Сравнительная характеристика гомеостатических конструкций личности (психоанализ, гуманистическая, когнитивная, необихевиоризм, гештальтпсихология)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПСИХОАНАЛИЗ. Ориентация на конфликт.. Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.

Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности. Конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра). В теории Фрейда присутствуют оба типа конфликта. Фрейд считает, что существует единый перечень врожденных влечений , которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов и не могут корректироваться сознательными размышлениями и решениями. Все влечения состоят из следующих элементов:

Источник - определенная часть тела, где возникает напряжение.

 Цель - действия, которые приводят к ослаблению напряжения.

Стимул - количество энергии, вызывающее реализацию влечения.

Объект - предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку. Объект может быть основным или парциальным, частичным.

 

Фрейд постулировал в качестве базовых следующие виды влечения:

1.Влечения жизни, биологические потребности выживания.

2.Сексуальные влечения, которые тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием индивида.

 3.Влечение к смерти. Цель этого влечения - достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ . Ориентация на согласие. Концепция А. Маслоу также может быть отнесена к гетеростатическим концепциям, ориентированными на согласие. Тенденция ядра личности, заключающаяся в возможно более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачивается, по Маслоу, на двух ступенях. Первая ступень - это актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму, авторая ступень - собственно самоактуализация. Позиция Г. Оллпорта во многом схожа с позицией А. Маслоу. В качестве тенденций ядра личности им утверждается стремление функционировать таким образом, чтобы выжить физически и в тоже время выразить свою самость.

КОГНИТИВНАЯ. Ориентация на согласие. Гомеостатические теории личности, ориентированные на согласие, предполагают, что основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). В качестве примеров теорий личности данного типа, построенных на образе «человека, познающего окружающее и адаптирующегося к нему» - социально-когнитивную теорию А. Бандуры.

Основной мотивационной доминантой личности в концепции А. Бандуры является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним.

По мнению Бандуры, человек - это продукт научения. Так как при викарном научении субъекты осознают последствия действий, которым они подражают, можно утверждать, что ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения.

Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность». Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффективность- это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.

2.Когнитивные теории личности: когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), когнитивного баланса (Ф.Хайдер), сценарный подход (Р.Шенк).
Теория когнитивного диссонанса (Фестингер) была создана в 1957 году, Леон Фестингер в процессе создания этой теории выступил как ученик Курта Левина. В качестве исходного понятия он рассматривает потребность, «потребность в оценивании самого себя». Для этого мнения должны быть соотнесены с социальной реальностью, т. е. получить поддержку или подтверждение со стороны социума. Т. Е. основная задача человека сопоставлять свое мнение с мнениями других людей, сравнивать их. При этом Фестингер предположил, что стремление сравнивать себя с другими значительно уменьшается, если различия между мнениями возрастает. Личность всегда стремиться избегать тех ситуаций, в которых ее мнение далеко от мнений других, и напротив ищет ситуации, где сталкивается со схожими мнениями

Теория когнитивного баланса (Ф.Хайдер) Согласно теории баланса, формирование или изменение наших установок подчиняется принципу когнитивного соответствия. Здесь, предполагается, что люди осознают как свои установки, так и свое поведение. При этом, каждый из нас стремится к тому, чтобы между нашими установками, а также между установками и поведением существовало хотя бы видимое соответствие. Если человек находит у себя несоответствие установок, то у него психическое нарушение, состояние дискомфорта. Оно служит для индивида побудительным мотивом к достижению когнитивного баланса, т.е. соответствия между установками.

Основной вклад Роджера Шенка заключается в том, что он сформулировал (вместе с Абельсоном) теорию "сценариев" и ее позднейшую модификацию — динамическую теорию памяти. Концепция схем была впервые предложена Ф. К. Бартлеттом, который определял их как систему знаний, создаваемую на основании опыта и определяющую интерпретацию новой информации и будущие поступки. Она включает в себя понятие об организованных блоках памяти. Эти блоки представляют из себя кластеры событий, которые называются сценами. Сцены — это собрание высокоорганизованных компонентов. Организованные блоки памяти объединяют в себе набор сцен и добавляют специфические контекстуальные сведения. Введение понятия блоков памяти и сцен сделало теорию более гибкой, так как сцены могут перестраиваться как угодно. Кроме организованных блоков памяти, существует еще более высокий уровень организации, называемый точками тематической организации (ТТО). ТТО меньше связаны с конкретными ситуациями и обычно относятся к главным темам всей последовательности эпизодов. ТТО играет важную роль в напоминании личности о том, что она должна делать.


Экзаменационный билет № 6

Дата: 2019-02-25, просмотров: 435.