В современном мире существуют уже достаточно много международных стандартов ISO. Наиболее значимые – это ISO 26000 (стандарт социальной ответственности), ISO 9000 (стандарт качества), ISO 14000 (стандарт защиты окружающей среды) и OHSAS 18000 (стандарт здоровья и безопасности). Эти стандарты могут применяться и на крупнейших предприятиях страны, и в маленьких организациях. Так же не влияет в какой стране вводится стандарт: в развитой или развивающейся. Последние модификации стандартов социальной ответственности ISO 9001 и ISO 14001 вводят в компанию оформлением сертификатов на стратегическом уровне. Идёт перестроение компании в организационном плане.
ИСО 26000 – это руководство о том, как предприятия и организации могут работать социально ответственным образом. Это означает прозрачное и этичное поведение, которое способствует здоровью и благополучию общества. Оно содержит «определения и принципы социальной ответственности», «темы социальной ответственности» и «руководство по интеграции системы социальной ответственности в организации». Этот стандарт был опубликован в 2010 году после пяти лет переговоров между различными заинтересованными сторонами по всему миру.
ИСО серии 9000 – это глобальная концепция законодательного обеспечения качества товаров и услуг на европейском рынке. Глобальная концепция опирается в основном на три момента: систему менеджмента качества у изготовителя; проверку продуктов через испытательные лаборатории; единую оценку соответствия качества (сертификацию).
Помимо сертификации продукта (испытания типовых образцов в завершающей стадии разработки продукции) глобальная концепция ЕС предписывает применение системы менеджмента качества как гарантии стабильности качества произведенных продуктов.
Стандарты ИСО: служат руководством по созданию в компании такой системы управления качеством, которая признается в мире как хорошая и эффективно функционирующая на практике; устанавливает уровень доверия со стороны потенциальных покупателей продукции компании, которые осознают, что риск, связанный с приобретением данной продукции, может быть измерен, оценен и проконтролирован; устанавливают стандарт, исходя из которого, можно сравнивать компании с точки зрения используемых в них процессов управления, поскольку в мировой сети торговых связей появляется полностью понятный критерий сравнения. Содержание стандартов ISO приведены в таблице 8.
Таблица 8.
Всеобщие положения стандартов ISO
Положения |
Качество продукции – это характерный управляемый объект. Управляющее воздействие следует осуществлять на основе принципов общей теории управления, последовательно устанавливая плановые задания по качеству, организуя действия исполнительного механизма, обеспечивающего выполнение этих заданий, сравнивая фактическое значение полученного результата с плановым заданием, реализуя прямые и обратные связи и возможности воздействия на исполнительный механизм в случае возникновения отклонений фактических значений качества от планового задания. |
Управление качеством имеет своей целью создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенные потребности, запросы потребителя, установленные требования. |
Управление качеством – органическая составляющая часть общей системы управления предприятием. |
В управлении и обеспечении качества участвуют все члены трудового коллектива, весь персонал. |
Управление качеством должно осуществляться (распространяться) на все стадии жизненного цикла продукции и на всех иерархических уровнях управления предприятием. |
Управление качеством – это четкое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель – обеспечение или улучшение качества. |
Система управления качеством создается на основе заранее разработанной модели. |
Действия персонала системы, его обязанности, ответственность и права строго документируются. Документация периодически пересматривается, обновляется. |
Концептуальной основой ИСО 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению.
В международных стандартах зафиксированы требования по качеству рабочего места, что обеспечивает эргономическую защищенность работника и его здоровья.
Выделяются следующие типы предприятий по специфике и масштабам социальной политики:
- крупные (осуществляющие полноценную крупномасштабную социальную политику на постоянной основе) и малые (реализующие дискретные, малозатратные социальные мероприятия);
- традиционные (компании, имеющие историю реализации социальной политики) и новые (компании, приступающие к реализации социальных мероприятий);
промышленные (компании, занимающиеся производством продукции) и сервисные (компании, оказывающие услуги);
- компании, обеспечивающие универсальные и специальные социальные гарантии для работников (универсальные - общепринятый набор; специальные - созданные на индивидуальной основе для данного предприятия).
Наиболее развита социальная политика в таких группах компаний как:
• наиболее социально ответственные компании - компании, в состав которых входят градообразующие предприятия (типично сырьевые и химические отрасли);
• несырьевые отрасли, машиностроение, сотрудничество с территориями в рамках разовых акций, стремятся к системному сотрудничеству;
• иностранные компании, работающие в России (химическая и табачная отрасли, пивоваренные компании) ликвидируют социальную инфраструктуру и на добровольно основе реализуют небольшие благотворительные проекты;
• вновь созданные компании.
Предполагается, что наиболее эффективно иметь следующую структуру социальных расходов: 25% - выполнение социальных обязательств (уплата налогов, выплата зарплат, социальные пакеты для работников); 50% - благотворительность имеющая «внутреннюю» направленность, дополняемая помощью в отношении малоимущих и незащищенных групп; 25% - деятельность в рамках крупных социальных проектов.
Социально-ответственное поведение компаний формирует новые личностные ценности сотрудников, а также ценности на уровне подразделений и корпорации, что существенно накладывает отпечаток на корпоративную культуру организации. Этическое поведение компании служит примером для поведения ее сотрудников и руководителей. Корпоративная культура по статусу повышается, поведение сотрудников становится этичным, справедливым и добросовестным.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 443.