Психосоматическая диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации.
* Психосоматические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивидуальные системы значений, несущих так называемое личностное знание. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание.
Как психосоматические методы, так и традиционные опросники в действительности измеряют представления человека о себе и включают оценочный компонент.
опросники требуют от испытуемых навыков рефлексии, самоанализа, самонаблюдения.
ЦТО (Цветовой тест отношений)
* А. Эткинд
* применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я».
* с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза.
* В основе методики находится гипотеза о том, что важнейшие характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к окружающим, что даёт возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она требуется.
+ По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.
А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или эмоционального напряжения личности.
Он исходил из таких предположений:
* тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым приоритетам.
+ Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и отчуждённостью в эмоциональной сфере.
21. Методы исследования и оценки жизненного пути личности.
Формирование и развитие психологии жизненного пути в ХХ столетии привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности во времени ее жизни. Множество этих способов обозначается термином «биографический» метод изучения личности.
Биографический метод первоначально возник как литературоведческий, его крупнейшим представителем считается французский критик и писатель XIX в. Ш. Сент-Бёв. Биографический метод, понимаемый с точки зрения не только истории, но и перспектив развития личности, приобретает особую ценность, поскольку изучение жизненного пути становится одной из центральных, ключевых проблем современного человекознания.
Понятие «биографический метод» имеет разные значения. Отметим некоторые:
* использование биографических справочников, жизнеописаний в качестве источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека.
* использование материалов различного рода личных документов (автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т. п.), а также биографических интервью и опросников.
* использование методик биографического анализа, для предсказания творческих достижений человека. Например, биографических опросников, основная идея которых состоит в постановке вопросов, направленных на освещение уже связанных с прошлым событий, установок, предпочтений, моделей поведения, являющихся более прогностичными, чем вопросов, связанных с событиями настоящего времени.
Смысл биографического метода заключен в:
1. поиске значимых линий развития личности,
2. выделении ключевых событий этого развития,
3. установлении взаимосвязи между ними.
Биографический метод воплощается через:
* биографическое интервью (например, биографическое интервью «жизненный выбор»);
* компьютерные методики жизненного выбора (например, система «Персоплан» (А. Г. Шмелев); «Биограф» (А. А. Кроник); «Lifeline» (А. А. Кроник);
* тесты (например, тест «Индекс жизненной удовлетворенности»);
* ситуативную каузометрию (связана с проблемами прогнозирования и изучения реалистичности наших ожиданий (И. Б. Кузьмина).
Герменевтика – метод описательной психологии, общий наукам об обществе, культуре, человеке, представляет собой искусство истолкования различного рода текстов – литературных, религиозных, исторических, научных и др.
Аналогом герменевтики в объективной психологии является метод анализа продуктов деятельности. Таким образом, психологическая герменевтика – это искусство и теория истолковывать и понимать психологический опыт. Метод герменевтики используется в числе методов описательной психологии для изучения и описания жизненного пути личности.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 398.