Проблема потребностей носит междисциплинарный характер, поэтому необходимо остановиться на рассмотрении ряда научных подходов в изучении данной проблемы.
Экономический подход. С точки зрения этого подхода выделяются материальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря развитию материального производства. Отсюда следует, что:
— сущность потребностей заключается в объективной необходимости воспроизводства условий жизни людей;
— потребность выражает одновременно цель, результат и меру общественного производства;
— потребности рассматриваются в связи с потребительским спросом.
Спрос выступает как форма проявления потребностей, обеспеченная денежным эквивалентом. При этом спрос является важнейшим регулятором рыночных отношений.
Психологический подход. В рамках этого подхода содержится насколько направлений исследования потребностей человека:
— потребность как нужда;
— потребность как состояние;
— потребность как мотив.
С точки зрения психологии рассматривается взаимосвязь между эмоциями и потребностями человека. Потребности проявляются, прежде всего, в таких состояниях как беспокойство, напряженность, неудовлетворенность, озабоченность. Потребностное состояние характеризуется переживаниями, эмоциями, которые, в зависимости от уровня удовлетворения потребностей, могут быть положительными или отрицательными.
Потребность тесно связана с мотивацией деятельности. Потребность — это причина деятельности, а мотив — ее обоснование. При этом следует учесть, что одна и та же деятельность может быть связана с разной мотивацией. Например, потребность в образовании может иметь в качестве мотивации: личностный рост, социальный статус, финансовое благополучие и т.д.
Философский подход. Понимание потребностей в философском аспекте более широкое, чем в экономическом и психологическом. Понятие «потребность» раскрывается через понятия: «нужда», «необходимость», «объективное», «субъективное», «деятельность», «цель», «интерес», «ценность».
Наиболее часто встречающееся определение: «потребность» — это нужда. В чем-либо. Потребности касаются всего, что нужно для организма, того, чем в данный момент он не обладает. В таком понимании наличие потребности признается не только у человека и животных, но и у растений. Таким образом, понятие потребности как нужды сужает содержание этой категории, ведь у человека потребность связана не только с объективно существующим дефицитом необходимых жизненных веществ в организме, но и включает требования человека к условиям среды своего обитания, а также процесс осознания потребности.
Нужда — это обедненная, упрощенная потребность. Потребность вырождается в нужду в состоянии дефицита, когда она длительное время не удовлетворяется. Понятие «нужда» больше соответствует материальным потребностям. Но не применимо, когда речь идет о духовных, специфических потребностях человека.
Рассмотрим соотношение понятия «потребность» с понятием «необходимость». В фундаменте понятия «потребность» лежит необходимость, поскольку удовлетворение потребности — это условие самого существования биологической или социальной системы.
В то же время потребность и необходимость нельзя отождествлять. Необходимость — универсальная категория, которая характеризует сущностные, глубинные связи и отношения. Что касается понятия «потребность», то оно выражает не только зависимость от внешней среды, но и отношение к ней.
Потребность отражает противоречие между необходимым и действительным, сущим и должным, наличным и желаемым. Всякая потребность представляет собой реальные противоречия, которые разрешаются благодаря деятельности человека.
Рассмотрим функции потребностей. Под функциями потребностей понимается их роль в обществе, деятельности и поведении человека. Можно выделить следующие функции:
1. Побудительная. Потребности выступают как движущие силы всякой деятельности, как стимулы социального развития и факторы реализации объективных социальных законов.
2. Познавательная. В процессе потребления происходит познание объекта потребности, присущих ему качеств.
3. Оценочная. Потребности служат критерием оценки предметов, видов деятельности, услуг. Реализация потребностей тесно связана с выработкой социальных оценок явлений общественной жизни и природной среды.
4. Мировоззренческая функция. От характера и направленности потребностей зависит мировоззрение, образ жизни личности, социальной группы, класса. Гармоничность и разумность потребностей обусловливает сущность образа жизни человека. Разрыв между материальными и духовными потребностями, преимущественное развитие первых в ущерб вторым приводит к психологии потребительства, к вещизму, меркантильности. Узость, ущерб потребностей ведет к сужению трудовой активности, к духовно-нравственной бедности.
На основе вышеизложенных положений можно дать следующие определения потребности. Потребность — переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и возбуждающее активность человека. Это форма связи и зависимости человека от состояния внешней и внутренней среды.
Потребность — состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия.
В основу классификации потребностей человека положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности физиологические, физические, психические, в общении, нравственные, духовные и др.
Физиологические потребности — в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой природой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявления , способы удовлетворения видоизменяются и совершенствуются по мере развития производительных сил и производственных отношений. Например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.
Физические потребности — это внешние потребности по отношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в частности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.
Психические потребности — это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.
Потребность в общении выражает социальную природу человека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на сотрудничестве и пересечении интересов, новый характер приобретает потребность человека в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке. Потребность в общении порождает дружбу и любовь.
Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населения, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: о потребности общества, определяемые необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне; о личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека и выступают как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения между людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Личное потребление происходит не на производстве, а за его пределами и включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д.
В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в которой проявляются личные потребности, выделяют две группы личных потребностей — материальные (экономические) и духовные.
Материальные потребности — основа жизнедеятельности человека — пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его родовое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности — часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).
Поступки людей определяются их интересами, прежде всего экономическими. Экономическая жизнь общества включает в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Производство может быть нормальным только при условии нормального свободного потребления.
Интеллектуальные потребности — рациональные мыслительные функции человеческой психики, познавательные процессы в целом — рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, в различных видах творческой деятельности (в том числе творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повышением его интеллектуального уровня, приобретаются в процессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспитываемой обществом индивидуальности.
Потребность в познании — переменная личности, отражающая степень, в которой индивид получает удовольствие от познавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности).
Потребность в научном познании образуется на основе потребности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удовольствие от решения проблем, особенно трудных.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.
Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.
Социальные потребности — потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социаль- но-ценностных характеристик — возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических потребностей они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д.
Потребность в общественной деятельности вытекает из условий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне развитого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъявляемых к личности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глубокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.
Потребность в труде проявляется как жизненно необходимая и приятная деятельность. В таком случае человек не может не трудиться. Если он временно лишается этой возможности, то испытывает напряжение и неудовлетворенность. Труд, ставший первой потребностью жизни человека, дает ему ощущение успеха и самоудовлетворения. Воспитание потребности в труде является непременным условием совершенствования и развития личности. Труд — источник материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности,у человека ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации.
Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.
По степени рациональности потребности разделяют на разумные и иррациональные.
Разумные (рациональные) потребности — потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармоничном развитии личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребности в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук — физиологии, биологии, медицины — и формируются наукой о питании. Разумные потребности — это общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма приблизительны и носят условный характер. Но поскольку не выработано ничего лучшего, они используются сейчас для определения границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребностей.
Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бывает, что в мироощущении даже самых активных людей появляется желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррациональные потребности могут складываться одновременно у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляющиеся по причине этого болезни. К иррациональным относятся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.
Каждый человек характеризуется неповторимым сочетанием потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.
Общественные потребности
Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. Человеческая деятельность представляет собой адаптирующую, преобразовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Поскольку подобная деятельность выступает как практическое применение человеком социокультурного опыта, то в своем развитии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человеческая деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет собой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.
Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества, рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта.
Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают требованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объединенных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна потребности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то отличается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вынуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной стороны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.
Социальные потребности — это потребности, определяемые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения процесса еды (основной потребности) социальными потребностями будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности различны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, которые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.
При большом разнообразии социальных потребностей человека можно различать более или менее отчетливо выделяющиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоящими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:
1. социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) — они выступают как готовый, но и изменяющийся продукт общественных отношений; о социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологическим;
2. социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, общества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспечивают индивиду и общность с другими людьми, и его самостоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его поведение по отношению к самому себе и к другим людям, к своей социальной группе, к обществу в целом: о потребности в справедливости в масштабе человечества, общества в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» общества, в преодолении антагонистических общественных отношений;
3. социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, классифицируем эти группы потребностей по трем признакам: о потребности «для других» — потребности, выражающие родовую сущность человека, т.е. потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрированно потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других — о потребностях служебных и их производных. Притязание даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; о потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; о потребности «вместе с другими» объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.
Идеологические потребности относятся к числу сугубо социальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира. Посредством усвоения человеком религиозных знаний у него формируется религиозная картина мира.
У многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной — у людей с религиозным воспитанием.
Потребность в справедливости является одной из актуализированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.
В этом плане человек может быть ориентирован:
- на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;
- на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целом;
- на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.
Эстетические потребности играют важную роль в жизнедеятельности человека. На реализацию эстетических устремлений личности оказывают влияние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способности, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гармонию.
Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосовершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая потребность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.
Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом существования. Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.
Социальные потребности связаны с жизнедеятельностью человека как члена общества, коллектива, социальной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости существования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо присущая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в физиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти... Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социальными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности».
К особой социальной потребности относится потребность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет человеку радость, счастье, и человек не может не трудиться.
Сервисная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 537.