Глава V. СОЗДАНИЕ КОРПОРАЦИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Глоссарий

 

Адрес юридического лица - обязательного характера информация (сведения) о юридическом лице, включаемая в ЕГРЮЛ, содержащая наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, владения, домовладения, корпуса, строения, сооружения, помещения (в том числе квартиры, комнаты, офиса).

Государственный регистрационный номер (ГРН) - номер (код), состоящий из 13 знаков, присваиваемый каждой записи в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация юридического лица - акты уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах; процедура, в результате которой возникает юридическое лицо.

Договор о создании акционерного общества - договор учредителей акционерного общества о совместной деятельности по учреждению акционерного общества, не являющийся учредительным документом акционерного общества, в котором его стороны определяют порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала создаваемого общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества, а также иные условия.

Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью - договор учредителей общества с ограниченной ответственностью, не являющийся его учредительным документом, в котором его стороны определяют порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества с ограниченной ответственностью, размер его уставного капитала, размер и номинальную стоимость доли каждого из учредителей, размер, порядок и сроки оплаты таких долей в уставном капитале, а также иные необходимые условия.

Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - федеральный информационный ресурс, государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и документы, предусмотренные Законом о государственной регистрации юридических лиц, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСоДЮЛ) - федеральный информационный ресурс, в который вносятся сведения о государственной регистрации юридических лиц, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения юридического лица - вид сведений о юридическом лице, служащий для определения места совершения некоторых юридически значимых действий (государственной регистрации), а также для определения адреса юридического лица.

Недостоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ - юридический факт, возникший в результате внесения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице по основаниям, установленным Законом о государственной регистрации юридических лиц.

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) - номер (код), состоящий из 13 знаков, присваиваемый внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица, который указывается во всех последующих записях, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, а также в документах, подтверждающих факт внесения записей в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица.

Приостановление государственной регистрации - мера государственного реагирования, применяемая в процессе государственной регистрации юридического лица государственным регистрирующим органом.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ - административная процедура, которая проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности указанных сведений, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Публичная достоверность данных ЕГРЮЛ - принцип, в соответствии с которым любое лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Решение об учреждении юридического лица - результат соглашения между учредителями (волеизъявления единственного учредителя организации) об учреждении юридического лица.

Учредительное собрание (собрание учредителей, общее собрание, общее организационное собрание, съезд (конференция), учредительный съезд и т.д.) - совместное заседание учредителей корпорации или унитарной организации с несколькими учредителями, на котором принимается решение об учреждении юридического лица.

Учредители корпорации - физические и (или) юридические лица, публично-правовые образования, принявшие участие в учреждении юридического лица.

 

§ 1. Способы создания корпораций

 

Возникновение правосубъектности юридического лица

 

Возможность самостоятельного приобретения прав и обязанностей позитивное право связывает с наличием правосубъектности, т.е. с признанием того, что человек, тот или иной представитель растительного или животного мира, иной организм, природный объект, созданный человеком искусственный (антропогенный) объект или вымышленный объект наделяется свойством субъекта права.

К числу таких вымышленных объектов относится и юридическое лицо, которое очень удачно определяли дореволюционные российские правоведы и кассационный департамент Правительствующего сената как "субъект права, не подходящий под понятие физического лица" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Решение кассационного департамента Правительствующего сената от 12 ноября и 10 декабря 1880 г. N 246 "По прошению мещанина Софония Ткачукова об отмене решения С.-Петербургской Судебной Палаты" // Решения гражданского кассационного департамента Правительствующего сената. 1880. СПб., 1880. С. 722 - 726.

 

В соответствии с российским законодательством юридическое лицо признается субъектом права, лицом, которое может самостоятельно и от своего имени приобретать и осуществлять права, нести и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Законодательство определяет порядок возникновения правосубъектности конкретного юридического лица; такой порядок основывается на следующих ключевых положениях российского законодательства:

- обязательность государственной регистрации: юридическое лицо должно быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством;

- определение момента возникновения правоспособности (правосубъектности): правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании;

- определение момента, когда создание юридического лица считается завершенным: юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Исходя из этих положений понятно, что в Российской Федерации невозможно создание юридического лица явочным порядком, без участия государства: без факта государственной регистрации (факта включения данных о лице в ЕГРЮЛ) юридического лица как субъекта права не существует.

 

Способы создания юридического лица

 

Законодательство признает четыре способа создания юридического лица: учреждение, реорганизация (во всех формах, кроме присоединения), восстановление ранее существовавшего юридического лица, изменение типа.

Применительно к корпорации способами ее создания являются: учреждение; реорганизация (во всех формах, кроме присоединения) и восстановление корпорации, существовавшей до реорганизации, признанной судом несостоявшейся.

Изменение типа как способ создания для корпораций не используется; этот способ применяется только для создания отдельных унитарных организаций - государственных учреждений (см. ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, Закон об автономных учреждениях).

Учреждение - это способ создания организации, которой раньше не существовало, т.е. новой организации.

У такой организации в отношении кого-либо из ее учредителей не возникнет универсального правопреемства.

Универсальное правопреемство понимается как ситуация, когда субъекту права в установленных законом случаях переходят все права и обязанности прекращающего существование юридического лица или нескольких лиц (за исключением тех, в которых правопреемство недопустимо) в том виде, в каком они существуют к определенному законом моменту перехода.

Имущество вновь учреждаемого юридического лица формируется его учредителями, а также в исключительных случаях, указанных в законе, - третьими лицами (например, в случае создания политической партии).

Реорганизация как способ создания схожа с учреждением в том, что это способ создания организации, которой раньше не существовало, т.е. новой организации. Однако существенное отличие состоит не только в составе юридических фактов и особенностях их реализации, но и в том, что имущественная основа деятельности вновь создаваемого лица по общему правилу формируется за счет реорганизуемого юридического лица.

Имущественные взносы иных (третьих) лиц невозможны. Исключением до настоящего времени является ситуация с созданием в форме реорганизации акционерного общества работников (народного предприятия).

Правопреемство, а тем более правопреемство универсального характера, не является отличительной чертой реорганизации (хотя часто именно по этому критерию разделяют учреждение и реорганизацию) по нескольким причинам: а) сингулярное правопреемство возможно и при учреждении; б) при такой форме реорганизации, как выделение, правопреемство не носит универсального характера; в) в некоторых случаях при реорганизации правопреемства (исключая отношения организации с учредителями) нет вовсе (преобразование) <1>.

--------------------------------

<1> Говоря о реорганизации как способе создания юридического лица, отметим, что ГК РФ (ст. 98) содержит указание на то, что способом (закон использует здесь слово "путь") создания юридического лица рассматривается приватизация. Однако в реальности рассматривать приватизацию в качестве самостоятельного способа (пути) создания юридического лица нельзя. Этот вывод подтверждает и ст. 13 Закона о приватизации, которая среди способов приватизации, которые могут привести к созданию нового лица, упоминает лишь два: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество и преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Особенности использования именно этих двух способов приватизации, ведущих к созданию юридического лица, регулируются ст. 37 указанного Закона. Преобразование, регулируемое положениями Закона о приватизации, - это то самое преобразование, которое названо в ст. 57 ГК РФ в качестве одной из форм реорганизации юридического лица.

 

Восстановление юридического лица, существовавшего до реорганизации, признанной несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ), - способ создания корпорации, закрепленный ГК РФ в 2014 г.

Восстановление юридического лица является результатом вступления в силу решения суда, которым по иску участника корпорации, голосовавшего против принятия решения о реорганизации этой корпорации или не принимавшего участия в голосовании по данному вопросу, реорганизация признана несостоявшейся.

Отличие этого способа создания от учреждения и реорганизации заключается в том, что создается не новая организация, а восстанавливается ранее существовавшая, но прекратившая свое существование в результате реорганизации. Исходя из этого понятна логика формирования имущественной основы этой организации и субъектного состава ее участников: а) имущество воссозданной организации формируется за счет имущества прекращенного (ранее созданного в процессе реорганизации) юридического лица (эта формула выглядит в ГК РФ так: "переход прав и обязанностей признается несостоявшимся"); б) участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в каком доли принадлежали им до реорганизации, а при смене участников юридического лица в ходе такой реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ.

 

§ 2. Учреждение корпорации

 

Учредители корпораций

 

Учреждение - это универсальный способ создания любых юридических лиц, как унитарных организаций, так и корпораций.

Статья 50.1 ГК РФ указывает, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Участвовать в создании юридического лица способом его учреждения и приобретать специальный правовой статус учредителя могут любые лица - субъекты гражданского права <1>. Такой подход в полной мере соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности (ст. ст. 8 и 34 Конституции РФ). Статья 34 Конституции РФ, в частности, устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <2>. Участие в создании юридического лица рассматривается Конституционным Судом РФ в качестве формы реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <3>.

--------------------------------

<1> Следует отметить, что возможность участия в учреждении юридического лица не обусловлена достижением полной дееспособности (18 лет). Для некоторых организаций возможно их учреждение и лицами младшего возраста. К примеру, ст. 11 Закона о кредитной кооперации и ст. 7 Закона о производственных кооперативах указывают, что в кооперативе могут принимать участие лица, достигшие 16-летнего возраста; для участия в молодежных и детских общественных объединениях установлены еще более пониженные возрастные пороги - 14 и 8 лет (ст. 19 Закона об общественных объединениях); в отношении некоторых организаций возрастного порога вообще не установлено.

<2> В правовых позициях Конституционного Суда РФ неоднократно подчеркивалось, что граждане в соответствии с конституционным принципом свободы экономической деятельности, реализуя право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, могут осуществлять ее как непосредственно, так и путем создания организации, в том числе коммерческой, либо участия в ней единолично или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина").

<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 25 мая 2010 г. N 11-П.

 

Понятие "учредитель", а также элементы его правового статуса с возможным указанием различных вариаций изменения таких элементов в настоящее время нигде не закреплены.

В самом общем виде для всех форм, видов и типов юридических лиц, исходя из ст. 50.1 ГК РФ

под учредителем можно понимать лицо, которое приняло решение об учреждении юридического лица (если имеет место единоличное учредительство) или которое участвовало в принятии решения об учреждении юридического лица (если решение принималось двумя или более лицами).

При этом отметим, что законодательство указывает и на юридические факты, с которыми связывается получение правового статуса учредителя, помимо участия в принятии решения о создании, как то: а) заключение договора об учреждении (создании); б) участие в учредительном съезде; в) направление письменного заявления в уполномоченные федеральные органы; г) участие в организации собрания учредителей; д) участие в процессе учреждения в иной форме (направление запроса в уполномоченные органы).

Для некоторых лиц в силу различных оснований возможности участия в учреждении корпорации ограничены, а для некоторых лиц установлен прямой запрет на участие в учреждении корпорации. Подчеркнем: запреты могут быть сформулированы явно и недвусмысленно, а могут следовать из иных нормативных положений, целями которых может и не являться запрет на участие в учреждении.

Пример прямого ограничения дает ст. 21 Закона об унитарных предприятиях, устанавливающая запрет для руководителя унитарного предприятия быть учредителем (участником) юридического лица. Косвенные ограничения более многочисленны. Так, система ограничений установлена для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (причем система довольно сложная, учитывающая специфику государственной службы в определенных организациях) <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции", ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и др.

 

Значительно количество ограничений, установленных ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье также установлены косвенные ограничения, поскольку речь идет не о прямом запрете на участие в учреждении, а об ограничении, установленном в форме оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.

Указанная статья определяет, что одним из оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц является наличие вступившего в силу приговора суда, которым физическое лицо лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек.

Специальные запреты и (или) ограничения могут устанавливаться законами о некоммерческих организациях или правовом положении организаций со специальной правоспособностью, к примеру:

- в соответствии со ст. 15 Закона о некоммерческих организациях, учредителем некоммерческой организации не вправе выступать лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности. Этой же статьей установлено, что не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу решения суда лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности;

- в соответствии со ст. 19 Закона об общественных объединениях не может быть учредителем общественного объединения лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

- в соответствии со ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности в качестве одного из критериев неудовлетворительной деловой репутации учредителя кредитной организации, которая может стать основанием для отказа в государственной регистрации, упоминается наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений.

 

Число учредителей корпорации

 

Общее правило о числе учредителей юридического лица довольно абстрактно: ст. 50.1 ГК РФ указывает, что юридическое лицо может быть создано как одним лицом (на основании решения учредителя), так и несколькими лицами (на основании решения учредителей).

Таким образом, минимальное число участников учреждения, что логично, - один, а максимальное число учредителей в качестве общего правила не определено.

Для определения числа учредителей корпорации общего правила нет; это означает, что соответствующие вопросы регулируются в рамках определения правового положения отдельных форм, видов и типов корпораций:

- в ряде случаев закон допускает возможность учреждения корпорации одним лицом (ст. 88 ГК РФ в части общества с ограниченной ответственностью, ст. 98 ГК РФ в части акционерного общества);

- для некоторых корпораций устанавливаются требования к минимальному числу учредителей и (или) ограничения максимального числа учредителей (к примеру, число коммандитистов в товариществе на вере не должно превышать 20 (ст. 82 ГК РФ), число участников (соответственно и учредителей) общества с ограниченной ответственностью не может быть более 50 и т.д.).

Отметим, что применительно к некоммерческим корпорациям надо учитывать общие правила, которые установлены Законом о некоммерческих организациях. К примеру, ст. 15 этого Закона указывает, что число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. При этом определено, что некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

 

Порядок действий учредителей при создании корпорации

путем учреждения

 

Учреждение корпорации - это сложный юридический состав, в результате реализации которого создается новый субъект права - юридическое лицо.

Статья 50.1 ГК РФ может создать иллюзию, что само учреждение начинается с момента принятия решения об учреждении юридического лица. Между тем решение лишь оформляет состоявшееся волеизъявление. Для того чтобы такое решение состоялось, предварительно необходимо согласовать волеизъявление учредителей, если их несколько (или провести необходимые согласительные процедуры, если учредитель один и он - публично-правовое образование), провести подготовку к собранию, где решение будет принято (т.е. подготовить необходимые документы, уведомить участников, разослать приглашения, решить вопросы по месту проведения), провести переговоры по согласованию проектов решений и произвести еще некоторые организационные действия.

Наибольшее число организационных действий учредителям и уполномоченным им лицам необходимо осуществить, когда мы имеем дело с учреждением юридического лица несколькими лицами (два и более), т.е. при соучредительстве.

Первым действием при соучредительстве будет проведение переговоров для целей согласования позиций потенциальных соучредителей. Стороны переговоров (будущие соучредители) могут подчиниться общим требованиям о ведении переговоров, установленных ст. 434.1 ГК РФ, а могут в соответствии с ее положениями заключить соглашение о порядке ведения переговоров. Такое соглашение, как отмечено в ст. 434.1 ГК РФ, может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности, устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.

Если в результате переговоров достигнуты соглашения об участии их сторон в дальнейшем процессе учреждения юридического лица, стороны и (или) их уполномоченные лица осуществляют дальнейшие действия по учреждению юридического лица.

Существует три основных подхода к организации деятельности соучредителей на этом этапе:

а) внедоговорный, который может иметь две формы:

- при первой из них отношения соучредителей не оформляются никаким специальным соглашением между ними, в этом случае деятельность будущих учредителей и иных лиц представляет собой фактическую совместную деятельность, направленную на общую цель - проведение учредительного собрания;

- при второй из них деятельность будущих учредителей и (или) третьих лиц (в том числе уполномоченных государственных органов) осуществляется в рамках организационного комитета;

б) договорный, когда деятельность будущих учредителей регулируется заключаемым ими договором об учреждении (создании), или учредительным договором, или иным договором подобного рода;

в) смешанный, когда деятельность на основании договора дополняется фактическими действиями третьих лиц или когда при наличии договора формируется и действует организационный комитет.

Фактическая деятельность будущих учредителей в обязательном порядке приобретает правовую основу только после принятия решения об учреждении юридического лица, поскольку ст. 50.1 ГК РФ в качестве обязательного реквизита такого решения указывает на порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Обязательное оформление деятельности учредителей в виде создания организационного комитета требуется в следующих случаях: создание путем учреждения сельскохозяйственного кооператива <1>; создание путем учреждения политической партии <2>; создание путем учреждения общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков <3>. Организация деятельности соучредителей на основании договора в обязательном порядке осуществляется при соучредительстве следующих корпораций: полных и коммандитных товариществ <4>, общины малочисленных народов <5>, адвокатского бюро <6>, общества с ограниченной ответственностью <7>, акционерного общества, хозяйственного партнерства <8>. Применительно к каждому из указанных договоров специальное законодательство устанавливает содержание, срок действия соответствующего договора и другие положения.

--------------------------------

<1> См. ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации.

<2> См. ст. ст. 12, 13 Закона о политических партиях.

<3> См. ст. 23.2 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании"; Порядок отбора учредителей общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков, утв. Приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. N 125.

<4> См. ст. 70 ГК РФ.

<5> См. ст. 8 Закона об общих принципах организации общин.

<6> См. ст. 23 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

<7> См. ст. 89 ГК РФ, ст. 11 Закона об ООО.

<8> См. ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах.

 

Большое значение в процессе учреждения корпорации имеет учредительное собрание, на котором, собственно, и принимается учредителями решение о создании новой корпорации. Понятие "учредительное собрание" здесь использовано как обобщающее понятие для собраний различных корпораций, которые в соответствии с положениями о них могут иметь различные наименования, как то: учредительное собрание <1>; учредительное собрание (конференция) <2>; собрание учредителей <3>; собрание <4>; общее организационное собрание <5>; общее собрание <6> или общее собрание учредителей <7>; съезд (конференция) <8>; учредительный съезд <9>.

--------------------------------

<1> См. ст. 98 ГК РФ, ст. 9 Закона об АО, ст. 9 Закона об общих принципах организации общин, ст. 7 Закона о потребительской кооперации.

<2> См. ст. 29 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

<3> См. ст. 11 Закона об ООО, ст. 8 Закона о хозяйственных партнерствах, ст. 112 ЖК РФ.

<4> См. ст. 8 Закона о профессиональных союзах.

<5> См. ст. 8 Закона о сельскохозяйственной кооперации.

<6> См. ст. 18 Закона об общественных объединениях, ст. 6 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ, ст. 5 Закона о взаимном страховании, ст. 135 ЖК РФ, ст. 5 Закона о производственных кооперативах.

<7> См. ст. 16 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

<8> См. ст. 123.1 ГК РФ, ст. 18 Закона об общественных объединениях, ст. 6 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ, ст. 8 Закона о профессиональных союзах, ст. 35 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

<9> См. ст. ст. 11, 14 Закона о политических партиях, ст. 6 Закона о торгово-промышленных палатах в РФ.

 

Организация подготовки учредительного собрания, как и любого иного собрания, представляет собой совокупность различных юридически значимых и организационных действий, а именно:

- подготовка и согласование проектов документов, которые будут приняты на учредительном собрании. В тех случаях, когда при создании используется в обязательном порядке форма организационного комитета, указанные функции возлагаются на организационный комитет;

- рассылка согласованных документов и проектов решений или уведомление будущих участников собрания о проектах решений иными способами <1>;

--------------------------------

<1> Так, ст. 16.5 Закона о содействии развитию жилищного строительства предусмотрена обязательность опубликования учредительных документов кооператива в официальных средствах массовой информации, а также их размещения на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Статья 14 Закона о политических партиях устанавливает правило о том, что сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии организационный комитет публикует в "Российской газете" или иных общероссийских периодических печатных изданиях не позднее чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политической партии.

 

- заключение сделок, в необходимых случаях направленных на получение в аренду помещений, в которых будет проходить учредительное собрание;

- рассылка уведомлений (приглашений) участникам собрания.

В период подготовки к проведению учредительного собрания учредители должны выяснить, есть ли запреты и ограничения, установленные законом, для кандидатов в органы создаваемого юридического лица (прежде всего для лица, которое будет выполнять функции единоличного исполнительного органа).

Необходимо определить, существует ли в отношении физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации и срок, на который она установлена, не истек. Помимо получения сведений о наличии (об отсутствии) нахождения лица в списке дисквалифицированных лиц необходимо также убедиться, что в отношении физического лица:

- отсутствуют данные, в соответствии с которыми регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации (для коммерческих организаций) на основании подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- отсутствуют данные, в соответствии с которыми регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации (для кредитных организаций) на основании ст. 16 Закона о банках и банковской деятельности. В этой статье речь идет о несоответствии кандидата, предлагаемого на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации или его заместителя, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации и несоответствии требованиям к деловой репутации члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.

Большая часть решений, связанных с учреждением юридического лица, принимается собранием в форме решения об учреждении юридического лица, общие положения о содержании которого определены в ст. 50.1 ГК РФ. Согласно этой статье в решении об учреждении юридического лица указываются сведения:

- об учреждении юридического лица;

- утверждении устава юридического лица (а в случае, когда предполагается, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - указанные сведения);

- порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица;

- избрании (назначении) органов юридического лица.

При учреждении корпораций такое решение в обязательном порядке должно содержать также сведения:

- о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица;

- порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Решение об учреждении юридического лица при соучредительстве принимается всеми учредителями единогласно (ст. 50.1 ГК РФ).

После принятия решения об учреждении корпорации учредители и (или) уполномоченные ими лица должны осуществить действия, направленные на реализацию обязательств, которые возникли у учредителей и лиц, избранных (назначенных) в указанные органы в соответствии с договорами и принятыми учредителями решениями.

Во-первых, учредители должны получить разрешение (согласие) со стороны уполномоченных государственных органов на создание организации в тех случаях, когда такое разрешение носит предварительный характер.

Во-вторых, учредители исполняют свои обязательства по обособлению части своего имущества, которое они должны внести в целях формирования имущества создаваемой организации до момента ее государственной регистрации (в тех случаях, когда имущество (или часть его) создаваемой организации формируется еще до момента государственной регистрации юридического лица).

В-третьих, осуществляется подготовка документов, которые будут направлены уполномоченному государственному органу для государственной регистрации вновь созданной корпорации.

Отметим, что в соответствии со ст. 12 Закона от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ установлено, что особенности создания хозяйственных обществ в отдельных сферах деятельности в исключительных случаях могут устанавливаться Президентом Российской Федерации. Таким образом, указы и распоряжения Президента Российской Федерации могут в настоящее время устанавливать различные особенности создания отдельных корпораций - хозяйственных обществ (акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью).

 

§ 3. Учредительные документы

 

Понятие учредительного документа

 

Юридическое лицо не может обходиться без документального оформления своего существования, ведь в отличие от физического лица, оно не имеет тела, не имеет возможности сообщить окружающим о своем существовании. О замысле учредителей юридического лица окружающие могут узнать, только если этот замысел будет вербально выражен, закреплен. Одним из этапов создания юридического лица является закрепление этого замысла учредителей - формирование его учредительного документа.

Учредительный документ - это основной обязательный документ, необходимый для регистрации организации в качестве юридического лица.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 258.