Актуализация человековедения в эпоху Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В период Средневековья (V-XIV вв.) в Европе господствовало глу­боко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России — с X в.) христианство превращается в официальную государственную идео­логию, и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное, «тварное») и возвышенное, праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремиться к спасению своей души и к совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Влияние божественного начала на личность внешне выражается в ряде потребностей, которые возника­ют у праведника: строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершение добрых дел и т. п. Земное, грешное начало исходит от дьявола и побуждает грешника к неповиновению церкви, к несправедливости, распутству и всем «смертным грехам». Соответственно, разумными признаются потребности — прежде всего духовные и религиозные — которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными — те, которые осуждаются цер­ковью и губят душу, превращая человека в грешника.

Крупнейший представитель патристики, Августин Блаженный (354-430 гг.), обнаружил противоположные начала не только в чело­веческой личности, но и в обществе в целом. В знаменитой работе «О Граде Божьем» он трактует всю историю цивилизации чисто ре­лигиозно, Это история борьбы «града божьего» — христианской церк­ви — и «града земного» — противостоящей ей силе дьявола. Доброе божественное и злое дьявольское начала мобилизуют в человеке хо­рошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности.

Христианство стремилось воспитать в лю­дях умение анализировать, оценивать свои поступки (исповедь). Ре­зультатом такого анализа должна была стать способность избегать мыслей, влечений и тем более поступков, которые осуждались цер­ковным мировоззрением. Люди, подавившие в себе греховные влече­ния и потребности, объявлялись примером для подражания как пра­ведники и святые. Созданный христианством стандарт поведения людей и человеческих сообществ в целом требовал жесткого контро­ля над потребностями и управления ими. Подчиненность личности социальной общности с ее непримиримой религиозной идеологией могла сохраняться только при условии этого жесткого контроля над потребностями и путями их удовлетворения.

Однако даже в Средние века церковь была не в состоянии пол­ностью подчинить себе всю культуру, весь образ мыслей людей. По­этому в обществе возникали разные, даже противоположные пред­ставления о человеке, его поведении и потребностях.

Как отмечает А. Ф. Замалеев, русская православно-церковная концепция человека основывалась на трех главных постулатах:

1. Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно­плотским, «тварным» (т. е. сотворенным, материальным) бытием, осуждение любви к реальному миру. Согласно Феодосию Печер­скому (1036-1074) и Нилу Сорскому (1433-1508), воспитание православного христианина должно основываться только на «бо­жественной истине», а земные, светские науки заслуживают стро­гого осуждения.

2. Одобрение таких черт характера, как «тихость» и «коснение» (медлительность, нерешительность, неисполнение). Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно.

3. Своеобразное средневековое отношение к труду, «делам». Вера в Христа требовала, конечно, совершения добрых дел, но под «де­лами» понималась при этом не творческая преобразовательная деятельность человека (общественная активность, техническое творчество), а «малые дела» — посты, молитва и раздача мило­стыни. Относительно же мирских дел (хозяйственных, торговых, ремесленных) церковь внушала убеждение, что человек не должен стремиться делать их быстро, прилагать какие бы то ни было дополнительные усилия. Если человек поступал иначе, ему приписывалось “тяжкое и звероподобное рвение”, признаваемое не только греховным, но и губительным.

Считалось, что таким образом нарушается богоустановленный этикет. Умелость, быстрота — свойства свободного, независимого че­ловека. Благодаря им он как бы выпадает из сферы провиденциаль­ного давления, утрачивает богопочтение. Поэтому православно-цер­ковная антропология требовала от всякого человека ‘‘недоумения”, веры в то, что без божественной помощи невозможно совершить ни­какое дело.

Как видим, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потреб­ность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православ­ная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к пра­ведной богоугодной жизни.

Такой религиозной антропологии противостояла другая тенден­ция, подчеркивавшая ценность труда, человеческого разума, самостоя­тельности личности. Эта идея ярко выражена, например, в «Поуче­нии» великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). В нем под­черкивается ценность, уникальность и неповторимость каждого от­дельного человека. В то же время всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, деятельное отношение к миру.

На­ряду с официальной религиозной идеологией выдающиеся российские мыслители почти тысячу лет назад начали создавать по существу антицерковную, еретическую концепцию человека, в чем-то созвучную с идеологией гуманизма и с представлениями современной науки. В этой концепции религиозные потребности и ценности не отрица­лись, но все же оттеснялись на второй план. Наиболее важными и требующими первоочередного удовлетворения признавались даже не простые базовые потребности, а потребности в познании, в труде, развитии личности и благе социальной общности (хотя их реализа­цию и считали угодной Богу). Признание потребности в активной деятельности предвосхищало мировоззрение эпохи капитализма и поз­же было широко использовано в протестантских религиях.

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит, в эпоху Возрождения (XIV- XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоз­зрение — гуманизм.

В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедли­вые, «гуманные» отношения между людьми. Первоначальное значе­ние этого понятия было немного другое. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гу­манизм (от слова homo — человек) противостоял старой средневеко­вой мировоззренческой традиции — теоцентризму (от teos — бог).

Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслить представления о чело­веке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъ­являет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появля­ется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к про­явлению своих способностей и полному удовлетворению потребно­стей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи — например Леонардо да Винчи (1452-1519) — сами бы­ли близки к этому идеалу.

В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из пер­вых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304- 1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами (Петрарка даже был католическим мо­нахом), а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее, для традиционного религиозного мировоззрения лю­бовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре — греховное чувство, от­влекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей — это и есть самое важное, самое ценное в человеческой жизни. Именно в этом посюстороннем мире человек должен жить, этот мир он должен чувствовать и понимать. Идея значимости земных чувств, потребно­стей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Воз­рождения.

В эпоху Раннего Возрождения итальянские гуманисты делали ак­цент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом.

Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаи­модействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478-1535) в знаменитой «Утопии» рисует подробную картину гу­манного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей. Государство утопийцев заботится о каждом гражданине. Всем обеспечено полное удовлетворение на­сущных потребностей, В Утопии нет частной собственности, поэто­му невозможно имущественное расслоение, и все люди имеют рав­ные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, более сложных потребностей. Однако поддержание равновесия меж­ду личными и общественными интересами требует от граждан стро­гой дисциплины. За преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертной казнью.

Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — флорентий­ский дипломат и ученый Николо Макиавелли (1469-1527) — счита­ется идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей цен­ностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предпо­лагает абсолютный приоритет общественных потребностей над лич­ными. В последующие столетия такой подход — игнорирование по­требностей граждан под предлогом заботы о государстве в целом — часто использовался репрессивными политическими режимами.

В конце эпохи Возрождения формируется современный тип на­учного знания — экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволив­шие глубже понять объективные потребности, зависящие от физиче­ской организации людей. Религиозно-мифологическое и художест­венное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к ес­тественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традицию античности. Начало капи­талистического преобразования европейской цивилизации раскрепо­стило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулиро­валось освобожденными старыми потребностями и многочисленны­ми новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капита­листическое производство.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.