Одной из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию детей является исследование Г.И. Россолимо,в результате которого в 1908 г. была опубликована шкала для измерения уровня общих способностей, впоследствии получившая название «Психологические профили».
Григорий Иванович Россолимо
ЦЕЛЬ: выработка критериев отличия психических процессов в нормальном и патологическом состояниях.
ИТОГ: методика индивидуального психологического профиля, состоящая из 11 субтестов для определения следующих психических процессов: внимания, восприимчивости, воли, запоминания, ассоциативных процессов.
+ предложил графическую форму представления измерений психических процессов - вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ: в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон.
А. Ф. Лазурский. – «естественный эксперимент»
СУТЬ: наблюдение в характерной для ребенка естественной обстановке. Такого рода эксперимент имеет очень важное значение в педагогической практике: пути изучения и воспитания, теории и применения, пути науки и жизни идут здесь параллельно, помогая друг другу и осуществляя на деле педологическое обоснование педагогической работы.
* Другая особенность естественного эксперимента (и метода наблюдения): они охватывают структуру личности в целом. Повторяя естественный эксперимент над одним и тем же ребенком, мы можем определять динамику его развития путем сравнения результатов каждого последующего исследования со всеми предшествующими и вычислять динамику прогрессивного или регрессивного развития детей, как нормальных, так и исключительных, устанавливать динамику развития в единицу времени.
ХОД: Результаты естественно-экспериментальных исследований помечаются в таблице звездочкой. Они сопоставляются также с социальными и биологическими условиями поведения. Педагог, производя анализ собранных данных, может довольно ясно представить себе структуру личности ребенка и в соответствии с этим более рационально строить воспитание, обучение и методику
педагогического влияния на ребенка, а по отношению к исключительным детям — намечать план медико-педагогической коррекции их.
Естественный эксперимент изучает поведение детей на следующих видах школьной работы:
1) Процесс еды. 2) Игры и гимнастические упражнения. 3) Заседания, митинги, всевозможные праздники. 4) Процессы живописного и графического рисования. 5) Различные виды ручного обычного и творческого труда. 6) Процессы заучивания и репродукции. 7) Решение математических задач. 8) Письмо, сочинения. 9) Устное рассказывание. 10) Разбор прочитанного и прослушанного рассказа. 11) Получение и обнаружение осведомленности в области жизни природы в самом широком смысле этого слова. 12) Получение и обнаружение осведомленности в области социально-экономических отношений жизни общества.
18. Проективные методы исследования личности. Методика «Кто Я» в модификации Т.В.Румянцевой.
Проективные методики — группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.
* Понятие проекции впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом.
Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом "Я". Проекция рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим".
С использованием проективных методов изучается психологический механизм проекции человека. Фримен определяет проекцию как:
1. бессознательный процесс, в ходе которого субъект наделяет некоторыми своими идеями, взглядами, желаниями, эмоциями или чертами характера других лиц;
2. проекция может принимать форму приписывания своих собственных потребностей другим лицам из своего окружения;
3. она может также выразиться в неправильном умозаключении, обусловленном каким-то опытом.
Проективные методы ставят исследуемого в такое стимулирующее положение, при котором проявляются его личные потребности, его особенное восприятие, его интерпретации и многие характерологические особенности. Проекция обнаруживается при использовании всех вербальных и рисуночных методов, таких как словесные ассоциации, незаконченные предложения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого и прочее.
СУТЬ: восприятие действительности, других людей, предъявляемых стимулов в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
* При этом имеется тенденция интерпретировать действительность так, чтобы она соответствовала психическому состоянию и потребности личности, ее свойствам. Проекция
является неосознанным психологическим механизмом, т.е. элементы проекции несознательно вносятся в восприятие.
Методика «Кто я?» в модификации Т. В. Румянцевой
* представляет собой личностный опросник, вариант не стандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности.
*.Тест основан на использовании не стандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.
* Испытуемый должен дать 20 различных ответов на вопрос «Кто Я такой?».
Содержание «образа Я» обычно описывается через систему категорий – групп высказываний о сферах действительности, различных сторонах собственной внутренней жизни, используемых человеком для самоописания. ответы на вопросы «Кто Я?» предлагают классифицировать на категории: объективные и субъективные.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 386.