Модуль 2. Функционирование рыночного механизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 5. Основы теории поведения потребителя

Исходные предпосылки анализа потребительского поведения.

Кардиналистский (количественный) подход. Общая и предельная полезность блага. Закон убывающей полезности.

Ординалистский (порядковый) подход. Кривые безразличия. Бюджетная линия потребителя. Оптимум потребителя.

Эффект замещения и эффект дохода. Товар Гиффена. Кривые Энгеля. Особые ситуации потребительского поведения. Потребительский излишек.

Контрольные вопросы

1. Что означает суверенитет потребителя и каковы его характерные черты?

2. В чём заключается суть первого и второго закона Госсена?

3. Назовите аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса.

4. Назовите свойства кривых безразличия.

5. В чём заключается рациональное экономическое поведение человека?

6. Что такое предельная норма замещения.

7. Как изменяется бюджетная линия при изменении его дохода и цен на покупаемые товары?

8. Что означает потребительский оптимум?

9. Как возникает эффект дохода и эффект замещения?

10. Какие товары называют «товарами Гиффена»?

11. Как можно сформулировать понятие «излишек потребителя»?

Верно/неверно

1. Если предельная полезность уменьшается, то общая полезность также уменьшается.

2. Если вы приобретаете больше единиц какого-либо товара, то ваша предельная полезность растет.

3. Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

4. Потребитель максимизирует полезность, когда его бюджетная линия пересекает кривую безразличия.

5. Изменение в величине дохода приводит к изменению в наклоне бюджетной линии.

6. Эффект замены при увеличении цены на товар приводит к уменьшению спроса на этот товар.

7. Чем меньше доход потребителя, тем выше располагается его бюджетная линия.

8. Каждая точка, лежащая на кривой безразличия, отражает одинаковый доход потребителя.

Тесты

1. Понятие «предельный» в микроэкономике означает…

 

1) Небольшое изменение измеряемой величины.

2) Несущественное изменение измеряемой величины.

3) Дополнительное изменение измеряемой величины.

4) Пограничное изменение измеряемой величины.

 

2. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

 

1) Разницу между общей и предельной полезностью.

2) Общую полезность.

3) Среднюю полезность.

4) Предельную полезность.

5) Каждую из перечисленных величин.

 

3. Общая полезность растет, когда предельная полезность:

 

1) Уменьшается.

2) Увеличивается.

3) Увеличивается в медленном темпе.

4) Увеличивается или уменьшается, но является величиной положительной.

5) Является величиной отрицательной.

 

4. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

 

1) Отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости.

2) Полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, убывает по мере увеличе­ния количества приобретаемых товаров.

3) Отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров.

4) Полезность приобретаемых товаров убывает по мере увеличения дохода потребителя.

5) Ни один из ответов не является верным.

 

5. По теории потребительского выбора уменьшающаяся предельная норма замены предполагает:

 

1) Кривые безразличия с отрицательным наклоном.

2) Пересекающиеся кривые безразличия.

3) Бюджетную линию с наклоном вниз.

4) Выпуклую кривую безразличия.

5) Убывающую предельную полезность.

 

6. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

 

1) 200, 300, 400, 500.

2) 200, 450, 750, 1100.

3) 200, 400, 1600, 9600.

4) 200, 250, 270, 280.

5) 200, 350, 450, 600.

 

7. Цена товара X составляет 1,5 руб. Цена товара Y составляет 1 руб. Если потребитель оценивает предельную полезность товара Y в 30 ютил и желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров Х и Y, тогда он должен принять предельную полезность товара Х за:

 

1) 15 ютил.

2) 20 ютил.

3) 30 ютил.

4) 45 ютил.

5) В условии не содержится достаточной информации для ответа на вопрос.

 

8. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

 

1) Его предпочтениями и размерами дохода.

2) Только ценами покупаемых товаров.

3) Предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров.

4) Только его предпочтениями.

5) Ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

 

Вопpосы 9-10 основаны на диагpамме.

 

На диаграмме показана карта безразличия потребителя в период 1 и 2. Точки А и В - альтернативные возможности дохода. Выбор точки А обеспечивает больший доход в будущем (период 2), но меньший в настоящее время (период 1).

9. Если потребитель может свободно занимать деньги или давать их под проценты r, то он выберет…

 

1) В и не будет ни занимать, ни давать деньги под проценты.

2) А и будет чистым кредитором в период 1.

3) А и будет чистым заемщиком в период 1.

4) В и будет чистым кредитором в период 1.

5) В и будет чистым заемщиком в период 1.

 

10. Если второй потребитель имеет преимущество в будущем по сравнению с настоящим потреблением и может свободно занимать, или давать деньги под проценты, то…

 

1) Оба выберут А.

2) Оба будут чистыми кредиторами в период 1.

3) Оба выберут В.

4) Второй потребитель выберет А, а первый В.

5) Второй потребитель выберет В, а первый А.

 

11. Предельная норма замещения товара А товаром В означает:

 

1) Сколько единиц товара А потребитель приобретает, когда цена товара В уменьшается на 1 доллар.

2) В какой степени увеличивается предельная полезность, если потребление товаров А и В увеличивается на 1 единицу.

3) Сколько единиц товара В потребитель покупает, когда его доход возрастает, а потребление товара А остается прежним.

4) От какого количества единиц товара А потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы товара В, чтобы общая полезность осталась неизменной.

5) Ни один из ответов не является верным.

 

12. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

 

1) Каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров.

2) Каждая точка на бюджетной линии означает различную комбинацию двух товаров.

3) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребно­стей.

4) Все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежного дохода.

5) Все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода.

 

Задачи и вопросы для размышления

1. Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. На карманные расходы (питание и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения – на горизонтальной:

а) Цена продуктов питания (PF) – 50 центов за единицу, цена развлечений (PH) – 50 центов за единицу.

б) PF = 50 центам. PH = 1 долл.

в) PF = 1 долл. PH = 50 центам.

г) PF = 40 центам. PH = 40 центам.

д) PF = 50 центам. PH = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 долл. в неделю.

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д), сравните их с бюджетной линией а).

2. Состояние равновесия для потребителя устанавливается при следующей структуре его товарных закупок: овощи – 2 кг по 30 руб. за килограмм, фрукты – 4 кг по 50 руб. за килограмм. Определите предельную норму замещения (MRS) фруктов овощами.

3. В таблице показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (H), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

 

Набор 1

Набор 2

Набор 3

H F H F H F
2 40 10 40 12 45
4 34 12 35 14 40
8 26 14 30 16 35
12 21 17 25 18 30
17 16 20 20 21 25
22 12 25 16 27 20
29 9 30 14 33 17
34 7 37 12 38 15
40 5 43 10 44 13
45 4 50 8 50 12

 

а) Начертите три кривые безразличия.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

А. 50H и 8F.

Б. 45H и 4F.

В. 12H и 45F.

Г. 25H и 16F.

Д. 21H и 11F.

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора студента?

4. Индивид покупает 8 единиц товара X и 4 единицы товара Y. Найдите его доход, если известно, что цена товара X равна 2 ден. ед., а предельная норма замещения - соотношение цен товаров X и Y – равна 4.

5. Бюджет покупателя позволяет купить 30 кг. яблок по 20 руб. или 10 кг. шоколадных конфет.

а) Каков доход потребителя?

б) Какова цена одного кг шоколадных конфет?

в) Постройте бюджетную линию покупателя.

г) Напишите уравнение бюджетной линии.

6. Построить кривую безразличия, проходящую через следующие точки:

 

Оси A B C D E F
Y 70 40 25 15 10 5
X 0 10 20 35 55 80

 

Определите с помощью построения бюджетных линий минимальный бюджет (равновесие потребителя) при следующих ценах: PY=3 руб. и PX=1 руб.

7. Общая полезность различного количества печенья и конфет для потребителя равна:

 

Количество товара, в кг. 0 1 2 3 4 5 6
Полезность печенья, руб. 0 40 70 90 100 105 105
Полезность конфет, руб. 0 60 108 144 166 178 183

 

Цена 1 кг печенья равна 30 руб., а цена 1 кг конфет равна 48 руб. Всего денег у потребителя 156 руб. Какое количество печенья и конфет купит рациональный потребитель?

8. Предельная полезность товара X для потребителя равна MUx=400-50 Qx, где MUx- предельная полезность товара X, Qx- количество товара X. Предельная полезность товара Y: MUy=200-30Qy, где MUy-предельная полезность товара Y, Qy- количество товара Y. Цена единицы товара X равна 50 долл., цена единицы товара Y - 10 долл. Общий доход потребителя составляет 200 долл. в месяц.

Какое количество товара X и товара Y потребляет данный рациональный потребитель?

Ситуации

1. Для окраски летнего дачного домика вам потребуется 50 банок краски. У вас же имеется всего 49 банок. Можно ли утверждать, что 50-я банка, без которой домик останется неокрашенным, обладает для Вас наибольшей полезностью и что подобная ситуация опровергает закон убывающей предельной полезности?

2. Чем, по-вашему, объясняется сходство кривой предельной полезности и кривой рыночного спроса (обе имеют отрицательный наклон)? Может ли кривая спроса иметь положительный наклон?

3. Найдите общие характеристики и какие-либо различия между понятиями «бюджетная линия» и известной вам из предыдущих тем «кривой производственных возможностей» экономики.

4. «Как можно говорить о полезности всех экономических благ? Ведь наркотики, алкоголь, порнография вредны как для телесного, так и для духовного здоровья человека!» Вы согласны с этим утверждением? Что подразумевается под полезностью в экономической теории?

5. Внимательно рассмотрите предложенные графики:

1) Каков экономический смысл кривой безразличия?

2) Что означает форма и положение кривой U1 т. е. ее отрицательный наклон и выпуклость по отношению к началу координат?

3) Что означают кривые безразличия, расположенные выше или ниже U1, т.е. U2, U3, U4, U5?

4) Могут ли пересечься кривые безразличия, как, например, на рис.

6. В экономической теории известен так называемый «парадокс Смита». Вот его суть: вода гораздо полезнее для человека, чем алмазы. Почему же алмазы стоят так дорого, а вода имеет ничтожно малую стоимость? Как бы вы ответили на вопрос Смита?

7. Может ли последняя единица потребляемого блага иметь небольшую полезность? Так, студент-первокурсник недоумевает: «А если на борту космического корабля произошла авария и началась утечка кислорода? Ведь последний глоток кислорода для космонавта будет иметь наибольшую полезность?» Как бы вы ответили студенту?

8. Проблема субъективности вкусов и предпочтений потребителя усиливает необходимость дифференциации и специализации торговли, поскольку существуют помимо всего прочего, ещё и особые эффекты. Например, есть группы покупателей, потребительское поведение которых можно охарактеризовать так называемым эффектом толпы, или присоединения к большинству, эффектом сноба, эффектом Веблена. Что означают эти понятия?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 487.