Мировоззренческие основания теории потребностей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представление о человеке и его деятельности

Представление о человеке и его деятельности в Средние века.

Культ человека разума – черта Нового времени.

Социализация личности

 

Быстрое развитие европейского капитализма в XVII-XVIII вв. фор­мировало новое понимание человека и его места в мире. Одним из создателей новой концепции был французский физик и религиоз­ный мыслитель Блез Паскаль (1623-1662). «Человек, — писал он, — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но эта тростинка мыс­лящая. Не нужно ополчаться против нее всей Вселенной, чтобы ее раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство все­ленной над ним. Вселенная ничего этого не знает... Все наше достоинство заключено в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространстве и времени, которых мы не можем запол­нить. Постараемся же мыслить как должно: вот основание морали».

Таким образом, «достоинство», т. е. сущность человека раскрыва­ется в его отношениях с природой, Вселенной, а не с Богом. Эта сущ­ность состоит в познании мира, в способности мыслить. Паскаль точно угадал главные направления развития учения о человеке в ка­питалистическую эпоху: его рассматривают как земное, природное существо, главная способность которого — познание, исследование окружающего мира.

Научное познание мира стало в эпоху капитализма важнейшей общественной потребностью европейской цивилизации: без науки невозможны развитие техники и победа в конкурентной борьбе. Кроме того, необходимо было теоретическое обоснование изменений в обществе, за которые борется буржуазия.

Неограниченные возможности человеческого познания признава­ли философы Р. Декарт, Ф. Бэкон, Д. Локк, Г. Гегель. Другое направ­ление в философии — Дж. Беркли, Д. Юм и И. Кант — продолжило традицию скептиков и доказывало принципиальную ограниченность человеческого разума, существование непреодолимых границ, преде­лов удовлетворения потребности в познании.

Теории естественного права и общественного договора, популяр­ные в XVII-XVIII вв., продолжили паскалевскую традицию поиска природных, естественных, а не божественных причин человеческих потребностей. Согласно теории естественного права, человек рождается с неотъемлемыми правами, вытекающими из самой его природы: правом на жизнь, свободу (неприкосновенность личности), стремле­нием к счастью, владение собственностью. На самом деле эти права, конечно, не являются врожденными, а даются обществом. Но под «естественными» просветители понимали именно те права, которые позволяют реализовать главные потребности буржуазии, связанные с формированием нового общественного строя. Аргумент об их «ес­тественном», природном происхождении помогал добиваться лучших условий для становления капитализма.

Теория общественного договора объясняла возникновение госу­дарства также из естественных человеческих потребностей. По сло­вам одного из создателей этой теории Томаса Гоббса (1588-1679), до возникновения государства между людьми происходила «война всех против всех». Затем люди осознали потребность в объединении и за­ключили между собой договор о создании государства — особой ор­ганизации, занимающейся общими делами граждан в интересах все­го населения. С современной точки зрения эта теория несколько поверхностна. Люди «договорились» не просто потому, что в какой-то момент поняли, как полезно государство. На определенном этапе развития общества их подтолкнули к этому глубинные материаль­ные интересы и потребности, обусловленные уровнем развития эко­номики. Но теория общественного договора была важным этапом на пути изучения общественных потребностей. Она показывает, что по­ведение человеческих сообществ зависит от осознания ими своих потребностей, а не от воздействия непонятных сверхъестественных сил.

Просветители боролись за равенство всех перед законом, право каждого на обращение в высшие органы управления, лишение Церкви светской власти, неприкосновенность собственности, гуманизацию уголовного права, поддержку науки и техники, свободу печати, аграрную реформу и справедливое налогообложение. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Цели и идеалы Просвещения – свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие и веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм – как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий.

Одним из представителей философской мысли Нового времени был Б. Спиноза. Он был первым мыслителем, давшим четкую концепцию бессознательного. Он полагал, что человек осознает свои желания, но игнорирует причины, которые определяют эти желания. Спиноза считал, что само существование неосознанных мотиваций порабощает человека, но не останавливается на этом; достижение свободы базируется на все расширяющемся сознании действительности как внутри человека, так и вне его. Спиноза впервые пытался построить психологию эмоций, которую представлял как систему динамических сил, подчиняющихся логическим законам, которые могут быть выведены из трех первичных эмоций (удовольствия, неудовольствия, желания).

В учении Спинозы обоснованы основные критерии индивидуального поведения человека, которые должны привести его к вершине добродетели. Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному. Кроме того, Спиноза обосновывает брак и другие союзы, считая их основой любого общества. Согласно Спинозе, самовосхваление и самоунижение одинаково дурны. Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения совести, потому что эти чувства также дурны. Он также считал, что щедрость хороша, но сострадание дурно, т.к. оно унижает. Забота о бедных должна лежать на всем обществе. Многие из этих постулатов актуальны и сегодня.

В совершенно другом контексте идея бессознательной мотивации встречается в трудах А. Смита, считавшего, что экономический человек ведом невидимой рукой для достижения цели, не входящей в его намерения. Его основные работы: «Теория моральных чувств», «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. естественный порядок в представлении Смита – это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает свое поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. Такой порядок в представлении Смита обеспечивает богатства, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Смит определил основные свойства человека, определяющие все виды его хозяйственной деятельности:

1. Склонность к обмену одного предмета на другой.

2. Собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение».

Свойства человеческой природы имеют у Смита важные экономические последствия. Первое ведет к разделению труда. Второе побуждает индивида выбирать такое занятие, при котором его продукт будет иметь большую стоимость, чем в других областях. При этом Смит не сводил собственный интерес людей к получению денежных доходов: помимо заработка, на выбор занятия влияют легкость и трудность обучения, приятность и неприятность занятия, его постоянство и непостоянство, больший или меньший престиж в обществе, и наконец, большая или меньшая вероятность успеха.

Необходимо отметить, что Смит не идеализировал предпринимателя. Он отмечал, что поскольку конечной целью всех планов и проектов обладателей капитала является прибыль, а норма прибыли, как правило, находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то интересы купцов и промышленников могут быть в меньшей степени использованы в интересах общества. Более того, этот класс «обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его», пытаясь ограничить конкуренцию. Но если государство обеспечивает свободу конкуренции, то законы товарного хозяйства в конечном итоге объединяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему, обеспечивающую общее благо.

В условиях, когда большинство людей боролись за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему предоставляется такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.

Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо. В «Рассуждениях о науках и искусствах» Руссо сформулировал главную тему своей социальной философии – конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он доказывал, что человек по природе добр, но был испорчен обществом и цивилизацией. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, а их гордыню и тщеславие. В педагогическом романе «Эмиль, или о воспитании» Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. Русо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главу угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Человек может быть счастлив только в том случае, если может пользоваться свободой. Свобода же дается тогда, когда человек независим, довольствуется самим собой. Далее, рассматривая типы зависимости, Руссо подчеркивает, что зависимость от вещей, опосредованная самой природой, по своей сути не связана с моралью и поэтому не порождает пороков и не вредит свободе, зависимость же от людей дает прямо противоположный результат. Таким образом, Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.

В сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма властей. Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю. Но если государство перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Идеи Руссо – критика городской культуры, предпочтение сердца разуму, свободе от общественных предрассудков и учреждений – оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбаха «Система природы». Гольбах считает, что «первые потребности», вложенные в человека природой – это пища, одежда, жилище и семья. Человек – продукт природы, хотя и подчиняющийся наряду с законами природы еще некоторым «специальным законам». Материалисты Нового времени еще не знали, что эти «специальные законы» имеют не биологический, а социальный характер. Тем не менее, приблизившись к раскрытию социальной природы человека, они увидели взаимосвязь людей в обществе, существующую и укрепляющуюся именно благодаря человеческим потребностям.

Гольбах приходит к выводу, что возрастание потребностей - бесконечный процесс, постоянно развертывающийся в обществе и регулирующий поведение людей. Однако благоразумный человек не стремится удовлетворить любые желания и потребности. Он контролирует их, воздерживаясь от удовольствий, которые могли бы принести вред. Достижение счастья вовсе не требует безудержного исполнения любых желаний, бесконечной погони за удовольствиями. Французский философ, таким образом, ищет критерий разумности потребностей в их значимости для человека, для достижения им счастья.

Гольбах и другие материалисты пришли к выводу о том, что удовлетворить все потребности невозможно, т.к. на их место приходят новые и этот процесс бесконечен.

Философы Нового времени природными свойствами человеческой натуры объясняли все потребности человека. Главной ценностью человека объявляли свободу и счастье. Мыслители дали четкую концепцию бессознательного, управляющего сознанием и выбором человека, но изменение потребностей в историческом аспекте ускользало от их внимания.

 

 

Определение потребности.

Общественные потребности

 

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются в ходе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ­екта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, — с другой.

Социальные потребности — это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

1. социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) — они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений; о социальные потребности семейно-родственные — в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

2. социальные потребности общечеловеческие — возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом: о потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

3. социальные потребности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей по трем признакам: о потребности «для других» — потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для дру­гих» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих — о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей; о потребность «для себя» — потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; о потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной — у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответст­вии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

- на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

- на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

- на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки — мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека — это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

Социальные потребности сложнее биологических, связаны с качественно более высоким способом сущест­вования. Любая социальная потребность имеет свою био­логическую основу и для своего удовлетворения требует расхода физической энергии.

Социальные потребности связаны с жизнедеятельнос­тью человека как члена общества, коллектива, социаль­ной группы. К ним относятся потребности в социальной активности, независимости, достижении определенного социального статуса, стабильности и устойчивости су­ществования, общения и принадлежности к группе, признании и самовыражении. Они вытекают из образа жизни людей. Как писал Э. Фромм: «Физиологические потребности — это не единственная необходимо прису­щая, императивная часть натуры человека. Есть еще одна, столь же непреодолимая; она не коренится в фи­зиологических процессах, но составляет самую сущность человеческого бытия — это потребность связи с окружаю­щим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, так же как физический голод к смерти... Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы с социаль­ными стандартами — и это дает ему чувство общности и принадлежности».

К особой социальной потребности относится потреб­ность в творческом и содержательном труде как средстве самовыражения, самоутверждения и самореализации. Она проявляется в неодолимом тяготении их к труду как к жизненно необходимой и приятной деятельности. При наличии такой потребности труд доставляет челове­ку радость, счастье, и человек не может не трудиться.

Сервисная деятельность, направленная на удовлет­ворение социальных потребностей, требует учета и их биологического компонента — например, физических возможностей людей, их утомляемости, стрессоустойчивости.

Мировоззренческие основания теории потребностей

 

       Человек является продуктом бесконечного развития материаль­ного мира, В известной нам части Вселенной последовательно воз­никли четыре главные, качественно различные формы материи: фи­зическая, химическая, биологическая и социальная. Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низ­шего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма ма­терии возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи — высшая по отношению к физической и низшая по отно­шению к биологической и социальной.

       Социальная форма материи (общество) возникла последней и яв­ляется высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, кото­рые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам пона­добятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке).

       В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отли­чить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчи­нено всем законам физики (например, закону сохранения и превра­щения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая фор­ма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их осно­ве. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространст­ва, чем живая материя.

       Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в при­роде, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В резуль­тате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в прост­ранстве форма материи.

       Развитие физической, химической и биологической форм мате­рии происходило за счет усложнения Их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из несколь­ких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые вхо­дит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бак­терий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости — как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же все происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережи­тые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической органи­зации человека.

       Вместе с человеком в мате­риальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс — труд. Главным механизмом развития человека и общества становит­ся не изменение строения организма (как было у животных), а тру­довая деятельность.

       Труд — не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских по­нятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктив­ных возможностей, чем она способна реализовать. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она об­ладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные воз­можности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механиз­мом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобра­зований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предме­тов, которому мыслители XIX-XX вв. подыскали несколько назва­ний: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера». Учитывая этот механизм развития общества, можно так изобразить его связь с другими формами материи в будущем.

       Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним — мышления и всего человеческого общества в целом.

       Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимо­действия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных про­стейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процессе труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребно­стей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возмож­ность перестройки природы, создания ноосферы может реализовы­ваться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно — человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы на­правлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой про­блемы может внести и сервисная деятельность.

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 426.