Механизмы формирования полноценного намерения в теории контроля за
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

действием.
Эти механизмы реализуются чаше всего на неосознаваемом уровне, однако могут принимать форму осознанных стратегий. Ю. Куль выделяет механизмы:

· Мотивационный контроль. Речь идет о стратегии, которая усиливает мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения. Это происходит за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

· Контроль внимания. Этот механизм обеспечивает направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения..

· Перцептивный контроль. Непроизвольное выделение в объекте восприятия прежде всего таких признаков, которые уже закреплены в имеющихся социально-психологических и индивидуально-личностных установках.

· Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения

· Контроль неудач. Неудачи в ходе реализации намерения воспринимаются как эффективная обратная связь и приводят к мобилизации дополнительных усилий, либо, наоборот, к соответствующим эмоциональным последствиям (разочарованию и досаде) и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели.

· Контроль кодирования и оперативная память. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением (вариант эффекта Б.В. Зейгарник).

· Поведенческий контроль. Этот механизм  предусмотрительности, охраняющей человека от предметов, провоцирующих нежелательные действия. (при желании похудеть человек убирает из дома сладости.)

 


Экзаменационный билет № 11

1. Кризис личностной идентичности как механизм развития.
Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме.
Наиболее глубокий кризис идентичности чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте.  Помимо этого кризис идентичности могут испытывать многие другие категории людей:

· уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соответствующий статус;

· вышедшие на пенсию гражданские лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе;

· матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда);

· люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д.

Тяжелый кризис идентичности можно предотвратить разными способами:

· Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели.

· следует поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения;

· поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями;

· помогать раскрывать и развивать свой Потенциал;

· приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны;

· уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, которая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к обществу.

Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания — с возможностью испытать несколько приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информацию о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в которой они развиваются.

2. Модель Рубикона. Ориентация на действие / состояние как вторичная личностная реакция.
Хеккхаузен и Куль предложили модель, описывающую отдельные шаги на пути принятия решения и достижения цели — модель Рубикона. Для образования намерения в психике субъекта должна быть связь между 1) мотивом, 2) целью и 3) способами достижения цели.  Модель «Рубикон» часто называют «фазовой моделью действий», поскольку она включает четыре основные фазы: 1) мотивационная фаза выбора вначале; 2) оценка по окончании действий; 3) волевая фаза целеполагания; 4) исполнение действия. Смысл волевого акта в том, что он как бы стимулирует человека «перейти Рубикон» и действовать дальше, решая следующие сложные задачи. При этом, по Хекхаузену и Гольвитцеру, сама воля выполняет две важнейшие функции: 1) стимулирование (подкрепление) функций, не актуальных для настоящих потребностей работника; 2) преодоление мешающих (спонтанных) стимулов.
Куль считает, что при принятии решения, при осуществлении намерения и реализации конкретных целей все психические функции должны быть согласованы между собой, скоординированы и при необходимости подрегулированы с точки зрения двух основных директив — ОД или ОС. Другими словами, параметры восприятия, внимания, эмоций, мотивации и темперамента приводятся в соответствие с ориентацией на действие или на состояние. Так, например, человек избирательно обращает внимание на информацию, релевантную цели, приводит себя в оптимальное для выполнения действия состояние, мотивирует себя при необходимости, то есть становится бодрее и даже импульсивнее, если этого требует ситуация.





Экзаменационный билет № 12

Дата: 2019-02-25, просмотров: 387.