Основы тренинга личностного роста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тренинг личностного роста - особый вид групповой психологической работы, фокусирующейся не столько на групповом процессе как таковом и не на процессе развития навыков межличностных взаимодействий, сколько на личностном росте участников тренинга.

Основные параметры межличностных взаимодействий в тренинге личностного роста:

* концентрация на чувствах и переживаниях,

* осознание самого себя,

* чувство ответственности,

* самораскрытие,

* фокусировка на происходящем "здесь и теперь".

Тренинг личностного роста в его современном виде возник на основе групповой психотерапевтической практики и концепции основной встречи

Концепция основной встречи базируется на вере в возможность позитивного конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности.

Тренинг личностного роста - форма групповой работы в целях стимулирования процессов личностного роста. Количество участников группы встреч варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек.

В ходе тренинга ведущий (фасилитатор) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению атмосферы доверия.

Создание и развитие данной атмосферы в группе способствует свободе исследования, осознания и выражения членами группы личностно значимых фрагментов своего индивидуального опыта, своих мыслей и чувств. Отсутствуют запланированные процедуры и упражнения, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление участников раскрытию личностных установок и включить в групповой процесс всех членов группы. Полноценное самораскрытие в взаимоотношениях членов группы, возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса: знакомство участников группы; ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры; первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому; описание прошлых, более безопасных событий и чувств; открытое выражение негативных переживаний; выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь"; попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия; основная встреча.

Основной акцент в тренинге личностного роста делается на самоисследовании участников группы, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками группового процесса как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные так и негативные его стороны, осознавать и принимать их. Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются прежде всего в обращении человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии.

Типичные эффекты тренинга личностного роста:

* расширение сферы осознания человеком самого себя;

* появление тенденции уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения;

* возникновение стремления принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу;

* конструктивные решения межличностных разногласий и проблем;

* повышение самооценки; усиление чувств эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом;

* изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми - супругами, родителями, детьми, друзьями.

Тренинг личностного роста часто используется как средство при решении различных коммуникативных проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов. Вместе с тем главная задача тренинга личностного роста состоит не в том, чтобы помочь человеку выжить в социуме и адаптироваться к нему, а в том, чтобы способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя

 

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 348.