После начала военных действий и возникновения очагов поражения содержа-ние и объем медицинских мероприятий ГО в основном определяются масштабом и интенсивностью военного конфликта, характером сложившейся оперативной и меди-цинской обстановки и задачами, возложенными на гражданскую оборону.
Важнейшими исходными данными для определения потребности в силах и средствах, необходимых для медицинского обеспечения АСДНР в очаге поражения, являются:
вид и способы применения противником современных средств поражения; величина и структура санитарных потерь среди населения; предельно допустимые сроки оказания медицинской помощи по ее видам и
объему;
наличие, возможности и степень готовности медицинских сил ГО здраво-охранения на территории субъекта РФ.
Расчет численности и состава медицинских формирований и учреждений ГО, необходимых для медицинского обеспечения АСДНР в очаге поражения, осуществ-ляется исходя из принципа эшелонирования системы лечебно-эвакуационного обес-печения пораженных. В условиях нападения противника решение на организацию медицинского обеспечения принимается вначале на основе результатов оперативного прогнозирования медико-тактической обстановки, которые затем уточняются по дан-ным разведки.
Так как военная доктрина РФ предусматривает в обозримом периоде возмож-ность возникновения на территории России локальных, региональных и крупномас-штабных войн, то создание группировки сил ГО и ее медицинского обеспечения мо-жет носить многовариантный характер с учетом реального сценария возникновения и развития военного конфликта.
Опыт свидетельствует, что в ходе локальных войн и вооруженных конфликтов,
которые происходят, как правило, в правовом поле мирного времени, для ведения АСДНР и первоочередного обеспечения населения, пострадавшего от военных дей-ствий или вследствие этих действий, целесообразно создавать временные группиров-ки медицинских сил РСЧС под эгидой МЧС России. Анализ организации медицин-ского обеспечения населения в ходе двух военных кампаний в Чеченской Республике показал, что при этом медицинское обеспечение может эффективно осуществляться мобильными формированиями Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) и медицинскими подразделениями МЧС России.
Специализированная помощь больным и раненым гражданам, пострадавшим в зоне вооруженного конфликта, их стационарное лечение и реабилитация, должны осуществляться с использованием возможностей крупных лечебных учреждениях со-седних субъектов РФ, которые выделяют для этой категории пострадавших больнич-
429
ные койки в соответствии с квотой, определяемой Минздрава РФ.
В условиях региональной войны особенности создания группировки медицин-ских сил будут определяться в основном правовым режимом (будет ли введено воен-ное положение и проводиться мобилизация), а также видом и масштабом современ-ных средств поражения, примененных противником.
В условиях крупномасштабной войны при планомерном ведении мероприятий ГО и ведении АСДНР в очагах массового поражения группировка медицинских сил ГО, как правило, формируется из двух эшелонов и резерва.
В первый эшелон группировки сил ГО включаются наиболее мобильные, спо-собные к работе в автономном режиме медицинские формирования (мобильные ме-дицинские отряды). В качестве сил постоянной готовности, способных оперативно реагировать на применение противником современных средств поражения, в первый эшелон целесообразно включать также формирования ВСМК, включающие медицин-ских работников, имеющие бронь от призыва в ВС.
Во второй эшелон, предназначенный для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ в очаге поражения, медицинские формирования включа-ются с задачами приближения медицинской помощи к очагу и расширения ее объема, замены подразделений и формирований, ведущих спасательные работы в очаге, обес-печения медицинским имуществом восстанавливаемых больниц. В состав второго эшелона целесообразно включать медицинские формирования с более поздними сро-ками приведения в высшие степени готовности.
Резерв группировки сил ГО предназначен для решения внезапно возникающих задач. В него включают часть мобильных медицинских отрядов, бригад специализи-рованной медицинской помощи и других медицинских формирований ГО, прибыва-ющих из более удаленных районов.
При внезапном нападении противника создание группировки сил ГО имеет свои особенности. Они заключаются в возможном выходе из строя значительной ча-
сти кадровых и материальных ресурсов медицинских сил ГОЗ, находящихся в катего-рированных городах в момент нанесения ракетно-бомбовых ударов противника. Со-ответственно уменьшатся возможности субъекта РФ по оказанию медицинской по-мощи пораженным. Группировка сил ГОЗ будет состоять только из одного эшелона и резерва. В этом случае основу ее составят медицинские формирования ГО, находящи-еся в загородной зоне субъекта РФ и сохранившиеся силы и средства гражданского здравоохранения городов, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
Поэтому планомерное ведение ГО является оптимальным вариантом, так как позволяет провести комплекс подготовительных мероприятий по переводу МС ГОЗ на военное положение, что обеспечит защиту и сохранность кадровых и материальных ре-сурсов здравоохранения в условиях воздействия средств поражения противника.
После нападения противника штаб МС ГОЗ принимает меры по восстановле-нию управления медицинскими силами, запрашивает от органа управления МЧС Рос-сии, данные об инженерной, радиационной, химической и биологической обстановке, ориентировочной величине санитарных потерь и оценивает полученные данные в ин-тересах организации медицинского обеспечения.
Затем, на основе оценки медицинской обстановки, определяются: объем работ, направления главных усилий МС ГОЗ по ликвидации медико-санитарных послед-ствий нападения противника, необходимое количество сил и средств для оказания всех видов медицинской помощи пораженному населению, районы развертывания
430
первого этапа медицинской эвакуации, вероятные маршруты эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны, а также наиболее рациональное использо-вание сил и средств МС ГОЗ.
В этот период, в условиях резкого дефицита кадровых и материальных ресур-сов здравоохранения, штаб МС ГОЗ осуществляет маневр медицинскими силами и средствами, направленный на выполнение задач по медицинскому обеспечению по-раженных.
В случае выхода из строя основного штаба МС ГОЗ субъекта РФ функции управления принимает штаб-дублер, которым, как правило, назначается штаб МС ГОЗ одного из сельских районов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 324.