в условиях военного

 

времени и при ЧС; финансирование ГО как со стороны государства, так и со стороны субъектов

 

РФ, муниципальных образований и организаций; рациональное расходование средств «затраты - эффективность»;

 

повышение социальной значимости ГО, оказание помощи населению в кризис-ных ситуациях;

 

использование новых форм и методов защиты населения и территорий от опас-ностей военного времени и при ЧС.

 

Процесс реформирования гражданской обороны затрагивает проблемы законо-дательства, совершенствования способов и методов защиты населения, финансового и материального обеспечения, строительства и развития сил гражданской обороны и многие другие. Современное состояние гражданской обороны можно оценить как обеспечивающее выполнение основных задач в условиях военного и мирного времени.

 

В основу реформирования закладываются те же принципы, на которых базиру-ется стратегия развития военной организации государства. Характерной чертой ново-го облика гражданской обороны является то, что ее подготовка и ведение должны осуществляться, как и вся оборона страны в целом, исходя из принципа стратегиче-ской мобильности. Суть принципа стратегической мобильности для гражданской обороны состоит в создании возможностей для поэтапного наращивания ее меропри-ятий во времени и пространстве в зависимости от уровня военных угроз, в концен-трации сил и средств в нужное время и в нужном месте.

 

Дальнейшее развитие гражданской обороны осуществляется по следующим направлениям:

 

развитие законодательной правовой базы; совершенствование системы управления и оповещения; повышение эффективности способов защиты населения; реформирование сил.

 

487


Основные мероприятия по развитию нормативной правовой базы включают:

 

создание системы нормативных правовых актов, регламентирующих новые подходы к организации и ведению гражданской обороны;

 

актуализацию нормативных правовых актов по выполнению задач гражданской обороны;

 

разработку технических регламентов, национальных стандартов и федеральных норм и правил по выполнению задач гражданской обороны и осуществлению разре-шительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

 

совершенствование правового механизма по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само-управления в области гражданской обороны.

 

В связи с этим при корректировке Государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее – Госпро-грамма) предполагается разработка и включение в Госпрограмму подпрограммы «Формирование системы обеспечения гражданской обороны», в рамках выполнения которой необходимо обеспечить:

 

внесение изменений в действующую нормативно-правовую базу; создание комплексной системы формирования и управления антикризисными

 

резервами и ресурсами; нормативное правовое и методическое обеспечение деятельности органов

 

управления и должностных лиц гражданской обороны по внедрению механизмов фи-нансового и ресурсного обеспечения мероприятий гражданской обороны.

 

Одной из важнейших задач гражданской обороны является оповещение органов государственного управления и населения. В Российской Федерации действует 1 фе-

 

деральная, 8 межрегиональных, 83 региональных систем оповещения, которые обес-печивают оповещение 80% населения. Улучшить оперативность доведения информа-ции и увеличить охват населения позволяет развитие системы ОКСИОН, а также со-здание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникно-вения ЧС.

 

Дальнейшее совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи осуществляется на основе использования оп-тико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения по следую-щим направлениям:

 

поэтапная интеграция системы управления ГО в единую систему государствен-ного и военного управления;

 

поддержание в постоянной готовности системы централизованного оповеще-ния населения и наращивание сети локальных систем оповещения;

 

развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповеще-ния населения в местах массового пребывания.

 

Завершается реконструкция территориальных систем оповещения и создание локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, расположенных вблизи крупных жилых массивов.

 

Для оповещения населения, не охваченного средствами централизованного оповещения, используются мобильные громкоговорящие средства оповещения, уста-новленные на автомобилях. Главной задачей мобильного комплекса информирования

 

488


и оповещения населения комплекса является информирование и оповещение населе-ния с использованием мобильных современных технических средств и передовых технологий в местах, не оснащенных стационарными средствами, а также в трудно-доступных местах массового пребывания людей.

 

Ключевой проблемой успешного функционирования гражданской обороны яв-ляется обеспечение необходимого уровня защищенности населения. В современных условиях новые подходы к развитию способов защиты населения включают:

 

приоритетность внедрения мероприятий, обеспечивающих защиту населения от всего спектра опасностей мирного и военного времени;

 

накопление фонда защитных сооружений, в основном, за счет освоения под-земного пространства городов;

 

планирование многовариантных способов эвакуации населения, учитывающих реальные возможности транспортной инфраструктуры и загородных зон по приему

 

эвакуируемых; создание запасов средств индивидуальной защиты для аварийно-спасательных

 

формирований, персонала потенциально опасных объектов и населения, проживаю-щего вблизи химически и радиационно опасных объектов.

 

Эвакуация является в настоящее время наиболее эффективным способом пре-одоления гуманитарных катастроф. Эвакуационные мероприятия, как правило, влекут за собой определенные социальные последствия, вызывают необходимость решения многих сложных задач, таких как жизнеобеспечение, транспортное обеспечение, учет

и размещение эвакуируемых лиц и т.д.

 

Вместе с тем в ряде случаев эвакуация является единственным возможным способом сохранить жизнь многих тысяч людей. Эффективность мероприятий в определяющей степени зависит от того, как они подготовлены и организованы. В противном случае возникает массовое неупорядоченное перемещение людей, потоки беженцев и, как следствие, большие социальные последствия. Это наглядно показал опыт произошедших в мире за последние годы вооруженных конфликтов.

 

Отличительной особенностью эвакуации в современных условиях является необходимость быть готовыми к различным вариантам проведения эвакомероприя-тий. При их подготовке следует учитывать те реальные изменения, которые произо-шли в жизни государства и граждан, такие как увеличение количества личного транс-порта, загородного дачно-кооперативного фонда и т.д. Необходимо также учитывать и вероятность внезапного нападения противника, когда некогда будет организованно осуществлять эвакомероприятия. При этом могут возникать стихийные потоки бе-женцев. На этот случай необходимо заранее разрабатывать соответствующие планы действий органов гражданской обороны.

 

Актуальной становится задача по разработке и внедрению в практику строи-тельства новых типов защитных сооружений. Как показывает опыт современных во-енных конфликтов, с учетом того, что массовая эвакуация населения, как правило, не проводится, на территории городов необходимо укрывать значительно большее коли-чество населения. В этих целях необходимо более рационально использовать подзем-ное пространство городов и населенных пунктов для укрытия населения. Речь идет как о фундаментальных сооружениях, типа метрополитенов, так и о таких сооруже-ниях как подвалы, переходы, гаражи и т.д. Наряду с этим возможно устройство спе-циальных отсеков на первых этажах жилых домов, оборудованных более прочными конструкциями.

 

489


Продолжаются работы по созданию нового поколения средств индивидуальной защиты. Эти средства должны защищать от опасных химических, биологических и радиоактивных веществ, иметь малые габариты и обеспечивать простоту и удобство пользования. По нашему мнению, средства индивидуальной защиты необходимо накапливать только для работников химически и радиоактивно опасных объектов, а также проживающего вблизи этих объектов населения.

 

Гражданская оборона активно участвует в сохранении экономического потен-циала в годы войны. В условиях, когда важнейшие промышленные объекты становят-ся первоочередными целями поражения, особое значение приобретают мероприятия гражданской обороны, направленные на сохранение этих объектов.

 

Основные мероприятия по повышению устойчивости объектов, необходимых для обеспечения функционирования экономики и выживания населения в условиях ведения боевых действий должны выполняться заблаговременно, в мирное время. Это требует внесения корректив в нормы инженерно-технических мероприятий граждан-ской обороны с учетом опыта современных войн с применением высокоточного ору-жия. В этом направлении необходимо проведение исследований и разработка методик применения средств комплексной защиты населения

 

Осуществляется внесение корректив в нормы инженерно-технических меро-приятий гражданской обороны с учетом опыта современных войн с применением вы-сокоточного оружия. Проводится работа по оценке возможности использования су-ществующих видов и средств комплексной маскировки для нужд гражданской оборо-ны и, в первую очередь, для защиты стратегически важных объектов. Разрабатывают-ся требования в части повышения физической стойкости наиболее важных элементов производства к воздействию поражающих факторов высокоточного оружия.

 

Сегодня изменился подход к переработке Плана гражданской обороны и защи-ты населения Российской Федерации в рамках подготовки Плана обороны Россий-ской Федерации. В основу Плана гражданской обороны закладываются базовые сце-нарии ведения войн и вооруженных конфликтов, согласованные с Генеральным шта-бом Вооруженных сил Российской Федерации. Оценку возможной обстановки осу-ществляют территориальные органы МЧС России. Это существенно повышает каче-ство планирования, так как грамотно выбрать объекты, разрушение которых окажет существенное влияние на условия жизнеобеспечения региона и устойчивость его функционирования, можно только зная реальную обстановку на данной территории.

 

Появляются новые риски, связанные с развитием ресурсной базы и освоением Арктической зоны Российской Федерации. По некоторым оценкам, в Арктическом регионе может находиться до четверти потенциальных мировых ресурсов нефти и га-за. Площадь ледового покрова Северного Ледовитого океана сократилась до рекорд-ной величины, ожидается дальнейшее его уменьшение. Трасса Северного морского пути становится все более и более доступной для судоходства.

 

Российским северным регионом очень интересуются США и другие страны НАТО. По мнению ряда специалистов вероятно обострение территориальных разно-гласий и пересмотр правового статуса приарктической зоны. Данные шаги Россия не сможет воспринимать спокойно, так как регион жизненно важен с точки зрения наци-ональных интересов. Активно развивается инфраструктура Вооруженных сил России в этом регионе.

 

МЧС России планирует создание десяти специализированных аварийно-спасательных центров и центров мониторинга и ситуационного анализа угроз, и рис-

 

490


ков чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне России. Планируется создание в Рос-сийской Арктике трех опорных аварийно-спасательных центра в Нарьян-Маре, Ду-динке, Певеке, обеспеченных специализированной техникой, способной работать в сложных арктических условиях не только на суше, но и на воде, под водой, в воздухе. Семь резервных АСЦ в Архангельске, Анадыре, Воркуте, Мурманске, Надыме, Про-ведении и Тикси будут полностью аэромобильны и смогут прикрывать всю террито-рию Арктики в реальном времени при возникновении кризисных ситуаций.

 

Основная миссия АСЦ – прикрыть всю территорию Российской Арктики и ак-ваторию Северного морского пути. При этом будет обеспечиваться безопасность не только арктических поселений и Северного морского пути, но и буровых вышек на шельфовых месторождениях нефти и газа, предупреждаться и ликвидироваться раз-ливы нефти и нефтепродуктов в зоне ответственности России; выполняться задачи по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море.

 

Введен в эксплуатацию Арктический центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, работа которого направлена на предупреждение, монито-ринг и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктической зоне

 

В Арктической зоне РФ кроме того размещены атомные электростанции, базы атомных кораблей Северного флота ВМФ и атомных ледоколов, химически опасные

и взрывопожароопасные объекты, стратегически важные коммуникации.

 

С 1 июля 2013 спасательные центры переведены на новую организационно - штатную структуру и оснащены современными образцами техники, что позволит по-высить эффективность применения спасательных воинских формирований, сократить время готовности к выезду подразделений экстренного реагирования.

 

В структуре СЦ МЧС России произошло увеличение количества и численности подразделений, непосредственно принимающих участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, сформированы новые подразделения.

 

Планируется переход на комплектование должностей солдат и сержантов ис-ключительно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

 

Предусмотрено создание аэромобильных подразделений на основе спасатель-ных воинских формирований, региональных и специализированных подразделений ФПС для ликвидации крупномасштабных ЧС и пожаров, в том числе создание аэро-мобильных подразделений в каждом региональном центре для прикрытия критически

 

важных объектов от крупномасштабных ЧС и пожаров Предусмотрено создание новых авиационно-спасательных центров и реформи-

 

рование структуры четырех существующих АСЦ. Таким образом, в системе МЧС России будут функционировать восемь авиационно-спасательных центров, в каждом федеральном округе.

 

В настоящее время в МЧС России проводится активная целенаправленная ра-

 

бота по формированию новых подходов к развитию гражданской обороны на совре-менном этапе. Указанные подходы, учитывающие современные военно-политические

 

и социально-экономические условиях, направлены, с одной стороны, на снижение административных и экономических барьеров, устранение устаревших, избыточных требований в области гражданской обороны, а, с другой стороны, на повышение эф-фективности мероприятий гражданской обороны.

 

 

491








Заключение

 

Человечество в XXI веке не будет избавлено от катастроф и бедствий военного, природного и техногенного характера. К сожалению, возрастает количество воору-женных конфликтов. Частота войн в XX веке превысила частоту за всю историю в 1,5 раза, а во второй половине – в 2,5 раза. В девяностых годах в мире ежегодно происхо-дило порядка 35 вооруженных конфликтов. За 50 лет после второй мировой войны в средних и малых войнах в общей сложности погибло 40 млн. человек и 30 млн. стали беженцами, что сопоставимо с числом жертв и пострадавши в мировых войнах. Рас-тет и доля потерь среди мирного населения. Если в первой мировой войне эта доля составила 5%, то во второй мировой войне уже 50%, в войне в Корее – 84%, во Вьет-наме – около 90%. Таким образом, основные жертвы современных войн – граждан-ское население.

 

Учитывая современное состояние международных отношений, наличие очагов напряженности в непосредственной близости от границ Российской Федерации, об-становка в нашей стране, связанная с потенциальными военными, а также техноген-ными и природными угрозами, остается напряженной. На фоне этой обстановки должны повышаться роль государственной политики по защите населения и террито-рий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера, рас-ти значение усилий государства по противодействию этим угрозам. При этом особая роль отводится гражданской обороне. Опыт ее функционирования в XX веке, накоп-ленный огромный материально-технический, организационный и научный потенциал предопределяют ее ведущее место в общей системе государственных мероприятий по обеспечению безопасности общества в целом и каждого человека в отдельности. Но для ее эффективной деятельности необходимы современная нормативная правовая база, целостная организационная структура, предусматривающая четкое разделение полномочий, подготовленные силы и средства.

 

Гражданская оборона вовлекает в свой процесс большое количество участни-ков, сил, материальных, финансовых и других ресурсов, требует умелого и рацио-нального их использования. Она не может обойтись без сосредоточения усилий, сла-женной работы, тесного взаимодействия и высокой ответственности всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан. Она требует от организаторов этой работы широкого диапазона знаний как в области комплексных подходов, так и специфических узкопрофессиональных вопросов, уме-ния вести анализ быстро меняющейся обстановки, зависящей от многочисленных и противоречивых факторов.

 

 

492



Литература

 

1. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (с изменениями от 3 ноября, 28 декабря 2010 г.).

 

2. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30

 

октября 2007 г., 30 декабря 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 19 мая, 27 июля, 28, 29

декабря 2010 г.).

 

3. Федеральный закон РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 1 апреля, 9 мая 2005 г., 2 февраля, 25 октября, 4, 18 декабря 2006 г., 26 апреля, 18 октября 2007 г., 22 июля 2008 г., 14 марта, 19 июля, 9, 25 ноября 2009 г., 23 июля, 28 сентября, 29 декабря 2010 г.).

 

4. Федеральный закон от 29.12.1994г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» (с изменениями от 17 марта 1997 г., 12 февраля 1998 г., 30 декабря 2001 г., 24, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа, 2 ноября 2004 г., 2 февраля 2006 г., 30 декабря 2008 г., 28 декабря 2010 г.).

 

5. Федеральный закон от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г., 22 августа, 2, 29 ноября, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 28 апреля

2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г.).

 

6. Федеральный закон от 09.01.1996г. № 3 ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями от 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г.).

 

7. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря

2008 г., 27 декабря 2009 г., 23, 27 июля 2010 г.).

 

8. Федеральный закон от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 декабря 2005 г., 3, 6 июля, 4 декабря 2006 г., 19, 26 июня

 

2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 9 апреля, 9 ноября 2009 г., 5, 8 мая, 27 июля, 23 декабря 2010 г.).

 

9. Федеральный закон от 12.02.1998г., № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23 декабря 2010 г.) .

 

10. Федеральный закон РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г.).

 

11. Федеральный закон от 27.07.06г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями от 27 июля

 

2010 г.).

 

12. Федеральный закон от 27.07.06г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями от 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г.).

 

13. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»

14. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 «Вопросы

 

493


Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 21 октября 2005 г., 21 апреля, 23 октября, 17 ноября 2008 г., 24 мая, 12 декабря 2009 г., 6, 14 мая, 17, 28 декабря 2010 г., 2 января 2011 г.).

 

15. Указ Президента Российской Федерации от 27.05.1996г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской Федерации» (с изменениями от 25 сентября 1999 г., 9 сентября 2000 г., 5 августа 2002 г., 8 мая 2005 г.).

 

16. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

 

17. Указ Президента Российской Федерации от 5.02 .2010г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации».

 

18. Указ Президента РФ от 15.02.2006г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г., 4 ноября 2007 г., 29 февраля, 8 августа 2008 г., 4 июня, 10 ноября 2009 г., 22 апреля, 8 октября 2010 г.).

 

19. Указ Президента РФ от 2 июля 2005г. N 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

 

20. Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2011г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России».

 

21. Основы единой государственной политики Российской Федерации в

 

области гражданской обороны на период до 2020 года. Утверждены Президентом РФ

 

-3.09.2011 г.

 

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 5 апреля 1999 г., 8 августа

2003 г., 23 декабря 2004 г.).

 

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных

 

ситуаций» (с изменениями от 27.05.2005г., 3.10.2006г., 7.11., 10.03., 16.07.2009г., 2, 8.09.2010г., 4.02.2011г., 19.11.2012г.).

 

24. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».

 

25. Постановление Правительства РФ от 3 октября 1998 г. N 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

 

26. Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1998г. N 1115 «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне».

 

27. Постановление правительства от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

 

28. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996г. N1340 «О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

29. Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

 

30. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 «О

 

494


накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

 

31. Постановление Правительства РФ от 21.08.2000г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

 

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 2.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» (с изменениями от 15 августа 2006 г., 22 октября 2008 г.).

 

34. Постановление Правительства Российской Федерации 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера» (с изменениями от 1 февраля 2005 г., 15 июня 2009 г., 8 сентября 2010г.).

 

35. Постановление Правительства РФ от 22.06.04г. № 303 ДСП «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

 

36. Постановление Правительства РФ от 23.04.1994г. № 359. «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями».

 

37. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (с изменениями от 6 мая

2003 г., 11 января 2006 г., 4 декабря 2009 г.).

 

38. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000г. № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

 

39. Постановление Правительства РФ от 20.06.2005г. № 385 «О федеральной противопожарной службе» (с изменениями от 29 декабря 2009 г.).

40. Постановление Правительства РФ от 5.12.2005г. № 725 «О взаимодействии

 

и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 8 декабря 2008 г.).

 

41. Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993г. № 177 «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения РФ в ЧС мирного и военного времени»

 

42. Постановление Правительства РФ от 1.03.1993г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»

 

43. Постановление Правительства РФ от 03.06.2011 г. «О некоторых вопросах гражданской обороны в Российской Федерации».

 

44. Приказ МЧС России от 6.08.2004г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальной органе МЧС России, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти по субъекту Российской Федерации» (с изменениями от 24 октября 2006 г., 2 июля, 6 августа 2007 г., 8 сентября 2008 г., 11 января 2012 г.).

 

45. Приказ МЧС России от 01.10.2004г. № 458 «Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России – Региональном Центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями от 24 октября 2006 г., 19 февраля, 29 октября 2007 г., 4 декабря 2008

 

495


г., 2 февраля 2009 г., 30 марта, 22 декабря 2010 г.,11 января 2012 г.).

 

46. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных АСФ»

 

47. Приказ МЧС России от 7 марта 2007 г. № 121. «Об утверждении Концепции информационной безопасности МЧС России».

 

48. Приказ МЧС России от 1.04.2005 г. № 278 «О дальнейшем совершенствовании поисково-спасательных формирований МЧС России»

49. Приказ МЧС России от 27 мая 2003 г. № 285. «Об утверждении и введении

 

в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» (с изменениями от 10

 

марта 2006 г., 19 апреля 2010 г.).

 

50. Приказ МЧС России от 25 декабря 2005 г. № 993. «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты» (с изменениями от 19 апреля 2010 г.).

 

51. Приказ МЧС России от 15.10.1997 года №614 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния вооружения и техники в соединениях, воинских частях гражданской обороны, подведомственных МЧС России учреждениях и предприятиях».

 

52. Приказ МЧС России от 31.01.1996г. №52 «О введении в действие Руководства о порядке использования автомобильной техники в МЧС России».

 

53. Приказ МЧС России от 17.12.2008г. № 783 «Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. приказа МЧС России от 31.12.2010г. №

 

714).

 

54. Приказ МЧС России от 04 марта 2011 года № 54 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме лабораторного контроля и прогнозирования ЧС РСЧС».

 

55. Приказ МЧС РФ от 16.02.2012г. № 70 дсп «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)»

 

56. Методические рекомендации по ликвидации последствий радиационных и химических аварий. Департамент ГЗ МЧС РФ. Центр стратегических исследований гражданской защиты МЧС России. 2005 г.

 

57. Нормы радиационной безопасности СП 2.6.1.2523-09 (НРБ-99/2009), утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ 27

 

июля 2009 г. № 47.

 

58. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010), утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ 26 апреля 2010 г. № 40.

 

59. Методические рекомендации по применению и действиям нештатных АСФ при приведении в готовность ГО и ликвидации ЧС. Под общей ред. директора ДГЗ МЧС РФ В.А. Пучкова 2005г.

 

60. Методические рекомендации по созданию, подготовке и оснащению нештатных АСФ. Под общей ред. директора ДГЗ МЧС РФ В.А. Пучкова. 2005г.

 

61. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения ГОСТ Р 22.0.01-

 

94г.

 

496


62. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий ГОСТ Р 22.0.02-94г.

63. Связь военная. Термины и определения. ГОСТ В 23609-79 г.

 

64. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. ГОСТ Р 22.0.005-94 г.

 

65. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях. Общие требования ГОСТ Р 22.03.01.94г.

 

66. СНиП 2.01.51-90 «Нормы проектирования. ИТМ ГО».

 

67. СНиП II-11-77* «Нормы проектирования. Защитные сооружения ГО».

 

68. СНиП 2.01.54-84 «Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках».

 

69. СНиП 3.01.09-84. «Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны».

 

70. СНиП 2.06.15-85 «Инженерная защита территорий от затопления и подтопления».

 

71. СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах».

 

72. СНиП 2.01.53-84 «Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства».

 

73. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Деловой экспресс, 2005. – 520 с.

 

74. Современные войны м гражданская оборона / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ИПП «КУНА», 2008. – 296 с.

 

75. Ефимов А.В., Попов А.В., Резник И.А. Автоматизация управления предупреждением и ликвидацией чрезвычайной ситуации. АГЗ, Новогорск. 2001, Инв. 1037дсп

76. Волков С.С., Гаваза В.С., Захаркин В.П. и др. Обеспечение мероприятий

 

и действий сил ликвидации ЧС. Часть 2. Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. Книга 1. Способы и средства инженерного обеспечения ликвидации ЧС. /Под общ. ред. Шойгу С.К./ – Калуга: ГУП «Облиздат», 2000.

 

77. Дзыбов М.М., Коломиец Я.Ф., Овсяник А.И. и др. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. Часть 2. Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. Книга 3. Организация инженерного обеспечения мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. /Под общ. ред. Шойгу С.К./ – Калуга: ГУП «Облиздат», 1999.

 

78. Акатьев В.А., Волков С.С., Гаваза В.С. и др. Обеспечение мероприятий и

 

действий сил ликвидации ЧС. Часть 2. Инженерное обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации ЧС. Книга 2. Оперативное прогнозирование инженерной обстановки в ЧС. /Под общ. ред. Шойгу С.К./ – М.: ЗАО «Фирма» ПАПИРУС», 1998.

 

79. Единые правила безопасности при взрывных работах (ПБ 13-407-01). – М.: НПО ОБТ, 2002.

 

80. Шульгин В.Н. Инженерная защита населения и территорий в ЧС мирного

 

и военного времени. Учебник для вузов. /Под общ. ред. В.А. Пучкова/ – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.

 

81. Тараканов Н.Д., Овчинников В.В.. Комплексная механизация спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. (Учебник для

 

 

497


студентов и слушателей высших учебных заведений). М.: Энергоатомиздат, 1984.-

304с.

 

82. Машины для землеройных работ. Под общей редакцией д-ра техн. наук проф. Д.П. Волкова. – М.: Машиностроение, 1992.

 

83. Наставление по организации действий Спасательных воинских формирований МЧС России. Часть 1. Спасательный центр, спасательный отряд. – Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012г., 78с.

 

84. Наставление по организации действий Спасательных воинских формирований МЧС России. Часть 2. Рота, взвод, отделение. – Химки: ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012г., 114с.

 

85. Основы применения и действий соединений и воинских частей войск гражданской обороны / Учебное пособие. – М: Издательство «Спорт и культура-

2000», 2006. – 264с., Инв. № 1714 дсп.

 

86. Перспективы развития гражданской обороны Российской Федерации и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на современном этапе. Тезисы выступления на сборах, проводимых ДГЗ МЧС России 30 июля 2014 г.

 

87. Спасательный центр МЧС России. Уч. Пособие с грифом МЧС – Химки: АГЗ МЧС России, 2014.

 

88. Горяйнов А., Королев Б. Использование ArcInfo и ArcView GIS в центре управления в кризисных ситуациях МЧС России /Arcreview. Современные геоинфор-мационные технологии № 4, 2000. –М.: Дата+, 2000.

 

89. Павлов С.В., Багманов В.Х., Васильев А.Н. и др. Геоинформационная си-стема оценки, моделирования и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Респуб-

 

лике Башкортостан/Arcreview. Современные геоинформационные технологии № 4,

 

2000. –М: Дата+, 2000.

 

90. Шаманский С.И., Василенко В.В., Заусаев А.А. и др. Топографическая подготовка. Учебник. (Часть 1) Химки: АГЗ. 2011.

 

91. Военная топография: Учебник для высших военно-учебных заведений МО РФ; Воениздат, 2008.

 

92. Современные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Москва, ФКУ ЦСИ ГЗ МЧС России, 2013.

 

93. Шаманский С.И., Лещенко А.П. и др. Военная топография. Учебник для высших учебных заведений МЧС РФ; Химки, АГЗ, 2014.

 

94. Сборник законодательных и нормативных документов по проблеме

 

обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики и территорий. Под общей ред. Рейхова Ю.Н./ Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Учебно-методическое посо-бие. - Химки; ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»: 2011. -

276 с.

 

95. Рейхов Ю.Н., Лебедев А.Ю., Тугушов К.В. Устойчивость объектов эко-номики в чрезвычайных ситуациях. Часть II. Основы устойчивого функционирования объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуаци-

 

ях: Учебник /ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России». – Химки:

 

2011. - 273 с.

 

96. Мобилизационная подготовка экономики. Экономическое обеспечение готовности гражданской обороны в современных условиях. Учебное пособие. – М.:

 

2010.

 

498


97. Мобилизационная подготовка экономики. Информационный сборник,

 

№1, июнь 2011.

 

98. Устав по организации действий подразделений спасательных воинских формирований МЧС России. Часть 1 и 2. – М.: ДПСС МЧС России, 2013.

 

99. Спасательный центр МЧС России. Уч. Пособие с грифом МЧС – Химки: АГЗ МЧС России, 2014.

 

100. Матеишен Р.С. Военная эпидемиология: учебное пособие для студ. мед. вузов / Р.С. Матеишен, Б.В. Кравец, Ю.В. Суторин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 192 с. (Высшее образование)

 

101. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Военная эпидемиология: противоэпидемическое обеспечение в военное время и при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие для студ. мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2007. – 152 с.

 

102. Супотницкий М.В. Биологическая война. Введение в эпидемиологию ис– кусственных эпидемических процессов и биологических поражений: монография / М.В. Супотницкий. – М.: «Кафедра», «Русская панорама», 2013. – 1136 с.

 

103. Правдивцев В.Л. Тайные технологии. Биосферное и геосферное оружие / В.Л. Правдивцев. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 335 с.

 

104. Биологическая безопасность. Термины и определения / Под ред. академика РАМН Г.Г. Онищенко, члена корреспондента РАМН В.В. Кутырева – Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство», 2006. – 112 с.

 

105. Бриго Н.И. Эпидемиология: Учебник: В 2 т. Т.1 / Н.И. Бриго, Л.П. Зуева, В.И. Покровский, В.П. Сергиев, В.В. Шкарин. – М.: Издательство «Медицинское информационное агентство», 2013. – 832 с.

 

106. Бриго Н.И. Эпидемиология: Учебник: В 2 т. Т.2 / Н.И. Бриго, Л.П. Зуева, В.И. Покровский, В.П. Сергиев, В.В. Шкарин. – М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2013. – 656 с.

 

 

499

 







Дата: 2019-02-25, просмотров: 312.