Приоритетными национальными проектами являются проект «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и «Развитие АПК». Рассмотрим первые три проекта, согласно нашему социальному направлению.
Национальные проекты являются одним из способов реализации социальной ответственности государства перед обществом.
Национальный проект “Здоровье”
Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).
Цели проекта:
- укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
- повышение доступности и качества медицинской помощи.
- укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
- развитие профилактической направленности здравоохранения.
- удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:
1) Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– дополнительная диспансеризация работающего населения;
– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
2) Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.
Основные направления помощи:
-денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам;
- вакцинация;
- обследование новорожденных;
- проф. переподготовка.
Национальный проект «Образование»
В первоначальном виде национальный проект «Образование» содержал следующие направления:
1) поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;
2) внедрение современных образовательных технологий;
3) создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;
4) повышение уровня воспитательной работы в школах;
5) развитие системы профессиональной подготовки в армии;
6) проект «Сельский школьный автобус».
В результате уточнений национальный проект был усовершенствован. В него дополнительно включили:
· финансирование мероприятий по господдержке на конкурсной основе субъектов РФ, внедряющих комплексные меры по модернизации образования;
· поддержку подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств;
· ряд мероприятий текущего характера.
Названные направления условно можно объединить в две группы. Первая группа мероприятий обеспечивает переход образования на инновационный путь развития, вторая — минимизирует риски текущего характера, ориентируясь на рост доступности образования и усиливая устойчивость всей системы образования в новых условиях.
Обращает на себя внимание ряд позитивных моментов, связанных с реализацией национального проекта «Образование»:
· повышение открытости образования перед обществом и привлечение бизнеса и общественности к разработке мер по системной трансформации сферы образования;
· стимулирование образовательных учреждений в их инновационной ориентации и поддержка лидеров;
· апробация новых подходов к управлению и организации образования, попытка создания институциональных механизмов саморегулирования систем;
· определенное продвижение в реализации мер по компенсации накопленных потерь, предупреждению и снижению рисков.
К наиболее значимым в рамках национального проекта «Образование» можно отнести проект модернизации региональных систем образования, предполагающий улучшение не только результатов обучения, но и условий, в которых оно происходит.
В качестве позитивного факта можно рассматривать мероприятия в рамках этого национального проекта по поддержке системы начального и среднего профессионального образования, которая находится в очень плохом состоянии и уже давно создает большой дефицит квалифицированных рабочих на рынке труда.
В то же время необходимо отметить, что национальный проект «Образование» не является частью отработанной поэтапной стратегии развития образования на длительную перспективу, поскольку такая стратегия для страны и отрасли отсутствует, невзирая на наличие разного рода концепций, программ и разработок на среднесрочный период.
Кроме того, в национальном проекте недооценена значимость кадровых проблем. Речь идет не просто о повышении оплаты труда, а о процессах, позволяющих перераспределять квалифицированные кадры в пользу образования, возвращать их из-за рубежа, оставлять наиболее одаренную молодежь в этой социальной отрасли. Наращивание квалифицированного ядра кадров в образовании — очень сложный процесс, требующий кропотливой работы в течение длительного времени.
Еще одна группа недостатков порождена отсутствием в стране условий для эффективного функционирования инновационных учреждений профессионального образования. Речь идет об отсутствии инновационного климата, создание которого требует времени, ресурсов и организационной перестройки экономики. В эпоху становления новой экономики развиваются более тесные взаимоотношения между научными учреждениями, вузами и предприятиями, когда вузы наряду с традиционными функциями — образовательными и исследовательскими — выполняют функции трансфера знаний и технологий, особенно в региональном масштабе. Поэтому поставленная в национальном проекте задача поддержки инновационных вузов является важной и своевременной. Следующая сложная проблема — ресурсное обеспечение проекта с учетом сложившегося недофинансирования образования. На национальный проект направляется лишь 5–6% от общих затрат на образование в консолидированном бюджете.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 561.