Скульптура
Рельеф
Циста Фикароний
Рельеф — статуя пастуха. Известняк. Грубость стиля. Но апелляция к вечности. Неоформленное искусство
Влияние греческих городов-государств.
гробница Сципионов виа Аппиа. Саркофаг Луция Корнелия
Суровая декорация. Влияние переферийного искусства.
Влияние италийских племен
Бронзовая голова
Известняковая статуя орфея — конец 2в до н.э. Палаццо консерваторов. Сидит, но динамичен. Трактовка объема, тела, пластика — просто, схематична, груба.
Рельеф с битвой из Изернии. 2-1вв до н.э.
Деметра из Ариччи
Осмысленное копирование греческих памятников
← Гней Помпей
Скульптор Паситель!
Родился в Гр. Менелай
Орест и Электра.
Менелайская →
Разнообразное движение, эмоциональное взаимоотношение, свободно в пр-ве. Волосы.
Пасительская →
Клеомен. Портрет одного из чл семьи Августа.В виде Гермеса Оратора из Афин. 50ее гг
Тело и голова из разных кусков. Реальная голова на идеальном теле.
Возникновение исторического рельефа!
Алтарь Домиция Агенобарба
2 части: одна с Посейдоном и Амфитритой
Скопас-мл сделал
Естественное соединение в одном пам-ке разных тем: боги и реальная церемония. Сложное движение, динамитке, эмоции, повороты головы. Бравур, триумфальность
Вторая часть — процессия проведения имущественного ценза на Марсовом поле, чтоб по службе распределить. Весной. Каждый год
Как будто это другой памятник. Прославление гос-ти. Принцип иллюзионизма.
Четкий, последовательный, но скучный и непластичный.
Фон рельефа — задник, к которому приставляется фигура.
Принцип эклектики!
Арка Августа в Сузах
рельефы
Желание все подробно показать. Повествоание дискретного хар-ка.
Рельеф из Сан Виталино. 1В н.э. Этруски
Гробница булочника Эвирсака
Дискретный рассказ о приготовлении хлеба.
Архитектура согласуется с рельефом
Ар-ра направлена на будущее, а не на прошлое.
Римский скульптурный портрет
не все имели право
высокоорганизованное урбанизированное общество с рефлексией.
Желание подробно показать.
Тогатус Барберини. Стиоистическое направление. Попытка показать глубину чел личности. Вдруг интерес к жен лицам. Конец первого века. Более отвлеченные.
Надгробия
Связаны всегда с темой памяти, их много и, как правило, располагались на дорогах. Соотносилась гробница и путник, идущий мимо нее, надгробия сопровождались надписями; разнообразны, но всегда 1) апеллируют к путнику (контакт).
2) указаны все должности, звания умершего (по мимо имени). Суровый староримский стиль, характерный для скульптурных портретов, долго там не удержался (элита постепенно сориентировалась на другие вкусы), но этот стиль «перекочевал» в надгробия. Лицо как топографическая карта жизненного пути.
Надгробие с Виа Статилия –желание подчеркнуть в изображении супружеской пары, моменты, объединяющие их. Здесь показываются социальные моменты (социальное значение семьи), а не любовные узы. Проработка формы не очень тщательна, тяготеет к ясным, простым жестам, суровость, строгость –итог жизненного пути.
Надгробие Вибиев –мужская и женская фигуры, подобны живым людям (старые), между ними мальчик –показан как скульптурный портрет (бюст). Изображение мальчика говорит о том, что к моменту заказа надгробия, сын был уже мертв –разные временные и качественные составляющие образа. Античное надгробие «ретроспективное» -образ человека показывает всю жизнь, изображение апеллирует к живым как образ подражания, назидания. Очень важна надпись (имя, должность, профессия). Надгробие – это история человека.
Надгробие Рапириев – те же принципы, но грубее (чем Вибиев).
Погребальная стелла из Равенны.
Живопись эпохи республики
Очень ограниченный характер.
Монументальный характер живописи
В литературе утвердилась традиция, что живопись — это вторично
Римляне собирали живопись, расставляли с учетом интерьера.
Принцип иллюзионизма, жизнеподобия
Связаны с повествовательными циклами
Тесей-освободитель
Есть также картины, нехарактерные для греческого искусства – Триумфальные картины. Не сохранились.
Триумфальные картины будут выставляются после триумфального шествии. Тиберий Гракх, Клавдий Марцелл, Луций Сцепион
Важна – подробность, иллюзионизм – жизнепободие.
4 помпеянских стиля
Первые 2
Имитация средствами живописи каменной декорации – первый помпеянский стиль
Изображала у греков только горизонтальные мраморные плиты. У римлян – и вертикальные
Грпобница самнита
2о1 помпеянский стиль – первый век до н.э.
Дом грифонов. Располагался вРиме на Палатинском холме.
Интерьер лишается определенности, ограниченности. Получает прорывы в окр пространство. Мы сознательно усложняем монументальную декорацию. Архитектура тоже усложняется.Роспись виллы Синистра из Бостро Реале. Арх декорация упободляется реальной, стены самодостаточны
Система сознательной драматизации изображения
Принфип усложнения архитектурного образа
посвящение неофитки
Выделение ключевых эпизодов
дискретный характер
Бог незримо пристуствует на мистерии, не вторгаясь в пространство живых людей
Сцена истязания неофитки
декорация помещается в комнату, где были мистерии - принцип иллюзионизма
момент личного пристуствия хозяки дома.
РОСПИСЬ ДОМА НА ИСКУВИРИНСКОМ ХОЛМЕ В РИМЕ
Одиссей в стране Листригонов, в подземном царстве, у Цирцеи
возникновение пейзажной декорации
Искусство эпохи империи
Архитектура эпохи Августа
40г - император цезарь, император цезарь-август
официальная ситуация - тема умиротворения.
Cветоний: форум с храмом марса-мстителя
Священные постройки старые восстановил. Храмов в свою честь — только с двойным посвящением ему и Риму - «Августа и Ромы»
Отсроен и реставрирован форум романум
Марсово поле. Римская армия — наемная теперь. Функция Марсова поля отпадает. Портики, стадионы, театры, амфитеатры — застраивают.
Главный материал по-прежнему бетон. Но меняется облицовка. Главный материал — мрамор. В силу этого рим становится пышнее.
Марк Агриппа — муж его дочери Юлии тоже строил. Также пропагандисткий и политический характер.
Восстановленная республиканская республика.
Порта тибуртина.
Примитивное сооружение, грубое
Выделение зоны импоста и замкового камня
Традия архитектуры тем
в отличие от республиканских терм, это ансамбль, который получает регулярный план с палестрами. Симметричный ансамбль
Базилика Нептуна
Крестовые своды опираются на пилоны
Театр Марцеллы — 13-11г освещен. Идея римского театрального здания. На субструкциях из римскогобетона все строится
Ширина театрона и скены почти равны высота родинаковая.
Криволинейный фасад.
Идея облегчения. (в тч ордера)
Протяженных фасад
Криволинейный план
Алуитория Меценате
Аудитория была предназначена для представлений — для публичных чтений
Форум Августа
Алтарь Мира -.
Традиция –следование республиканским традициям и пропагандирование новой архитектуры. Есть еще синтетическая традиция. Примером этой традиции может служить Форум Августа (напрямую примыкает к Форуму Юлия). Основная тема –судебная власть. О храме Марса Ультора (Мстителя) он дал обет до битвы при Филиппах (когда он разбил легионы тираноубийц). Здесь сенат решал о воинах и триумфах, сюда подебители приносили свою добычу и тд. Август примыкает к традиции прославления Марса и Венеры (супружеская пара), таким оюбразом он прославляет и свое божественное происхождение (род Юлиев восходит к Венере), там же прославляется и его жена Ливия.
К храму подводят портики, выделяется размерами, высотой подиума, декорацией. Нюансы говорят о том, что архитектура идет дальше. По бокам площади есть две экседры, завершающиеся нишами, которые фланкируются колоннами. Появляется еще одна ось, она подчеркивает храм. В экседрах находились статуи от Энея до Юлия, статуи были в триумфальном облачении (чтобы граждане побуждали своих правителей брать пример с прославленных предков). Форум обнесен стеной, отгораживается от пространства города, возникает интерьерное понимание площади, стоящей внутри города.
Весь форум сделан из мрамора разных пород. Караксий мрамор –храм Марса; остальные части из разноцветного мрамора. Внешняя стена сделана из травертина (во-первых, пожарная безопасность, во-вторых, следование традиции). План форума несколько скошенный (не совсем правильный). В отличие от Юлия Цезаря, который покупал земли под свой Форум, Август изменил правильную форму форума, но не забирал участки у жителей. Стена –дополнительный контраст простоты и суровости и изобилия. По двум сторонам от храма были поставлены триумфальные арки Германику и Друзу, еще была поставлена статуя Божественного Августа (но это все уже после смерти Августа). Портики, которые подводили к храму были двух ярусными, но они были ниже, чем ордерное решение храма. Нижний ярус –ордерное решение, верхний –кариатиды (форма берется из портика кариатид Эрехтейона). Подиум, алтарь по главной оси
На туфовые блоки — декорация из мрамора. Центральные интерколонии чуть шире боковых.
Эллинистические капители с пегасом — в Пергаме тож такие.
Форум Августа: сложные, плановые динамичные решения. Декорация — новый характер за счет материала и цвета, парадная пышная ар-ра, пропагандируются имперские идеи, вспоминаются старые
То, что до конца не завершил Цезарь — базилики Эмилия, Юлия, курия, храм Бож Юлия.
Большой консерватизм! В новом контексте. На Палатине — Святилище Аполлона. Храм из каракского мрамора, все вокруг него — из нумидийского желтого.
То место, где был костер с Цезарем — алтарь храма Бож Юл.
Храм Бож Юл, Рострий, табуларий. Фасад подиума был украшен рострами
Храм Диоскуров
Храм Согласия. В чусть окончания войны между плебеями и патрициями. Продолжил Тиберий. Конкордия
Портик Октавии и театр Марцеллы. Арка подчеркивает зхначение Виа Сакры. Досуг - портики Марсова поля.
Дом Ливии.
Погребальная архитектура
Мавзолей Августа
Отсылка к тумулуса - облик, масштаб. Но все транформируется.Вход только с одной стороны - отмечен мал портиком. Не опус инцертум, а опус энтикулатом
Частные гробницы.
Обращение к тумулусу.
Явно растет рост индивидуализма, почитать хотя бы стихи Катулла. В Риме был спец закон о неприкосновенности гробниц
Увеличивается размер надземного сооружения, сложно организуется внутренне пр-во.
цецилии метеллы— дочь Квинта Цицилия Мителлы 3 жена Марка Красса (его сына). На Вии Аппии. 30Г до н.э.
Параллелепипед основания, сверху конус, 3 части. Из конкрета сделана. Облицовка травертином. На фасаде надпись посвящательная — прославляет еще и отца с мужем
Гробница булочника Эврисака. Вт пол 1го в до н.э.
Необычная форма
Форма печи
Гробница Цестия
Египет
тоже тумулус по-своему
Архитектура Юлиев-Клавдиев
Хронологическое и типологическое единство.
Каждый император что-то свое в ар-ре сделал, соответственно характеру.
Бетон + мраморная декорация. Кроме Нерона бетон — стандартно
Тиберий 14г -37г н.э.
Храм диоскуров, Эмилия, Помпея театра, реально строил мало, все завершал. Но стиль есть
Продолжение идей Августа. Появление построек и их трактовки — усиливается идея единоличной власти
Триумфальная арка Тиберия 19г на форуме Романум.
Арка Германика и Друза на фор-е Августа
На форуме романум уже стоит храм Бож Юл. Строит Тиберий тут храм Бож Августа. Но сносить нельзя было, храм поэтому неск в стороне фор романум
На Квиринальском холме Рима строится лагерь для армии. Стены из бетона, облицованы кирпичом. При Тиберии стены чуть пониже.
Импература Калигула. 37-41гг
Главная особенность - удивительные масштабы. Повышенный интерес к строительству загородных резиденций.Принцип нарушения природной естественности. Наибольшую активность Калигула проявил в создании сакральных сооружений. Обратился только к восточным культам.ПОДЗЕМНАЯ БАЗИЛИКА ВИА ПРЕНЕСТИНА ПОРТА МАДЖОРЕ. Стоит на переферии, а не в ц.города. Плановое решение: балилика. По периметру - траншеи.
Арх-ра внутреннего пространства. Не просто внутр пр-во, а и динамичное развитие.
Святилище Сераписа. Подражание, но не полное — берем другие планы и связываем с новым назначением. Осталась только декорация.
Клавдий . фукциональность, утилитарность. Дренаж озера. Неудачный. Тацита анналы 12 книга 56-57$. Отказ от классицизма августа и калигулы. Суровые скупые постройки. Платические возможности материала. Маштаб. Маньеризм или протобарокко. Любил этрусков. Восстановление акведука аква вирда. Травертин, кладка грубая. Порты маджоре. Преувеличенно драматизирлванный характер. Верхняя часть тяжелее.-возникает некий арх объем, проницаемый. Контраст усиленного основания.
Водопровод для всех мест общ, где вода нужна
иДЕЯ ШЕСТВИЯ — АКВЕДУК. Пластические моменты выделяются
Нерон
После пожара все благоучтроил
Технология строительства
Каркасные конструкции, арка и свод распостраняются
Огромные размеры
Кальдарий получил центрический план
Храм Венеры и Ромы. Разные сводчатые перекрытия — купол или крест-й свод.
Тацит Аналлы книга 15 пар-38-39-читать
в центре города Нерон построил огромную загородную резиденцию Золотой дворец
Дворец
Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого сегодня доступны для посетителей в парке Траяна, к северо-востоку от Колизея. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это был единственный из запланированных дворцов, завершённых до смерти Нерона.
Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная статуя императора высотой 36 метров; площадь его была такова, что тройной портик по сторонам был длиной более 1,5 км; внутри был пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески
Светоний, Жизнь двенадцати цезарей, Нерон, ст.31
Росписи в подземных залах
Описание Светония, составленное спустя полвека после гибели Нерона и его дворца, указывает на две особенности, подтверждённые археологами. Целер и Север, впервые в Риме, украсили мозаикой не только стены, но и потолки (своды). Впоследствии, мозаики на куполах станут массово применяться в византийском храмостроительстве. Главный круглый зал был оснащён ложным внутренним куполом, который вращался рабами для услаждения гостей цезаря. Плиний Старший, современник Нерона, рассказал о судьбе Фабулла, талантливого художника: почти все его работы оказались сосредоточены во дворце Нерона («темницей его искусства был Золотой Дом») и погибли вместе с ним[5].
Колосс
Вопреки утверждению Светония, сооружённая греком Зенодором статуя Нерона (Colossus Neronis, Колосс Нерона) стояла не под куполом, а вне здания, на границе дворца и города, лишь окружённая портиком. Высота её оценивается от 30 (Плиний) до 36 (Светоний) метров. После смерти Нерона Веспасиан приказал изменить лик статуи, дабы она олицетворяла бога Солнца; приАдриане (в царствование которого Светоний написал «Двенадцать цезарей») её перенесли на новое место, к амфитеатруФлавиев; по имени Колосса амфитеатр получил современное название — Колизей. Коммод заменил божественный лик колосса - собственным.[6]. Фундаменты статуи были разобраны лишь в 1936 году.
Ортагональный зал
Большое круглое окно
Выделение ключевых конструктивных моментов
15 книга 37 пар, 44пар — анналы, плиний старший — книга 35 пар 51, кн 36 пар 111
декорация 3его помпеянского стиля
Дата: 2019-02-25, просмотров: 297.