Период 20-30-х гг XX в. не случайно называют этапом методологической перестройки психологии. Именно в этот период ставились проблемные вопросы, которые в дальнейшем определили судьбу отечественной психологии. Авторы современных учебников по истории психологии высоко оценивают значение этого этапа в судьбе отечественной науки.
Другой автор, Т.Д. Марцинковская, рассматривая зарождение советской, марксистской психологии в 20-30-х годах, пишет, что в многочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашло отражение стремление построить новую психологию, направленную на решение важнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то что в то время доминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, до начала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаны с гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
Негативной стороной проводившихся мероприятий являлся ощутимый идеологический пресс, затруднявший научную дискуссию. Усилился процесс противопоставления советских исследований мировым, разобщенность научных школ и др. По данным Т.В. Марцинковской, фактически запрещенными оказались все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти. Это нанесло серьезный удар по научным психологическим школам, которые очень плодотворно развивались в тот период. Лишь после войны, в середине 40-х гг, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять свои исследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связи с зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовке психологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годы сказывались на творчестве отечественных ученых.
9. Основные положения деятельностного подхода исследования личности в трудах A.H.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна.
Деятельностный подход начал зарождаться в России с начала 1920х гг.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев
РУБИНШТЕЙН:
* «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
* сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который фиксирует тот факт, что сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство.
* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека),
* ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в отличие от реакции — это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.
ЛЕОНТЬЕВ:
1. Деятельность - процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.
2. Предметные потребности определяются как внутренние состояния организма.
3. Деятельность, помимо объективного отражения реальности, переводит образ в объективно-предметную форму. Язык является формой отражения образа в индивидуальном сознании.
4. Существует несколько стадий развития психики в онтогенезе:
a . элементарная сенсорная психика;
b. перцептивная психика (т. е. формирование образа);
c. стадия интеллекта (т. е. обеспечение ориентации и адаптации организма в среде).
5. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность
6. Всю совокупность человеческого опыта можно разделить на три вида:
a. индивидуальный,
b. видовой
c. социальный
Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности.
УРОВНИ:
1. особенных деятельностей (или особых видов деятельности, конкретная Д);
2. уровень действий;
3. уровень операций;
4. уровень психофизиологических функций.
Конкретная деятельность - совокупность действий, которые вызываются одним мотивом. Виды: игровая, учебная, трудовая и т.д. например – написание диплома.
Мотив - побудитель действий, деятельности, поведения человека
Связь потребностей с деятельностью:
* 1 этап - до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Потребность, как правило, не представлена субъекту - может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. В поведении выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.
* 2 этап - после встречи с предметом потребности. В момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности, в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности.
Действие - это основная единица анализа деятельности; это процесс, направленный на реализацию цели.
Цель - это сознательный образ желаемого результата.
Цель-действие: Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели.Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Деятельность представляет собой последовательность действий, каждое из которых может дробиться на действия более низкого порядка.
Операции - способ выполнения действия, приобретенные. Набор текста диплома. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий.
Характеристики операций:
* - мало осознаются или совсем не осознаются (этим отличаются от действий);
* - уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками;
Психофизиологическая функция - физиологические обеспечения психических процессов. Это и предпосылки, и средства деятельности. Например, работа пальцев при наборе текста на компе.
Мотивы виды:
* Осознаваемые - большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели.
* Неосознаваемые этот класс значительно обширнее, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы.
Формы проявления неосознаваемых мотивов в сознании:
*эмоции
* личностные смыслы
Дата: 2019-02-25, просмотров: 411.