Предмет психологии личности. Актуальные проблемы исследования личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Предмет психологии личности. Актуальные проблемы исследования личности.

Предметом психологии личности является человек.

Актуальные проблемы исследования личности: Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятиеличности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. ПЛЮРАЛИЗМ на изучение ЛИЧНОСТИ. (Плюрализм- многообразие мнений. Обусловлен : * Сложностью объекта изучения
                   * разнообразием сознаний учёных)

Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:

* Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;

* Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;

* Структура личности как индивида;

* Факторы, влияющие на развитие личности;

* Способы исследования сознания и личности.

2. Современные классификации подходов к исследованию личности.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.

Р. С. Немова:

* По способу объяснения поведения:

1. Психодинамические – теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.

2. Социодинамические – главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

3. Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека

* По способу получения данных о личности:

1. Экспериментальные – теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Неэкспериментальные – теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперимент

* С точки зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование:

1. Структурные – теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические – теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

А. Г. Асмолов выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций:

* биогенетический,( развитие человека как индивидая. Обладающего определёнными свойствами: темперамент, возраст, пол, телосложение)

* социогенетический(Процессы социализации: освоение соц. Ролей и норм, приобретение соц.установок и ценностынх ориентаций, формирование соц. И национального характера как члена общества)

* персоногенетический(проблемы активности самосознания, творчества личности, формирование человеческого «я» , поиск смысла жизни, воспитание индивидуальных характеристик и способностей самореализации)

* В. А. Аверин добавляет теории когнитивного направления, которые занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическимиподходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.


ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Предмет психологии личности. Актуальные проблемы исследования личности.

Предметом психологии личности является человек.

Актуальные проблемы исследования личности: Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятиеличности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. ПЛЮРАЛИЗМ на изучение ЛИЧНОСТИ. (Плюрализм- многообразие мнений. Обусловлен : * Сложностью объекта изучения
                   * разнообразием сознаний учёных)

Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:

* Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;

* Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;

* Структура личности как индивида;

* Факторы, влияющие на развитие личности;

* Способы исследования сознания и личности.

2. Современные классификации подходов к исследованию личности.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.

Р. С. Немова:

* По способу объяснения поведения:

1. Психодинамические – теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.

2. Социодинамические – главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

3. Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека

* По способу получения данных о личности:

1. Экспериментальные – теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Неэкспериментальные – теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперимент

* С точки зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование:

1. Структурные – теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические – теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

А. Г. Асмолов выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций:

* биогенетический,( развитие человека как индивидая. Обладающего определёнными свойствами: темперамент, возраст, пол, телосложение)

* социогенетический(Процессы социализации: освоение соц. Ролей и норм, приобретение соц.установок и ценностынх ориентаций, формирование соц. И национального характера как члена общества)

* персоногенетический(проблемы активности самосознания, творчества личности, формирование человеческого «я» , поиск смысла жизни, воспитание индивидуальных характеристик и способностей самореализации)

* В. А. Аверин добавляет теории когнитивного направления, которые занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическимиподходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.


Дата: 2019-02-25, просмотров: 329.