Многолетний опыт эксплуатации ГИС в рамках РСЧС в мирное время позволил оценить их возможности при ведении ГО в военное время
На первых этапах работы специалистам казалось, что все проблемы сводятся к выбору программных средств. Когда выбор был сделан, стало ясно, что не хватает исходных данных. Для хорошего проекта необходима качественная картографическая и специальная цифровая информация.
Решение этой проблемы во многом зависит от качества подготовки специалистов, с одной стороны, глубоко разбирающихся в проблемах предупреждения и действий в ЧС, с другой — хорошо знающих теорию и практику ГИС.
Развитие ГИС происходит по мере накопления информации, повышения ее качества, вместе с совершенствованием средств вычислительной техники и средств коммуникации, средств и методов дистанционного, поверхностного и глубинного зондирования земной поверхности.
Немаловажное значение в развитии ГИС для применения в военное время имеет последовательная реализация наиболее удачных математических моделей природных и техногенных ЧС в мирное время, так называемых ГИС-приложений.
Ближайшая перспектива развития ГИС для ведения ГО связывается с использованием современных компьютерных сетей, связанных со спутниковыми цифровыми системами дистанционного зондирования, спутниковыми системами навигации (GPS <NAVSTAR> и «ГЛОНАСС»), возможностью использования беспилотных летательных аппаратов для проведения регулярного мониторинга состояния рек, технологических объектов, транспортной инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов различного назначения, местоположения несанкционированных свалок и т. д. В настоящее время мониторинг осуществляют 10 спутников, а до 2020 года сигнал планируется принимать с 24 космических аппаратов с оперативностью снимков 1 – 2 часа. Разрешение полученных из космоса фотографий составит до 0.8 метра.
Рассматриваемые сети могут обеспечить оперативный сбор, обновление и хранение данных о ведении ГО, о ЧС, возникающих вследствие военных действий, непосредственно на местах. Базы данных, распределенные на удаленных компьютерах, должны быть доступны из любого центра. Тогда на любых периферийных станциях можно будет получить результаты анализа и оперативные данные мониторинга, относящихся к конкретному ТВД, конкретному виду ЧС, а, следовательно, получить информацию, необходимую для поддержки принятия решений направленных на предупреждение и ликвидацию ЧС военного характера, защиту населения и территорий от данных ЧС.
9.12 . Финансовое обеспечение 104
Общие положения по финансированию мероприятий ГО
Основными понятиями в области финансирования мероприятий ГО являются: государственные заказчики по поставкам продукции (работ, услуг), для госу-
дарственных нужд (далее - государственные заказчики) - федеральные органы испол-нительной власти и организации, находящиеся в ведении этих органов;
104 Мошкин А.С. Каф. 41 «Экономики, финансов и менеджмента»
470
заказчики по поставкам продукции (работ, услуг) для нужд в области граждан-ской обороны (далее – заказчики (потребители) - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
поставщики продукции (работ, услуг) – организации (предприятия), находящи-еся в ведении органов исполнительной власти Российской Федерации и иные органи-зации, расположенные на территории субъекта Российской Федерации (далее – по-ставщик);
собственник – юридическое лицо, обладающее правом собственности, высту-пающее в роли владельца, распорядителя, пользователя объекта собственности;
потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее продукцию (работы, услуги).
Государственным заказчиком по выполнению мероприятий по гражданской обороне является МЧС России.
МЧС России осуществляет следующие функции государственного заказчика: разработка перечня научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра-
бот в интересах гражданской обороны; разработка перечня имущества, оборудования и специальной техники, закупае-
мых в интересах гражданской обороны (средства защиты органов дыхания, аппарату-ра связи и централизованного оповещения гражданской обороны, метрологическая техника);
создание страхового фонда аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты жизнеобеспечения населения.
Задачи планирования и финансирования мероприятий по гражданской обороне заключаются:
в правильном определении потребности в денежных средствах (в пределах установленных норм) для обеспечения готовности федеральных органов исполни-тельной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий
и организаций к выполнению мероприятий гражданской обороны и защите от ЧС, выполнения планов оперативной и боевой подготовки личного состава НАСФ, со-держания специальной техники и имущества гражданской обороны и РСЧС;
в своевременном истребовании денежных средств от довольствующего финан-сового органа;
в обеспечении планового, хозяйственно-целесообразного и экономного исполь-зования полученных денежных средств.
Финансирование мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС осу-ществляется за счет ассигнований в основном из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности.
Ответственность за организацию финансирования мероприятий по гражданской обороне возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и руководство организаций.
Финансированию за счет ассигнований из федерального бюджета подлежат ме-роприятия, являющиеся определяющими для функционирования системы граждан-ской обороны и РСЧС и имеющие общегосударственное значение, включенные в
471
проект прогноза социально-экономического развития страны, которые проводятся (выполняются) федеральными органами исполнительной власти Российской Федера-ции и по их поручению органами исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации.
Финансирование на подготовку и проведение мероприятий гражданской обо-
роны:
бюджетных организаций осуществляется из федерального бюджета с отраже-нием в смете расходов этих организаций;
организаций независимо от организационно-правовых форм собственности осуществляется из собственных средств этих организаций путем отнесения указан-ных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Расходы на содержание систем оповещения запасных пунктов управления, за-щитных сооружений гражданской обороны, узлов связи, объектовых систем центра-лизованного оповещения и на другие мероприятия, проводимые предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм собственности, в целях обеспечения защиты своих работников, относятся на себесто-имость продукции (работ, услуг), а бюджетными предприятиями, учреждениями и ор-ганизациями включаются в общую смету расходов на их содержание.
Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой по мероприятиям граж-данской обороны и вводом в действие планов гражданской обороны, предусматрива-ются в сметах отраслевых и территориальных органов управления, а также в планах предприятий, учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм собственности.
Капитальный ремонт защитных сооружений и прочих сооружений гражданской обороны, а также средств связи, оповещения и специального оборудования граждан-ской обороны федерального, регионального, территориального и местного значения осуществляется за счет общих ассигнований, выделяемых на капитальный ремонт из бюджетов, соответствующих уровней.
Капитальный ремонт указанных объектов, содержащихся предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляется за счет средств амортизационного фонда, создаваемого предприятием, учреждением, организацией по этим объектам.
Оплата расходов организаций, привлекаемых к выполнению мероприятий по гражданской обороне и защите от ЧС, осуществляется за счет органа, принявшего решение об их привлечении.
Финансовое планирование, порядок истребования и использования денеж-ных средств на мероприятия по гражданской обороне
Планирование и распределение финансовых средств, выделяемых из федераль-ного бюджета на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны и защи-ты от ЧС осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство экономического развития и торговли Российской Феде-рации (Минэкономразвития России) и Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), а также федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основными документами для финансового планирования и использования де-нежных средств являются:
годовая смета-заявка;
472
уведомление о бюджетных ассигнованиях или лимитах бюджетных обяза-тельств федерального бюджета;
утвержденная смета доходов и расходов; требования на отпуск денежных средств;
расчеты на потребные денежные средства по сметным подразделениям. Основанием для составления годовой сметы-заявки в организациях служат: приказы и директивы Министра МЧС России, приказы руководящего состава; численность НАСФ, их штаты (штатные расписания) и табели к ним; нормы отпуска денежных средств и нормы материального снабжения;
планы оперативной и боевой подготовки личного состава, хозяйственной, ма-териально-имущественной, учебной и производственной деятельности невоенизиро-ванных формирований, учреждений, организаций и объектов ГО и РСЧС;
данные о фактических расходах денежных средств в текущем бюджетном году
и об обеспеченности формирований, учреждений и организаций имуществом, обору-дованием и материалами.
В сметных расчетах должно быть предусмотрено полное обеспечение денеж-ными средствами всех мероприятий гражданской обороны, проводимых в этих орга-низациях.
Ответственность за правильное и своевременное составление расчетов несут
начальники соответствующих служб.
Годовая смета-заявка составляется учреждениями и организациями граждан-ской обороны на все денежные средства, отпускаемые по смете гражданской обороны Российской Федерации.
Суммы, заявленные на подготовку и проведение мероприятий по гражданской
обороне, учреждениями и организациями гражданской обороны включаются в годо-вую смету-заявку.
Соответствующие финансовые органы проверяют расчеты, докладывают начальникам гражданской обороны и по их указаниям составляют годовые сметы-заявки на предстоящий год с приложением объяснительной записки с обоснованием испрашиваемых сумм по статьям сметы гражданской обороны Российской Федерации.
Финансовые отделы органов уполномоченных на решение задач в области
гражданской обороны субъекта Российской Федерации, федеральных органов испол-нительной власти Российской Федерации рассматривают поступившие сметы-заявки, определяют суммы денежных средств, подлежащих назначению на планируемый год,
и включают эти суммы в проекты годового финансового плана учреждений и органи-заций гражданской обороны.
Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и представляют в установленном порядке Планы основных мероприятий по граждан-ской обороне и защите от ЧС и заявки на возмещение расходов на мероприятия по гражданской обороне Российской Федерации в Минэкономразвития России, Минфин
России по согласованию с МЧС России.
Бюджетные организации и организации независимо от организационно-правовых форм собственности с приложением объяснительной записки и технико-экономическим обоснованием по проводимым мероприятиям представляют в уста-новленном порядке сметы расходов этих организаций, в том числе по мероприятиям
473
по гражданской обороне и защите от ЧС, в соответствующие органы местного само-управления.
Минэкономразвития России совместно с Минфином России и МЧС России формируют проект бюджетной заявки, в том числе на подготовку и проведение меро-приятий гражданской обороны в соответствующем финансовом году.
Федеральные органы исполнительной власти производят уточнение расчетов по объемам закупок и поставок продукции, необходимой для проведение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны для федеральных государственных нужд, уточняют проект бюджетной заявки, обеспечивая при этом согласованность и комплексность решения задач гражданской обороны, при необходимости проводят согласование с региональными органами государственного управления, а также орга-нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании этих заявок и в соответствии с установленными заданиями в об-ласти гражданской обороны Минэкономразвития России формирует проект государ-ственного оборонного заказа в части, касающейся мероприятий гражданской оборо-ны, и сводную заявку в Минфин России для формирования проекта федерального бюджета на соответствующий год.
Размещение оборонного заказа проводится на конкурсной основе, за исключе-нием работ по поддержанию мобилизационных мощностей. В случае, если претен-денты на участие в конкурсе на размещение оборонного заказа отсутствуют, а также в случае, если по результатам проведения указанного конкурса не определен головной исполнитель (исполнитель), оборонный заказ обязателен для принятия государствен-ными унитарными предприятиями, а также иными организациями, занимающими до-минирующее положение на товарном рынке или обладающими монополией на произ-водство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу, при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством Российской Федерации уровень рентабельности производства этих видов продукции (работ, услуг).
Финансовые условия исполнения государственного контракта содержат смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства по государственному контракту, согласованную цену, норму прибыли и конечные размеры возмещения финансовых потерь в зависимости от фактически скла-дывающихся условий выполнения контракта. В случае сложности и долгосрочности заказа на закупку и поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государствен-ных нужд в государственном контракте предусматриваются условия пересмотра цен или отдельных ее элементов с учетом возможных изменений конъюнктуры рынка (цен на сырье, материалы, другие ресурсы, приобретаемые для выполнения государственно-го контракта на рынке, а также порядок распределения убытков (прибылей) между сто-ронами, возникающих по независимым от договаривающихся сторон причинам (сти-хийные бедствия, коммерческий или научно-технический риск и др.).
Государственные заказчики по мероприятиям гражданской обороны и защиты от ЧС направляют бюджетные средства предприятиям, учреждениям и организациям-исполнителям мероприятий, несут ответственность за их целевое использование и представляют в установленном порядке в Минфин России отчеты о фактическом ис-пользовании этих средств.
Утвержденные сметы-заявки (вторые экземпляры) высылаются нижестоящим организациям с утвержденными годовыми назначениями денежных средств на пла-нируемый год по каждой статье сметы гражданской обороны Российской Федерации.
474
Расчеты хранятся при годовой смете-заявки и служат для руководства при ее испол-нении, а также для контроля за расходованием средств.
Средства по смете гражданской обороны и защиты от ЧС только в течении того бюджетного года, в котором они отпущены; все остатки бюджетных средств, образо-вавшиеся к концу года, сдаются на восстановление кредитов довольствующему фи-нансовому органу в установленные сроки.
Если по каким-либо особым причинам остатки бюджетных средств по оконча-нии бюджетного года не могут быть возвращены довольствующему финансовому ор-гану на восстановление кредитов, они не позднее января следующего года сдаются в доход федерального бюджета; расходование этих сумм в новом бюджетном году за-прещается.
Запрещается также перечисление в конце года учреждениям, предприятиям и организациям денежных средств за имущество и услуги, которые фактически будут получены в новом году, кроме случаев, предусмотренных законом.
Денежные средства должны расходоваться по прямому назначению, в соответ-ствии с утвержденными сметами и планами, и только на надобности, предусмотрен-ные:
для средств по смете МЧС России - Перечнем расходов на мероприятия по гражданской обороне Российской Федерации;
для средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета – утвержденной установленным порядком сметой расходов.
Финансовые органы органов государственной власти Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и ор-ганов местного самоуправления проверяют целевое использование денежных средств, выделяемых из соответствующих бюджетов на мероприятия гражданской обороны.
Средства местного бюджета истребуются муниципальными (районными, го-родскими) органами, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, по годовой смете. Об исполнении сметы расходов по местному бюджету эти муниципальные (районные, городские) органы ежеквартально, не позднее 10 числа следующего за отчетным кварталом месяца представляют отчет финансовому органу, от которого средства поступили.
Для реализации государственных контрактов предприятия-поставщики (учре-ждения, организации) обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами (бюджетными ассигнованиями).
Договора (контракты) на проведение работ (услуг, производство продукции, передачу, поставки, закупки имущества, других материальных средств) с организаци-ями - производителями или собственниками этих средств, заключаются на сроки и в объемах, согласованных договаривающимися сторонами в письменной форме, с госу-дарственной регистрацией договоров аренды недвижимого или иного имущества.
Приемка работ (услуг, произведенной продукции, закупленных материальных средств или другого имущества) представителями заказчиков (потребителей) произ-водится в соответствии с ранее заключенными договорами (контрактами) с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по актам сдачи-приемки (переда-точным актам) с приложениями, составляемым в трех экземплярах.
Выполнение незавершенных к моменту передачи работ по услугам, производ-ству и поставкам продукции, по их подготовке к использованию по прямому предна-
475
значению, отмеченные в актах сдачи-приемки, осуществляется силами организаций - исполнителей работ, поставщиков имущества за счет средств, предусмотренных на эти цели в договорах (контрактах), а завершение подготовки материальных средств (работ, услуг) в случае необходимости организуется и осуществляется силами субъ-ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций за счет средств последних.
Органы исполнительной власти утверждают заключения и принимают решения о составе и учете затрат на проведенные работы (услуги, произведенную продукцию, передаваемые, поставляемые материальные средства), на основе которых соответ-ствующими подразделениями и службами гражданской обороны вырабатываются предложения о возмещении расходов, понесенных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаци-ями.
Устанавливается следующий порядок возмещения расходов:
организации подают заявления с приложением соответствующих подтвержда-ющих документов о возмещения расходов в соответствующие органы исполнитель-ной власти и органы местного самоуправления, которые рассматривают заявления с прилагаемыми к ним документами и принимают решение о возможности возмещения расходов или возвращают заявления на доработку.
Если для возмещения расходов средств бюджетов субъектов Российской Феде-рации и соответствующих местных бюджетов (с учетом предоставляемых субвенций) недостаточно, в Минэкономразвития России, Минфин России и МЧС России, направ-ляется заявка.
Минэкономразвития России, Минфин России и МЧС России формируют свод-ную заявку на возмещения расходов за счет средств федерального бюджета с распре-делением средств по регионам и предоставляют ее на рассмотрение Правительству Российской Федерации.
По решению Правительства Российской Федерации о возмещения расходов со-гласно поступающим заявлениям и дотационным заявкам МЧС России информирует заявителей (соответствующие органы исполнительной власти и органы местного са-моуправления).
Минфин России через территориальные органы федерального казначейства пе-речисляют средства на возмещение расходов на подготовку и проведение мероприя-тий по гражданской обороне в субъекты Российской Федерации и осуществляют кон-троль за их расходованием.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 314.