Направления внутренней социальной политики. Коллективный договор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль государства в развитии и поддержании корпоративной социальной ответственности – правовое регулирование, налоговая политика, институциональная политика. Создание эффективной системы социальной ответственности

Как показывает международный опыт, правительства многих стран занимают активную позицию в продвижении КСО. Между тем, в зависимости от подходов, степени участия государства в данных процессах, используемой модели регулирования, можно выделить три группы стран:

● Европейские страны с многолетними традициями в области КСО.

● Новые страны-члены ЕС и страны-кандидаты на вступление в ЕС.

● Страны-члены СНГ, начинающие работу по продвижению КСО.

Европейские страны с многолетними традициями в области КСО. К первой группе стран относятся страны ЕС, правительства которых выступают в роли инициатора и основной движущей силы КСО. Основным базовым документом этих стран является «Green Paper», в котором представлена европейская рамочная политика по КСО, согласно которой правительство разрабатывает национальную политику, в том числе механизмы и инструментарий поддержки лучших практик и инновационных идей.

Все страны успешно применяют КСО при решении приоритетных задач социально-экономического развития через разработку Национальной повестки по КСО. Например, в Италии КСО используется в качестве инструмента для продвижения инноваций, конкурентоспособности, социальных и трудовых вопросов, занятости и экологической устойчивости; в Норвегии – для повышения международной конкурентоспособности, развития торговли, борьбы с коррупцией, улучшения состояния окружающей среды.

В странах Европейского союза полномочия по руководству и продвижению КСО делегированы ряду министерств и ведомств. В Италии за вопросы, связанные с развитием КСО, отвечают Министерство труда и социальной защиты, Министерство экологии и охраны окружающей среды, Министерство промышленности и торговли, Министерство иностранных дел,

Министерство государственного управления; в Великобритании – Департамент торговли и промышленности, Министр КСО, Координационный совет и экспертная группа по КСО; в Норвегии – Министерство иностранных дел при поддержке Координационного Совета государственных секретарей.

Показательным примером активной роли государства в продвижении КСО является Великобритания, которая достигла значительных результатов в данной области. Последнее связано, прежде всего, с тем, что КСО стала самостоятельной сферой государственного управления, которая координируется центральным правительством. С 2001 года в Великобритании учреждена должность Министра корпоративной социальной ответственности, выделены государственные ресурсы на создание Академии по КСО и подготовку информационно-методического обеспечения; более 12 министерств и ведомств вовлечены в продвижение КСО на отраслевом уровне, используя различные инструменты мотивации и стимулирования. В Италии приоритетным направлением развития КСО является вклад делового сообщества в устойчивое развитие страны. При этом наиболее распространены и активно используются межсекторальный, межведомственный подходы. Безусловно, центральное правительство играет важную роль в продвижении КСО, между тем активную позицию занимают региональные органы власти.

В Норвегии инициативу развития КСО поддержало Министерство иностранных дел. Как известно, для Норвегии характерны социально-ориентированная модель экономики и высокий уровень социальных стандартов. Как следствие, Национальная повестка по КСО ориентируется на продвижение миротворческой деятельности, прав человека, борьбы с коррупцией, развитие демократии, деловой этики и повышение имиджа компаний на международных рынках.

Важнейшей особенностью первой группы стран, которую особо хочется подчеркнуть, излагая материал о роли государства в продвижении КСО, является внутренняя социальная ответственность самого правительства. Внедряя принципы КСО в практику работы правительственных структур, государство становится образцом и примером для подражания в области КСО для бизнесов.

Внутренняя социальная ответственность правительства реализуется через разработку специального плана действий и развитие программ, направленных на соблюдение баланса труда и отдыха сотрудников, создание равных возможностей для их продвижения и карьерного роста, инвестирование с учетом этических принципов, борьбу с подтасовками и коррупцией. При поддержке правительства создаются образовательные центры, системы мониторинга и контроля.

Внешняя социальная ответственность правительства проявляется при формировании государственного бюджета, распределении ресурсов, внедрении системы международных стандартов, информационно-методической поддержке КСО.

Так, например, при осуществлении государственных закупок и материально-технического обеспечения, заключении контрактов на выполнение заказов и привлечении сторонних организаций для реализации общественных задач предпочтение отдается социально-ответственным предприятиям и проектам с более высокими социальными и экологическими показателями. Правительство организует общественно-информационные кампании, такие как, конкурс и награждение лучших предприятий в области КСО, информирование населения о социально-ответственных бизнесах и лучших практиках через СМИ, введение механизма социальных и эко-лейблов, информирующих покупателей о социально ответственном поведении компании, создание информационных центров и финансирование исследовательских и обучающих программ. Государства берут на себя ответственность за продвижение международных стандартов КСО на национальном уровне, создавая условия для внедрения, оценки, сертификации производства и продукции. Принципы КСО интегрируются в международные отношения, способствуя развитию экспортного потенциала страны и улучшению отношений между странами. Лучшие практики в области прав человека, трудовых и экологических стандартов, антикоррупционных кампаний содействуют повышению политического имиджа страны.

Поощряя бизнес, сообщество и гражданское общество к социально-ответственному поведению, государство использует разнообразные инструменты и механизмы стимулирования, от мягких форм регулирования и мотивации до жестко определенных законодательством требований.

Направления государственной политики в области КСО и примеры практических действий:

1. Информирование общественности о роли КСО в развитии общества и лучших практиках социально-ответственного бизнеса. Правительства создают специальные информационные центры, призывают средства массовой информации к пропаганде, обсуждению проблем, информированию читателей о лучших национальных и зарубежных практиках в области КСО. Широко используется интернет ресурс, где создаются специализированные веб-сайты. При поддержке правительства публикуются популярные брошюры, справочные материалы по различным аспектам практического применения, буклеты, проводятся конференции, форумы, семинары и «круглые столы».

2. Стимулирование и поддержка дополнительных добровольных инициатив бизнеса в области КСО. С целью стимулирования и пропаганды этического поведения бизнеса в области КСО многие государства выступают инициаторами и принимают активное участие в разработке и внедрении отраслевых и корпоративных кодексов поведения, где закрепляются основные принципы этического ведения бизнеса. В ряде стран присуждаются специальные государственные награды и премии за добровольный вклад бизнеса в развитие принципов КСО, создаются специальные структурные подразделения, которые оказывают не только информационную и консультационную, но и финансовую поддержку социальным инициативам предприятий.

3. Обучение, исследовательская и методическая поддержка. Государство всячески способствует широкомасштабному росту местного потенциала в области КСО. Для этих целей практикуется проведение семинаров и тренингов по КСО для государственных служащих, представителей бизнеса, членов общественных/профессиональных союзов, ассоциаций и объединений, которые в дальнейшем выступают в роли катализаторов продвижения КСО через распространение информации среди членов и клиентов своей организации.

4. Вовлечение в вопросы КСО заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Развитие данного направления государственной политики связано с содействием в организации диалога и партнерства государства, бизнес сообщества, профессиональных и общественных объединений и других заинтересованных сторон в реализации КСО для консолидации ресурсов и достижения более значимых результатов. Наиболее популярными мероприятиями являются организация круглых столов, семинаров, форумов, в процессе которых стейкхолдеры обмениваются информацией и практическим опытом, обсуждают проблемы и перспективы развития, оказывают содействие правительству в разработке более четкой и эффективной государственной политики по КСО.

5. Международное сотрудничество по КСО. Развитие корпоративной социальной ответственности – идея, которая охватила большинство стран мира. Для объединения усилий и продвижения международных принципов КСО правительства стран всячески поддерживают инициативы международных организаций, в частности Инициативу ООН «Глобальный договор», подписывают конвенции, заключают договора и соглашения, участвуют в международных форумах. Международные стандарты и ценности в отношении соблюдения прав человека, защиты окружающей среды, борьбы с коррупцией, важности продвижения инициативы КСО, деятельности международных корпораций, трудовых отношений, здравоохранения и т.д., закрепленные в данных документах, рекомендуются правительством к применению и в государственных компаниях.

6. Объединение интересов и прозрачность деятельности социально-ответственных бизнесов. Правительства стран способствуют объединению интересов мирового сообщества в области КСО. Для достижения результатов государство способствует развитию системы международных стандартов управления, показателей отчетности, аудита по КСО, стимулируют сертификацию продукции и предприятий по международным стандартам, что, в свою очередь, обеспечивает выход национальных компаний на мировые рынки, содействуют распространению системы международной социальной и экологической маркировки для обеспечения равных прав торговли в разных странах.

7. Внедрение систем оценки и отчетности по КСО. Для получения достоверной информации о социальной ответственности бизнеса государства активно участвуют во внедрении системы оценки и отчетности по КСО. При поддержке государства разрабатываются методические руководства по отчетности, создаются специальные структурные подразделения по оказанию помощи в подготовке нефинансовых отчетов. В некоторых странах включение информации о соблюдении КСО в регулярные аудиторские отчеты является обязательным. Особенно широко последнее практикуется в тех промышленных отраслях, деятельность которых может причинить вред экологической ситуации, например, в химической или металлургической отраслях.

8. Использование налоговых и инвестиционных инструментов. Создание благоприятных условий, в которых социально-ответственное поведение компаний вознаграждается через предоставление налоговых льгот, преференций, субсидий – наиболее действенный способ мотивации социально-ответственного поведения бизнеса. Социальные расходы бизнесов, благотворительные пожертвования, целевые отчисления в некоммерческие организации, фонды в большинстве европейских стран не облагаются налогом на прибыль. Государство участвует в софинансировании социально-значимых проектов. Важнейшей неналоговой преференцией для социально-ответственного бизнеса является учет КСО при отборе предприятий на выполнение государственных заказов.

9. Специальное КСО законодательство. В некоторых европейских странах создано специальное законодательство по КСО, которое учитывает вышеперечисленные инструменты стимулирования и регулирования корпоративной социальной ответственности предприятий.

Новые страны-члены ЕС и страны-кандидаты для вступления в ЕС: Польша, Венгрия, Литва, Словакия, Македония, Хорватия, Болгария и Турция внедряют реформирование государственной национальной политики по КСО.

Между тем, данные процессы в этих странах носят пока бессистемный характер и характеризуются, как правило, отдельными акциями и инициативами правительства, такими как награждение лучших социально-ответственных бизнесов, организация диалога стейкхолдеров, повышение экологических знаний и т.д. Однако в ряде стран второй группы назначена государственная ответственная структура, которая координирует работу по продвижению КСО. В таблице 9 приведены примеры вовлеченности министерств и ведомств этих стран в продвижение КСО.

Таблица 9.

Вовлеченность министерств и ведомств в развитие КСО по странам

Страна Ответственные структуры сферы управления
Болгария Министерство труда и социальной политики: «Условия труда, управление кризисами, альтернативная военная служба» Министерство окружающей среды и водных ресурсов: руководство «Превентивные меры» Министерство сельского и лесного хозяйства Министерство государственного управления
Хорватия Управление по международной экономической кооперации Департамент международных отношений Министерства экономики, труда и предпринимательства
Венгрия Министерство экономики и транспорта, директор по КСО
Литва Отсутствует официальная структура, отвечающая за КСО Ответственные подразделения/лица: Министерство социальной защиты и труда: Департамент по труду (зам. директора); Департамент по трудовым отношениям и оплате; отдел рынка труда; Комиссия по координации агентств по КСО Министерство окружающей среды: ответственное за стратегию устойчивого развития Министерство экономики: Управление предпринимательством Национальная комиссия по устойчивому развитию
Польша Министерство труда и социальной политики
Словакия Министерство социальных дел и семьи
Турция Министерство окружающей среды и лесных ресурсов Министерство финансов Министерство торговли и промышленности (стандарты) Министерство труда и социальной защиты

Что касается бизнеса, то большинство компаний второй группы стран считают, что их ответственность, прежде всего, заключается в соблюдении законодательства по охране окружающей среды и ожидают, что государство будет играть более активную роль в продвижении КСО и применять разнообразные инструменты поддержки (налоговые льготы и преференции, субсидии, информационная и образовательная деятельность и т.д.).

Негосударственные организации придерживаются той точки зрения, что ценность КСО в ее волонтерской основе. Преобладает мнение, что КСО не должна подлежать жесткому регулированию, а роль государства заключается в создании благоприятных условий для ее развития.

17Рекомендации для правительств второй группы стран по развитию КСО:

● назначение департамента, ответственного за развитие КСО в стране;

● проведение широких консультаций с заинтересованными сторонами;

● разработка Национальной повестки по КСО;

● интеграция принципов КСО в практику работы государственных органов, в том числе политику государственных закупок;

● публикация социальных отчетов для информирования общественности о деятельности правительства в данной области.

Страны СНГ, начинающие работу по продвижению КСО. В бывших социалистических странах концепция КСО только начинает свое развитие и, несмотря на поддержку правительства, пока еще не интегрирована в национальное законодательство.

Для стран третьей группы характерны следующие черты и особенности:

● Инициаторами развития КСО выступили международные организации в партнерстве с транснациональными компаниями, которые организовали диалог с целью общественного одобрения концепции КСО и Глобального договора;

● Правительство неохотно берет на себя руководящую роль по продвижению КСО. В то время как в европейских странах уже давно признана необходимость и рассматриваются вопросы дальнейшего развития КСО, в странах СНГ до сих пор обсуждаются вопросы о пользе и выгодах от КСО;

● Местный бизнес обеспокоен тем, что сильная вовлеченность правительства в данные процессы приведет к ужесточению законодательства, в том числе в сфере внедрения международных стандартов, и передаче части социальных задач на «плечи» бизнеса;

● Недостаток публикаций по вопросам КСО на национальном языке.

Можно сказать, что в первой группе стран уже строится эффективная система социальной ответственности.

 

Национальный проект «Образование»

В первоначальном виде национальный проект «Образование» содержал следующие направления:

 1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

2) внедрение современных образовательных технологий;

3) создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;

4) повышение уровня воспитательной работы в школах;

5) развитие системы профессиональной подготовки в армии;

6) проект «Сельский школьный автобус».

В результате уточнений национальный проект был усовершенствован. В него дополнительно включили:

· финансирование мероприятий по господдержке на конкурсной основе субъектов РФ, внедряющих комплексные меры по модернизации образования;

· поддержку подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств;

· ряд мероприятий текущего характера.

Названные направления условно можно объединить в две группы. Первая группа мероприятий обеспечивает переход образования на инновационный путь развития, вторая — минимизирует риски текущего характера, ориентируясь на рост доступности образования и усиливая устойчивость всей системы образования в новых условиях.

Обращает на себя внимание ряд позитивных моментов, связанных с реализацией национального проекта «Образование»:

· повышение открытости образования перед обществом и привлечение бизнеса и общественности к разработке мер по системной трансформации сферы образования;

· стимулирование образовательных учреждений в их инновационной ориентации и поддержка лидеров;

· апробация новых подходов к управлению и организации образования, попытка создания институциональных механизмов саморегулирования систем;

· определенное продвижение в реализации мер по компенсации накопленных потерь, предупреждению и снижению рисков.

К наиболее значимым в рамках национального проекта «Образование» можно отнести проект модернизации региональных систем образования, предполагающий улучшение не только результатов обучения, но и условий, в которых оно происходит.

В качестве позитивного факта можно рассматривать мероприятия в рамках этого национального проекта по поддержке системы начального и среднего профессионального образования, которая находится в очень плохом состоянии и уже давно создает большой дефицит квалифицированных рабочих на рынке труда.

В то же время необходимо отметить, что национальный проект «Образование» не является частью отработанной поэтапной стратегии развития образования на длительную перспективу, поскольку такая стратегия для страны и отрасли отсутствует, невзирая на наличие разного рода концепций, программ и разработок на среднесрочный период.

Кроме того, в национальном проекте недооценена значимость кадровых проблем. Речь идет не просто о повышении оплаты труда, а о процессах, позволяющих перераспределять квалифицированные кадры в пользу образования, возвращать их из-за рубежа, оставлять наиболее одаренную молодежь в этой социальной отрасли. Наращивание квалифицированного ядра кадров в образовании — очень сложный процесс, требующий кропотливой работы в течение длительного времени.

Еще одна группа недостатков порождена отсутствием в стране условий для эффективного функционирования инновационных учреждений профессионального образования. Речь идет об отсутствии инновационного климата, создание которого требует времени, ресурсов и организационной перестройки экономики. В эпоху становления новой экономики развиваются более тесные взаимоотношения между научными учреждениями, вузами и предприятиями, когда вузы наряду с традиционными функциями — образовательными и исследовательскими — выполняют функции трансфера знаний и технологий, особенно в региональном масштабе. Поэтому поставленная в национальном проекте задача поддержки инновационных вузов является важной и своевременной. Следующая сложная проблема — ресурсное обеспечение проекта с учетом сложившегося недофинансирования образования. На национальный проект направляется лишь 5–6% от общих затрат на образование в консолидированном бюджете.

Экономический контекст корпоративной социальной ответственности, мотивация предпринимателей в отношении социальной политики предприятий в России. Социальные установки о роли предпринимателей в общественном развитии

 

Государство предпринимает не только законодательные, но и экономические способы стимулирования компаний к социально ответственному поведению. Направления экономических стимулов можно проследить в таблице 10.

Таблица 10.

Рисунок 6. Основные документы, регламентирующие взаимодействия в «тройственной модели» социальной ответственности

 

Модель, представленная на рисунке 6 показывает, каким образом в сфере социальной ответственности можно сбалансировать интересы трех сторон — работников, работодателей и региональной администрации.

Направления внутренней социальной политики. Коллективный договор

Внутренняя социальная политика компании должна иметь адресное направление и, таким образом, иметь черту рациональности. Возможные направления социальной политики – это поддержка работников с невысокой квалификацией, испытывающих проблемы со здоровьем, удовлетворение потребности в жилплощади, в полноценном отдыхе, при утрате родственника, поддержка бывших работников, помощь местному сообществу, культурные программы.

Работники с невысокой квалификацией зачастую имеют невысокий уровень оплаты труда, и отсутствие дополнительной поддержки со стороны работодателя будет в итоге приводить к уходу таких сотрудников или существенному снижению их мотивации к результативному труду. От чего в итоге пострадает организация, этим обусловлены такие направления поддержки данной категории трудовых ресурсов. Проблемы со здоровьем также существенно снижают трудоспособность работников, и своевременно оказанная финансовая помощь со стороны организации с целевым использованием – лечение, будет гарантировать более качественный устойчивый труд со стороны сотрудников. Удовлетворение потребности в жилплощади через предоставление места в общежитии, оплату арендованной квартиры, предоставление служебного жилья, помощь в получении ипотечного жилья поможет на длительный срок закрепить сотрудника за компанией. Такая помощь зачастую оказывается молодым, перспективным работникам. В последнее время компании, выражающие заботу о своих сотрудниках, часто обеспечивают им полноценный отдых в виде оплаты отдыха, организации его силами компании, проведения корпоративных выездных или внутренних мероприятий за счет организации. Это создаст задел на полную отдачу от сотрудника в будущем и будет выступать одним из источников формирования сильной корпоративной культуры. Многие компании предоставляют своим сотрудникам выплаты по поводу утраты близкого родственника, что может быть занесено в коллективный договор компании. Компании с длительной историей существования оказывают поддержку своим бывшим работникам и ведут с ними полноценную работу и общение, забота о традициях и памяти компании гарантирует ей устойчивость развития в будущем и уважение со стороны общества.

Компании для создания законности отношений со своими сотрудниками формируют с ними коллективный договор.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами коллективных переговоров. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсация, доплаты; механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда молодежи, женщин и других работников; добровольное и обязательное медицинское страхование; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора; ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение условий функционирования профсоюзов.

Коллективный договор придает отношениям работника и работодателя законный, гарантированный и защищенный характер.

 

3 Внешняя среда социальной политики: содержание, объекты и инструменты

Внешняя социальная политика предполагает социальную поддержку групп или сообщества за рамками организации. Внешняя политика предполагает следующие направления:

• образование среднее и среднее специальное (оборудование, ремонт помещений), центры творчества;

• высшее образование (средства на выплаты студентам и преподавателям);

• наука (средства на исследования);

• здравоохранение – оплата операций, медикаментов, ремонт, закупки оборудования;

• культура – концерты, общественные мероприятия памятники, музеи;

• экологические проекты;

• инфраструктура (связь, дороги, транспорт);

• исследования на местном уровне (краеведение, экология)

• восстановительные проекты (природа, историческая среда).

Целевыми группами или объектами внешней социальной политики являются:

- бывшие работники, пенсионеры предприятия;

- будущие работники – школьники, студенты, молодежь;

- неимущие, слабозащищенные группы населения (инвалиды, пенсионеры, одинокие);

- профессиональные группы (преподаватели, медики, ученые);

- учреждения культуры, образования;

- экологический баланс и безопасность природы;

- местное население в целом.

Механизмами реализации внешней социальной политики можно назвать: разовые выплаты из неспециализированных фондов (вклад в ремонт, содержание муниципальных объектов, меценатство, филантропия), тематические, именные благотворительные фонды, фонды местного развития, грантовые программы, конкурсы проектов.

Инструментами внешней социальной политики можно назвать:

- социальные конкурсы (конкурсы педагогического мастерства, конкурсы социальной рекламы, конкурс социального проектирования «Интеллектуальная инициатива» и др.); 

- корпоративные благотворительные фонды (компании «Катрен», «Русал», «Уралсиб», «Регион-Трейд» и др.).

- фонды местного развития (общественный фонд социальной защиты молодежи г. Новосибирск, фонд социальных инвестиций),

- программы (социальные программы ОАО «Газпром», ОАО «Альфабанк», ОАО «Росбанк»),

- содержание коммунальных и общественных объектов,

- меценатство (компания на добровольной и безвозмездной основе способствует развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 319.