Архитектура Римской империи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок траяна
Таверн нет
Все форумы – и форум Августа, и форум Мира – не имеют таверн
Траян сохраняет таберны (ОГРОМНЫЙ рыночный комплекс), но они уходят за границы форума
Грандиозный ансамбль вписывается в план
Многоярусное сооружение следует за рельефом местности
Техника римского бетона
Идет за внешней экседрой форума траяна, обыгрывает ее
Огромный торговый зал с интересным плановым и сводчатым решением
Монолитно-сводчатая конструкция из 2 яруслв
Ряд таберн
Арочная конструкция, декорирована ордером
Огромная стена, кот. Ограничивает его от форума
Виа Либератика
Стоя на этой узкой улице, мы не видим его полностью à доп. эффекты ритмической организации стены
Ниж. Ярус – ряды таберн, перекрытые полуциркульным сводом
Цил. Свод скрыт декоративно
Нет ордерной декорации
Горизонтальные перекрытия, над ними – окошечко
Система двух разгрузочных арок
Очень мощное, выявленное тектоническое решение
2 ярус – более римское, декорированное, с римской пластикой
Сложное завершение антаблемента: чередование разных по рисунку, по ширине, но симметричных фронтонов
Повторение фронтонной композиции в боковых частях
Угол завершается не полукруглой, а прямоугольной нишей à комп-я останавливается, замыкается
Четкая, ритмическая, естественная организация фасада
Полукруглая сквозная арка – полукруглая закрытая арка – прямоугольная
Внутр. Пр-во:
Полукруглая система, перекрытая цилиндр. Сводом. За ним – ряды таберн – как в 1 ярусе
С 2 сторон обе части завершаются полукруглым в плане зал, имеющий ряды арок на 1 и 2 ярусе и перекрывается полукуполом
Стена лишается своей целостности, она проницаема, динамична
Разгрузочные арки делают систему каркасной
Стена превращается в замыкающую, ограниченную плоскость, имеет внутренний каркас
Полукупол из цельного бетона, монолитно-сводчатая система
Подн. На 2 этаж по верхней Виа Либератика
Повторение того же рисунка
Здание биржи стоит на перепаде уровня холма
Мощная, единая цельнобетонная субструкция
Вспомним виа Тибуртина под святилищем Геркулеса Виктора: цилиндр. Свод опир. На ряды таберн
Здесь более утилитарно вытянутая, подчеркнутая композиция: КРЕСТОВЫМИ СВОДАМИ перекрыто центральное пространство
Масса имеет четкое конструктивное решение
Мощные разгрузочные арки
Весь нижний ярус – это каркас, где тяжесть распространяется при помощи вплавленных сюда разгрузочных арок
2 ярус: также разгрузочные арки, каркас
Продуманная система арок, опир. Друг на друга
Ясные, спокойные, легко прочитываемые конструктивные системы приобретают грандиозные масштабы


АДРИАН
До Траяна Рим развивается вовне. Сейчас ситуация меняется
Тоже испанец, усыновлен Траяном при жизни
Новая концепция развития Рима:
Желание остановиться, успокоить, умиротворить
Идея классицизма
Апелляция к эпохе Августа
Стремление не просто продолжать экспансию римской архитектуры в провинции
Желание ввести в римскую архитектурную традицию элеменьы других арх. Систем, и особенно – Востока
Вектор развития - из периферии в центр
Получают дальнейшее развитие идеи Траяна
Усложнение арх. Языка, плана, понимания пространства
Креативность, сложность, динамика
Наиболее совершенные, важные, конструктивные решения
Император не просто определял стилевое решение, он и сам был ЧЕЛОВЕКОМ ТВОРЧЕСКИМ (ЛОООООООООООООЛ)

 

Страстная любовь к Греции — одевался и развлекался как грек, его даже называли «гречонком»

 

Адриана обожествляли греки. Адриан все делал, творил, за что почитался греками и отрицался римлянами

Обожал путешествовать, так и делал. Часто носил греческую и египетскую, хотел все везде понять

 

Весь остров перегородил Адриановской стеной. Состоит из фосса, стены, насыпной части. Пакс романум — идея римского мира.

 

Пантеон на марсовом поле на месте пантеона Агриппы и надпись оставил. Храм выделяется, стоит по 1 оси, в конце участка, портики низкие

Эффект — ощущение контраста, неожиданности, несмотря на традиционность: глубокий пронаос, трехцелловый храм

Самый неудачный момент - переход к ротонде рождает острый угол. Но современникам он не был виден.

Ротонда + купол = одно целое

Нижние зоны — туф, верхние — пемза. Бетон постепенно облегчается!

 

Разгрузочная арка, другая — между ними — над ними — еще разгрузочные арки. Вся стена ротонды — аморфное наполнение и каркас жесткий.

Аполлон, Диана, Меркурий, Венера, Марс, Сатурн — 7 богов — заполняют ниши.

Трехчастное деление мы видим и в самой ротонде. Ротонда разбита на 3 яруса.

 

Тема круга и квадрата. Повторит потом — Санта Мариа Новелле во Флоренции (ордер). Портал трапецевидные детали.

Ритмика вымостки организует наше движение

Шок — вместо целлы мы видим огромное пространство.

Ордер ниш мешает расчленению пр-ва, все цельное.

Система наложенной ордерной декорации! Идея роста присутсвует и понятно, куда опирается купол.

Эдикулы в стене с разным рисунком

Название эдикула использовалось также для обозначения небольшой ниши в бо́льших по размеру храмах, опирающейся на пьедестал, увенчанной фронтономи окружённой колоннами. Именно в последнем значении слово используется в современном языке

 

Трапецевидные кессоны, своим рисунком облегчающие рост купола.

Куполы и кессоны были украшены золоченой бронзой. Можно представить, как все сияло при солнечном свете.

Внутреннее пространство предельно сакрализовано. Храм имеет форму Вселенной, те круглую

Мы внутри шарааааа

 

Храм Венеры и Ромы

 Целлы Адриана перекрыты деревом были

2 целлы

 

Мавзолей Августа

Идея преемственности власти

 





























































Вилла Адриана

Большая свобода арх решений

Досуг после трудов

Пример частной жизни.

Ликей, Академия, Пританей, Каноп, Пойкиль, Темпейская долина и даже Аид в миниатюре

Римский бетон

Вход — в самой нижней точке, ориентирован на дорогу из Рима

Все связано дорожками на земле и криптопортиками по землей — входим в один, выходим из другого — элемент неожиданности

 

 Это не просто пейзаж, а еще и субструкции — создание ландшафта — принцип английского парка — лишь иллюзия естественной природы

Принцип разнообразия во всем плане и в каждой отдельной постройке.

Темы воды, ветра, отражения важны для античной виллы. Утилитарность несет в себе эстетическую функцию.

Опус микстум

наложен мрамор был

Разгрузочные арки внутри самой стены

Морской театр — на самом деле кабинет.

 

Из библиотеки можно попасть, из перестильного двора или из точки, обращенной к триклиниям. Осевая композа, фасадная ориентация.

Между портиком и каюинетом - круглый бассейн — эффект ордера, отражающегося в воде. Незыблемость ордера VS его растворение

Центрический криволинейный план. Драматичнсоть эффектов, контраст массы стены и деликатность внутренних решений. Весь кабинет состоит из взаимопроникаемых прострнств.

Пьяцца д'Оре

 

Остатки яркой мозаичной декорации.

Тоже эффект взаимопроникающих пр-в

Выступ-уступ

 

Каноп

Расположен меж 2 холмов в маленькой долинке. Святилище бога Сираписа, неподалеку от Александрии

+смерть любовника Антиноя — то есть куча его статуй и тд

Сирапис — не только лекарь, но и бог плодородия и повелитель стихий, бог солнца

Вода, портик

Прихотливые портики со скульптурой.

Водопад — как начало Нила, в котором утонул Антиной

Недалеко — Аид, то есть тема смерти

Тема памяти!

Подиум из туфа, высокий подиум – все следует старым римским традициям. Одна центральная лестница (не на весь фасад).

Северы


Септимий Север (193-211) африканец, солдат. Каракалла, еще кто-то, Александр Север (до 235 года). Потом идет кризис третьего века. Юлия Домна из Сирии, жена Септимия (дочь жреца одного из восточных культов, возможно, она имела отношение к христианству).

Для архитектуры важно продолжение Адриановских традиций. Консолидация типологий, идей, стилей. Для него главное продолжать то, что сделано, а не идти даже. При нем масштабная реставрация (храм Веспасиана, форум Юлия, форум Мира (Веспансиана), Пантеон). При нем же создается мраморный план Рима (фиксация сделанного, без желания идти дальше).

Последовательно строят много терм: реставрация Нероновский, строительство Северовских, термы Каракаллы (на окраине), термы Александра Севера.

Термы Каракаллы. Ориентация, сложные прихотливые планы ансамбля. Очевидно продолжение традиции терм Траяна. По главному фасаду есть таберны, много криволинейных планов, есть экседры.

кальдарий имеет теперь утвержденную форму= парфенону

На фасаде — чередование полкруглых и прямоугольных ниш

 В термы можно выйти — 2 входа, 2 вестибюля, 2 апогитерия.

Мраморная декорация кое-где сохранилась

Вытянутый прямоугольник фригидария, портик вытянут.

Обилие мозаики на тему воды, вод богов.

Введение в капитель Геракла — тема силы, сделанная с варварским вкусом

Достроили дворец Флавиев на Палатине

Септизоний

Утрата вкуса

Арка Севера

Колонны -не полуколонны, а отдельно стоящие. Трехпролетная арка. Все плоскости — в скульптуре

И идея триумфа и скульптурный (а не архитектурный) памятник. Бок фасад почти не украшен

Нижняя часть цоколя тоже украшена скульптурой.

Скульптурой были украшены даже верхние части пилонов.

Текст не вписывается в аттик, перегружает форму. Фигуры викторий не летят, а втиснуты в пазухи.

Соподчинение сводов

 

Наряду с общественными монументами были частные.

Велабрподъем на палатинский холм от фома Баариеума

Коллегия серебряных мастеров — арка аргентария

 В честь правящей династии. 

Имперское время в Остии (провинц.город)


Август, Траян, Антонин.

Остия (основана около 330 г. до н. э.; существующую планировку получила в конце I в. до н. э.). План раскрытой раскопками части города: 1 - храм Юпитера, Юноны и Минервы и к северу от него - кардо; 2 - форум; 3 - храм Ромы и Августа; 4 - Большие термы; 5 - двор, примыкающий к главной улице (депуманус максимус); 6 - склады; 7 - комплекс четырех храмов на общем основании из туфа (II в. до н. э.); 8 - портик театра (так называемая площадь Корпораций); 9 - театр; 10 - термы; 11 - Римские ворота; 12 - рынок и склады. Район, примыкающий к форуму (Капитолий), перестраивался при Адриане (во II в. н. э.)

 

 Опус этикулатум долго сохраняется.

Основные магистрали выделяются портиками.

Кардий и декуманум выделяет храм города. Храм города — триада господствующая. Верность столице, власти и тд.

Театры, торг склады, общ сооружения тяготеют к форум. Типология театра римская сохра и в провинции, но ориентация на форум и стилевое решение иное.

Площадь у театра на самом деле торговая.

Ширина театрона = ширина проскениума = ширина скены. Замкнутое пространство.

 

По периметру - площадь корпораций. Тк Остия торговый город - таберны и тд. За портиком находятся, портик — вдоль всей площади. Была мозаика, которая поясняла, чем занимается морская компания.

Храм — Кибелы.

 

Торговые склады Гортензия

Торговые склады Эпоготина

Таберны по фасаду и периметру прямоугольника с портиком и перестильным двором.

Торговые склады Эпоготина. Тот же план. Сложнее декор.

Декор — из заранее обожженной фигурной плинфы.

Казармы пожарных. Тот же план.

 

На форуме — храм, базилика, термы

Осевая композа

 

Термы. Нижние — Нептуна, 2в. Сер2в — верхние термы — термы при форуме. Ориентация на республиканские термы. Набор помещений тот же. План более архаичный.

 

Палестра тоже с декорацией.

 

Фонтан Люцерны

Появление витых колонн!

 

Гробница Поприколы

 

Северная Италия

к началу империи Италия романизирована.

Аоста.

Ворота — башня на внешней и внутренней стороне. Внутри — прямоугольный двор.

Турин

порта палатинум. Две башни+внутр двор. Декор усиливается и усложн. ..Ворота львов

Брешия

Амфитеатр Котуоллы. На субструкция, осевая и тд

Амфитеатр Вероны. Облегчение конструкций. Ордерная декорация. Система облегчения ордера. В отл от Колиз — пилятстры

Триумфальная арка Августа в Римини. Плоскостный характер. Нет викторий, а есть обереги. Вместе аттика — фронтон. Наложенный ордер, выдел импоста.

Триумф.арка в Сузе. В простате заложено развитие.

Триумф.арка в Анконе. В конце мола. Сознательно увеличивает членения, но не нарушает арх формы.

Спаренные колоны. Раскриповка аттика и антаблемента. Вертикальное членение. Были мраморные плиты и фистоны из бронзы.

Мавзолей в Капуе

Жилая арх-ра Империи

Дом атриумно-перстильный. Меняется материал — римский бетон. Соц расслоение → развитой средний класс, который тоже живет в таких домах. Значение загородной виллы. Значение атриумн-пер дома уменьшается.

Уменьшение роли атрия и его значения. Возрастает значение перестиля. Атрий меньше, теряет осевую композу. Получает фун-ии перестиля. Наиболее популярны коринфские атрии. 2В н.э. - атриум вообще исчезает

Геркуланум: дом мозаичного атрия и дом оленей — 62-70гг до н.э.

Дом мозаич атрия — вестибюдь сбоку. Триклиний завершает перестиль. 2 оси, где главная роль у перестиля.

Римск бетон.

В конце перстильного двора — огромный триклиний.

Помпеи: Дом Лорея Тибуртине. Террасный дом. Долевые виды.

Дом виттиев в Помпеях. Тосканский атрий без колонн.

Дом Фортуны Анонарии

Атрия нет!

Арка, опир на колонны -восточная традиция. Колонна состоит из 4 пилястр. Наиболее украшенная и легкая форма. Контраст между тяж верхней частью и мал колонками. Триклиний украшен нимфеем.

Дом Купидона и Психеи

 

 

Инсула

Другой тип дома — инсула. За основу берется таберна. Многоэтажный жилой дом в форме параллелепипеда.Часто горели и разрушались. Ограничивалось исп дерева и этажность. Монолитный бетон. Отгороженный от других построек объем. Проблемы:

организ фасада. Как гориз, так и вертикальные оси. Внизу — ряды таберн

проблема освещенности — приходится вводить внутренний двор

Инсула около Капитолийского холма.

Римские инсулы делятся на 2 типа — для 2 соц типов.

Для богатых: ось. Многокомнатные многоэтажные квартиры. Инсула в Остии.

Менее богатая: Инсула Дианы. Всегда выделение угла!! + замыкание карнизом по гориз.

Печь — во дворе

Вилла

Вилла рустика сущ-ть,но форма усложняется. Вилла Франколизе. 2 части — хоз и жилая.

Вилла на террасе → вилла маритимо. Виллы императора Тиберия на Капри. Вилла Юпитера. Все на субструкциях. Изолированность императорских покоев. Все помещение корреспондируются с центральным двором. Огромные протяженный портик для прогулок с комнатами небольшими. Разная ориентация — на север и на восток

 Вилла «Грот Катулла». 2в. На берегу Гардского озера. Внутренний двор — хоз назначение тоже. Регулярный, четкий, симметричный характер.

Пейзажная вилла — вилла в заливе Вал-Катена. Нессиметричная. Мал помещения в линии. Открыта в залив. Повторение рисунка залива. Внутри каждого элемента — принцип симметрии сохраняется. Нек элементы виллы рустики имеет.

Третий тип виллы возникает — вилла с двухбашенным фасадом. Обяз имеет лоджию, связ две башни на фас. 2В до н.э. Возникла. Воскреснет в 15в, переживет Средневековье.

Вилла Сетте Басы на Виа Латине в Риме.

Отгорожена от ландшафта. Но лоджию — те видовую точку — имеет. Обилие такой типологии

Вилла в Ланте в Галии

Кориовал — вилла.

Вилла недалеко от Кёльна.

Тип хорошо тем, что можно в любой степени украшать.

Аврелиан.

 

 

Зафиксировал границы Рима городскими стенами. Рим впервые начал оборонятся. Все возможности использовались (рим бетона и тд)

Ритмическая организация стены крепостными башнями. Высота стен и их конструктивное решение продуманы.

 Пирамида Цестия, порто Остиенза (дорога в Остию), порто Маджоре, порто Тибуртина, Катор Претория – все они включены в стену. Порто Аппия (или порто Сан Себастиано) – городские ворота. При Аврелиане были чуть ниже, при Гонории, 4в, увеличены по высоте. Две башни, проездная часть, внутри ворот маленький двор; разные материалы (травертин и кирпич).

Диоклетиан

Система домината

284-305

Единоличная власть официально

Термы на Кривинальском холме

Церковь на Термах. На плане: 1-Caldarium; 2-Tepidarium; 3—Помещения с холодными ваннами(Frigidarium); 4—Natatio; 5-Palaestra; 6—Вход; 7-Экседра.

 

 

Идея каркаса.

Дематерилизация стены.

больше размер ниш и оконных проемов.

 

 Кальдарий терм не сохранился. Но от традиц формы кальдария терм Каракалл Мик-ло отказывается.

Крестовые своды, термальные окна, пилоны внутри бетонной арки, свободно стоящие колонны с раскрипованным антаблементом — Микеланджело сохранил.

Бассейн терм — стена лишается весомости, проницаемая структура. .

Диоклетиан разделил Рим на 4 части. Идея разделения на З и В римскую империю. Сам он жил в Дольмации.

Резиденция в Сполато

 

Крепостная стена. Семантика королевского дворца

 Кардо и декуманум делят виллу на 2 части

Портики лишаются свободного приницания. 2\3 заложены стеной — тема шествия. Слева по ходу движениюж — мавзолей — центрическая интерьерная постройка со сложным куполом.

Храмоподобный вестибюль — обожествление императора. С др стороны от мавзолея — храм Зевса — тоже обожествл императора.

Изогнутый антаблемент — как в вост ар-ре. Желание отойти от классических античных форм. Принцип атектоники побеждает.

Морской фасад повторяет форму входных морских ворот. Сквозная форма — оформление центра юж и сев фасада совпадают. На обоих фасадах — изогнутый антамблемент. Как на В — порталв храм. Башни по двум сторонам, связанные лоджиями. Идея силы, мощи, власти, с др сто — храм, с др ст — виллы.

 

Фасад приподнят. Гл вх оформлен аркой. - хр

 Фронтон — также характерный для храма.

Вестибюль — как Пантеон. - хр опять.

 

Максценций-узурпатор. 306-312г

Его разбил Константин.

Перестройка храма Венеры и Ромы. Сакрализация пр-ва

Загородная резиденция. Вилла + мавзолей Ромула + цирк

 

спИна — завершающаяся триумфальной аркой. Как и во дыорце Флавиев — вилла примыкает к цирку, в котором оформлено его тронное место. Завершают стены — керамические кувшины в бетонной кладке — для облегчения и акустики.

МАВЗОЛЕЙ - Чередование ниш прямоуг и овальных — как Пантеон

Внутренне пр-во лишается цельности, единой оси, источника света

Храм Ромула на форме Романа. Развитая, техничная архитектура

Базилика максенция и константина

Вестибюль нишы — поперечная композа, а не только осевая. 3 нефа. Центр неф перекрыт крестовыми сводами, боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Четкая каркасная система. К ним примыкает свободно стоящая колонна. Связь с базиликой.

 

 

 Порфированные колонны дают полдихромный эффект

 Константин разрушит логику базиликально пр-ва и выделит вход со ст Виа Сакра и поставит статую свою. Пристроит экседеру.

Входная стена проницаема вместе с боковыми.

Бок неф имеет проход.

Константин

Триумфальная арка. Соблюдает языч традиции, хотя вроде бы христ. Трехпролетная. Проницаема, организует движение по Виа Сакра.

 Триумф арка уркашена рельефами из построек 3 императоров — Траяна, Адриана, Марка Аврелия, только 1 рельеф свой. Система славы Рима, прославляет Рим держ и его самого.

Термы Константина.

Храм Миневры — Нимфей лициниевых садов. Контраст!

 Нишы могут иметь оконные, дверные проемы. Не закрыты ордером. Криволинейные планы. Каркас. Лотковый свод.

Мавзолей Елены (мать Константина). Центр постройка, заупокойный культ.

Мавзолей Констанции.

Нишы украшают цоколи постройки. Портик есть и внутри самой постройки. Состоит спаренных колонок и полуциркульных арочек. Движ и по оси, и по периметру. Слож сводчатые системы. Поперечные оси, оформляющие вестибюль. Над порталом — разгрузочная арка.

Крестовые своды — в больших нишах. Колонны кажутся одиночными.

Скульптура периода империи При Аврелиане происходит фиксирование границ Рима, вновь строит городские стены, так как город очень разросся. Рим впервые начал обороняться. Доругое состояние людей и государственной идеи. Возникает монументальная архитектурная система. Таких же размеров Рим достиг только в 20 веке. Четкая ритмическая организация стены крепостными башнями, квадратные в плане, тесно стоят. Пирамида Цестия, порто Остиенза (дорога в Остию), порто Маджоре, порто Тибуртина, Катор Претория – все они включены в стену. Порто Аппия (или порто Сан Себастиано) – городские ворота. При Аврелиане были чуть ниже, при Гонории, 4в, увеличены по высоте. Две башни, проездная часть, внутри ворот маленький двор; разные материалы (травертин и кирпич).
  За образец берется искусство Греции 5-4в, холодная рассудочность, ясность, покой. Искусство носит менее творческий характер, усиливает особенности, важные ей. Искусство Августа политизировано, ясно. Алтарь Мира, 15-9г до н.э.  Стоял на Виа Лакра (продолжение Виа Фламиния), идет по Марсову полю, где уже есть мавзолей Августа. Парадная сторона обращена в сторону Марсова поля, другая – в сторону виа Лакта. Алтарь Мира – памятник полностью копийный, воспроизводит греяеский (стоял на Афинском Акрополе), мрамор – материал, характерный для греков, а не для Рима, мастера тоже были греки. Программа и художественные средства свои, а не скопированы. Сочетание рельефных композиций, разных по жанру (исторические, мифологические, аллегорические) и по стилевому решению – последовательный эклектизм характерен для Рима. По всему периметру на нижней зоне развитой растительные орнамент и изображения животных. Верхняя зона по главным фасадам – скульптурные рельефы, обряд Луперкарий (важный религиозный праздник), жертвоприношение Энея Пенатом. со стороны виа Лакра – изображение богини Ромы и богини Телус (Телур). Левый главный рельеф – обряд Луперкарий, культ луперка (волка), утвержден Ромулом и Ремом. Плохо сохранился.  Обряд очищения, умиротворения, умащение мертвых с целью процветания, плодородия земель и людей. Главное – идея процветания, плодородия, умиротворения и очищения. Тема Энея это и тема процветания и величия всего Рима (так как он спустился в Аид, ему предсказали великое будущее Рима), идея царской единоличной власти (Эней и в Трое царь, и в Лации, его сын Юл – связь с Венерой).

Дом на Эсквилинском холме

Отличный от более раннего рельефа. Нет не только герой главный, но и подробный рассказ. Эней приносит пенаты из Трои. Нет желание передать атмосферу,, воздух и тд. Все на переднем плане.

Рельеф с богиней Ромой.

4 рельефа — программа: идея величия Августа

 

Алтарь мира

Совмещение изображенногог и происходящего реально. Сознательный принцип иллюзионизма.

Принцип повествование, сплошная фризовая композиция, делящаяся на отдельные части.

Принцип рельефа историч римского, значит, здесь соблюден.

Четкая градация объемов.

Глубина не разрушает плоскости.

Иллюзионизм, жизнеподобие

Реализм, имеющий важное символическое звучание

Процессия Сената.

Яркий, последовательный реализм. Ларец, нарочно поставленный углом — вторгается в наше пр-во

 

 

Идея продолжаемости фигуры, вечного движения — вполне конкретно

 

 

 

Портрет

странно — из-ие Августа носит общ характер. Раньше портрет связывался с семьёй.

Обощенная, заглаженная форма. Композы уравновешенные, спокойные, заглаженные. Лица узнаваемые, но идеализированы.

Меняется само понимание портрета. С одной стороны, он связан с программой, с другой стороны, у нас мало средств для разообразия. Республика — портреты суровые, застылые. Сейчас поживее, движение физическое.

 

Образ имеет чувства, переживания. Из-ие Августа в тоге. Совершает жертвоприношение - тога надета на голову.

Сочность, пластичность драпировки.

 Голова и тело делаются по-прежнему отдельно!

Идеализированный портрет.

Первая типология — император-тогатус

Второй тип — император-воин.

Статуя из Ватикана из виллы Ливиии в Прима-Порты. Копия общественной бронзовой статуи!

 Императорский жест. Когда императора провозгласили, он обращается к солдатам с таким жестом.ю Но тут-то другая ситуация! То есть на республиканскую иконографию накладывается имперская идея.

Обращение к образу Дорифора. Классицизм!

Проработка ткани — классич тр-ия. Дорифор голый, а Август одет в кирасу. Новая иконография возобладает.

 

Август-Юпитер.

Статуя из Кум

Бюст Августа из Мюнхенской глиптотеки

Меняется ситуация — меняется роль женщины в римском обществе. Масса портретов женских

 

Изображение Ливии

молодой тип

 

 

другой тип. Базальт. Отвелеченность. Отсутсвие деталей.

 

 

интерес к внутреннему миру. Портрет жреца богини Исиды

 

Камея Августа.Внизу римские воины воздвигают трофей. Наверху Августа увенчивают венком. Он сидит среди богов!

 Эпоха династии Юлиев-Клавдиев.

Искусство становится более разнообразным. Менее прямолинейное. Возникает сюжет, драма, противостояние.

Алтарь благочестия.

Статуя Августа-Юпитера.

Портер Калигулы 30-40. Копенгаген.

 

Император Нерон

 

Более живописная моделировка объема

 

Живопись

Дом Ливии

Архитектурная декорация

Копия картины Никия с Ио, Гермесом и Аргосом

Фреска с триумфом Колотеи.

Дом на правом берегу Тибра — вилла Фарнезина 30-35гг до н.э. Принадлежал Марку Агриппе.

Селевк — худ-к. Грек.

 

Ар-ра теряет реалистический характер. 3ий помпеянский стиль.

Декорация отрицает проломы в стене. Усиливаются пространственные иллюзионистические эффекты.

Сцена воспитания младенца Диониса

Интерьер создает иллюзию. Наверху — плоскостная композа

издалека кажется что стена однотонна.

 

Пример фантастического пейзажа!

 Виа Фламиния

Вилла Ливии в Прима Порте.

Иллюзорное воспроизведение сада

Лавр! Местная легенда, культ Аполлона, здоровье виллы, триумф и тд. Август боялся молний и солнечного света.

Иллюзионизм декорации + семантика.
Жесткая продуманная структура декораций.

Пейзажная декорация отражает личность заказчика и несет политический смысл

ПОЧИТАТЬ ЧТО ВИТРУВИЙ ГОВОРИТ О ДЕКОРАЦИИ 3ЕГО ПОМПЕЯНСКОГО СТИЛЯ

 

Декорация виллы Агриппы Постума в Боско-Триказе.

Дом Золотого браслета в Помпеях

Девушка, пишущая письмо.

Тондо!

Портрет на щите

 

 Портрет пекаря Теренция Неона и его жены. Помпеи (Дом Теренция Неона, VII, 2, 6). Inv. No. 9058. Неаполь, Национальный археологический музей.

НАТЮРМОРТ

 

Гротески.


Флавии

Более сильный, откровенный, художественный характер. Тема триумфа — важная составляюшая и скульпт и жив.

Трофей Домициана

К классицизму напрямую не обращаются. Сложные композиционные решения. Слож.драматические решения. Детали всегда сочные, проработанные. Сознательный интерес к пластическим эффектам

Рельеф — Сенат и римский народ во время процессии.

Большой масштаб. По-прежнему мастеров интересует тщательный, подробный рассказ. Нарастание новых течений — большая простонародность. Подробный рассказ. Обилие жестов, деталей. Не только вдоль поверхности, но и в глубину. Трактовка волос, лица — суховатость. Появляется резкое, порывистое, динамичное движение. Оборачиваются назад.

У Августа — пластика в глубину не велика. Тут живут, выступают. Отрываются руки).

Триумфальная арка Тита.

Контраст материалов — бронза-мрамор. Баррочность.

Рельефы украшают артикулированнную арх часть, кот-ая имеет конструктивное решение.

Принцип иллюзионизма.

Мы вынуждены двигаться и менять ракурс. 3\4 поворт — самый эффектный

Внутр сторона пилонов, пазухи арки, замк камень и еще что-то было украшено

Фризовая композа, последовательность рассказа, мы выбираем наиболее ключевые эпизоды: триумфальная композа справа от входа с Титом.

На левом пилоне внутри — сама процессия. Плановое решение — дуга. Сама обработки арки, рельефа подчеркивает его глубину. Эта глубина значительна. Но ограничена на самом деле. Но разрушает то, что нельзя разрушить. Не иразрушаем массив пилона.

За Титом — богиня увенчивает Тита венком. Равна Титу. Богиня, кот ведет под уздцы его лошадь — выделяется.

Артикуляция движения вдоль и в глубину. Нескончаемое движение → нескончаемый триумф.

 

Несут семисвечник Иерусалимского храма. Значимость атрибутов. Движение, как и раньше — по овалу.

 Они нас игнорируют. Они уходят в триумфальную арку.

 

В проемах мы видели ключевые эпизоды триумфа — идея вечности шествия.

Фризовая композа показывает нам идею воплощения этой вечности. Фриз опоясывает всю арку. Солдаты, кони, повозки. Триумф также получает обоснование с помощью надписи.

Проходя сквозь триумфальную арку мы смотрим наверх. Центральный кессон выделен — проем, открывающийся в небо. В небе — апофеоз вознесения на небо Тита. Также есть фаски. Скульптурная декорация дополняет идею триумфа, заложенную в ар-ру

Портрет эпохи Флавиев

Интерес к монументальной форме. Статуи гигансткие. Не сосредоточенность в себе, а желание войти в контакт со зрителем.

Образ строится на контрасте света и тени. Гладкости и шероховатости пов. Инструмент бурав теперь используется.

Вовсю "римскость" портрета. Один портрет - частный, другой - общественный.

Протокольное, характерное подчеркивание личности. В республике чел полон собственного достоинства, благодаря хорошим делам. Флавианский портрет - «да, я мерзавец. Я таков, и в этом сила» =))) Важна неповторимость, а не моральная оценка («Сатирикон» Петрония) Уродский грубкий портрет вписывается во дв Флавиев.

Император Нерпа — развалясь сидит. Морщинистое, грубоватое лицо.

 

Портрет Веспасиана. "Увы, кажется, я становлюсь Богом". - ощущение скепсиса.

Портрет - Сесилий Юкун. Нет как в республикее — за морщинами — величия духа.

 

 Виппия Матильда Младшая.

Чувственность женская. Барокко возвышает низкое, принижает выское, как в экстазе св.Терезы

 

Живопись эпохи Флавиев

Столичные вкусы породили 4ый помпеянский стиль.

Интерес к архитектуре — от второго помпеянского стиля. Оттуда же — прорыв пр-ва, динамичные моменты, драматизм, пространственность. Ориентация и на 3помп стиль: сложность, необязательность, театральность, прихолтивость.

Трюки — фигуры, как бы выходящие из дверей.

Ифигения, Орест и Пилад в Тавриде. - это и так театр. А тут еще и нарисовано.

Дом Веттиев.

Тема Приапа — декорация входа

Комичсность, занимательный эффект. Амурчики, которые пытаются занятся сх.

Зевтис - младенец геракл со змеями. Слева. наказание Пенфея.

Справа — Казнь Дирки.

Рассказ — слева направа. Драматические композы. Алтарь закрывает переспективу. Сюжетные композы драматизируют помещение, но этот рассказ не нарушает пространство нашего пребывания в этой комнате.

Прямо напротив входа — зато все симметрично

 

 

 

 

Эпоха Траяна.

Именно при Траяне создается памятник, ключевой -колонна Траяна. Наиболее развитой и продуманный принцип показать римский сюжет. 112Год — освещение колонны. 2 кампании — 101 и 105\6 год.

 С 3 по 78 сцену — 1 кампания. С 80 по 100 — вторая кампания. То есть первой — больше композ. Эти композы развивались последовательно и показывали все этапы войны с даками. Ключевые эпизоды для риторического рассказа.

Рассказ идет по спирали. - 23 оборота. Но сама композа четко делится на неск частей. Внизу — арматура, доспехи и тд. На фрусте колонны рассказ. Увенчивается капителью. На ней стоит статуя Траяна. Статуя на колонне. База колонны — триумфальный венок

Аллегория реки Дунай, которая на стороне римский воинов. Динамика повествования. Для показа — точка зр со стороны птичьего полета

Выступление Децибелла и Траяна

Рельеф фриза Траяна

Арка Траяна в Беневенто.

 Панигирик Траяну, сделанный пластическими средствами.

Мало римлян в армии, поэтому Траян поддерживает малоимущие и многодетные семьи, чтобы побольше населения было.

Сцена раздачи

 

 

 

Портрет

Идея славы. Ориентир — республиканский идеал. Новая худ форма — бюст!

В 106г празднует 10летие правления.

Более сдержанная, продуманная форма

Статуя, украшавшая шк Траяна в Остии.

Портрет Траяна из ГМИИ им. Пушкина.

Портрет Траяна из Британскогшо музея. Тема героизма обнаженный + государственный муж.

Портрет жены Траяна Платины. Та же графическая суховатая манера.

Эпоха Адриана и Антонинов.


Адриан – грекофил. Еще один всплеск классических мотивов, продлен во всей династии (до к2в). Интерес к классике и поиск новых тенденций (это ново), кризисные явления или новые средства выражения. Очень сильна личность императора (особенно в изобразительном искусстве). Адриан не был человеком цельного мировоззрения. Впервые в культуре не цельное мировоззрение, борение, метания (раздрай). Характерное восприятие –конец века, желание насаждать старое, но и понимание, что старое сохранить уже нельзя. В Риме много греческих философов, многие императоры издавали указы, изгоняющие философов. А в этот период в Риме очень много философов. Марк Аврелий (наедине с собой). Интерес к стоической философии, к научным мыслям, к физиогномии (через лицо раскрывают человека). Более пластическое понимание образа, насыщенность, проработка мрамора. Мода на философию –появляются борода и волосы (замечательные пластические возможности). Бурав стали использовать при Флавиях, здесь дальнейшее развитие (глав прям как живой). Интерес к внутреннему миру модели, глазное яблоко заводят чуть-чуть под верхнее веко (тогда человек погружен в самого себя, он думает и чувствует). Заложена экспрессия, пика достигнет у поздних Антонинов и в 3в.

Интерес к восточным традициям. От раскраски мрамора почти отказываются, кроме губ и волос, — пластическая самодостаточность мраморных портретов.

Несколько типов портретов Адриана.

Офицальный бюст парадный, но с проработккой лица

 

Портрет адриана из Остии

Портрет Адриана — последовательный классицизм

 

Женские портреты Флавианского времени - впечатляющие

Портрет Сабины

Портереты Антиноя: в венке — участвует в мистериях

Иногда — в исторических событиях, в рельефе.

Иногда в тондо. (на арке Константина) — это и ученый, и охотник.

Жертвоприношение Аполлону: подчеркнуто центрическая выверенная композа — классицизм. Тут не просто сама сцена жертво-ия, но в пейзаже

Триумфальная колонна Антонина Пия

 От нее осталась база (ок 161г) — в музеях Ватикана

 Вознесение бож Антонина и Фаустины на небо

Сама идея апофеоза, а не портреты. Сбитый ритм композы — нарушение классицизма — симметрии, цельности, ясности, выявленности — нарочно, худ ход. Принцип жизнеподобия вытесняется символизмом.

 

 По боковым сторонам изображен парад из пехотинцев и всадников. Соединение разных по теме и стилю — знакомый принцип эклектизма в римском рельефе

Нет линии горизонта и земли.

Сознательно искажены пропорции. У каждого своя "полочка" - кусочек земли

Знак движения, символ, а не сама движение.

Схематизм + символичность = знамение поиска новых решений.

Мы как бы приставляем к стенке фигуры. Нет разрушения тектоники, вторжения в глубину

 

Рельеф храма Антонины и Фаустины на форуме Романуме.

Интерес к показу сакральных рельефов, все холодно, классицизм.

 

Саркофаг

С мифом об Оресте

 Четкие фризы, регистры.

Каждый пластический объем теряет пластическую самодостаточность — дробность и невыявленность темы рассказа. Зато есть драматический эффект, эмоциональность. Новые течения

Портрет Антонина Пия

 Глаза и голова

Человек РАЗМЫШЛЯЕТ в отличие от предыдущих

 

Колонна Марка Аврелия

Подражание тому, что на форуме романум.

2 кампании — против германцев, против сарматов

Завершает кампанию его сын — Камод — но приписывается все отцу.

 

Композа — как у Трояна — свитком НО! Четко подчеркнуты грани. Фризы меньше, фигур — больше. Почти нет пейзажа. Рельеф не плоский. Чуть было раскрашено. Характер рассказа меняется. Драма, эксперессия, движение более активное.

Фигура Марка Аврелия погружена в массив движения. Слава всем и всему — но другая, более трагическая нота.

Непонятно, на чьей стороне высшие силы.

Больше кровавых тем — кровь, казнь и тд.

На вершине была статуя Марка Аврелия, теперь св. Павел, а на колонне Траяна — Петр

 

Саркофаг с битвой

Летом почитать «Наедине с собой» Марка Аврелия

 

ощущение одиночества, невозможности что-то изменить.

 Психологический портрет.

Усиливаются пессимистические настроения.

Другой портрет — с рельефа

 

Нарастание схематизма

 

Это не только император — из Эрмитажа Портрет

 

Конные статуи — много переплавлены

 Марк Аврелий на коне. Думали, что это Константина. Продуманная композа. Мерность шага коня. Когда Микеланджело делал постамент, он чуть-чуть вывел ногу коня за постамент. Жест руки — в сторону Марсова Поля, а хвостом — к форуму Романуму. Выезжает из прошлого Рима — едет в будущий — вечный Рим. Жест — urbi et orbi

 

Детализированная голова

  

Развитие портретного искусства- Луций Вер

Коммод

Образ думающего чела в юности, хотя он им не был

Потом — в образе Геракла

С яблоками гесперид — владыка Вселенной. Важна идея прославить, а не рассказать, какой был чел.

Из восточных провинций — Портрет сириянки

Глаза, волосы, брови. Волосы — восточная традиция. Глаза чуть-чуть увеличиваются- тоже восточное. Желание подчеркнуть ее внутренний мир.

 


Династия Северов

Септимий Север.

Арка Септимия Северабыла.

Скульптура в арке — огромные панно. Взятие ключевых городов Месопотамии.

Взятие Селеуса

Символизм опять

Нарушение пропорций, пространства, усиление экспрессии.

Все пробуравлено буравчиком

 

 

Осада Селевкии →

Арка Аргентариев

 ← Септимий Север и его жена — на пилоне. Про-во не имеет глубины, фигуры распластаны

 

Из провинц города Лептис Магна — рельеф с форума. Повторял форум Траяна

Портрет Юлии Домны

 Символизм. Волосы — не живая материя, а самостоятельная шапка, еле-еле расчлененная. Омертвелость, застылость. Глаза большие, мрамор заглоаживается

Портрет Каракаллы

Какой есть =)

Интерес к новым, мистериальный, агностическим культам. Противоречивость разных философских доктрин.


Кризис — наличие разных течений, традиций.

Римские солдатские императоры.

гай юлий вер максимин

Примитивно, упрощенно

филипп аравитянин

 

Император Галлиен\

Волосы, борода, зрачки

 

Больше глаза, утрирование

Портрет мужчины, эпохи Галлиена — классика никуда не ушла. Но она явл одним из направлений.

Император Гордиан третий

 Жизнь ИДЕИ

Саркофаг Людовизи

 

 

 

Выделена фигура предводителя, но вообще идея сражения, а не конкретного

Требониан Галл

Обнаженное тело, но лучше бы его не было…

 

 

 

Портрет Проба (??)

Портрет женщины

Преобладание духовного начала

Статуя тетрархов (сейчас – на углу Сан Марко в Венеции)

 Важна мысль единения. Обобщенный красный порфир

символика этого материала

 

Гигантская статуя императора Константина (Колосс)


Дата: 2019-02-25, просмотров: 335.