Римляне воспринимали греческую ордерную традицию, но не восприняли ее жесткую структуру.
Храм Аполлона в Помпеях: за границей и форума, и портиков. Первые храмы на этом месте были построены около 7в. культ Аполлона характерен для южных областей, в Рим скорее всего пришел из Греческих Кум. Храм строился во 2в, к к2в храм окружается портиками, 1в до н.э. переделывается алтарь. Помещение храма на сакральном участке, который умеет прямоугольный план, окруженный портиками (перистильный двор), храм сдвинут к одной стороне. Воспринимают греческую традицию перистильного двора, соединяют с этруской традицией (так как у греков храм по центру). Колонны портиков ионические их туфа. Храм ионический с дорическим антаблементом. По типологии периптер (редко и римлян). Целла относится к задней части, хотя колонны и расположены по периметру. Глубокий пронаос. Выделенная осевая композиция. По бокам статуя Артемиды и статуя Аполлона (появились чуть позже). Соотношение портика, площади и храма соотносится с римским пониманием, когда храм выделяется как главный объем. Периптер перенимает чисто италийское понимание композиции. Римляне специально усиливают момент крутизны лестницы. В целле постамент для статуи вынесен к задней стене.
Храм А на Лаго Арджентино: несколько этапов строительства, 100е годы до н.э. наиболее сохранился. Периптер, трактованный в римском ключе. лестница с одной стороны, но шире, чем в храме Аполлона. Туфовые и травертиновые колонны. Опус инсертум – основание. Элементы этруской традиции – высокий подиум с базой и карнизом. Этот периптер окружал перистиль.
Храмовый комплекс на форуме Галиториуме (овощной рынок): в систему храмов входили три, нас интересуют два южных. К 2в до н.э. Тоже система приспособленного периптера к римскому вкусу, где целла сдвинута к одной стороне. Церковь св Николо ин Карчери – храм, построенный на месте и включающий в себя структуру языческого храма. На римском форуме соединяются греческая и этруская традиции, обе они теряют свою индивидуальность, и приспосабливаются к римским вкусам.
Декорация: взята у этрусков. Очень пышная, богатая. У римлян сохраняется и усиливается интерес к богатой фронтонной декорации (хотя у греков к 4-3 веку интерес здесь ослабляется и исчезает). Витрувий подчеркивает значение местной традиции: в Козах, Альба Фуцена и некоторых других городах все храмовые колонны имели тосканскую декорацию. Однако с с2в до н.э. постепенно на первый план выходит коринфский ордер.
Напрямую от этруской римлянами заимствована типология 3целового храма с закрытой стеной.
Храм Юпитера Капитолийского: начал строиться с к6в. римская архитектура начинается с масштабного, пышного, монументального здания. Римская традиция всегда следовала заветам предков. Поэтому, хотя храм и горел, его всегда восстанавливали в старых формах, менялись только материалы. 149 пол вымощен ромбоидальными каменными плитами (вместо глинобитного), в 146 позолочена крыша. Катулл сделал высоту фронтона равной высоте подиума. Сулла прислал из Афин мраморные колонн, вместо туфовых. В 69г н.э. Флавии восстанавливают после пожара. Типология этого храма тиражировалась на протяжении всей римской истории. План традиуионно этруский. 3х целовая структура храма с выделением центральной (Юпитер-Юнона-Минерва), глубокая целла, заполнена тремя рдами по 6 колонн. Лестница только с одной стороны, обрамлена своеобразными стеночками, по бокам крылья, которые переходят в закрытую заднюю стенку. Очень приземистый, крылья крыши вынесены за объем (очень сильно). Скульптурная декорация увенчивает верхнюю часть фронтонной композиции.
Храм С на Ларго Арджентино: ок 300г до н.э. 1 целовый, боковые крылья заполнялись колоннами. Высоченный подиум, лестница фланкирована двумя стеночками. Регулярная кладка из туфовых блоков.
Храм из святилища Юноны в городе Габия: одна целла.
Храм Юпитера Стратора: 146г Квинт Мицилий Цецер. Используется новый материал. Первый мраморный храм Рима. Храма Юпитера Стратора было как минимум три
Храм Юпитера Капитолийского.
Мастер Вульчи
Капитолийский холм — памятник Табулари. К нему поднимается Виа Сакра.
Храм всегда восстанавливали в характере первоначального памятника.
До сер 2го века
149г — пол вымощен ромбоидальными кам плитами
146г — позолочена крыша
после пожара 83г — храм восстанавливают.
Примерно в это время меняются колонны — мраморные колонны. В 68г — горит.
От этруской традиции — план (закрытая задняя стена, крылья с портиками, трехцелловая структура, лестница), обильная терракотовая декорация
Храм из святилища Юноны
Храм Юпитера Статера 146 г до н.э. Портик Актавии.
Вторая типология, которая широко использовалась — обычный простильный храм
Храм Юноны Монеты.374г.
Еще одна типология — целла придвинута к ниж части подиума. Имеет два или один ряд колонн по фасаду и анты
Капитолийских храм в Козы — сер 2 в до н.э. Ордерное решение — тасканские колонны — как в Этрурии.
Капитолийских храм Сеньи. Вариативность плана. В козах два ряда колонн, тут три — выделение пронаоса.
Еще один тип — без ант. Более свободное понимание пр-в
Храм б, д в городе Коза, портовый храм в Коза, храм в Нгорде — конец 2 нач 1в до н.э.
Храм в Кори - . Декорация собственная, глубинная, не эклектичная.
Поднят на выс подиуме. Храм имеет дорические колонны и дорический фриз. Соотношение глубины пронаоса и целлы — 1 к 1.
4ая типология — совмещение всех традиций — зримое, явное понимание того, что римская архитектура овладела предшествующим опытом. Возникновение храма — псевдопериптера.
Тинури.На вершине холма — комплекс из 2 храмов — прямоугольный храм в городе Тибы. 2В до н.э. Типичный псевдпериптер. Ионический тетростиль, выступающие анты. Ориентирован на город. Оба храма имели сакральные участки. Травертин!
Выступ карниза, базы.
Появление псевдопериптера — не внешнее влияние, а сами к этому пришли.
Мясной (бычий) рынок.
Храм Фортуны Виллис — 2ая пол 2го в до н.э.
По своей типологии — псевдопериптер с ионическими полуколоннами. Подиум облицован травертином. Стены выложены из туфа.
Италийский план и греческая ордерная декорация. В отличии от греческих псевдопериптеров, более строгий, суровый, сухой.
Ритмическая, пластическая ордерная декорация. Выделенный пронаос.
Графические, сухие детали.
Храм Б. - 100г до н.э.
Еще одна типология - Центрический храм. Часто хтонический культ
Храм Весты на форум Романум. Горел вечный огонь
Ступени только с одной стороны (где вход). Центрический храм приобретает римские моменты. Фасадная ориентация, выделеная осевая композа.
Атрий — времени императора Нерона.
Статуя богини весталки была снаружи
Храм Б на ларах аргентинум
стуковая декорация колонн
Этот храм построил греческий архитектор. Это храм — полностью
сделанный из мрамора, из италийского мрамора.
Фронтальная ориентация лестниц
По сторонам от входа — окна, подчеркивающие осевую композу.
Трапецеевидный портал. Окна тоже имеют трапецеевидный рисунок. Храм построен из конкрета. Из него же сделана и стена целлы.
Мотив фистонов и бычьих голов.
Еще одна типология — храм Вейла на Капитолии — 196г.
Храмовый ансамбль. ! Он включает в себя несколько построек, расположенных на сакральном участке по жестким осям, выделение фасадной ориентации, строгая логика.
Еще одна типология — святилища. Не для всех культов, а для наиболее почитаемых с мистериальными моментами. Храм + театрон + таберны. Динамичная пространственная композа. Ансамбли расположены на разных ур-ях, террасами. В технике монолитного бетона. Система вариативности. Арка, свод.
Святилище богини Юноны . Пышный ордер храма. Этот ансамбль сделан на возвышенной террасе. Выделенная из пр-ва окружающего территория. Участок четкий ограниченный прямоугольный. Ряды таберн, колон-портиков выделяют храм. Полукруглый театрон для зрителей.
Святилище Геркулеса Виктора в Тибре. Ориентация на дорогу. 50Г до н.э.
Таберны, храм, театрон.
Пандусы.
Портики сделаны из монолитного бетона и перекрыты сводами. Цилиндрическими. + арки. Все это украшено ордерной декорацией
Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.