Тема 4. Рыночная система: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Занятие 1

Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Товары-субституты и товары-комплементы.

Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

Рыночное равновесие. Проблема устойчивости равновесия.

"Паутинообразная модель". Подходы Вальраса и Маршалла к проблеме устойчивости равновесия.

Контрольные вопросы

1. Что утверждает закон спроса?

2. В чём разница между изменением спроса и изменением объёма спроса?

3. В чём разница между изменением предложения и изменением объёма предложения?

4. Почему кривая спроса является нисходящей?

5. Чем отличается цена спроса от цены предложения?

6. Почему кривая предложения является восходящей?

7. Что такое равновесная цена и равновесный объём продаж?

8. К чему может привести установление фиксированных цен?

9. В чём заключается суть проблемы устойчивости рыночного равновесия? Что понимается под устойчивостью?

10. Расскажите о подходах Л. Вальраса и А. Маршалла и проблемах устойчивости равновесия.

Тесты

1. Закон спроса предполагает, что:

1) Превышение предложения над спросом вызовет снижение цены.

2) Если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров.

3) Кривая спроса обычно имеет положительный наклон.

4) Когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.

 

2. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар X?

 

1) Предложение товара Х по некоторой причине уменьшилось.

2) Цена товара Х выросла, и как следствие этого потребители решили меньше покупать этого товара.

3) Вкусы потребителей вызвали интерес к товару X, и поэтому они хотят покупать его при любой данной цене больше, чем раньше.

4) Цена товара Х упала, поэтому потребители решили покупать его больше, чем раньше.

 

3. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара X, вызовет:

 

1) Сдвиг кривой спроса вверх (или вправо).

2) Сдвиг кривой предложения вверх (или влево).

3) Сдвиг кривой спроса и кривой предложения вверх.

4) Сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).

 

4. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

1) Вниз и влево.

2) По вращению часовой стрелки.

3) Вверх и вправо.

4) Против вращения часовой стрелки.

 

5. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

 

1) Вкусов и предпочтений потребителей.

2) Размера или распределения национального дохода.

3) Цены товара.

4) Численности или возврата потребителей.

 

6. Совершенствование технологии сдвигает:

 

1) Кривую спроса вверх и вправо.

2) Кривую спроса вниз и вправо.

3) Кривую предложения вниз и вправо.

4) Кривую предложения вверх и влево.

 

7. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара только по более низкой цене лучше всего объясняет:

 

1) Эффект замещения.

2) Принцип убывающей предельной полезности.

3) Эффект дохода

4) Закон предложения.

 

8. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

 

1) Спрос равен предложению.

2) Цена равна издержкам плюс прибыль.

3) Уровень технологии меняется постепенно.

4) Объем предложения равен объему спроса.

 

9. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

 

1) Появляются избытки товаров.

2) Возникает дефицит товаров.

3) Формируется рынок покупателя.

4) Падает цена ресурсов.

 

10. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

 

1) Цена повысится.

2) Увеличится общее количество товара.

3) Цена остается стабильной.

4) Благосостояние общества возрастет.

 

11. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникнет:

 

1) Избыток.                                                          

2) Дефициты.    

3) Растет безработица.

4) Все варианты неверны.

 

12. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

 

1) В росте предложения.

2) В снижении предложения.    

3) В росте объема предложения.

4) В падении объема предложения.

 

13. Что может вызвать падение спроса на товар X?

 

1) Уменьшение доходов потребителей.

2) Увеличение цен на товары-субституты товара X.

3) Ожидание роста цен на товар X.

4) Падение предложения товара X.

 

14. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

 

1) Падение спроса на второй товар.

2) Рост спроса на второй товар.

3) Увеличение объема спроса на второй товар.

4) Падение величины спроса на второй товар.

 

15. Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса на него. Это одно из принципиальных положений теоретической экономики. Можно ли только на этом основании сделать следующие выводы:

 

1) Если цена на норковые манто упадет, объем их продаж увеличится.

2) Если цена на норковые манто упадет, то Вы купите не одно, а два манто.

3) Если цены на норковые манто упадут, а все остальные факторы спроса и его динамики не изменятся, возможно, этих манто будет куплено больше, чем раньше, когда они стоили дороже.

4) Если в этом месяце было продано больше норковых манто, чем в прошлом, то значит, цены на них были снижены.

 

Задачи и вопросы для размышления

1. Как повлияет на спрос, предложение и цену отечественного стирального порошка “Зифа” появление нового “Тайда” американской компании “Проктер энд Гембл”?

 

2. Формула спроса QD= 11-P? Формула предложения QS = 2P-4?

а) Найдите равновесную цену и объем продаж.

б) Найдите избыток (дефицит) предложения при цене 4.

в) Постройте график.

 

3. Вкусы людей изменились. Они стали отдавать предпочтение цветным спортивным рубашкам, которые носят без галстука, а не белым сорочкам, которые носят с галстуком. Определите изменение спроса, предложения, равновесной цены и равновесного количества. При этом следует игнорировать последствия обратной связи, то есть сдвигать только одну кривую на каждом из следующих рынков: спортивных рубашек, белых сорочек, галстуков, зажимов для галстуков.

4. На основе данных, приведенных в таблице, определите равновесную цену товара и равновесный объем продаж:

Цена (руб.) 40 45 50 55 60 65 70
Объем спроса (кг.) 120 100 80 60 40 20 0
Объем предложения (кг.) 0 20 40 60 80 100 120

Задание:

1) Построить кривую спроса и кривую предложения.

2) Найти равновесную цену и равновесный объём продаж.

3) Каков будет объем продаж при цене 45 руб.?

4) Каков будет объем продаж при цене 65 руб.?

5) Если цена поднимется на 15 рублей выше равновесной, какова будет ситуация на рынке и чему будет равен объём продаж.

6) Доходы населения увеличились, что привело к увеличению спроса на 4 кг. при каждом уровне цен. Выполните задания 1-5 с учётом новых условий.

 

5.Функция спроса населения на данный товар может быть выражена формулой: Qd = 100-5P, а функция предложения: Qs = -50+2,5P, где Qd и Qs, соответственно, объем спроса и объем предложения, а P- цена.

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

6. Спрос на нефть определяется уравнением: Qd=120-4P, а предложение: Qs=2P-30, где P-цена нефти за тонну, а Q- количества нефти (в тоннах).

1) Найти: Pe и Qe.

2) В целях пополнения казны правительство вводит налог на продавцов нефти в размере 20% от прежней цены. Найти: новые Pe и Qe. Решить графически и аналитически.

3)

7. На основе данных, приведенных в таблице, определите равновесную цену товара и равновесный объем продаж:

Цена (руб) Объем спроса (кг.) Объем предложения (кг.)
40 45 50 55 60 65 70 12 10 8 6 4 2 0 0 2 4 6 8 10 12

Каков будет объем продаж при цене 45 руб.?

Каков будет объем продаж при цене 65 руб.?

 

Занятие 2.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 288.