Подходы к изучению личности в 21 веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теория черт( Фрэнсис Гальтон)

Задача теории черт — как можно полнее описать личность с помощью как можно меньшего количества черт. Важно понять, что теоретики черт личности не считают, что для описания сложного человеческого поведения достаточно знать общие черты. Эти ученые обычно полагают, что общие черты, часто называемые типами, являются распространенными факторами, определяющими человеческую личность. Однако точно так же существуют и играют важную роль уникальные или менее распространенные факторы личности.Вот характерный пример. Почти каждый знает какого-то человека, который буквально одержим телевидением. Маловероятно, что общие черты личности будут включать в себя описание этого человека, поведение которого центрировано на стремлении смотреть все новые и новые телепередачи.

 

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах. В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно, как «социальное безделье». В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

 

Гуманистический подход

В течение 1950-х формируется гуманистическая психология. Взращённый работами Карла Роджерса и Маслоу, подход подчёркивает значение мотивации для мыслей и поведения человека. Основой психологии является концепция самоактуализации. Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку, вырасти, измениться и развить личный потенциал. Между прочим, позитивистская психология, недавно возникшая отрасль психологии, уходит корнями именно в гуманистический подход.

2. Соотношение индивидуального и социального характера.
Социальный характер - это специфический способ, с помощью которо­го энергия направляется в определенное русло, ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, это результат дина­мической адаптации человеческой природы к общественному строю. Его функция заключается в том, чтобы людям хотелось действовать так, как они должны действовать, и в то же время чтобы, дей­ствуя в соответствии с требованиями данной культуры, они получали удов­летворение. Социальный характер выполняет по преимуществу стабилизирующую функцию. Это происходит до тех пор, пока объективные условия в обще­стве и культуре остаются неизменными. Однако если внешние условия изменяются и перестают соответствовать традиционному социальному характеру, то возникает разрыв, благодаря которому характер оказывается своего рода динамитом, взрывоопасным для общества.

Индивидуальный характер — это тот, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия обусловлены как особенностями личностей родителей, своим воспитанием задающих определенные черты характера, так и психическими и матери­альными особенностями.
Формирование индивидуального характера обусловлено столкновени­ем экзистенциальных, индивидуальных и иных переживаний, связанных с культурой, темпераментом и физической конституцией индивида. Особенности конституции заставляют людей по-разному воспринимать одну и ту же среду, в результате чего данная среда никогда не бывает одинако­вой для различных людей. В любом обществе индивидуальные характеры людей отличаются друг от друга.

Социальный характер менее специфичен по сравнению с индивидуальным характером. Описание последнего связано с совокупностью черт, в своем сочетании формирующих структуру личности. В социальный же характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы, и которая возникла в результате как общих для них переживаний, так и общего образа жизни.



Экзаменационный билет № 22

1. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна.
Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой.

2. Место самодетерминации и автономии в развитии личности.
Самодетерминация - способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация - способность самостоятельного выбора направления саморазвития. Постулируется наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, является здоровой и полноценной личностью.
Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу 6-го месяца в виде свободного “Я”. К 9-и месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что-либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы. В таких тенденциях проявляется внутренняя мотивация, поэтому они не требуют внешней стимуляции или давления и возникают спонтанно, если этому не препятствует социальный контекст. Такая внутренне мотивированная форма активности обеспечивает свою собственную награду в виде возбуждения, интереса и наслаждения, которые ей сопутствуют. Она является самоцелью и не представляет собой средства для достижения более отдаленных последствий. Содержание понятия «автономия» В общем смысле его можно трактовать как собственный закон, самоуправление. Личностное самоопределение базируется на собственной воле субъекта жизнедеятельности. Конкретная ценность, убеждение или идеал становится настолько важным для какого-либо человека, что его поведение начинает определяться данным ориентиром. Эти ценности должны быть доступны для собственной рациональной критики, чтобы привести к самоопределению, к формулированию самообязательств по отношению к другим. Человек чувствует себя обязанным действовать определенным образом в результате самоограничения свободы воли выбранными ценностями

Экзаменационный билет № 23
1. Соотношение темперамента, характера и личности. Горизонтальное и вертикальное развитие личности (А.Н. Леонтьев).

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для личности способы поведения.

Хотя в психологии темперамент и характер различаются, четкая граница между ними не установлена.. С.Л.Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Не следует смешивать эти два понятия. Честным, добрым, вежливым, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

Горизонтальное и вертикальное развитие личности (А.Н. Леонтьев).

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе, как движение в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности

.








Дата: 2019-02-25, просмотров: 390.