Тема 8. Олигополия и монополистическая конкуренция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Особенности анализа олигополии. Олигополистическая взаимосвязь. Картель. Дилемма олигополиста. Формальные модели олигополий. Модель Курно. Теория игр. Ценовое лидерство. Лимитирующее ценообразование.

Механизм монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция и ее методы. Реклама.

Контрольные вопросы

  1. Как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объёмов выпуска?
  2. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики? Получают ли в этом случае фирмы экономическую прибыль? Каковы могут быть источники такой прибыли?
  3. В каких отраслях возможны дуопсония и монопсония? Следует ли государству регулировать подобные рыночные структуры? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
  4. В чём суть дифференциации продукта? Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продуктов?
  5. Может ли фирма – монополистический конкурент получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде?
  6. Приведите примеры использования фирмой методов неценовой конкуренции?
  7. Приносит ли реклама пользу фирмам и потребителям? Обоснуйте свой ответ.

Тесты

1. Городская телефонная сеть – это пример…

 

1) Монопсонии.

2) Олигополии.

3) Естественной монополии.

4) Временной монополии.

 

2. Олигополия — это рыночная структура, где оперирует:

 

1) Большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт.

2) Большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт.

3) Небольшое количество конкурирующих фирм.

4) Только одна крупная фирма.

5) Только один крупный покупатель.

 

3. «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

 

1) Разрыв в кривой предельного дохода.

2) Разрыв в кривой предельных издержек.

3) Что цена товара не должна быть выше предельного дохода.

4) Что поведение фирмы не оптимально.

5) Тайное соглашение с фирмами-конкурентами для поддержания согласованной цены.

4. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

1) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

2) существуют труднопреодолимые барьеры для входа в отрасль;

3) действует незначительное количество продавцов;

4) фирма обладает монопольной властью;

5) возможно образование картелей.

 

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

 

1) Выпускаются дифференцированные товары.

2) На рынке оперирует множество покупателей и продавцов.

3) Каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт.

4) Выпускаются однородные товары.

5) Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

 

6. На долгосрочном временном интервале:

 

1) Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономиче­скую прибыль.

2) Фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую эко­номическую прибыль.

3) Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функцио­нирующими фирмами положительной экономической прибыли.

4) Олигополисты и монополисты, оперирующие на неконкурентных рынках, могут получать эко­номическую прибыль.

5) Все предыдущие утверждения верны.

 

7.Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

 

1) Дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов по­требителей.

2) В условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции.

3) Совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами.

4) В условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов.

5) Все предыдущие утверждения верны.

 

8. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

 

1) Действует вне системы специализации и цен.

2) Предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены.

3) Пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений.

4) Сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

 

Задачи и вопросы для размышления

1. В отрасли действуют три фирмы одинакового размера. Предельные издержки каждой фирмы одинаковы, постоянны и равны 298 евро. Спрос на продукцию отрасли представлен следующими данными:

Цена, евро за единицу 1500 1200 900 600 300
Объём спроса, тыс. штук 300 600 900 1200 1500

Если фирмы объединяются в картель и делят рынок поровну, какова будет равновесная цена и какое количество продукции произведёт каждая фирма?

2. В отрасли действуют 10 фирм. Предельные издержки каждой фирмы описываются формулой: MC=100-30Q+Q2. Спрос на продукцию отрасли равен P=100-Q, где Q – объём производства отрасли, тыс. шт.; P – цена единицы товара, евро. Каков должен быть объём производства каждой фирмы, чтобы отрасль в долгосрочной перспективе находилась в состоянии равновесия?

Занятие 4

Дата: 2019-02-25, просмотров: 421.