Тема 1. Микроэкономика: предмет, метод и базовые понятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет микроэкономики. Микроэкономика, как сфера экономической деятельности и как наука.

Методы исследования микроэкономики: анализ, синтез индукции, дедукции, сравнительный анализ, позитивный и нормативный анализ. Статистические и математические методы исследования. Формальная логика, диалектика. Материалистическая диалектика, объективно-субъективная диалектика. Восхождение от абстрактного к конкретному. Экономические модели и эксперименты. Экономико-математическое моделирование.

Цели и задачи микроэкономики, как науки. Экономика и микроэкономика: общие черты исследования, уровни анализа.

Базовые экономические понятия. Потребности, ресурсы, выбор. Экономические и неэкономические блага. Экономические ресурсы, экономический выбор на микро-уровне.

 

Контрольные вопросы

1. Что изучает микроэкономика?

2. Каковы общественные функции микроэкономики?

3. Чем отличаются методы теоретического познания экономических явлений от методов познания природных явлений?

4. Изложите основные взгляды и достижения английской классической школы.

5. Изложите основные положения теории меркантилизма.

6. Изложите основные взгляды физиократов.

7. Какие проблемы изучает микроэкономика.

8. В чем заключаются принципиальные различия во взглядах на экономику представителей неоклассической и институциональной научных школ?

9. Нужно ли знать человеку, не занимающемуся наукой, экономическую теорию? Обоснуйте свою точку зрения.

10. Что дает использование моделей в исследовании экономики и какие возникают проблемы, обуславливающие относительный характер получаемых при этом научных результатов?

 

Тесты

1. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета микроэкономики?

 

1) Эффективное использование ресурсов.

2) Неограниченные производственные ресурсы.

3) Максимальное удовлетворение потребностей.

4) Материальные и духовные потребности.

5) Редкость блага.

 

2. Микроэкономика:

 

1) Пригодна только для изучения капиталистической системы хозяйствования.

2) Пригодна для изучения всех экономических систем.

3) Не может быть полезной при изучении экономических отношений, свойственных социализму.

4) Все предыдущие ответы неверны.

 

3. Какую общую основу с другими науками об обществе имеет микроэкономика?

 

1) Политическую экономию.

2) Современную философию.

3) Социологию.

4) Гуманитарные науки.

5) Биологию.

 

4. Абстрагирование как метод экономической теории означает…

 

1) Искажение реальности.    

2) Упрощение реальности.

3) Усложнение реальности.    

4) Уход от реальности.

 

5. Кто ввел в научный оборот термин «экономия»?

 

1) Адам Смит.

2) Аристотель.

3) Антуан де Монкретьен.

4) Дж. Мейнард Кейнс.

5) Франсуа Кенэ.

 

6. Как называлась первоначально (в начале 17 века) экономическая теория?

 

1) Экономикс.

2) Наука о богатстве.

3) Политическая экономия.

4) История экономических учений.

5) Рациональное использование ограниченных ресурсов.

 

7. Что из указанного изучает микроэкономика?

 

1) Производство сахара и динамику его цены.

2) Объем национального производства.

3) Численность занятых в народном хозяйстве.

4) Общий уровень цен.

 

8. Микроэкономика, в отличие от макроэкономики, изучает:

 

1) Только поведение отдельного потребителя.

2) Экономику территориальной единицы.

3) Экономические явления в течение короткого промежутка времени.

4) Взаимодействие структурных единиц экономики.

5) Поведение отдельных экономических показателей.

 

9. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:

 

1) Микроэкономический.

2) Макроэкономический.

3) Позитивный.

4) Нормативный.

 

10. Позитивная экономическая теория изучает:

 

1) Что есть.

2) Что должно быть.

3) Положительные тенденции в экономическом развитии.

4) Оценочные суждения.

 

11. Какое из перечисленных определений наиболее полно и корректно раскрывает предмет теоретической экономики:

 

1) Экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

2) Экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.).

3) Экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров и услуг в целях удовлетворения потребностей его членов.

4) Экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

 

12. В каком из перечисленных случаев изучение теоретической экономики не имеет практического значения?

 

1) Каждый человек испытывает влияние экономики и сам воздействует на нее.

2) Каждый человек зарабатывает деньги, используя свои знания и опыт в тех или иных сферах деятельности. Теоретическая экономика учит студентов «умению жить».

3) Каждый человек сталкивается с политическими проблемами, многие из которых связаны с экономикой.

4)  Каждый, кто разбирается в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы.

Верно/неверно

1. Основная цель изучения экономической теории – помощь в достижении коммерческого успеха.

2. Экономические модели дают точное представление о реальных экономических процессах и явлениях.

3. Информация о реальном уровне инфляции в стране является частью позитивного подхода.

4. Микроэкономика не может использовать экономические методы, так как она не является точной наукой.

5. Экономические «рецепты» не могут быть универсальными, пригодными на все случаи жизни.

6. Микроэкономика делает выводы на основе так называемого «здравого смысла».

7. Монетаризм признаёт большую роль государства в управлении экономикой страны.

8. В основе всех специализированных знаний лежит экономическая теория.

 

Задачи и вопросы для размышления

1. Рассмотрите следующие зависимости:

1) доход и образование;

2) низкий доход и многодетность;

3) рост заработной платы и рост общего уровня цен в стране;

4) изменение предложения товара на рынке и изменение цены этого товара.

Что является причиной и что следствием? Могут ли причины и следствия меняться местами?

 

2. Насколько верны следующие умозаключения:

1) если увеличится моя денежная зарплата - это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зарплаты - это хорошо для экономики страны в целом?

2) если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим рабочим, его издержки сократятся - это хорошо для него; если все предприниматели поступят так же - это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом?

3) я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налогов - это хорошо для меня (увеличились мои доходы); все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов - это хорошо для всего населения?

 

3.Расположите в исторической последовательности их возникновения следующие экономические школы: кейнсианство, физиократы, маржинализм, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм.

 

4.Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решаются на микро - и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:

1) Что производится?

2) С каким уровнем инфляции мы столкнёмся?

3) Сколько товаров и услуг будет произведено?

4) Кто будет производить товары и услуги?

 

5. Определите утверждения, относящие к микро- и макроэкономике:

1) правительство осуществляет политику либерализации цен;

2) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

3) минимальный уровень заработной платы в России составляет около 80 рублей;

4) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

5) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

6) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента;

7) введение конвертируемости национальной денежной единицы является элементом либерализации внешнеэкономической деятельности, открытия экономики.

 

6. Определите позитивные и нормативные утверждения.

1) «в 1991-1996 гг. в экономике России наблюдался спад производства и высокие темпы инфляции»;

2) «необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции»;

3) «структурная перестройка экономики России, помимо других целей, направлена на повышение уровня потребления людей»;

4) «осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к разрушению эгалитаризма, господствующего в мышлении многих людей, резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию, и поэтому структурная перестройка должна осуществляться постепенно».

 

7. Определите элементы нормативного и позитивного анализа в приведенных выше положениях.

1) При переходе к рыночным отношениям в России были нарушены оптимальные пределы дифференциации доходов. Разрыв в уровне денежных доходов 10% наиболее состоятельных и 10% наименее состоятельных групп населения составил в 1999 г. 13,9 раза. Ниже официальной черты бедности, согласно данным Госкомстата, в четвертом квартале 2001 г. проживало 39,4 млн. россиян, или 27,2% населения России.

2) В сложившихся условиях необходимо повысить роль налоговой системы в устранении столь резкой дифференциации в уровнях дохода различных социальных групп.

 

8. Прокомментируйте, пожалуйста, следующее высказывание Дж. М. Кейнса: «Экономическая теория не есть выбор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям».

Дата: 2019-02-25, просмотров: 614.