Государственные заказчики осуществляют размещение заказов на продукцию для федеральных нужд на конкурсной основе.
Государственный заказчик:
организует и проводит конкурсы в целях определения головного исполнителя (исполнителя);
согласовывает цену на продукцию (работы, услуги), заключает государствен-ный контракт на поставки продукции (работ, услуг);
обеспечивает финансирование работ; осуществляет контроль за использованием головным исполнителем (исполни-
телем) финансовых средств, выделенных на выполнение работ;
476
осуществляет контроль за выполнением работ как на отдельных этапах, так и в целом;
участвует в испытаниях опытных образцов (комплексов, систем) вооружения и техники, серийной продукции, а также комплектующих изделий и материалов;
организует и проводит государственные испытания опытных образцов (ком-плексов, систем) вооружения и техники, осуществляет подготовку документации для принятия их на вооружение (снабжение);
утверждает конструкторскую документацию для осуществления серийного производства вооружения и техники.
Государственный заказчик может на основе государственного контракта пере-давать головному исполнителю часть своих функций по выполнению оборонного за-каза:
головной исполнитель - организация, заключившая государственный контракт с государственным заказчиком на поставки продукции (работ, услуг) по оборонному заказу и оформляющая договоры с исполнителями оборонного заказа на поставки продукции (работ, услуг);
исполнитель - организация, участвующая в выполнении оборонного заказа на основе контракта с государственным заказчиком или головным исполнителем (ис-полнителем);
государственный контракт - договор, заключенный государственным заказчи-ком с головным исполнителем (исполнителем) и предусматривающий обязательства сторон и их ответственность за выполнение работ.
Поставщик (исполнитель):
должен иметь необходимые финансовые средства, оборудование и другие ма-териальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обла-дать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного кон-тракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обяза-тельных платежей в государственные внебюджетные фонды;
не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом).
Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена
Для реализации государственных контрактов (договоров) предприятия-поставщики (учреждения, организации) обеспечиваются необходимыми финансовы-ми ресурсами (бюджетными ассигнованиями). Государство обязано обеспечить вы-годность обязательного государственного контракта и своевременно финансировать все издержки.
9.13 . Морально - психологическое обеспечение 105
Сложность и важность выполняемых задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требует осуществления до-полнительных мероприятий по укреплению морально-психологического потенциала привлекаемого личного состава. При выполнении боевых задач осуществляется мо-рально-психологическое обеспечение личного состава, порядок организации которого
105 Жиляев А.А. Каф. 42 «Педагогики и психологии»
477
определяется соответствующими боевыми уставами, наставлениями и руководства-
ми106.
Целью МПО выполнения задач ГО является формирование высокого мораль-ного духа личного состава, его способности действовать в условиях непосредствен-ной и постоянной угрозы жизни, преодолевать состояние безнадёжности и отчаяния, во что бы то ни стало стремиться к выполнению поставленной задачи.
Морально - психологическое обеспечение – это комплекс согласованных по це-
лям, задачам, направлениям, месту, времени, последовательности, привлекаемым си-лам и средствам действий, осуществляемых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы, другими органами управления и должностными лицами по формированию, поддержанию и восстановлению у личного состава, участ-вующего в выполнении задач ГО, высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в лю-бых условиях обстановки. Планируется и осуществляется МПО в период подготовки и проведения мероприятий ГО.
Основными задачами МПО мероприятий ГО при угрозе и возникновении воен-ных конфликтов являются: обеспечение моральной готовности и способности личного состава МЧС выполнять свой профессиональный долг и достижение на этой основе психологической устойчивости; воспитание у спасателей патриотизма, гражданствен-ности, преданности Отечеству, верности Конституции РФ, военной присяге, традициям МПВО – ГО – МЧС России, дисциплинированности и мужества; формирование поло-жительного морально-психологического климата, укрепление дисциплины; выполне-ние требований законов и воинских уставов, приказов командиров и начальников; до-стижение высокой исполнительности и организованности; проведение в жизнь прин-ципа единоначалия, поддержание авторитета командиров (начальников); оценка, дове-дение и разъяснение сложившейся обстановки, принимаемых мер руководством стра-ны и МЧС России, воспитание у личного состава уверенности в необходимости прове-дения мероприятий ГО, готовности и способности выполнять функциональные задачи в экстремальных условиях, преодолевая реальные физические и психические перегруз-ки; изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния лично-го состава в ходе подготовки и проведения мероприятий ГО, восстановление мораль-ных, психических и физических сил, проведение психологической реабилитации лич-ного состава в целях восстановления его готовности к выполнению последующих за-дач; обеспечение личного состава всем необходимым и реализация правовых гарантий, предусмотренных законами, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем и обеспечения всем необ-ходимым для их деятельности и выживания людей в экстремальных условиях; обобще-ние, внедрение, пропаганда передового опыта проведения мероприятий ГО, популяри-зация отличившихся и их поощрение.
Видами МПО являются107: информационно-воспитательная работа, психологи-ческая работа, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа, защита войск от информационно-психологического воздействия противника.
106Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России. Приложение № 2 к приказу МЧС Рос-
сииот 30.11.2005 № 859.
107 Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Ч. 2. М.: Воениздат, 2004. С. 552-553.
478
Информационно - воспитательная работа – система целенаправленных, со-
гласованных мероприятий, осуществляемых командирами (начальниками), штабами, органами воспитательной работы и средствами массовой информации по своевремен-ному доведению до личного состава, участвующего в выполнении задач ГО, сведений о политической, морально-психологической и информационной обстановке, прини-маемых решений органами государственной власти, полученных задачах, действиях спасательных подразделений в целях формирования устойчивого морально-психологического состояния личного состава, выполняющего поставленные задачи.
Цель ИВР – выработка у личного состава необходимых моральных качеств, нравственной мотивации поведения в сложных условиях ЧС, готовности и способно-сти к успешному выполнению задач ГО. В ходе ИВР происходит информационное наполнение сознания человека. Каждый военнослужащий, спасатель должен обладать оптимальным количеством информации с требуемым содержанием и качеством. Со-держание информации должно включать необходимые сведения об обстановке в рай-оне выполнения мероприятий ГО, смысл выполняемой задачи, субординационных, социально-бытовых особенностей предстоящих работ. Задача руководителя состоит в определении оптимального объема информации, так как недостаток информации, так
и избыток её создает психологический дискомфорт.
К силам ИВР относятся: должностные лица, участвующие в организации и проведении мероприятий ГО, руководители аварийно-спасательных служб, команди-ры частей и подразделений, привлекаемых к выполнению задач ГО; должностные ли-ца органов воспитательной работы; нештатные группы информирования в органах управления МЧС России; информационный актив гражданских организаций, привле-каемый к выполнению задач ГО.
В условиях проведения мероприятий ГО содержание ИВР в подразделениях
должно быть направлено на обеспечение высокой боеспособности, устойчивого управления подразделениями спасателей и поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, позволяющем успешно выполнять поставлен-
ные задачи.
Важнейшими компонентами ИВР является общественно-государственная под-готовка, информирование личного состава, проведение информационно-
пропагандистских акций.
В МЧС России общественно - государственная подготовка является одним из
основных предметов подготовки личного состава и важнейшей формой государ-ственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического вос-питания. Особенностью организации и проведения ОГП личного состава в системе МПО мероприятий ГО является то, что она будет проводиться в подразделениях спа-сателей, расположенных в пунктах постоянной дислокации. Непосредственно же в зоне выполнения задач ГО она трансформируется по формам и методам проведения в специальное и политическое информирование.
Под информированием спасателей понимается деятельность командиров (начальников), органов управления и структур воспитательной работы, направленная
на своевременное предоставление личному составу необходимой для управления, жизнедеятельности и выполнения мероприятий ГО социально-политической, специ-альной, технической, правовой, и другой информации. В системе ИВР осуществляет-ся информирование личного состава о решениях высших органов государственных
479
власти и руководства МЧС России, общественно-политической обстановке, мораль-но-психологических условиях выполнения задач, действиях спасателей в зоне ЧС.
В ходе выполнения задач ГО в отрыве от пунктов постоянной дислокации ин-
формирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее раз в неделю по 20 минут108.
В содержании ИВР, проводимой в районе проведения мероприятий ГО, возрас-тает роль и значение пропагандистских задач. Для создания благоприятной информа-
ционной обстановки в районе выполнения задач ГО следует проводить информацион-но - пропагандистские акции, под которыми понимается комплекс информационных, пропагандистских и воспитательных мероприятий, проводимых командованием по единому замыслу и плану среди личного состава подразделений спасателей или мест-ного населения в интересах успешного решения оперативных или тактических задач. Они могут проводиться с участием представителей региональных и местных органов государственного управления, деятелей общественных, научных и творческих объ-
единений, специалистов печатных и электронных средств массовой информации.
Для решения пропагандистских задач создаются информационно-пропагандистские группы – в территориальных органах МЧС России, соединениях, во-инских частях СВФ, организациях МЧС России; в ротах (и им равных), во взводах (и им равных), а также в дежурных боевых сменах и караулах, соответствующими коман-
дирами (начальниками) назначаются нештатные помощники командиров (начальни-ков) по информированию личного состава, а также боевой и информационный актив109.
Руководство их деятельностью осуществляют начальники соответствующих органов воспитательной работы, заместители командиров (начальников) по воспита-тельной работе.
В содержании информационно-пропагандистских мероприятий отражаются специфика действий личного состава, выполняющего конкретные задачи ГО. Особое внимание должно уделяться оперативному информированию спасателей о динамике складывающейся обстановки, упреждению слухов, паники, и различных страхов (фо-бий), информационному обеспечению профилактики психогенных потерь, воспита-нию у личного состава веры в силу и мощь своего вооружения и техники.
К основным формам ИВР относятся: ОГП; устное информирование (обще-ственно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных теле, радиопередач, видео и аудиоматериалов; тематиче-ские вечера и собрания личного состава; прямое обращение командиров к личному
составу; обмен опытом участников АСДНР; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально-воспитательная работа; доведение приго-воров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, тру-сость, невыполнение приказов и др.
Практика МПО мероприятий ГО накопила значительный арсенал методов ИВР. Среди них наиболее эффективными являются методы информирования, убеж-дения, просвещения, внушения, обучения, пропаганды, агитации, инструктажа, при-каза, критики, дискуссии, похвалы, рекламы и др.
108Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России. Приложение № 2 к приказу МЧС Рос-
сии от 30.11.2005 № 859.
109Основы организации воспитательной работы в системе МЧС России. Приложение № 2 к приказу МЧС Рос-
сии от 30.11.2005 № 859.
480
К основным средствам ИВР относятся походные средства связи и управления, культурно-досуговые учреждения, информационно-методические центры, информа-ционные пункты, комнаты информирования и досуга, переносные библиотеки, тради-ционные и электронные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, те-левидение, компьютерные сети), полиграфическое оборудование, технические сред-ства воспитания, наглядные средства информации.
Важной составной частью МПО деятельности подразделений, привлекаемых для выполнения задач ГО, является психологическая работа, которая организуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий110.
Психологическая работа представляет собой согласованную по месту и вре-мени деятельность командиров (начальников), органов воспитательной работы и пси-хологов по практическому применению положений психологической науки в целях формирования у личного состава, участвующего в выполнении задач ГО, психологи-ческой устойчивости и готовности выполнять служебно-боевые задачи в любых усло-виях обстановки, сохранения и восстановления их физического и психического здо-ровья.
Психологическая работа включает в себя следующие основные компоненты: психологическая подготовка спасателей; психологическое сопровождение действий спасательных подразделений; психологическая помощь личному составу; психологи-ческая реабилитация пострадавших.
Под психологической подготовкой спасателей понимается комплекс специаль-ных мероприятий, моделирующих действия личного состава в условиях ведение гражданской обороны при угрозе и возникновении военных конфликтов, формирую-щих навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, в целях формирования у военнослужащих и гражданского персонала психологических качеств, способствую-щих выполнению поставленных задач.
Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится для достижения спасателями, спасательными подразделениями способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности. При этом особое внима-ние обращается на формирование у личного состава устойчивых навыков владения вооружением и техникой; обучение его умелым, решительным и инициативным дей-ствиям в обстановке проведения мероприятий ГО; выработку правильных представ-лений о предстоящих действиях, возможном поведении противника и тенденциях из-менения обстановки; формирование психологической способности преодолевать страх и противостоять панике.
Психологическое сопровождение действий спасательных подразделений – это система специальных оперативных мероприятий психологической работы, проводи-мых в период выполнения задач ГО с личным составом спасательных подразделений в боевых порядках и в районе дислокации в непосредственной близости от района
110Приказ МЧС России № 218 от 25.4.2003 г. «О создании психологической службы МЧС России»; № 581 от 26.9.2008 г. «Об утверждении Концепции развития психологической службы МЧС России на 2009 - 2014 годы и ведомственной целевой программы «Развитие психологической службы МЧС России в 2009 - 2011 годах»; № 525 от 20 сентября 2011 г. «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи постра-давшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
481
ЧС, направленных на поддержание психологической устойчивости спасателей к вы-соким физическим и нервно-психическим нагрузкам, предотвращение индивидуаль-ных и групповых отрицательных психологических состояний, а так же профилактику боевых психологических расстройств (травм).
Основная целевая установка психологического сопровождения состоит в до-стижении высокой профессиональной активности личного состава, его способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять работоспособность в экстремальных условиях выполнения функциональных обязанностей. В этой связи важно поддерживать психологическую устойчивость спасателей к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов ЧС. Особое значение приобретает ра-бота по предупреждению психических расстройств, оказанию психологической по-мощи пострадавшим в ходе выполнения работ и восстановлению психических и фи-зических сил личного состава.
Психологическая помощь рассматривается как система психологических техно-логий, методов и приемов, проводимых с пострадавшим личным составом, обеспечи-вающая преодоление психотравмирующих последствий обстановки ЧС и восстанов-ление психологической готовности к дальнейшему выполнению стоящих задач. Она оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального со-стояния психики людей в результате воздействия экстремальных факторов ЧС.
В структуре психологической работы важное место занимает психологическая реабилитация спасателей и членов их семей как система специальных восстанавли-вающих мероприятий по приведению в норму утраченных или нарушенных психиче-ских функций и способностей спасателей к нормальной деятельности в результате психотравмирующего воздействия факторов обстановки ЧС. Кроме того, она включа-ет проведение психологической и психофизиологической экспертизы спасателей, а также рационального распределения личного состава с учетом его функционального состояния.
Основными целями психологической реабилитации личного состава являются восстановление физической и боевой способности, предупреждение (профилактика) инвалидности и социально-психологическая адаптация спасателей после участия в выполнении задач ГО.
Нередко в ходе реабилитации спасателям назначается психологическая коррек-ция. Она предполагает организованное психологическое воздействие на личный со-став, имеющий отклонения от социальной или психической нормы с целью устране-ния неблагоприятных психических образований и формирования у них качеств, необ-ходимых для дальнейшей службы в МЧС. Программа коррекции включает психоло-гическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществ-ляется специальными методами психологом. Педагогическая часть осуществляется командирами (начальниками), их заместителями по воспитательной работе на осно-вании рекомендаций психолога. Рекомендации командирам, их заместителям по вос-питательной работе должны быть конкретными и понятными. Ответственность за обоснованность рекомендаций и их эффективность несет психолог.
Следующим видом МПО мероприятий ГО выступает военно-социальная(со-циальная) работа. Она представляет собой систему согласованных, целенаправлен-ных организационных, правовых, социально-экономических и воспитательных меро-приятий, направленных на реализацию социальных гарантий спасателей и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.
482
Социальная работа при проведения мероприятий ГО организуется и проводит-ся в целях создания социальных условий для эффективного выполнения личным со-ставом своих служебных обязанностей в ходе выполнения мероприятий ГО, поддер-жания в спасательных подразделениях правопорядка и дисциплины, практической ре-ализации социальных гарантий спасателей и членов их семей, предусмотренных за-конами и другими нормативными правовыми актами.
Социальная (военно-социальная) работа подразделениях включает в себя ока-зание помощи личному составу в разрешении возникающих социальных проблем; подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной за-щиты спасателей и членов их семей; проведение консультаций представителей орга-нов управления по осуществлению социальной (военно-социальной) работы, укреп-лению воинской дисциплины и правопорядка; забота о качественном питании лично-го состава; участие в решении вопросов медицинского обслуживания и медико-социальной реабилитации, эвакуации семей спасателей, материально-бытового обес-печения, денежного довольствия, проведении ритуальных мероприятий; изучение и реализация предложений, заявлений и жалоб личного состава и др.
К основным формам социальной (военно - социальной) работы относятся про-
верки соблюдения законодательства о правах и льготах спасателей, контроль за пол-
ным обеспечением личного состава всеми положенными видами и нормами доволь-ствия; индивидуальное и коллективное консультирование по социально-правовым вопросам; проведение бесед, занятий и семинаров по социально-правовой тематике;
работа с письмами, жалобами и заявлениями спасателей и граждан, прием посетите-лей по социальным (военно-социальным) вопросам и др.
При проведении социальной (военно-социальной) работы в подразделениях практикуются правовое информирование, проведение собраний личного состава, со-циологических исследований по выявлению социального самочувствия личного со-става, прием участников выполнения мероприятий ГО командным составом и органи-зация работы общественных приемных по личным вопросам, индивидуальная работа со спасателями и членами их семей, ответы на обращения и жалобы личного состава
и членов их семей по социальным (военно-социальным) вопросам.
К материальной базе социальной (военно-социальной) работы относятся уголки правовых знаний в подразделениях, методические классы социальной (военно-социальной) и правовой работы, пункты социальной (военно-социальной) работы в библиотеках и клубах воинских частей, наглядная агитация по социальным (военно-социальным) вопросам, размещаемая в местах выполнения задач ГО, отдыха и досуга личного состава.
В целях оказания консультационной помощи спасателям и членам их семей по реализации широкого круга вопросов социальной помощи и защиты, а также снятия
социальной напряженности на время выполнения задач ГО в подразделениях целесо-
образно создавать пункты социальной (военно - социальной) работы. Их штат может составлять три должностных лица - начальник пункта, консультант и специалист. Общее руководство справочно-консультативным пунктом осуществляет заместитель
командира по воспитательной работе.
Как вид МПО мероприятий ГО культурно - досуговая работа представляет со-бой систему мероприятий, проводимых при ведение гражданской обороны при угрозе
и возникновении военных конфликтов по организации отдыха и воспитания личного состава средствами культуры и массовой информации. Она включает в себя работу
483
командиров (начальников), штабов и органов воспитательной работы, направленную на поддержание высокого морально-психологического состояния личного состава подразделений, участвующих в мероприятиях ГО, организацию воспитания и отдыха личного состава, снятие у него психологического напряжения и удовлетворение куль-турных потребностей.
КДР организуется и проводится с целью формирования у личного состава сред-ствами культуры и искусства высоких морально-психологических качеств, поддержа-ния на должном уровне позитивного духовно-эмоционального состояния спасателей и мобилизации их на успешное решение задач ГО.
Руководит КДР командир. За ее организацию и проведение в части отвечает специалист по культурно-досуговой работе (начальник клуба части). Организаторы КДР должны хорошо знать ее содержание, формы и методы, своевременно подбирать, готовить и инструктировать культурно-досуговый актив в каждом подразделении, обеспечивать их техническими средствами воспитания и культурно-досуговым иму-ществом.
К основным силам и средствам КДР относятся дома культуры, дома офицеров, офицерские, солдатские клубы, советы клубов, походные автоклубы, военные музеи, комнаты боевой славы воинской части, комнаты досуга личного состава, учреждения культуры и творческие организации, самодеятельные творческие коллективы, биб-лиотеки, военные ансамбли песни и пляски, концертные ансамбли и т.д.
Организация КДР заключается: в постоянном и всестороннем изучении духов-ного самочувствия личного состава и его культурных запросов; в проведении меро-приятий по подготовке, размещению и использованию стационарных и подвижных учреждений культуры в соответствии с принятым решением по морально-психологическому обеспечению аварийно- спасательных и других неотложных работ; в рациональном определении сил, средств, форм и методов проводимых культурно-досуговых мероприятий; во взаимодействии с государственными органами культуры и осуществлении совместных культурно-досуговых программ в интересах выполнена профессиональных задач.
Мероприятия КДР проводятся с учетом характера и особенностей проведения мероприятий ГО на основе плана МПО.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 311.