Человеческая деятельность и социальные потребности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятель­ности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосхо­дит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудия­ми, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потреб­ления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя.

Внутренняя структура деятельности включает в себя элементы всякой деятельности, к которым отно­сятся субъект деятельности с его потребностями, интере­сами и целями, объект (предмет) деятельности, средства деятельности и ее результат.

Внешняя структура деятельности представляет собой совокупность ее видов, выделенных по разным основаниям.

Далее перейдем к характеристике внутренней и внешней структур деятельности, рассмотрение которых даст нам более полное и глубокое представление о де­ятельности.

В структуре деятельности можно выделить цель, средства ее достижения и результаты.

Человеческая деятельность всегда носит целенаправ­ленный характер, это такая активность человека, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели.

Если рассматривать структуру человеческой деятельности как организацию непосредственного процесса ее проте­кания, то ее элементами будут выступать определенные виды деятельности. Можно выделить множество видов деятельности: познавательную, организационную, образовательную, управленческую, общественно-политическую, игровую и т.п.

Многочисленные конкретные виды человеческой деятельности подлежат классификации, т. е. в соответ­ствии со своими особенностями они «раскладываются» по разрядам, классам. Между этими классами выявля­ются закономерные связи, определяется место того или иного класса среди других и т.п. Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны.

Прежде всего, отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов приро­ды и общества. Она включает в себя материально-произ­водственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в букваль­ном смысле сводились все иные типы деятельности.

Духовная деятельность связана с производством ду­ховных ценностей и изменением сознания людей. В нее входит познавательная, нравственная, эстетическая, ху­дожественная, религиозная деятельность.

Духовная деятельность имеет свою специфику, за­ключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материаль­ное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. В качестве принятой системы классификации духовной деятельности выступает понятие общественного сознания.

Практическая деятельность носит предметный ха­рактер, она всегда имеет дело с предметами, которые претерпевают различные преобразования в ходе этой деятельности, приобретая свойства, необходимые для удовлетворения потребностей людей. По своему строению предметная деятельность представляет собой единс­тво интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности.

Интеллектуальная деятельность есть получение и целесообразное оперирование возможным знанием, любой информацией, отражающей свойства предметов, при относительном абстрагировании от влияния на нее потребностей и интересов человека. Начиная с познания, она не останавливается на нем, а преобразует получен­ные знания и завершается этапом практики, результат которой — готовый продукт, способный удовлетворить ту или иную потребность людей.

Интеллектуальная деятельность осуществляется в не­разрывной связи с эмоциональной деятельностью. Это обусловлено тем, что для достижения своих целей субъект не только конструирует и познает предмет своей деятель­ности, но и оценивает его с точки зрения потребностей и ин­тересов людей в процессе эмоциональной деятельности.

Еще одним важнейшим типом человеческой деятель­ности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент общественной жизни — че­ловек. Реализуется он в двух взаимосвязанных между собой формах: общественное производство человека и его индивидуальное самопроизводство.

Организационная деятельность представляет собой систему существующих в обществе связей между эле­ментами, которые обеспечивают ее функционирование и существование. Организационная деятельность пред­полагает, во-первых, установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но и между людьми и предметами. Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятель­ности, связанный не только с установлением и обеспече­нием связей, но и регулирующий их. В качестве субъек­тов управленческой деятельности выступают не только люди, но и созданные обществом институты управления: государство, партии, общественные организации.

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразова­тельная деятельность) должен предшествовать анализ возможных последствий (прогностическая деятельность). Материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук, т. е. познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельности.

Помимо перечисленных выделяют деятельность тру­довую, творческую, потребительскую, досуговую, обра­зовательную, рекреационную (отдых, восстановление сил) и др. Как и в предшествующей классификации, выделение этих типов условно.

В многообразии видов активности человека можно вы­делить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой — города и села, цветущие сады и воз­деланные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечение больных и воспитание детей. Что касается разрушительной деятельности, то, прежде всего, это войны, и по мере развития научно-технического про­гресса их разрушительная сила возрастает многократно.

Выделим специфические характеристики деятель­ности:

1. Деятельность носит целенаправленный харак­тер, т. е. это такая активность, которая направлена на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.

2. Деятельность человека носит продуктивный, твор­ческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не про­изводит и не создает.

3. Деятельность человека связана с предметами матери­альной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовле­творения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

4. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

5. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их био­логической эволюции.

6. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Та­кую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.

Рассматривая взаимосвязь потребностей и деятель­ности, необходимо отметить ее неразрывный характер. Деятельность, с одной стороны, определена потребностями и интересами человека, а с другой — служит средством удовлетворения его потребностей. Поэтому можно ска­зать, что основой структуры человеческой деятельности и определяющим элементом в природе человеческой деятельности являются потребности людей.

Потребность выражает объективную необходи­мость всякого живого существа в веществе, энергии и информации из окружающей среды как определенных предметах их потребления и во внутренних условиях для поддержания своего существования и развития.

Удовлетворение потребности означает включение предмета или явления, имеющего определенные свойства, в систему жизнедеятельности субъекта в качестве необ­ходимого элемента, устраняющего противоречие. Деятельность людей по удовлетворению потребностей будет успешной в той мере, в какой руководствуется со­знанием, адекватно отражающим подлинные потребнос­ти. И, наоборот, она будет менее успешной или безуспеш­ной, если определяется сознанием, которое искаженно, неадекватно отражает потребности.

Потребности общества — первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Противоречивое взаимоотношение деятельности и потребностей — источник развития как самой деятельности, так и потребностей. Удовлетворение потребности и само действие по ее удовлетворению рождают новые потребности.

Таким образом, потребности и деятельность взаимо­связаны. Потребности человека удовлетворяются в про­цессе деятельности и являются ее первопричиной.

Кроме потребностей регуляторами человеческой деятельности являются ценности, которые неразрывно связаны с потребностями.

Кроме потребностей и ценностей детерминация че­ловеческой деятельности осуществляется посредством мотивов и стимулов — таких факторов, которые пред­ставляют собой сложное и противоречивое единство объ­ективных и субъективных сторон детерминации.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Под интересом понимается осознанная потребность в единстве с предметом и условиями ее удовлетворения.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом де­ятельности являются ценностные ориентации, в кото­рых зафиксировано избирательное отношение человека к определенным социальным объектам (материальным и духовным благам), предрасположенность к определен­ному образу жизни и деятельности.

Речь идет о ценностях, на которые ориентируются люди, которые выступают основаниями для мотивации деятель­ности. Например, в зависимости от оценки значения семей­ной жизни, ее полезности для себя, индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеж­дения. Убеждения — это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Однако в деятельности проявляется и бессознательное, то, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. В психологии под бессознательным понимают состояния, в которых человек не отдает себе отчета. На деятельность человека могут оказать большое влияние его влечения, т. е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения побуждают к деятельности, направленной на сохранение и развитие жизни, другие проявляются в агрессивных, разрушительных действиях. Человеку, испытывающему состояние влечения, неясно, что влечет его к объекту, каковы цели его действия. Многие ученые считают, что влечение — это начальный этап формиро­вания мотивов человека. Первоначально неосознанные влечения уступают место осознанным мотивам. Немецкий социолог М. Вебер, говоря о деятельности, разделил действия в зависимости от их мотивов на целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные.

Целерационалъное действие характеризуется рацио­нально поставленной и продуманной целью. Целерационально действует тот индивид, чье поведение ориенти­ровано на цель, средства и возможные побочные резуль­таты его действий. В этом случае индивид рационально рассматривает отношение средств к цели и побочным результатам, условия достижения задуманного.

Ценностно-рациональное действие связано с осознан­ным определением своей ценностной направленности и последовательно проводимой ориентацией на нее. Смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим понятиям о ценностях: долге, достоинстве, красоте, религиозных верованиях, благочес­тии. Такое действие подчинено принципам, заповедям, требованиям. Оно основано на вере в эстетическую, рели­гиозную или иную ценность определенного поведения.

Аффективное действие обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Слово «аффект» происходит от латинского слова, означающего буквально «душевное волнение». Психологи понимают под этим термином относительно кратковременное, сильно и бурно проте­кающее эмоциональное переживание — ярость, ужас, отчаяние и т.п. Оно может быть реагированием на севершенно необычное раздражение. Индивид действует под влиянием аффекта, если он стремится скоропалительно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т.п.

Традиционное действие основано на длительной при­вычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Например, нехватка какого-либо нужного продукта вы­зывает у многих людей желание при первой возможности создать у себя запас этого продукта.

Совокупность внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятель­ности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Путь к эффективному управлению человеческой деятельностью лежит через понимание потребностей человека и его мотивации. Адекватное познание зако­нов строения, функционирования и развития процессов стимулирования и мотивации является необходимой и существенной предпосылкой рациональной организации и эффективного совершенствования человеческой деятель­ности на всех ее этапах и во всех ее формах.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 210.