Методы исследования ценностно-смысловой сферы личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представляется возможным условно разделить методики исследования ценностно-смысловой сферы личности на следующие блоки:

1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции

2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности

3. Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности

4. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы

5. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысло-жизненных ориентаций

Разработанный тест ценностных предпочтений Г. Оллпорта, Ф. Вернона и Г. Линдсея долгое время оставался практически единственным

Для каждого из шести идеальных типов Шпрангера авторами была выделена та или иная ведущая, определяющая личностный тип ценность:

1. Полезность – для экономического типа личности;

2. Форма или гармония – для эстетического типа;

3. Открытие истины – для теоретического типа;

4. Любовь к людям – для социального типа;

5. Единение (мистическое с тотальностью мира) – для религиозного типа;

6. Власть – для политического типа.

Для выводов о ценностях индивида использовался также тест личностных предпочтений А. Эдвардса, разработанный на основе классификации основных социогенных потребностей Г. Мюррея, автора тематического апперцепционного теста.

Тест Эдвардса построен по принципу попарных сравнений отдельных высказываний, характеризующих личные предпочтения обследуемого. Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал:

1. мотивация достижения;

2. принятие авторитетов;

3. любовь к порядку;

4. демонстративность;

5. автономия (независимость);

6. аффилиация (терпимость к другим);

7. самовосприятие;

8. принятие опеки;

9. доминирование (самоутверждение);

10. чувство вины;

11. готовность опекать других;

12. радикализм (толерантность к новому);

13. стойкость в достижении целей;

14. гетеросексуальность;

15. агрессивность.

* На основе подсчитанных «мотивационных индексов» конструируется личностный профиль, представляющий собой количественную степень выраженности приведенных предпочтений.

* О.Ф. Потемкина предлагает две методики диагностики социально-психологических установок личности, направленные соответственно на выявление «процессуальной-результативной» направленности и ориентаций на «альтруизм-эгоизм», а также ориентаций на «свободу-власть» и «труд-деньги».Автор приводит следующие характеристики личности при преобладании описываемых установок:

1. «Ориентация на процесс». Процессуальная направленность, препятствующая Результативности. Неспособность преодолеть негативное отношение к рутинной работе, необходимой для достижения результата.

2. «Ориентация на результат». Результативная направленность. Способность достигать Результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. «Ориентация на альтруизм». Направленность на альтруистические ценности, часто в Ущерб себе. Общественная ориентация, наличие которой отличает зрелого человека.

4. «Ориентация на эгоизм». Встречается довольно редко. Отсутствие характерно для Людей «интеллигентных профессий».

5. «Ориентация на свободу». Главная ценность – свобода. Очень часто ориентация на Свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «денег».

6. «Ориентация на власть». Больше свойственна представителям сильного пола, очень часто – это производственники.

7. «Ориентация на труд». Труд приносит больше радостей и удовольствия, чем какие-то Иные занятия. Время используется для того, чтобы что-то сделать, включая выходные дни, отпуск и т.д.

8. «Ориентация на деньги». По словам автора, обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет

* Подобные инструкции позволяют изучить представления личности о соотношении образов «Я реальное», «Я идеальное», «Я социальное».

* Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые, индифферентные, безразличные и отвергаемые, незначимые.

Терминальные ценности:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь)

2. Абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

3. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь)

4. ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

5. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, Развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь)

6. ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

7. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа)

8. пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Инструментальные ценности:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам)

2. Межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость)

3. Профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

4. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) –

5. Конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) –

6. Альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

7. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля)

8. Принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

9. Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль)

10. Непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

* По словам Д.А. Леонтьева, задача исследователя заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентаций. Если ни одной закономерности выделить не удается, то, по его мнению, это свидетельствует о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентаций либо о фальсификации ответов.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 425.