Московская школа : Основателем является Челпанов
Представители : Рубинштейн , Леонтьев и др
Вклад в общую и социальную психологию. Занимались изучением психологии сознания, строившемся на субъективном методе. Много трудов в области психодиагностики и психонейрофизиологии благодаря работам Павлова и Сеченова
Ленинградская школа: Основатель Сеченов.
Представители : Бехтерев, Ломов, Мясищев, Ананьев.
Изучали психологию личности , единство личности и её развитие. Использовали психодиагностические методы.
Грузинская школа: Узнадзе основатель.
Вводится и обосновывается понятие «установка» как «границы» между субъективным и объективным.
12. Подходы к исследованию структуры личности (В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев, К. K. Платонов)
Платонов : Личность как динамическая система.
Динамика : 1) Отношение биологического и социального, врождённого и приобретённого , процессуального и содержательного формируется под влиянием общественных отношений. 2) Внутренняя близость черт личности. 3)инструмент её формирования (воспитание, образование, упражнения) 4)Личность как сумма психических свойств/как опыт человека
Подструктуры: 1)Социально обусловленная – проявляется в виде моральных черт (желания , интересы, идеалы ..) 2) опыт - объединяет знания, навыки , умения и привычки , приобретённые в процессе обучения. 3)индивидуальные особенности (память, ощущения, чувства, эмоции) 4) биопсихические свойства (половые, темперамент, возрастные)
4 элемента структуры личности: биологические свойства – особые психические процессы- опыт- направления личности
Ковалёв: Личность как интегральное образование психических процессов.
Психические процессы составляют фундамент психической жизни человека; формируют психические состояния , которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности.
Психические свойства образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний.
Рассматривал : Темперамент, направленности, способности и характер
Мясищев:
Освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности.
Отношение является интегратором этих свойств, что и обеспечивает целостность , устойчивость и глубину и последовательность поведения личности.
Направленность выражает доминирующее отношение. Эмоциональность представлена одним из компонентов в структуре самого отношения.
Отношение личности – активная , сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности.
13. Подходы к комплексному исследованию индивидуальности личности в отечественной психологии (Б.М.Теплов, В.С. Мерлин, Б.Г.Ананьев).
В период 50-60-х гг. прошлого века много внимания проблеме изучения индивидуальных психологических различий было уделено в работах Б. М. Теплова и представителей его школы В. Д. Небылицына, Н. С. Лейтеса.
Б. М. Теплов
* развивал идею направленности личности, которая обнаруживает себя в склонностях к определенной деятельности.
* называл человека "творцом своей индивидуальности", не снижая при этом роли его природных предпосылок и индивидуально-типологических особенностей.
* Разрабатывая целостную концепцию индивидуальности, провел многосторонний анализ жизни и творчества великих русских композиторов и выдающихся полководцев, однако он не считал, что одаренность – привилегия только исключительных личностей.
В. С. Мерлин
* на основе принципов многозначных связей и иерархической организации выстроил свою динамичную структуру личности, состоящую из системы индивидуальных свойств организма, системы индивидуальных психических свойств и системы социально-психологических индивидуальных свойств
* процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.
* Наличие много-многозначных связей раскрывает невозможность прямого сведения как биологического к социальному, так и социального к биологическому в личности.
Б. Г. Ананьев
* разработал идею интеграции знаний о человеке, дал развернутую характеристику понятий "индивид", "личность", "субъект деятельности"
* пришел к выводу, что свойства личности развиваются на всем протяжении жизненного пути человека, создавая его биографию
* считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса и социальной позиции, которую она занимает.
* статус личности объективен, может осознаваться личностью адекватно или неадекватно, активно либо пассивно. Именно статус личности определяет ее место в социуме.
* социальная позиция характеризует субъективную, деятельную сторону положения личности в конкретной социальной структуре, уровень и содержание которой обусловлены содержанием деятельности личности.
14. Идеи развития личности в трудах Л. И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А В. Петровского.
БОЖОВИЧ.
У Л.И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность.
* целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью
* основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека
* от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.
Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов:
* младенчество: начинается кризисом новорожденности, когда ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
* раннее детство: начинается кризисом 1-го года, когда ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система «Я», появляется потребность в самоутверждении;
* дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование — внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
* младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное «Я»; со стороны взрослых предъявляется новая система требований;
* кризис подросткового возраста: делится на две фазы.
* Первая фаза (с 12 до 14 лет) характеризуется эмансипацией от взрослых, переходом в средние классы; появляется целеполагание как центральное новообразование.
* Вторая фаза (с 15 до 17 лет) характеризуется определением места в жизни; появляется новая жизненная перспектива как центральное новообразование возраста.
Личность — это целостная психологическая структура.
ДВИЖУЩАЯ СИЛА: внутренняя позиция, т. е. система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия внешней среды
Основа структуры личности: направленность как иерархическая система внутренних побудителей поведения
РУБИНШТЕЙН.
Обращает внимание на зависимость психических процессов от личности. По его мнению, это выражается,
* Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных, особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
* Во-вторых, сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентаций, но и приводит к смене чувств, волевой жизни.
* В-третьих, сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности.
ВАЖНЫЕ тезисы:
* психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
* психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
* психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности.
* в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.
Характеристики личности
* Цивилизованность личности – отношение личности к достижениям и ценностям человеческой культуры.
* Гражданственность личности – это характеристика личности как члена общества, которому не равнодушна судьба Родины, ее народа, который знает и уважает его историю, традиции, культуру, считает себя его частью, соблюдает и уважает его нормы морали и права и др.
* Групповая интегрированность личности предполагает идентификацию своей личности с конкретной общностью.
* Коммуникативность личности – построение отношений с людьми на основе открытости, доброжелательности, дружественности, способности к пониманию, сопереживанию и бескорыстной помощи демократичности, справедливости, порядочности и честности.
* Социальная активность личности –личность возлагает ответственность за свои поступки, успехи и неудачи, общественное положение на самого себя.
* Самореализованность личности – уровень фактической реализованности психологических возможностей личности, их развитость, которая проявляется в возможностях достижения успеха в жизни.
* Жизнестойкость личности – способность переносить трудности, невзгоды, неудачи в жизни, которых вовсе избежать нельзя, умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, относиться к ним как к преодолимым, делать выводы и не повторять ошибок.
* Самосознание личности – это осознание и оценка своего «Я-образа» в обществе, умение мысленно смотреть на себя со стороны, глазами других людей, умение оценивать себя с их позиций.
Личностный принцип – это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Это значит, что необходимо исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности, имея в виду, что изучение процессов переходит в изучение свойств личности. Личностный принцип является методологическим принципом психологии.
Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса:
* чего хочет человек, к чему стремится? (направленность, установки, тенденции, потребности, интересы, идеалы);
* что может человек? (способности и дарования);
* что он есть? (характер).
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ: Направленность, характер и способности.
ПЕТРОВСКИЙ.
Определяющий фактор развития личности: деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной группой (или лицом).
Движущей силой: противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие личности - процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней.
3 фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.
* Первая фаза – Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий. Субъективно потому, что фактически индивид зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, изменениями мотивационно-смысловой сфере других людей, имеющих значение именно для них, а не только для него самого. Так, например, подросток, попавший в новую компанию старших ребят, первоначально стремящийся ничем не выделяться, старательно усваивающий принятые в ней нормы общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись наконец с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. Объективно он уже на этом этапе может при известных обстоятельствах выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая этот существенный факт. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые имеются или уже складываются у других членов группы.
* Вторая фаза – индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации.На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанности, спортивных успехов, «бывалости» в отношениях между полами, смелости, граничащей с бравадой, особой манеры в танцах и т. д.), интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
* Третья фаза – интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями – с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
+ Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция
Дата: 2019-02-25, просмотров: 494.