Современные точки зрения на проблему общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общение является важнейшей категорией психологической науки.

Летописная история человеческого общества насчитывает несколько тысяч лет, а проблемы эффективного общения до сих пор остаются, если ещё не обострились.

А между тем люди, взрослые и дети, живя рядом, сегодня, как и тысячу лет назад, пытаются приноровиться к друг другу, прийти к согласию, установить доверительные отношения.

Те, кому удается добиться созвучия душ, чувствуют духовное единение, радуются, душевно обогащают друг друга.

Однако, многие, даже профессионалы, у которых работа связаны с человеческим общением (педагоги, психологи, политики, руководители, социальные работники и т.д.) теряются при создании успешных взаимоотношений со своим партнёром, остаются непонятыми, порой переживают свою беспомощность и осуждают себя: снова что-то не так, неправильно, плохо. Общаясь с себе подобными, человек подчас оказывается в тупике, иногда в одиночестве. Выход на свободу начинается с простых вопросов: «Как изменить своё общение с людьми? Как стать уверенным и успешным в общении?»

Не найдётся, наверное, ни одного человека, у которого на жизненном пути не возникали неприятности от общения с кем-либо, не испытывали отрицательных эмоций.

Классическое повествование нового материала начинается с определения вновь ввёденных понятий. В данном случае – это «Общение».

Но сразу это сделать, не представляется возможным по причинам того, что общение процесс многогранный. Согласитесь, что даже повседневное общение значит много больше, нежели сухой обмен информации (например, наш привычный обмен малозначащими фразами, типа: «Привет - Как дела? – Всё хорошо – Пока.»). Хотя слово играет огромную роль в общении людей, но известно, например, что люди, любящие друг друга не нуждаются в словах, чтобы выразить свои чувства и мысли, им вполне достаточно видеть друг друга, смотреть друг на друга в лицо.

В гуманитарных науках среди ученого сообщества также нет единых взглядов на природу и значение общения. Эта актуальная тема все ещё находится в стадии разработки, нуждается не только в обобщении, но и в дальнейших исследованиях.

Примеры для обсуждения:

1. 12 бурлаков молча тянут баржу.

2. Мать баюкает месячного младенца.

3. Человек смотрит по телевизору балет

4. Лектор произносит монолог, а аудитория не задаёт ни вопроса, не подаёт ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно.

5. Очередь в супермаркете.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью.

На современном этапе сложилось, по крайней мере, два подхода к определению этого понятия.

1) Традиционно общение рассматривалось лишь как сторона совместной деятельности.

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информативная сторона, как коммуникация (общение первого рода). То есть общение оказывается вторичной категорией, занимающей «подчиненное» положение.

2) С другой стороны, общение может рассматриваться как самостоятельная форма активности. с точки зрения ее самостоятельности и несводимости к деятельности (Б.Ф.Ломов, В.В.Знаков, А.А.Реан).

В этом случае процесс общения оказывается для человека не только средством, но и целью. Общение не обязательно должно быть вызвано потребностями в совместной деятельности; оно может выступать и в качестве самомотивированного процесса.

Например, В.В.Знаков под общением понимает «такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни)» (В.В.Знаков, 1995. С.48-49).

Если общение в первом случае общение выступило как сторона совместной деятельности, то во втором в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается, и уже деятельность выступает как часть, необходимая предпосылка общения.

Для того, что чтобы найти общий язык с собеседником, человек необходимо что-либо сделать, или продемонстрировать себя, свои личностные качества через поступки или через продукты своей деятельности.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой – общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

Аспекты и виды общения

В общении можно выделить ряд аспектов содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности;

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на:

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов социальных потребностей.

Назовем основные из них.

Личностное общение, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Деловое общение, которое включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его целью является общее дело, задача, ее выполнение и решение, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир

Пример 1: Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив ВУЗа решает вопрос о состоянии успеваемости студентов.

Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.

Инструментальное - общение, которое осуществляется по поводу конкретного объекта и явления, т.е. которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

По содержанию оно может быть представлено как:

Материальное - обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Пример 1: На семинаре преподаватель истории сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, студент растолковывает своему товарищу теорему Коши, закон Кулона.

Преподаватель сообщает, студент растолковывает – передача знаний – это есть содержание общения.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

В данном контексте, содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.п.

Пример 2: Человек становится вхож в какую-то социальную группу, устроился на новую работу, завел новых друзей, чтобы адаптироваться перенимает их привычки, нормы поведения.

Пример 3: Студенты – участники клуба веселых и находчивых совместно пишут и проигрывают сценку для участия в конкурсе «Студенческая весна».

Взаимодействие, которое при этом осуществляется, - есть тоже содержание общения.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счёте, - оказать определённое воздействие на самочувствие друг друга.

Пример 4: Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом».

Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении.

Пример 5: Один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т. п.

Все это лишь отдельные предметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения у каждого человека, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

Средства общения (коммуникативные средства) – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека другому.

Вербальными средствами общения выступает речь.

Речь – это знаковая система. Знаком называют такое явление, которое введено кем-либо с той целью, чтобы с помощью него направить мысль кого-либо в определенном направлении. То, к чему знак относится, называется значением знака.

Пример 1: Говоря слово «газета», мы имеем в виду не только тот лист бумаги, который держим в руках, но тем самым указываем, к какому классу предметов относится данный предмет, принимая во внимание его отличие от другой печатной продукции, и т.д.

Речь бывает

1) Устная, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

2) Письменная в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.

Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов.

Эти средства присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагают усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям они гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не могут полностью его заменить.

Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации. Так, в разговоре, считается, с помощью слов мы получаем только 10 % информации. Приведу известный диалог:

- Это черная или красная?

- Красная.

- А почему она белая?

- Потому что ещё зеленая.

Перед нами информация, переданная исключительно с помощью слов. И что Вы в ней видите? Бессмысленный набор фраз.

В данном примере, во-первых, не хватает, обсуждаемого предмета. Здесь это ведро с незрелой красной смородиной. Так продавец и покупатель обсуждают качество товара. И как обсуждают, указывая на ведро, морщась, удивляясь, описывая руками размер смородины. То есть, пользуясь только словами, мы рискуем получить бессмыслицу в окончательном решении.

Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнёру по общению. 

Австралийский специалист по "языку телодвижений" А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) - 38 %, мимики, жестов, позы - 55 %.

Поэтому рассмотрим и другой вид средств общения.

Невербальные средства общения - это внешние проявления человеческих чувств и эмоций.

Выделяют 4 группы:

Оптико-кинестетические - это то, что человек «прочитывает» на расстоянии.

Различают

1 вид - экспрессивно-выразительные движения: жесты, мимика, пантомимика — позы, осанка, поклоны, походка;

В целом оптико-кинестетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Значимость оптико-кинестетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинестетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Обратимся к ключевым элементам языка жестов. В языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший “алфавит” жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, т.е. образные картины изображения (“вот такого размера и конфигурации”); кинетографы – движения телом; жесты – “биты” (жесты – “отмашки”); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”.

4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера;

в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Невербальное поведение в гораздо меньшей степени контролируется сознанием, нежели речь, что создаёт возможности для определения степени правдивости высказываний собеседника.

Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты.

Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

1. жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и т.п.

2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле.

3. жесты нервозности, неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.

4. жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

5. жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

6. жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

7. жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

8. жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

9. жесты неискренности – “прикрытие рукой рта”; “прикосновение к носу” как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях.

Пример 1: По жестикуляции можно выявить тип темперамента.

Пример 2: В исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).

Итак, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать движения и мимику, с другой - уметь интерпретировать реакции партнера. Для этого полезно изучить язык невербальных компонентов общения.

Пример 3: Неслучайно, наверное, лидеры мирового бизнеса, политические деятели владеют невербальными методами, а в программах факультетов бизнеса крупнейших университетов мира вы обязательно увидите соответствующие курсы.

2 вид - визуалика, или контакт глаз.

Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его.

Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лингвистические:

Паралингвистика - темп речи, громкость, изменения высоты и темпа окраски голоса - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, таких как покашливание, плач, смех. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приёмами.

Такесика – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

Эти средства общения в большей мере, чем другие выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. Их неадекватное использование может привести к конфликтам в общении.

Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) выступают также особой знаковой системой, несёт смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Пример 1: размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной психологией".

Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре:

- интимная (от 0 до 0,5 метра) - близкие доверительные отношенияе. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра) - общение между друзьями.

- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра) - для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- публичная (более 3,7 метров) - выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика, они призвана выполнять следующие функции:

1) Дополнение и замещение речи.

2) Репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

2) Помощь участникам общения выявить намерения друг друга. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Иными словами, значимо, не что говорится, а как это делается.

В аспекте средств общения можно выделить

Невербальное – это общение при помощи жестов, пантомимики, через прямые сенсорные и телесные контакты.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.

Непосредственное общение - общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющие в распоряжении средства: вербальные и невербальные. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредованное (то есть посредством чего-либо) общение - неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Пример 1: просмотр телепередачи, чтение книг, восприятие произведений искусства.

Пример 2: Если два человека разговаривают по телефону, то можно считать опосредованность минимальной: они слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. В том случае, когда один другому посылает письмо или через вторых и третьих лиц передает информацию, — опосредованность значительная.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Функции общения

1. Связующая функция - важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности.

В этой функции обнаруживается зафиксированная в языке (слово «общение») человеческая необходимость быть вместе с другими, трудиться «сообща», оказывать поддержу и выносить выгоду от помощи другого.

Испокон веков человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствия, преодолеть трудность, которая не под силу одному, даже очень могущественному, облеченному властью.

Общаясь, люди помогают друг другу развиваться – личностно и духовно, преодолевать многие негативные ситуации, например, страхи.

Пример 1 : Несоблюдение этой функции – библейская легенда о неудавшемся строительстве Вавилонской башни.

2. Формирующая функция. - важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека (особенно в ранних стадиях).

3. Подтверждающая функция. – условие самоутверждение, самореализации человека.

В процессе общения с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть.

Наряду с необходимостью объединения с остальными, у человека есть необходимость в обособлении, в поиске своих отличий, в индивидуальности.

Однако различие познаётся только в сравнении в с себе подобными. Это стремление к самопознанию побуждает человека привязываться к другим людям.

Еще У. Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть представленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Это состояние человека фиксируется в понятии "неподтверждения". Причем, в отличие от отрицания, которое может быть выражено словами "Ты не прав" или "Ты плохой" и предполагает известную долю подтверждения, пусть и с негативной оценкой, неподтверждение означает "Тебя здесь нет", "Ты не существуешь".

Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих психических заболеваний, прежде всего - шизофрении.

Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждающей терапии": ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности".

4. Межличностная функция состоит в организации и поддержании взаимоотношений между индивидами на уровне определенных эмоциональных контактов.

5. Внутриличностная функция, т.е. общение человека с самим собой - универсальный способ мышления человека.

Структура общения

Помимо этого, часто встречается термин «коммуникация». Какая связь между ними? Какое из этих понятий шире?

Коммуникация (с лат. «общее, разделяемое со всеми») — это связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. В качестве систем обменивающихся информацией могут выступать: 1) техника (искусственная система) – техника, 2) живая система (в частности, человек) – техника; 3) живая система – живая система.

Пример 1: Два компьютера соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация.

Пример 2: Танец пчелы, сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация.

Пример 3: Пилот управляет самолетом – возникает коммуникация «человек – техника». По приборам пилот определяет режим работы, исправность узлов, условия полета. На основе этих данных производится управление.

Пример 4: Проложены коммуникационные сети

Но, если рассматривать общение как взаимоотношение двух субъектов, то помимо чистой передачи информации, т.е. наличия коммуникационного компонента, происходит взаимодействие его участников, их влияние друг на друга, а также существует соответствующие явления восприятия и понимания. Тогда понятие «общение» шире, чем «коммуникационный компонент».

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

коммуникативную (передача информации);

интерактивную (взаимодействие)

перцептивную (взаимовосприятие).

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле этого слова) состоит во взаимном обмене информацией эмоционального и интеллектуального характера, значимой для партнёров общения, при помощи различных вербальных и невербальных средств.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, как о стороне общения, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.

Представим модель коммуникации:

Кто отправляет информацию? - Коммуникатор.

Кто получает? - Реципиент.

Что передается? – Сообщение – информация, которую отправитель передаёт получателю. Содержание сообщения должно быть понятно получателю. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

С помощью чего? – Кодов – символов, знаков, переводящих идею отправителя на язык, понятный получателю, т.е. придают содержанию особый смысл. Нужно отметить, что это не одно и тоже.

Пример: Молодой человек преподносит девушке букет тюльпанов и делает это не вполне обычном образом: без улыбки, с отчужденным выражением лица. Формально («Возьми пожалуйста эти цветы») всё вроде бы правильно, вполне корректно и соответствует этикету. И содержание, т.е. сам факт передачи цветов также кажется ясным. Однако смысл особый: юноша расстаётся с девушкой. То есть истинный смысл реального акта общения может быть особый.

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. В качестве кодов и выступают различные вербальные и невербальные средства.

Как передается? (условия передачи) – канал – вид восприятия (один из процессов чувственного познания мира) информации, полученной или непосредственно при личностном обмене или опосредованно т.е. через СМИ

Пример: При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

В предыдущем примере как понят истинный смыс?

Такая модель подходит под описания под любое явление передачи информации. Но межличностная коммуникация имеет свои особенности.

1. Наличие обратной связи - это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора. Именно обратная связь делает коммуникацию двусторонним процессом, т.к. получив информацию о реакции получателя, отправитель учитывает её, корректируя свои действия и цели. В результате в коммуникативном процессе происходит не простое однонаправленное движение информации, но как минимум активный обмен ею. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Феномен коммуникативного влияния - психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

Характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972). Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодирования. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Если этого не происходит говорят о:

Коммуникативные барьеры.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к реципиенту.

Можно говорить о существовании

Барьеры непонимания возникают, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи.

- барьер фонетического непонимания связана с недостатками речи, к которым относятся слишком тихая речь или быстрая речь, слишком монотонная речь, которая усыпляет внимание, речь с большим количеством звуков-паразитов («э..э», «ну», «известно»).

- семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов.

Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д.

Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

- стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем, чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.

- логический барьер непонимания - в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства.

В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д.

От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Но успешность общения во многом зависит не только от умения передать информацию, но и от умения её воспринять, т.е. слушать.

В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: "слушать" и "слышать". К сожалению, достаточно часто люди, слушая, не слышат друг друга. В научном плане мы можем говорить об эффективном и неэффективном слушании.

Неэффективное слушание имеет место быть тогда, когда оно не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создаёт у говорящего ощущение, что его не слышат, подменяют его проблему другой, более удобной для собеседника, считают его переживания смешными, незначительными. Слушание неэффективно и в тех случаях, когда не обеспечивает продвижения партнёров по общению в понимании обсуждаемой проблемы, не приводит к её решению или правильной постановке, не способствует установлению доверительных отношений между партнёрами по общению.

Эффективное слушание, обеспечивающее правильное протекание названных выше процессов, - это сложный волевой акт, требующий от слушающего постоянного внимания, заинтересованности, готовности оторваться от собственных задач и вникнуть в проблемы другого. Различают два вида эффективного слушания, различающихся по ситуации их использования.

Нерефлексивное слушание - умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями (применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего - "излияние души", эмоциональная разрядка). Внимательное молчание - это слушание с активным использованием невербальных средств - кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз, внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего ("Зеркало"), междометий ("Угу-поддакивания").

Рефлексивное слушание - это объективная обратная связь с говорящим, используемая в качестве контроля точности восприятия услышанного (используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем). В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора (выяснение), перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), отражение чувств и резюмирование - изложение промежуточных и окончательных выводов по беседе (обычно используется в длительных разговорах).

Барьеры социально-культурного различия - причиной барьера служат социальные, политические, профессиональные, религиозные различия между партнёрами по общению, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий идей, употребляемых в процессе коммуникации.

Пример 1: Одними из таких барьеров являются барьеры в миропонимании, мироощущении и т.д. в различных культурах. Например, персональное пространство на Ближнем Востоке несколько меньше принятого в Европе или Северной Америке. Некоторые европейцы чувствуют себя неловко, когда арабы становятся слишком близко к ним. Это барьер носит социальный характер, являющийся аспектом культуры народа Ближнего Востока и ничего больше. Особенности в миропонимании показывает пример с коровой - это священное животное для индийцев, а для нас обычное животное, дающее вкусное мясо.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 306.