Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема потребностей носит междисциплинарный характер, поэтому необходимо остановиться на рас­смотрении ряда научных подходов в изучении данной проблемы.

Экономический подход. С точки зрения этого подхода выделяются материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. Отсюда следует, что:

— сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;

— потребность выражает одновременно цель, резуль­тат и меру общественного производства;

— потребности рассматриваются в связи с потреби­тельским спросом.

Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. При этом спрос яв­ляется важнейшим регулятором рыночных отношений.

Психологический подход. В рамках этого подхода содержится насколько направлений исследования по­требностей человека:

— потребность как нужда;

— потребность как состояние;

— потребность как мотив.

 С точки зрения психологии рассматривается взаимо­связь между эмоциями и потребностями человека. Пот­ребности проявляются, прежде всего, в таких состояниях как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность. Потребностное состояние характеризуется переживаниями, эмоциями, которые, в зависимости от уровня удовлетворения потребностей, могут быть поло­жительными или отрицательными.

Потребность тесно связана с мотивацией деятельнос­ти. Потребность — это причина деятельности, а мотив — ее обоснование. При этом следует учесть, что одна и та же деятельность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность в образовании может иметь в ка­честве мотивации: личностный рост, социальный статус, финансовое благополучие и т.д.

Философский подход. Понимание потребностей в фи­лософском аспекте более широкое, чем в экономическом и психологическом. Понятие «потребность» раскрывается через понятия: «нужда», «необходимость», «объектив­ное», «субъективное», «деятельность», «цель», «интерес», «ценность».

Наиболее часто встречающееся определение: «потреб­ность» — это нужда. В чем-либо. Потребности касаются всего, что нужно для организма, того, чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие по­требности признается не только у человека и животных, но и у растений. Таким образом, понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, ведь у человека потребность связана не только с объективно существующим дефицитом необходимых жизненных веществ в организме, но и включает требования челове­ка к условиям среды своего обитания, а также процесс осознания потребности.

Нужда — это обедненная, упрощенная потребность. Потребность вырождается в нужду в состоянии дефицита, когда она длительное время не удовлетворяется. Понятие «нужда» больше соответствует материальным потреб­ностям. Но не применимо, когда речь идет о духовных, специфических потребностях человека.

Рассмотрим соотношение понятия «потребность» с по­нятием «необходимость». В фундаменте понятия «потреб­ность» лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности — это условие самого существования биоло­гической или социальной системы.

В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость — универсальная катего­рия, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения. Что касается понятия «потребность», то оно выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.

Потребность отражает противоречие между необходи­мым и действительным, сущим и должным, наличным и желаемым. Всякая потребность представляет собой реальные противоречия, которые разрешаются благодаря деятельности человека.

Рассмотрим функции потребностей. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, деятель­ности и поведении человека. Можно выделить следующие функции:

1. Побудительная. Потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы со­циального развития и факторы реализации объективных социальных законов.

2. Познавательная. В процессе потребления про­исходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.

3. Оценочная. Потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация пот­ребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды.

4. Мировоззренческая функция. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса. Гармонич­ность и разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями, преимущественное развитие первых в ущерб вторым приводит к психологии потре­бительства, к вещизму, меркантильности. Узость, ущерб потребностей ведет к сужению трудовой активности, к духовно-нравственной бедности.

На основе вышеизложенных положений можно дать следующие определения потребности. Потребность — переживаемое человеком состояние внутреннего напря­жения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и возбуждающее активность человека. Это форма связи и зависимости человека от состояния внешней и внутренней среды.

Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходи­мым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.

В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические, в общении, нравст­венные, духовные и др.

Физиологические потребности — в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой приро­дой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявле­ния , способы удовлетворения видоизменяются и совершенст­вуются по мере развития производительных сил и производст­венных отношений. Например, потребность в жилище из про­стейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.

Физические потребности — это внешние потребности по от­ношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в ча­стности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и ус­луг.

Психические потребности — это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.

Потребность в общении выражает социальную природу че­ловека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом соци­альной жизни. Общение с людьми обогащает личность интел­лектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на со­трудничестве и пересечении интересов, новый характер при­обретает потребность человека в существе другого пола, кото­рая становится потребностью человека в человеке. Потреб­ность в общении порождает дружбу и любовь.

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населе­ния, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: о потребности общества, определяемые необходимостью обес­печения условий его функционирования и развития. К ним от­носятся потребности в государственном управлении, обеспе­чении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне; о личные потребности возникают и развиваются в процессе жиз­недеятельности человека и выступают как специфическая эко­номическая категория, выражающая общественные отноше­ния между людьми по поводу производства, обмена и исполь­зования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Лич­ное потребление происходит не на производстве, а за его пре­делами и включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко­торой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей — материальные (экономические) и ду­ховные.

Материальные потребности — основа жизнедеятельности человека — пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его родовое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и до­машняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности — часть физических потребно­стей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).

Поступки людей определяются их интересами, прежде все­го экономическими. Экономическая жизнь общества включа­ет в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Произ­водство может быть нормальным только при условии нормаль­ного свободного потребления.

Интеллектуальные потребности — рациональные мысли­тельные функции человеческой психики, познавательные про­цессы в целом — рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в позна­нии окружающего мира, образовании, повышении квалифи­кации, в различных видах творческой деятельности (в том чис­ле творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повы­шением его интеллектуального уровня, приобретаются в про­цессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспи­тывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспиты­ваемой обществом индивидуальности.

Потребность в познании — переменная личности, отражаю­щая степень, в которой индивид получает удовольствие от по­знавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, по­знании мира как целого) и частные (страсть к познанию специ­фических явлений действительности).

Потребность в научном познании образуется на основе по­требности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удо­вольствие от решения проблем, особенно трудных.

Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жиз­ни человека большое место. Испытывая эту потребность, чело­век стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности и ис­кусстве облагораживает личность, возвышает ее.

Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетически­ми ценностями, но создает их новые виды и формы.

Социальные потребности — потребности в достижении оп­ределенного статуса в обществе и развития своих социаль- но-ценностных характеристик — возникают в связи с функ­ционированием человека в обществе в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физиче­ских потребностей они не задаются природой, не закладывают­ся генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относят­ся потребность в общественной деятельности, самовыраже­нии, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д.

Потребность в общественной деятельности вытекает из ус­ловий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне раз­витого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъ­являемых к личности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, ко­гда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глу­бокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.

Потребность в труде проявляется как жизненно необходи­мая и приятная деятельность. В таком случае человек не может не трудиться. Если он временно лишается этой возможности, то испытывает напряжение и неудовлетворенность. Труд, став­ший первой потребностью жизни человека, дает ему ощуще­ние успеха и самоудовлетворения. Воспитание потребности в труде является непременным условием совершенствования и развития личности. Труд — источник материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности,у человека ведет к сужению материального и ду­ховного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

По степени рациональности потребности разделяют на ра­зумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности — потребности, соот­ветствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармо­ничном развитии личности. Они определяются уровнем про­изводительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребно­сти в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук — физиологии, биологии, медицины — и формируются наукой о питании. Разумные потребности — это общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма при­близительны и носят условный характер. Но поскольку не вы­работано ничего лучшего, они используются сейчас для опре­деления границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребно­стей.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бы­вает, что в мироощущении даже самых активных людей по­является желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррацио­нальные потребности могут складываться одновременно у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляю­щиеся по причине этого болезни. К иррациональным относят­ся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетани­ем потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

 

 

Общественные потребности

 

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются в ходе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ­екта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.

Социальные потребности — это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

1. социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) — они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений; о социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

2. социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом: о потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

3. социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей по трем признакам: о потребности «для других» — потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для дру­гих» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих — о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей; о потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; о потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной — у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответст­вии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

- на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

- на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

- на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом сущест­вования. Любая социальная потребность имеет свою био­логическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.

Социальные потребности связаны с жизнедеятельнос­тью человека как члена общества, коллектива, социаль­ной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости су­ществования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо прису­щая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в фи­зиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружаю­щим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти... Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социаль­ными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности».

К особой социальной потребности относится потреб­ность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет челове­ку радость, счастье, и человек не может не трудиться.

Сервисная деятельность, направленная на удовлет­ворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 395.