Тема 3. Экономический образ мышления и поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Экономический образ мышления. Экономическое поведение как форма принятия решений, его виды. Ограничения при принятии решений. Рациональное поведение. Норма как ограничитель выбора. Оппортунистическое поведение.

Производственные возможности общества. Проблема выбора оптимального решения. Граница производственных возможностей (КПВ).

Вмененные (альтернативные) издержки или издержки упущенных возможностей. Закон возрастания вмененных издержек. Неполная взаимозаменяемость факторов производства. Сдвиги кривой производственных возможностей. Товары будущего и товары настоящего.

Альтернативная стоимость. Эффективность производства. Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономики.

Контрольные вопросы

1. Что такое экономические ресурсы и чем они отличаются от свободных благ?

2. Что такое потребности и какие потребности Вы знаете?

3. Что понимается под редкостью ресурсов?

4. Что такое конкурирующие цели?

5. В чём заключается проблема выбора в экономике?

6. Что показывает точка на линии производственных возможностей?

7. В чём заключается рациональное экономическое поведение человека?

 

Тесты

1. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?

 

1) Бывает так, что некоторые продукты можно купить только по очень высоким ценам.

2) С ограниченностью сталкиваются бедные государства, богатые же смогли преодолеть эту проблему.

3) Произведенные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

4) В любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

 

2. Какое высказывание лучше всего описывает проблему редкости ресурсов?

 

1) В любой экономике всегда чего-то недостает.

2) Ресурсов всегда не хватает для удовлетворения всех человеческих потребностей.

3) Бедные страны в большей степени ощущают ограниченность ресурсов, чем богатые.

4) Чем меньше какого-нибудь ресурса, тем более он редок.

 

3. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

 

1) Инвестиции.

2) Производство.

3) Потребление.

4) Редкость.

 

4. Потребность – это…

 

1) Надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

2) Нужда, принявшая определенную специфическую форму в соответствии с уровнем развития отдельного, конкретного человека и общества, в котором он живет.

3) Те товары и услуги, которые люди хотели бы иметь, если бы за них не надо было платить, или на покупку которых хватило бы денег.

4) Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.

 

5. Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции,…

 

1) Может быть кривой произвольного вида.

2) Является выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек.

3) Является выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности.

4) Является выпуклой вверх кривой в результате действия закона предельной полезности.

 

6. Кривая производственных возможностей показывает:

 

1) Точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.

2) Лучшую из возможных комбинаций двух товаров.

3) Альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов.

4) Время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

 

7. Альтернативные издержки нового стадиона – это…

 

1) Оплата его охраны и другого персонала.

2) Цена строительства персонала в будущем году.

3) Изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона.

4) Цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

 

8. Проблема ''что производить '' не стоит, если:

 

1) Предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть использованы только для производства предметов потребления.

2) Экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убывающей производительности факторов производства.

3) Предложение ресурсов достаточно и для того, чтобы производить предметы роскоши.

4) Каждый производственный ресурс специфичен, т. е. он может быть использован для производства только одного конкретного товара.

 

9. Какое из перечисленных определений наиболее полно и корректно раскрывает предмет теоретической экономики:

 

1) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

2) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.).

3) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов.

4) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

 

Верно/неверно

1. Состояние экономики является эффективным в производстве, если все ресурсы используются с максимальной эффективностью.

2. Наклон линии производственных возможностей представляет собой предельную норму трансформации.

3. Точки, находящиеся на границе возможных благосостояний, являются Парето-оптимальными.

4. Каждая точка, находящаяся на границе возможных благосостояний, представляет справедливое распределение дохода.

 

Задачи

1. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 12000 ден. ед. в год или работы референтом с зарплатой 10000 ден. ед. в год, Иван поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6000 руб. Какова альтернативная стоимость его решения на первом году обучения, если Иван имеет возможность в свободное от занятий время подработать в магазине за 4000 ден. ед. в год ?

2. Допустим, что квалифицированный психолог получает за каждый час работы по своей специальности 500 ден. ед. Предположим, что ему необходимо сделать ремонт собственной квартиры. Если он возьмется за это дело сам, то это отнимет у него 30 часов, и при этом он не испытает большого удовольствия от работы. Психолог может нанять маляра, заплатив за каждый час его работы 250 руб. Маляр – начинающий, поэтому провозится 40 часов. Что выгоднее для психолога – сделать ремонт самому или пригласить маляра? Подтвердите ответ расчетами. Что можно сказать об абсолютных и относительных преимуществах психолога и маляра в малярном деле?

3. Производственные возможности завода холодильных установок позволяют производить за год бытовые холодильники и морозильники в следующих соотношениях:

  А   Б    В   Г   Д    Е
Бытовые холодильники, тыс. шт. 0   20 50  80 110 140
Бытовые морозильники, тыс. шт. 150 120 90  40  10    0

1) Постройте график производственных возможностей завода.

2) Каковы альтернативные стоимости 120 тыс. шт. морозильников и 20 тыс. шт. холодильников?

3) Может ли завод производить 150 тыс. шт. холодильников?

4)  Что можно сказать об использовании ресурсов на заводе, если производится 25 тыс. шт. холодильников и 35 тыс. шт. морозильников?

4. Иногородний студент решает, пойти ли ему работать во время летних каникул барменом за 3000 рублей в месяц или пойти на двухмесячные курсы английского языка, заплатив при этом за обучение 5000 рублей. В обоих случаях он остается в городе, но жить ему приходится в первом случае на квартире за 1000 рублей в месяц, а во втором, в общежитии за 100 рублей в месяц. Он выбирает курсы английского языка. Найдите альтернативную стоимость его решения.

5. Группа студентов с численностью 20 человек поехали помогать собирать урожай на агробиостанцию института. Необходимо было выкопать картошку и морковь. За день 2 студента могут либо выкопать 10 ведер картошки, либо 4 ведра моркови.

1) Начертите кривую производственных возможностей группы.

2) Найдите альтернативную стоимость 50 ведер картошки, 30 ведер моркови. Определить, сколько студентов работало на картошке и моркови.

На следующий день привезли инструменты, которые увеличили скорость выкапывания моркови до 6 ведер в день одним студентом, как изменится кривая производственных возможностей?

Дата: 2019-02-25, просмотров: 276.