Идеология социально ответственного предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В мире существует множество примеров участия бизнеса в решении общественно значимых задач через реализацию социальных инициатив.

Так социально ответственные предприниматели воздействуют на развитие общества в сфере устойчивого развития, защиты экологии и прав человека, борьбы против неравенства возможностей, против дискриминации и эксплуатации трудящихся, против бедности и распространения болезней.

Некоторые из инициатив, направленные на решение этих общественно значимых задач, рождаются снизу. Их авторами являются сами предприниматели, объединяющиеся в движения, коалиции и другие организованные структуры. Некоторые из инициатив запускаются сверху. Вовлечение в такие социальные инициативы предлагается бизнесу государственными и международными структурами. В привлечении бизнеса к решению общественно значимых задач нередко участвуют также некоммерческие организации, профсоюзы и другие представители гражданского общества.

Социальные инициативы, в реализации которых участвует бизнес, можно разделить по используемым способам воздействия на развитие общества. Мировая практика показывает, что предприниматели могут использовать различные механизмы для решения общественно значимых задач.

Так, некоторые социальные инициативы направлены на принятие бизнесом новых стандартов для собственной деятельности. Вовлечение в реализацию таких инициатив означает для предпринимателей принятие обязательств по соответствию работы своих предприятий новым критериям. Такие социально ответственные предприниматели генерируют перемены в обществе и участвуют в формировании новых правил игры через собственную трансформацию. Пример: Мировой Бизнес Совет по Устойчивому Развитию и Этической Торговой Инициативы.

Другой способ воздействия, используемый бизнесом, - создание новых инфраструктур, на основе которых выстраиваются новые экономические отношения. Создание новых инфраструктур позволяет корректировать результаты функционирования рыночной экономики, изначально незаточенной на решение социально значимых задач. К таким инфраструктурам можно отнести, например, специально созданные структуры сбыта товаров, произведенных социально и экономически маргинализированными предпринимателями. Пример: движение Свободная Торговля, принципы Ответственного Инвестирования.

Еще один способ воздействия на развитие общества, используемый бизнесом, - аккумуляция ресурсов для их вложения в решение конкретных общественно значимых проблем. Речь идет об объединении представителей бизнеса для совместного накопления информационных, финансовых и интеллектуальных ресурсов с целью использования их для решения конкретной общественной проблемы. Пример: Глобальные Бизнес-Коалиции против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии.

В основе участия бизнеса в решении общественно значимых задач может также лежать создание новых экономических инструментов. Так, в качестве механизма воздействия может использоваться создание альтернативных денежных систем. Альтернативная валюта в данном контексте работает как инструмент поощрения общественно полезного поведения предпринимателей. Пример: системы эмиссионных валют.

Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития является социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая c начала 1990-x годов. Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной Ответственности. Она явилась мощным импульсом активизации изучения роли крупных компаний в решении социальных проблем, а также разработки программных политических документов на корпоративном, национальном и международном уровнях, определяющих сферы социальной ответственности и социальные функции бизнеса.

Актуализация и приоритетность проблем социальной ответственности бизнеса обусловлены рядом обстоятельств, главное из которых - повышение значимости нематериальных факторов экономического роста, связанных с развитием человеческого потенциала.

Причины повышения внимания к развитию социальных функций предпринимательского сообщества: пересмотр традиционных взглядов на концепцию социальной политики c позиции расширения круга ее субъектов, бизнес должен стать равноправным партнером социального развития, глобализация, усиливающая влияние крупных компаний на экономическое развитие. Результатом действий в этой области стала институционализация концепции социальной ответственности как на уровне отдельных стран, так и в масштабе глобального сообщества. На уровне стран ее наиболее яркими примерами являются принятие закона Сарбанеса-Оксли в США, расчет специальных индексов устойчивого роста, разработка кодексов корпоративного поведения, внедрение критериев корпоративной социальной ответственности при оценке инвестиционных рейтингов компаний, использование процедур социально ответственного инвестирования скрининга.

K числу крупнейших международных инициатив относятся: Международный совет бизнеса за устойчивое развитие, объединяющий более сотни крупнейших транснациональных корпораций; Европейская декларация бизнеса против социальной изоляции; Глобальный компакт, разработанный под руководством генерального секретаря ООН K. Анaнна, участниками которого являются сотни крупных компаний, ряд ведущих профсоюзных объединений, правозащитных и экологических организаций; Глобальная инициатива корпоративного гражданства Всемирного экономического форума и др.

России в настоящий момент в первую очередь надо решать задачи базового уровня социальной ответственности, значительная часть которых относится к сфере оплаты труда. Также проблемами остается: уход от уплаты налогов, в том числе социальных (через теневые выплаты), подрывающий социальную защищенность работников; отступления от норм трудового законодательства, включая связанные c порядком привлечения к сверхурочным работам и их оплатой, режимом предоставления очередных и учебных отпусков; низкие гарантии сохранения рабочего места.

Становление социальной ответственности предпринимательства - это длительный процесс, протекающий противоречиво даже в наиболее развитых и благополучных экономиках. При этом внешние атрибуты корпоративного гражданства усваиваются и распространяются намного легче, чем происходит реальная перестройка мотивации и поведения бизнес - структур. Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в решении социальных проблем. Вместе c тем механизм социально ответственного предпринимательства не может рассматриваться в качестве основного (и тем более единственного) способа смягчения социальных противоречий, обеспечения социальной защищенности населения и устойчивого развития. Это лишь один из рычагов в системе, ведущую роль в которой должна играть последовательная социальная политика государства.

 

Экономический контекст корпоративной социальной ответственности, мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России. Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии

 

Государство предпринимает не только законодательные, но и экономические способы стимулирования компаний к социально ответственному поведению. Направления экономических стимулов можно проследить в таблице 10.

Таблица 10.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 605.