Занятие 1.
Классификация рыночных структур. Выручка и прибыль в условиях совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли (минимизации убытка).
Прекращение деятельности фирмы в краткосрочном периоде. Предложение в долгосрочном периоде.
Контрольные вопросы
Тесты
1. При общем равновесии в условиях совершенной конкуренции:
1) Для каждого потребителя предельная полезность каждого потребленного блага равна цене этого блага.
2) Для каждого потребителя предельные полезности всех потребляемых благ пропорциональны предельным издержкам производства этих благ.
3) Предельный продукт каждого ресурса равен цене этого ресурса.
4) Денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене продукта, в производстве которого используется данный ресурс.
5) Отношение общих издержек производства каждого продукта к его цене равно предельной полезности продукта.
2. У конкурентной фирмы в положении равновесия:
1) МС = MR = Р;
2) AR = MR > Р;
3) Р = АС — МС;
4) MR = Р — AR;
5) P = AC – MR.
3. Американский фермер продает свой урожай пшеницы по цене ниже рыночной. Это…
1) Понижает цену кукурузы.
2) Сбивает цену на пшеницу.
3) Не влияет на рыночную цену пшеницы и кукурузы.
4) Невозможно, так как американский рынок пшеницы практически является рынком совершенной конкуренции.
4. Какая из фирм будет располагать большей свободой действий при установлении цен на свою продукцию?
1) одна из трех компаний данной отрасли;
2) единственный производитель товара, для которого существует множество заменителей;
3) одна из трехсот фирм данной отрасли;
4) любая из вышеназванных;
5) единственный производитель товара, для которого не существует заменителей.
5. Кривая спроса на продукцию фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции:
1) имеет положительный наклон;
2) горизонтальная линия, если цена показывается на оси ординат;
3) имеет отрицательный наклон;
4) вертикальная линия, если цена показывается на оси ординат;
5) могут быть верны ответы 1 и 3.
Задачи и вопросы для размышления
1. Зависимость общих издержек совершенно конкурентной фирмы от объема выпуска выглядит так:
Выпуск в единицу времени (Q), шт. | 0 1 2 3 4 5 6 7 |
Общие издержки (TC), руб. | 10 18 24 28 34 42 52 67 |
Цена установилась на уровне 10 руб.
А) Сколько продукции должна производить фирма, чтобы достичь максимума прибыли?
Б) Ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы фирма прекратила производство данного товара?
2. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат представлена в таблице. Цена на продукцию в отрасли 16 руб. за шт. Рассчитайте необходимые данные и определите:
Выпуск продукции,Q, шт. | Общие затраты,TC, руб. |
0 | 16 |
1 | 24 |
2 | 34 |
3 | 46 |
4 | 60 |
5 | 76 |
1) Какое количество продукции должна произвести фирма, чтобы получить максимум прибыли? Чему она будет равна?
2) Чему будут равны общий доход и общие издержки фирмы?
3) Определите по графику цены и количество продукции, при которых:
- фирма будет иметь нулевую прибыль?
фирма будет вынуждена покинуть рынок?
Занятие 2.
Тема 7. Чистая монополия
Признаки чистой монополии. Цена и объем выпуска в условиях чистой монополии.
Ценовая дискриминация. Социальные издержки монополии. Дейдвед - убытки.
Виды монополий: естественные, открытые и закрытые.
Показатели монопольной власти. Коэффициенты Лернера. Источники монопольной власти.
Контрольные вопросы
Тесты
1. Монополист – это предприятие, которое…
1) Производит больше продукции лучшего качества, чем остальные.
2) Является единственным продавцом данного товара.
3) Больше других производит продукции.
4) Является единственным покупателем данного товара.
2. Можно утверждать, что с ростом цены на продукцию монополиста его прибыль…
1) Уменьшится.
2) Увеличится.
3) Останется без изменений.
4) Может уменьшится, остаться без изменений или увеличиться.
3. Фирма-монополист максимизирует прибыль, когда:
1) цена продукта равна предельным издержкам;
2) цена продукта равна средним издержкам;
3) предельная выручка равна предельным издержкам;
4) предельная выручка равна цене;
5) средние издержки минимальны.
4. Что понимается под рынком чистой монополии?
1) Имеется большое число товаропроизводителей и потребителей;
2) Когда покупатель и продавец находятся в равных экономических условиях;
3) Когда организация представлена на рынке товаров единственным производителем при отсутствии конкурентов;
4) Это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатуру продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей;
5) Когда рынок характеризуется не многочисленностью продавцов, но имеет высокую чувствительность к политике ценообразования.
5. Что можно отнести к естественным монополиям в Российской Федерации?
1) Электроэнергетику, газовую промышленность, железнодорожный транспорт и связь;
2) Водный и железнодорожный транспорт;
3) Воздушный транспорт;
4) Лесную и газовую промышленность;
5) Электроэнергетику.
6. Вы исходите из предположения, что если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
1) Сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть».
2) Имеет «ломаную» кривую спроса.
3) Является ценовым лидером на олигополистическом рынке.
4) Наиболее эффективная в отрасли.
5) Одна из конкурентных фирм в отрасли.
7. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:
1) Продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля.
2) Устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля.
3) Проводя активную неценовую конкуренцию.
4) Ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену.
5) Настаивая на том, чтобы картель постоянно повышала согласованную цену.
Задачи и вопросы для размышления
1. Функция общих издержек монополиста: TC= 8000+60Q, где Q- объем выпуска за неделю. Функция спроса на продукцию монополиста: P=400-Q, где Р- цена изделия. Если монополист выпускает 40 единиц изделия в неделю, то какова его общая выручка и прибыль за неделю?
2. Допустим, фирма полностью монополизировала продажу компьютеров. Следующая информация отражает положение фирмы: MR=2000-40Q;
TR=2000Q-20Q2; MC=200 + 20Q, где Q – объем продаж компьютеров; P- цена одного компьютера.
Сколько компьютеров будет продано, и по какой цене если:
А) Фирма действует как простой монополист?
Б) Фирма действует в условиях совершенной конкуренции?
3. Функция общих затрат монополиста: TC=100+3Q, где Q- количество единиц продукта, производимое в месяц; функция спроса на продукцию монополиста: P=200-Q, где Р – цена продукта в долл. Чему равен общий доход монополиста, если в месяц он выпускает 20 ед. продукта? Если монополист выпускает 19 единиц продукта, на сколько долл. изменится прибыль при увеличении объема выпуска на 1 ед.?
Занятие 3.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 376.