Многозначность потребностей человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

На природу потребностей и влечений человека существует два взгляда: потребность как источник целей и задач жизнедеятель­ности человека, его направленности и связанных с ними пси­хических переживаний (эмоций, мыслей, настроений); развитие деятельности человека трансформирует его потреб­ности и порождает новые потребности, в результате чего ие­рархия потребностей меняется так, что удовлетворение неко­торых из них низводится до статуса лишь необходимых усло­вий деятельности человека и его существования как личности. Со временем и в зависимости от конкретных условий потреб­ности меняются.

Потребности человека побуждают его к деятельности. Об­щественно организованный труд, создавая в процессе про­изводства более совершенные и многообразные способы удов­летворения сначала элементарных потребностей человека, порождал все новые, более многообразные и утонченные по­требности, а возникновение новых потребностей побуждало к более разносторонней деятельности для их удовлетворения. Потребности являются основной побудительной силой позна­вательной и практической деятельности человека. Чтобы удов­летворить свои потребности, человек должен изыскивать те или иные средства и, следовательно, решать определенные теоретические и практические задачи.

Потребности человека многообразны, они находятся в оп­ределенной связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности.

Доминирующая конкретная потребность может подавлять все остальные и определять основные цели жизнедеятельно­сти. Например, человек, испытывающий голод и жажду, может думать только о поисках возможности утоления или жажды, или голода. Однако человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и пожертвовать собственной жизнью. Таким образом, потреб­ность может регулировать направленность психической дея­тельности индивида, но вместе с тем она сама подвергается ре­гуляции со стороны более высоких побуждений, таких, как нравственно-политические убеждения, сознание обществен­ного долга и т.д.

Человек сознательно регулирует свои потребности, учиты­вая при этом не только внешние условия, но и моральные нормы поведения в обществе. Воспитанным назовут того чело­века, кто разумно удовлетворяет свои потребности, учитывая потребности других людей и интересы общества; Согласно распространенному мнению, у человека биологические по­требности те же, что и у животных; на них лишь наслаиваются специфически человеческие, социальные и духовные (выс­шие) потребности. Предмет и способы удовлетворения по­требности формируют саму эту потребность. Другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потреб­ность. Например, современный человек не будет рвать сырое мясо зубами, не станет брать салат руками и т.д., правила пове­дения за столом не просто вырабатываются, а создаются и при­виваются для очеловечивания индивида. Главное содержание этого процесса — формирование потребностей человеческого типа.

Источник развития потребностей — взаимосвязь производства и потребления материальных и духовных благ. «Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны». По­требности общества, прежде всего экономические потребно­сти как основа всего общественного производства, объектив­ны. Осознанные обществом и индивидами потребности выс­тупают в качестве их интересов и являются побудителями активности личности. Целенаправленность жизнедеятельно­сти человека на удовлетворение интересов (потребностей) оп­ределяется и зависит от его способностей, трудоустройства.

Существуют важные различения потребностей: потреб­ности как внутреннее условие жизнедеятельности личности, и как одна из обязательных предпосылок деятельности человека, которая направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. «Голод способен поднять животное на но­ги, способен придать поискам более или менее страстный ха­рактер, но в нем нет никаких элементов, чтобы направить движение в ту или другую сторону и видоизменять его сооб­разно требованиям местности и случайностям встреч», — пи­сал И.М. Сеченов. Здесь потребность выступает лишь как состояние нужды организма, которое само по себе не способно вызывать никакой определенно направленной деятельно­сти; ее функция — в активации соответствующих биологиче­ских отправлений и общем возбуждении двигательной сфе­ры, проявляющемся в ненаправленных поисковых движени­ях. Лишь в результате встречи потребности с отвечающим ей предметом она впервые становится способной направлять и регулировать деятельность. Встреча потребности с предме­том есть акт чрезвычайный. Суть его — в опредмечивании по­требности, наполнении ее содержанием, которое черпается из окружающего мира. Это переводит потребности на собст­венно психологический уровень, на котором происходит развитие их предметного содержания. Именно это обстоя­тельство позволяет понять, как у человека появляются новые потребности, в том числе такие, которые не имеют аналогов у животных, отделены от биологических потребностей орга­низма и в этом смысле автономны. Их формирование объяс­няется тем, что в человеческом обществе предметы потреб­ностей производятся, благодаря чему производятся и сами потребности.

Итак, потребности управляют деятельностью субъекта, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными. Собственно потребность — это всегда потребность в чем-то и при том она имеет две стороны. Во-первых, это предметы, отвечающие потребностям субъ­екта, выступающие перед ним своими объективными сигналь­ными признаками. Во-вторых, сами потребностные состоя­ния, которые сигнализируются, чувственно отражаются субъ­ектом, а в простейших случаях — возникают в результате действия интероцептивных раздражителей. При этом важней­шее изменение состоит в возникновении подвижных связей потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не определен. До своего первого удовлетворения потребность не знает сво­его предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в резуль­тате этого потребность приобретает свою предметность, а вос­принимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою функцию, становится мотивом. Ключевое значение для пони­мания природы функциональных потребностей человека име­ет выделение факта трансформации потребностей через пред­меты в процессе их потребления. В отличие от развития по­требностей у животных, которое зависит от расширения круга потребляемых ими природных предметов, потребности чело­века порождаются развитием производства. Производство есть непосредственно и потребление, создающее потребность. Иначе говоря, потребление опосредуется потребностью в предмете, его восприятием или мысленным его представлени­ем. В этой отраженной форме предмет выступает в качестве идеального, внутренне побуждающего мотива.

Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе гово­ря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности, а когда субъект начинает дей­ствовать, тотчас происходит ее трансформация и потребность перестает быть тем, чем она была виртуально, в себе. Чем боль­ше развивается деятельность, тем более эта ее предпосылка превращается в ее результат.

Ведущие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение. Эти потреб­ности находятся в определенном иерархическом расположе­нии в их связях и отношениях между собой, и их актуализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаи­морасположением в системе иерархических взаимосвязей. Например, ведущие потребности требуют первостепенного удовлетворения по сравнению с последующими потребностя­ми, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Способы удовлетворения потребностей более высокого уров­ня более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда ис­пытывает действие каких-либо потребностей: место реализо­ванной потребности занимает другая актуализированная по­требность, обычно также проявляющаяся в системе многих других.

 

 

Определение потребности.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.