- барьер субъективной интерпретации смысла информации – любое полученное сообщение преломляется через призму личностного опыта партнёра по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, симпатий и антипатий, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате человек слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано. Поэтому для разрушения этого барьера необходимо уточнять смысл сказанного.
Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: «Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их»
Пример 1: Как называется зависимость восприятия от прежнего опыта человека? Апперцепция (изучали в теме»Познавательные процессы»)
Пословицы «Сытый голодному не товарищ», «У страха глаза велики»
- - эмоциональные барьеры - значительно большая возможность искажения связана с эмоциями. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).
- барьер отношения к коммуникатору - в качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста.
Следствие коммуникативных барьеров являются неточные, искаженные факты, суждения, убеждения. Ярким примером этого может служить сплетня.
Из-за нехватки информации или из-за своего субъективного взгляда на вещи чаще всего мы так и в жизни додумываем какие-то факты, явления. Формируем ошибочное мнение о том, что о нас думают люди, додумываем, что они хотят исходя из своих убеждений.
Последний коммуникативный барьер, возникнет он или нет, зависят от того, правильно или нет воспринимают и понимают друг друга партнёры по общению.
Перцептивная (социально-перцептивная) сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия "социальных объектов".
В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.
Восприятия другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимание его внутреннего мира.
На основе поведения мы, по мнению Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных, в результате мы даём эмоциональную оценку этого другого, пытаемся понять строй его поступков, и на основе этого строим стратегию своего поведения. Причём при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.
Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Процесс восприятия включает следующие механизмы
1) Идентификация – наиболее простой способ - мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.
2) Эмпатия - мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.
Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.
3) Рефлексия – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.
В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
4) Аттракция - возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Говоря иными словами: аттракция - это искусство нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей - есть плохие отношения.
Рассмотрим общий психологический механизм формирования аттракции. Здесь мы сталкиваемся с проблемой бессознательного в оценке людьми друг друга.
Пример 1: возникло ощущение чего-то неприятного после разговора. "Какой-то неприятный осадок", - говорите вы. Или: "Что-то в нем есть располагающее", - замечаем в другом случае.
Пример 2: объективно молодой человек или девушка с посредственной внешностью сильно притягивает к себе людей, вызывает у них симпатию. Тогда и говорят, неважно что наружи, важно, что внутри. Но порой в таких людях при близком общении и внутри то, там можно и не обнаружить богатого насыщенного мира.
Как это объяснить? После разговора часто ли мы можем что-то сказать о деталях одежды собеседника (галстуке и т.п.)? Видели и не видели, слышали и не слышали. Все зависит от включенности вашего сознания. Иногда человек увлечен и не слышит и не видит не столь значимые для него сигналы. Эти сигналы могут пропасть для нас бесследно. Но... могут и не пропасть! Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе эмоциональный достаточный заряд. "Минуя" сознание, которое в этот момент занято чем-то другим, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения. Отсюда следует, что при общении наши сигналы должны: иметь для партнера эмоциональное значение; это значение должно быть для него положительным; пусть партнер не осознает этот сигнал (лучше, чтобы не сознавал). В этом суть механизма формирования приема аттракции.
Какие вы можете назвать приемы аттракции? Приемы, чтобы понравиться другому человеку?
1. Прием "Имя собственное". Обращайтесь по имени - это не только вежливость!
Пример: Почему учащиеся начинают здороваться с преподавателями перед экзаменами? Кому важно расположить другого? Кто более зависит от другого? При этом многие не сознают, не замечают изменения в своем поведении.
Психологический механизм: Имя и личность неразделимы. Называя человека по имени, вольно или невольно показывают внимание к данной личности. Это утверждение его как личности. Каждый претендует на то, что он личность. Если эта претензия не удовлетворяется, происходит ущемление личности. Если человек получает подтверждение, что он личность, возникает чувство удовлетворения. Всегда сопровождается положительными эмоциями. Человек всегда стремится к тому, что вызывает у него положительные эмоции (к человеку, к информации, к вещам). Если некто вызывает у нас положительные эмоции, он притягивает к себе, располагает, то есть формирует аттракцию.
2. Прием "Зеркало отношений" – это наше выражение лица. Какое выражение лица больше привлекает?
Психологический механизм приема. Большинство людей по-доброму улыбаются своим друзьям. Улыбка - это сигнал: "Я ваш друг". Друг, согласно словарю русского языка, "сторонник, защитник". Одной из потребностей человека является потребность в безопасности, защищенности. Когда потребность удовлетворяется, это сопровождается положительными эмоциями. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.
3. Прием "Золотые слова". Комплименты - это небольшое преувеличение положительных качеств человека.
Вы часто слышите комплименты в свой адрес? Какие при этом испытываете чувства? Вы часто говорите комплименты другим? Какие, если не секрет?
Психологический механизм приема. Человек слышит комплимент. Возникает эффект внушения. Как следствие внушения - потенциальное удовлетворение потребности выглядеть не хуже других, быть более совершенным. Удовлетворена потребность - возникают положительные эмоции. Направленность, расположенность к тому, кто эти чувства вызывает.
Обсудим вопрос: Как вы думаете, что произойдет с человеком, если ему часто говорить комплименты? - Человек поверит в свои способности и будет их развивать.
В основе комплиментов лежит психологический эффект - внушение.
Конечно, в жизни можно встретить много и других приемов аттракции и продолжить их список (предоставляем сделать это читателю). Нужно только иметь в виду, что сфера применения приемов аттракции - это неосознаваемая сфера психики человека.
Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков, и на этой основе давать им характеристику. Решающую роль в этом играют эффекты восприятия, которые и могут приводить коммуникативным барьерам психологического характера.
Прежде чем их охарактеризовать приведу такой шуточный социологический опрос:
Два этических вопроса
1). Вы знакомы с беременной женщиной, которая уже имеет 8 детей. Двое из них - слепые, трое - глухие, один - умственно недоразвитый, сама она больна сифилисом. Посоветуете ли Вы ей сделать аборт?
Но прежде, чем ответить на этот вопрос, ответьте на другой.
2) Происходят выборы мирового лидера и Ваш голос - решающий.
Краткие характеристики кандидатов:
а) Связан с политиками, уличенными в мошенничестве, постоянно консультируется с астрологом, имеет двух любовниц, курит трубку и выпивает каждый день 8-10 мартини.
б) Дважды вышибали со службы, имеет привычку спать до полудня, в институте был уличен в употреблении опиума, каждый вечер выпивает бутылку виски.
в) Герой войны, вегетарианец, изредка пьет пиво, не курит, ни в каких матримониальных связях не замечен.
Кого же Вы выбираете? Ответили?
Тогда еще два слова о кандидатах.
а) Уинстон Черчилль
б) Фрэнклин Д. Рузвельт
в) Адольф Гитлер
Вот теперь Вы готовы ответить на самый первый вопрос.
Если Вы посоветовали сделать аборт - Вы только что убили Людвига ван Бетховена.
1. Эффект структурирования – объединение нескольких признаков в структуру, по нескольким признакам – вывод о человеке.
Пример 1: Есть пословица: «Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты»
Пример 2: Увидев девочку из трудной семьи в обществе старших подростков, практически мгновенно многие делают вывод о ее сомнительном будущем
2. Эффект ореола – склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые на наш взгляд, являются у него главными.
Если о человеке сложилось хорошее впечатление, то это впечатление пропускает в сознание человека только ту информацию, которая согласуется со сложившимися впечатлениями, т.е. дальнейшее его поведение, черты и поступки оцениваются только позитивно, несмотря на их реальное содержание. В его деятельности выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются.
Если же общее первое впечатление о каком–либо человеке оказалось отрицательным, то даже положительные качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.
Пример 1: Оценивание студентов на экзамене.
Пример 2: Ярким проявлением положительного «ореола» влюбленность или фанатичное почитание вождя.
Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").
3. Эффект первичности – первое впечатление оказывает сильное и устойчивое влияние на формирование образа другого человека..
4. Эффект «новизны» - последнее впечатление о человеке оказывает более сильное и устойчивое влияние на его восприятие, чем предыдущее.
5. Эффект проекции – приписывание другому человеку своих качеств и переживаний.
6. Эффект стереотипизации - выработка образа человека на базе тех или иных стереотипных схем. При общении у субъекта происходит интерпретация личности общающегося с ним индивида путем соотнесения с этим образом.
Пример 1: национальные стереотипы: вежливость англичан, легкомыслие французов, педантичность немцев, эмоциональность итальянцев ит.д.
Пример 2: профессиональные стереотипы: профессия накладывает на характер человека отпечаток.
Человеку в военной форме приписывают такие качества как дисциплинированность, аккуратность, настойчивость, открытость
Так, иной сотрудник, переступая порог кабинета директора, побледнеет и почувствует сердцебиение лишь потому, что директор – это всегда «начальник», от которого «хорошего не жди».
Пример 3: физиогномические стереотипы. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. А. А. Бодалев, проводя исследование по физиогномике, получил весьма интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - что большой лоб - признак ума, 3 отождествляют жёсткие волосы с непокорным характером, 16 - полноту с добродушием, для 2 толстые губы - символ сексуальности, для 5 малый рост - свидетельство властности, для 1 человека близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для 5 других красота - признак глупости. Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачить человека в вопросе о "безусловности" его суждения по поводу других людей.
Существует распространённый стереотип блондинки – женщина с невысокими показателями интеллекта.
Эти установки могут быть не только сомнительными, но и ошибочными, наряду с правильными заключениями, оказаться глубоко не верными. Поэтому их необходимо учитывать для создания эффективного общения.
Всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.
Интерактивная сторона общения (от слова "интеракция" - взаимодействие) заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.
Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.
Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности.
Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействует на поведение А.
В психологическом плане главное содержание общения – это воздействия партнёра. При описании его чаще всего используют термины действия.
Пример 1: «Он на меня надавил, но я не поддался», «Он подстраивается под меня»
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации механизма взаимодействия: императив, манипуляцию и актуализация (диалог).
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
Проще говоря, Манипуляция - это скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью добиться от него выгодного поведения. Ключевое слово здесь - "скрытое".
Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее.
Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.
При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, является невинным, не содержащим какого-то ущемления потребностей другого человека, зато внутренний смысл несет содержание, подводящее этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции.
Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая. В действительности его к этому выбору мягко подвели, и этот его выбор является несвободным и неосознанным.
Пример 1: манипуляции в торговле. В магазине покупатель выбирает товар, нерешительно рассматривая то более дешевые, то более дорогие вещи.
Продавец:- Эта модель лучше, но она, пожалуй, дороговата для вас.
Покупатель: - Вот ее-то я и возьму.
На внешнем уровне продавец констатировал некоторые правдивые факты: высокое качество вещи и невысокие финансовые возможности покупателя. Скрытый смысл этой манипуляции - расчет на желание покупателя хотя бы перед продавцом (и значит, в какой-то мере перед собой) выглядеть респектабельно. Покупатель взял дорогую вещь, погладив свое самолюбие и утерев (как ему кажется) нос продавцу.
Существуют не только однократные разовые манипулятивные действия, но и целые продолжительные манипулятивные игры.
Пример 2: манипулятивной игры из практики милиционеров и следователей. Теперь вам придется представить себя задержанным в отделении милиции. Здесь одним из эффективных способов добиться от задержанного показаний (или денег за свободу) является игра в "доброго и злого полицейского". Сначала с задержанным беседует "злой" следователь - разговаривая на повышенных тонах, он угрожает и рисует мрачные картины вашего дальнейшего пребывания в стенах органов правопорядка. После того как вы изрядно напуганы, в дело вмешивается "добрый" следователь, который упрекает за несдержанность "злого", сочувствует задержанному, предлагает решить дело по-хорошему, по-доброму. Агрессивный и доброжелательный стили общения чередуются несколько раз, пока задержанный не созреет. В чем манипулятивный смысл такой игры? В том, что вы подводитесь к мысли, что лучше принять меньшее из зол, т.е. "доброго" полицейского и пойти на союз с ним.
Такая манипулятивная игра создает ощущение, что можно отделаться малой кровью, согласившись с хорошим и вежливым полицейским, пока опять не активизировался злобный и жестокий. И что компромисс с "добрым" лучше, чем попасть в лапы "злого" и хлебнуть с ним горя по полной программе. В результате задержанный дает показания или откупается. Что от него и требуется. Кстати, обе эти роли может сочетать в себе и один полицейский - смысл игры остается тем же.
Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.
Пример 3: за искрометными шутками в адрес других людей обычно имеет место именно такой скрытый смысл, прячущийся за внешним желанием просто повеселить и развлечь товарищей. Человек, отпускающий шутки в адрес других, как правило, не видит другой возможности завоевать авторитет в компании и пользуется таким накатанным для себя способом. То, что при этом он задевает других, снижает их авторитет, он либо не осознает, либо пренебрегает этим незначительным фактом. Таким образом, юмор на других людей тоже носит манипулятивный характер.
Пример 4: Манипуляциями часто злоупотребляют СМИ
Напрашивается вопрос. Как оценивать явление манипуляции: со знаком плюс или со знаком минус? Хорошо это или плохо? Использовать это в жизни или искоренять?
Напрашивается ответ. Если манипулирую я - хорошо, если манипулируют мною - плохо. Шутка.
На самом деле манипуляция - это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции - это инструмент, который может быть использован в различных целях. · В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства. Если вы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагаю опираться на два критерия.
Первый. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра вам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу.
Второй. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт:
Ковбой: Не желаете ли посмотреть конюшню?
Девушка: Ах, я с детства люблю конюшни!
Хотя речь идет вроде бы о конюшнях (а у нас бы говорили бы о театре) оба понимают внутренний смысл игры. И девушка, выбирая экскурсию на конюшню, догадывается о содержании этой экскурсии. А раз у нее это понимание есть, и ее никто не принуждал отвечать на заигрывание, значит, она осознанно вступила в эту игру, и, следовательно, плохого тут ничего нет.
Если присмотреться, мы с вами живем в мире манипуляций, и бояться их не стоит, а стоит хорошо уметь в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям. Все это тоже один из таймов игры под названием "жизнь" и эта игра тоже может быть занимательной.
На психологических тренингах, посвященных манипуляциям в межличностных отношениях, участники группы вспоминают целые списки манипулятивных фраз из своей личной жизни. В результате родилась нижеприведенная памятка для манипулирующего. Документ хотя и шуточный, но в каждой шутке, как известно, только доля шутки.
Итак: Список примерных манипулятивных фраз, имеющие целью привлечения повышенного внимания и привязывания одного хорошего человека (объекта манипуляции) к другому (манипулятору). Интонации: от восторженных и радостных до проникновенных и трагических.
1. Я впервые встречаю такого человека, как ты!
3. Да не слушай ты их, ты такая хорошая!
5. Все будет так, как ты захочешь!
6. Я тебя так понимаю!
8. Останься, и ты не пожалеешь!
9. Мы созданы друг для друга!
11. Я докажу тебе, что я тебя люблю!
12. Я не могу без тебя!!!
14. Понимаешь, мне хорошо только с тобой.
15. Ты единственная, кто меня понимает и кто сможет мне помочь.
19. Я тебя никому не отдам!
20. Где ты была с семи до десяти?
23. Если ты меня любишь, то...
24. Ты меня совсем не любишь???
26 Давай останемся друзьями.
32. Мы в ответственности за тех, кого приручили!!
33. Что скажут люди??!!
34. Я жду от тебя ребенка...
37. Кому ты такая, кроме меня, нужна!
39. Не до свидания, а прощай!!!
40. 42. Я отдала тебе лучшие годы!!!
Очень интересным видом неосознаваемой манипулятивной игры является так называемая "песня", т.е. часто повторяющийся любимый монолог. При этом, как и в любом монологе, наличие у другого собеседника голосоречевых способностей необязательно. Скрытый мотив этих песен: самоутверждение, повышение собственной значимости, привлечение внимания к своей персоне и др.
Список "песен":
1. "Везде наши люди..." Песня о своих знаменитых друзьях, родственниках, друзьях родственников и родственниках друзей. Когда нечем особенно гордиться, приходиться гордиться связями.
2. "Я самый остроумный". Постоянно ерничающий, стебающийся, высмеивающий всех и вся юморист. Обычно очень быстро достает окружающих, но все его побаиваются.
3. "Я шут, я арлекин". Тоже высмеивающий, но себя самого. Патологическая самоирония. Жалость - тоже внимание.
4. "Я знаю, как тебе лучше". Песня характерна для родителей и супругов, которые не в состоянии расстаться с идеалами относительно правильной жизни своего домочадца.
5. "Я сразу тебе говорила...!" Характерна для ворчливой жены.
6. "Ты почему меня не послушалась...!". Предыдущая песня в мужском исполнении.
7. "Меня никто не понимает..." Песня неудачника, помогающая собрать хоть какие-то бонусы.
8. "Я другой и совершенно особенный!". Может сочетаться с предыдущей песней и тогда получается следующая.
9. "Меня никто не понимает, потому что я другой и совершенно особенный!"
10. "Моя проблема - самая проблемная проблема..." И решить ее никому не под силу, даже вам. Следовательно, я уникален.
11. "Как! Вы сомневаетесь в моей компетенции!?" Песня непогрешимого человека, идеала и образца для подражания.
12. "Ну, и что ты сейчас делаешь!?..." Ему все всегда должны отчитываться о своих действиях и он всегда знает, что кому следует делать.
Думается, вы легко сможете продолжить эти списки самостоятельно.
Как же можно нейтрализовать действие манипуляции, если в ваши планы не входит "вестись" на нее?
Первое. Понять, увидеть, осознать скрытый мотив общения в вашем партнере. Это возможно, если вы внимательны, имеете психологический опыт и доверяете своей интуиции. По микродвижениям глаз, минимальной мимике лица, интонациям голоса, жестам и малоуловимым движениям тела психологически компетентный человек может догадаться о наличии фальши в действиях и речи человека. По-простому говоря, лукавит он или нет. Если догадываетесь, что, может быть, не все чисто, то следующий шаг: понять, что же он действительно хочет. Для этого поставьте себя на его место - чтобы вы сами делали, как бы себя вели, какие идеи попытались бы реализовать? Дело в том, что мы все очень похожи (как ни хочется верить в собственную уникальность) и то, что вы придумаете, скорее всего, придумал и он. "Прокрутите" возможные варианты и озарение может вас посетить. Не скажу, что проникнуть в сознание другого человека так уж легко, но ведь жизнь вообще штука непростая.
И второе. Если манипуляция предполагает наличие скрытого мотива и это и есть ее основное оружие, то нейтрализацией оружия будет освещение, прояснение скрытого мотива в вашем общении. Образно говоря, "высвечивание фонарем" лишает манипуляцию скрытого смысла. Того, что ее и делает манипуляцией.
Пример 1: Человек при людях направляет свой юмор на вас, высмеивает вас или ваши ценности, и вы догадались, в чьих глазах он хочет подняться, можно спокойно ему сказать:- Я понимаю, что ты очень хочешь казаться остроумным в глазах Марины - мы уже оценили твой юмор, он великолепен, спасибо. Когда вскрыт смысл - крыть уже нечем, игра теряет свое продолжение и смысл.
Пример 2: Человек хочет переложить выполнение дела на чужие плечи, т.к. просто неохота делать. Внешне просит о помощи и оперирует, конечно же, комплиментами : «Петя, ты так хорошо разбираешься, такой отличный специалист в этом деле, но я не в зуб ногой ». И вот Петя вкалывает за двоих, а его манипулятор отдыхает, культурно улыбается. Лучше бы, Петя, зная его скрытые мотивы, ответил на его просьбу: «Я помог бы тебе, но тут такое дело – столько работы навалилось, дышать некогда. Может поможешь разгрести?. А как только сразу же, займёмся твоим вопросом». Всё манипулятора как ветром сдует.
При манипуляции очень важно сказать «Нет» или прямой форме или, если категорический ответ невозможен, то в завуалированной «Ты переоцениваешь мои возможности».
Ещё главное, надо понять при этом, говоря «нет», мы не становимся ненужными.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение или актуализация, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению. Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу "здесь и сейчас" с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.
2. Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.
4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).
5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.
Способность к такому общению - величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.
Общаясь, мы стремимся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова. Мы говорим ради того, чтобы поняли нашу индивидуальную мысль, но именно в этом-то часто остаёмся непонятыми.
При различных формах взаимодействия, взаимовлияния могут сложится следующие типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Это два противоположных взаимодействия. Кроме них говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. В первом случае организация совместной деятельности, а во втором попадают взаимодействия «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие совместного рода препятствия для нее.
Кооперация – обозначает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Конкуренция (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – обозначает достижение индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп
Заключение.
Общение – процесс взаимодействия как минимум двух субъектов, направленный на взаимное познание, установление контакта и развитие отношений, и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникативную (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра).
Рекомендуемая литература:
1. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика. Уч. пособие. Рекомендовано МОиН. – М.: Вузовский учебник, 2009. – С.159-196
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учеб. пособ. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 393-483.
3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 416 с.
4. Завада Г.В., Бурцева Э.М., Романова Л.М. Психология и педагогика. Конспекты лекций. – Казань: КГЭУ, 2008. – С.59-67.
5. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА- М, 2007. – 295 с.
6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для студ. высш. учеб. завед.– 7-е изд. стер. – М.: Академия, 2007. – С. 233-261
Самостоятельная работа
Задание: подготовка реферативного сообщения «Методы изучения взаимоотношений в коллективе (по выбору)».
Выполнение работы:
6. Изучите определения понятий «общение», «коллектив», «конфликт».
7. Соберите информационный материал по теме доклада (по выбору):
· Невербальные средства общения
· Коммуникативные барьеры
· Манипуляция в общении
· Коммуникативные способности
· Аттракция в общении
8. Найдите методики оценки взаимоотношений личности с коллективом (тренинги, ролевые игры, тесты).
9. Оформите данную работу на листах формата А4.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 241.