Самоконтроль и саморегуляция как способы овладения поведением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

личности.
Саморегуляция — это способность управлять собственным поведением на основе знаний о своих психологических особенностях.

К методам саморегуляции относятся:

· Самоподбадривание(вы обращаетесь к себе с целью укрепить веру в себя)

· самоприказ,

· самовнушение,

· самопринуждение( помогает бороться с внутренней неорганизованностью)

· самоанализ,

· самоконтроль.

Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Движущей силой является воля. Вы сначала ставите перед собой цель, далее вы планируете собственные действия, которые направлены на достижение цели. К методам самоконтроля относятся самонаблюдение и самоанализ. Если у вас высокий уровень самоконтроля, то вы проводите самонаблюдение, самоанализ и самопроверку действий по собственной инициативе, стремитесь все понять без сторонней помощи, поэтому редко ошибаетесь. Самоконтроль поведения предполагает умение контролировать свои мысли. Это очень важно, т. к. наши мысли являются основой наших поступков. Более того, позитивные мысли благоприятно влияют на наше здоровье, а негативные — отрицательно. Позитивное мышление является эффективным средством сохранения и восстановления здоровья.

 

2. Структурно-динамическая модель самооценки (А.В.Захарова).

· самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, воспроизводящую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности;

· самооценка является по своей природе социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и важнейшее личностное образование;

· самооценка функционирует в двух взаимосвязанных формах: общей и частной; первая отражает обобщенно-интегральные знания субъекта 6 себе и основанное на них целостное отношение к себе, вторая — оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств;

· структура самооценки представлена функционирующими в неразрывном единстве двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным, отражающими знания субъекта о себе и отношение к себе;

· временная отнесенность содержания самооценки определяет ее виды: самооценка функционирует как прогностическая, актуальная и ретроспективная; в своем развитии эти виды претерпевают постоянные взаимопроникновения и взаимопереходы;

· становление самооценки в возрастном и индивидуальном аспектах — единый и непрерывный процесс, в ходе которого каждая ее составляющая (компоненты, формы, виды, показатели) как сложноструктурированного, системного образования обнаруживает свою динамику;

· условия развития самооценки представлены двумя основными факторами — общением с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование;

· самооценка функционирует на осознанном и неосознанном уровнях; становление ее как механизма произвольной психической регуляции связано с развитием рефлексивного самосознания, опирающегося на анализ заложенных в ситуации оценивания объективных и субъективных данных;


Экзаменационный билет № 15

1. Механизмы целевой регуляции в норме и при аномальном развитии.
Начало экспериментальным исследованиям целеполагания и уровня притязаний было положено в школе К. Левина. Основополагающими здесь являлись работы Ф. Хоппе, Т. Дембо, самого К. Левина и ряда других ученых.
Человек приступает к работе с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся то неопределенных, то точных ожиданий, целей или притязаний относительно своих будущих достижений Ф. Хоппе предложил называть уровнем притязаний. В зависимости от обстоятельств уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения.
В. Н. Павленко была разработана специальная методика, применение которой позволяло судить об особенностях динамики соотношения реальных и идеальных целей. Полученные данные экспериментально подтвердили гипотезу о том, что степень разведения реальных (конкретных) и идеальных (общих) целей у здоровых испытуемых занимает срединное положение, в то время как при психопатиях это разведение обнаруживает тенденцию к сближению разноуровневых целей, а у больных неврозом — тенденцию к их гиперразведению. Таким образом, аномальные целевые структуры ведут к снижению продуктивности деятельности, увеличению неудач в ее осуществлении, причем особенно пагубным является недифференцированная целевая структура, свойственная психопатиям. Выявленные нарушения целевых структур ведут не только к снижению эффективности конечных результатов деятельности, но и к определенным, специфическим изменениям внутри самой деятельности, в характере ее протекания.

2. Уровень притязаний: история изучения, теоретические модели, эмпирические исследования.
Впервые эксперимент по исследованию уровня притязаний был разработан в школе немецкого психолога К. Левина его учеником Ф. Хоппе (1927). Уровень притязаний личности определяется тем, какой степени трудности цели выбирает человек среди значимых для него дел. Механизм целеобразования в отличие от успеха деятельности не очевиден. Однако люди различаются разными стратегиями целеобразования. Уровень притязания — это не конкретное содержание цели, а то, как человек выбирает цели настоящего момента, руководствуясь моделью желаемого будущего и приближаясь к желаемому успеху.
Уровень притязаний задается способностями, темпераментом, самооценкой, наличием дальних перспектив личности и содержанием образа будущего и другими факторами.

Впервые методики были апробированы в 1960-х гг. в США. Наиболее известной из них является шкала локуса контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — обстоятельств, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности

2. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью — интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Людям с интернальными локусами контроля лучше работать в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.






Экзаменационный билет № 16

1.Проблема соотношения личности и характера.
В психологической литературе можно найти все возможные варианты соотнесения этих понятий: характер и личность практически отождествляются, то есть эти термины употребляются как синонимы; иногда характер включается в личность и рассматривается как её подструктура, а иногда личность понимается как часть характера; личность и характер рассматриваются как пересекающиеся образования.
Статус и социальные функции – роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений – все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе.
Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные  свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не хочется", он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что "должно", что "следует", "как полагается", он осуществляет выбор.

2.Трудности и методы изучения смысловой сферы личности.
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов.
Ценностно-смысловая сфера, как объект психологического исследования, не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании. Исследование ценностно-смысловой сферы личности должно включать и изучение особенностей мотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания, социально- психологических условий ее формирования. Одни из методик исследования ценностно-смысловой сферы личности:

1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции (тесты Оллпорта-Вернона-Линдсея, Эдвардса, ОА и др.);

2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности (тесты Рокича, Шварца);

3. Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности (методики Кантрила, Оллпорта-Гилеспи);

4. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы: САТ(самоактуализационный тест), УСК(уровени субъективного контроля);

5. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций: СЖО(смысложизненные ориентации). Некоторые тесты не охватывают всю полноту ценностных представлений человека, так как опираются на заданный извне, ограниченный, пусть и достаточно широкий их перечень. Этих недостатков лишены многие проективные методики, широко использующиеся для изучения и фиксации ценностей, а также для проверки полноты используемых в опросниках их списков.

Экзаменационный билет № 17
1. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их характеристика: принцип деятельностного опосредствования, недостаточность осознания для изменения, невозможность непосредственного воплощения в значениях.
МСО индивидуальности личности обладают рядом особенностей. Центральная из этих особенностей – производность мотивационно-смысловых отношений от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией.

Детерминированность МСО социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие особенности их психологической природы:

· опосредованность изменения МСО изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования МСО индивидуальности). Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний вроде симпатий, антипатий, желаний, хотений и т. п.,

· недостаточность осознания личностью смысла для его изменения ;
При изучении внутриличностной динамики важно учитывать тот факт, что смыслы часто не осознаются. Неосознанные мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемым тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

· невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.При раскрытии содержания понятия «МСО» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от индивидуального сознания личности к деятельности. Оба этих движения отображают два взаимодополняющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания и план выражения.

Личностный смысл какого-либо действия или события и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, рассматривая их в плане содержания. Иными словами, личностный смысл – это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности.

План выражения: Смысловая установка личности представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности

2.Концепция «личностных вкладов» (А.В. Петровский) как непреднамеренных деяний личности.
Путь к психологическому анализу конкретных механизмов описанного взаимодействия открывает, на наш взгляд, концепция отраженной субъектности (Петровский В.А., 1985; 1996), являющаяся дальнейшим развитием идеи «личностных вкладов». Отраженная субъектность определяется «как бытие кого-либо в другом и для другого.
В.А.Петровский выделяет и описывает три основные генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности:

· Первая форма — запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний — психологически выступает в форме переживания индивидом того влияния, которое непроизвольно оказывает на него данный индивид.

· Вторая форма — представленность субъекта как идеального значимого другого — проявляется в переживании присутствия «внутри» себя второй, альтернативной смысловой перспективы, принадлежащей другому во мне. При осмыслении жизненных ситуаций во мне обнаруживаются два смысловых фокуса, находящихся в отношении диалога друг с другом. Подобное присутствие Другого во мне в виде альтернативной перспективы осмысления действительности не зависит от фактического его присутствия в ситуации.

· Третьей, завершающей формой отраженной субъектности выступает претворенный субъект. Здесь происходит уже полное слияние и взаимопроникновение смысловой перспективы Я и Другого (и, соответственно, перестройка смысловой структуры Я). Присутствие Другого во мне уже невозможно обнаружить рефлексивным путем; это присутствие нашло свое завершенное выражение в изменении моей личности.










Экзаменационный билет № 18

1. Особенности личностного выбора: непредсказуемость, риск, принадлежность самому себе, ответственность.
Именно в ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как индивидуальность, а история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив. Такой выбор не скован заранее предрешенным исходом. Человек всегда воспринимает совершаемое им как совершаемое в силу внутренней необходимости, идет на риск, выигрывает и теряет, несет ответственность за свой выбор. Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость для самого себя – вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора.
Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита. Личность в ситуации борьбы мотивов , выбора мотивов прибегает к внешним и внутренним средствам, к внешним и внутренним приемам овладения своим собственным поведением. В качестве таких средств могут выступить бросание жребия, переодевание в мужскую или женскую одежду в процессе переделки пола для овладения мужской или женской социальной ролью.
При анализе этих проявлений личности на полюсе «преобразования себя» нельзя обойти еще одну попытку изучения поведения личности в тех предельных критических ситуациях, когда преобразование ситуации извне не снимает конфликта. «Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни» (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Выходом из этих критических жизненных ситуаций вроде стресса, фрустрации, конфликта и кризиса является совершенно особая деятельность – деятельность переживания (от термина «пережить», например пережить смерть близкого человека), в ходе которой производится новый приемлемый для личности смысл жизни.

2. Возрастная динамика самооценки (Л.В. Бороздина)
Самооценка
- чувства ценности, которое мы испытываем в отношении самого себя. В современной психологии изучение самооценки вводится в рамки более широкой конструкции именуемой Я-концепцией, но автономного статуса в ней не имеет. Формирование самооценки происходит путем сопоставления реального и идеального Я. При изучении возрастных изменений самооценки выяснилось, что в поздней юности (18-19 лет) и 1 зрелости ( 21-35) обнаружилось, что при значительном разрыве между реальной и идеальной самооценкой в следствииподъема последней, во первых не обнаружено понижения актуальной оценки себя испытуемыми, во вторых она не сопровождается широким репертуаром отрицательных эмоций, хотя обследуемые полностью отдают себеотчет о высоте своей самооценочной позиции, но расценивают ее как старт в подьеме, намереваясь в будущем изменить положение в сторону идеальной самооценки, выступающей ведущим элементом регуляции поведения. У пожилых и престарелых анализируется разрыв заметно сокращается, пределом чего служат эпизоды полной смен двух самооценочных отметок на шкалах. По логике авторов, в этом случае надо ожидать высокой локализации самооценки, но совмещение позиций происходит по обыкновению в нижнем секторе шкал из-за плавного, но неуклонно возрастного спада обоих профилей самооценки.

 

 

Экзаменационный билет № 19
1.Смысловые образования как конституирующие основания личности.
Именно общие смысловые образования (в случае их осознания – личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе. Нельзя говорить о нормальном или аномальном развитии личности, не рассматривая эти отношения – как их динамическую сторону (характер их напряженности, способы осуществления, соотношение реальных и идеальных целей и т. п.), так и сторону содержательную.
Совокупность основных отношений к миру, к людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые нами как осознанные общие смысловые образования. Исповедание этих ценностей закрепляет единство и самотождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль.

Функциям смысловых образований :

· Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Если в анализе реальной человеческой деятельности ограничиться единицами мотивов как предметов потребностей, единицами целей как заранее предвидимых результатов, то будет непонятно, за счет чего человек способен преодолевать сложившиеся ситуации, сложившуюся логику бытия, что ведет его к выходу за грань устоявшейся сообразности, к тому будущему, которому он сам сегодня не может дать точных описаний и отчета.

· Во-вторых, важнейшая функция смысловых образований заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей.

Уровни смысловой сферы личности:

· Нулевой уровень – это ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях

· Следующий, первый уровень личностно-смысловой сферы – это эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность и т. п.

· Второй уровень – группоцентрический; определяющим смысловым моментом отношения к действительности на этом уровне становится близкое окружение человека, группа, которую он либо отождествляет с собой, либо ставит ее выше себя в своих интересах и устремлениях.

· Третий уровень, который включает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую (собственно нравственную) смысловые ориентации. Характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом.

 








Дата: 2019-02-25, просмотров: 577.