ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Предмет психологии личности. Актуальные проблемы исследования личности.
Предметом психологии личности является человек.
Актуальные проблемы исследования личности: Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятиеличности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. ПЛЮРАЛИЗМ на изучение ЛИЧНОСТИ. (Плюрализм- многообразие мнений. Обусловлен : * Сложностью объекта изучения
* разнообразием сознаний учёных)
Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:
* Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;
* Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;
* Структура личности как индивида;
* Факторы, влияющие на развитие личности;
* Способы исследования сознания и личности.
2. Современные классификации подходов к исследованию личности.
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.
Р. С. Немова:
* По способу объяснения поведения:
1. Психодинамические – теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
2. Социодинамические – главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
3. Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека
* По способу получения данных о личности:
1. Экспериментальные – теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.
2. Неэкспериментальные – теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперимент
* С точки зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование:
1. Структурные – теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
2. Динамические – теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
А. Г. Асмолов выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций:
* биогенетический,( развитие человека как индивидая. Обладающего определёнными свойствами: темперамент, возраст, пол, телосложение)
* социогенетический(Процессы социализации: освоение соц. Ролей и норм, приобретение соц.установок и ценностынх ориентаций, формирование соц. И национального характера как члена общества)
* персоногенетический(проблемы активности самосознания, творчества личности, формирование человеческого «я» , поиск смысла жизни, воспитание индивидуальных характеристик и способностей самореализации)
* В. А. Аверин добавляет теории когнитивного направления, которые занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическимиподходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Предмет психологии личности. Актуальные проблемы исследования личности.
Предметом психологии личности является человек.
Актуальные проблемы исследования личности: Основная проблема изучения личности состоит в том, что каждая всемирная наука определяет понятиеличности и остальных понятий, которые с ней связаны, по-своему. ПЛЮРАЛИЗМ на изучение ЛИЧНОСТИ. (Плюрализм- многообразие мнений. Обусловлен : * Сложностью объекта изучения
* разнообразием сознаний учёных)
Но присутствует ряд дополнительных, не менее важных, проблем:
* Наличие в индивиде биологической и социальной стороны, что усложняет поиск взаимосвязей физического и духовного аспекта;
* Определенное процентное соотношение собственных личных наклонностей и всеобщих характеристик;
* Структура личности как индивида;
* Факторы, влияющие на развитие личности;
* Способы исследования сознания и личности.
2. Современные классификации подходов к исследованию личности.
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности.
Р. С. Немова:
* По способу объяснения поведения:
1. Психодинамические – теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик.
2. Социодинамические – главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности.
3. Интеракционистские – основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека
* По способу получения данных о личности:
1. Экспериментальные – теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.
2. Неэкспериментальные – теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперимент
* С точки зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование:
1. Структурные – теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
2. Динамические – теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.
А. Г. Асмолов выделяет три основных подхода, объясняющие развитие человека, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций:
* биогенетический,( развитие человека как индивидая. Обладающего определёнными свойствами: темперамент, возраст, пол, телосложение)
* социогенетический(Процессы социализации: освоение соц. Ролей и норм, приобретение соц.установок и ценностынх ориентаций, формирование соц. И национального характера как члена общества)
* персоногенетический(проблемы активности самосознания, творчества личности, формирование человеческого «я» , поиск смысла жизни, воспитание индивидуальных характеристик и способностей самореализации)
* В. А. Аверин добавляет теории когнитивного направления, которые занимают промежуточное положение между биогенетическими и социогенетическимиподходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 360.