Личность в бихевиоризме: теория научения (К.Спенс, Э. Толмен, А.Бандура и др.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экзаменационный билет № 3

1.Культурно-деятельностный подход к пониманию личности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов)

По мнению А. Н.ЛЕОНТЬЕВА, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. К последствиям этого принципиального положения можно отнести:

Леонтьев выделил три основных параметра личности:
- широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);
- степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
- общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

ВЫГОТСКИЙ. Личность – понятие социальное. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития. Личность – понятие культурно-историческое. Социальная среда является источником развития личности.

 Стадии развития личности:
1)Младенческий возраст (магическая стадия). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и явлений.
2) Появление самосознания. Ребенок овладевает вертикальной походкой. Овладение речью.
3) Возраст игры (до школы). Развитие мышления, речи, сознания и воображения.
4). Появление дифференцировать свой социальный опыт. Формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, начинает их регулировать, отбирать.
5). Возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование, возникновение жизненного плана как системы социального приспособления. Открытие своего внутреннего мира и всех его возможностей, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладение этим внутренним миром.

АСМОЛОВ. Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — «личность как субъект деятельности». Чем более зрелой становится личность, чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная формула о личности как продукте прошлого опыта.

 2.Личность в генштальт психологии. Теория поля К. Левина

Такого понятие как личность в гештальт психологии не существует. Многие авторы Гештальт концепций именно так и говорят. Они пишут, что физиология, анатомия, изучают внутренний мир человека, география внешний мир человека, а Гештальт Психология изучает то что происходи на границе этих 2ух миров.

Левин: движущей силой человеческой деятельности является потребность.

«Теория поля». Личность живет и развивается в Y поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека валентность имеет свой знак (существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную силу). Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин раскрыл как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребностей. Различают 2 вида потребностей:
1)биологические
2) социальные (квазипотребности).

· Социальное - не общественно обусловленное. Социальное - потребность возникала в данный конкретный момент. (отличать от «истинных» потребностей – устойчивых, таких как профессиональная потребность, потребность к самоутверждению).

·  По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия истинных и квазипотребностей одни и те же.

· Левин предпочитал говорить о действиях и поступках, побуждаемых квазипотребностями, так как именно они являются механизмами нашей повседневной деятельности.












Экзаменационный билет № 4

1.Индивидуальные свойства, совместная деятельность, образ жизни – предпосылки и основания развития личности.
Индивидные свойства человека – предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Наряду с разграничением понятий «индивид» и «личность» в отечественной и зарубежной психологии при характеристике личности используют различные триады: «организм», «социальный индивид» и «личность» (М.Г. Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «индивидуальность» (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьевым было введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности». Через понятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» – социальное положение человека в обществе, общественные функции – роли, цели и ценностные ориентации, определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» – интегративное целостное объединение «индивида», «личности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживается В.С. Мерлин, разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».

 

2.Личность в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкли др.)
Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.
РОДЖЕРС. Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете"'! только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным..

МАСЛОУ. Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории МАСЛОУ, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы). По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков. А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней:

· Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).

· Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

·  Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.

·  Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

·  Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

ФРАНКЛ. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить




Экзаменационный билет № 5

Экзаменационный билет № 6

Экзаменационный билет № 7

Экзаменационный билет № 9

Экзаменационный билет № 10

1. Личность как конструктивная система.
Главным источником развития личности, согласно Келли, является социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. Люди воспринимают мир через четкие системы – конструкты. Конструкт - это своеобразный шаблон нашего восприятия других людей и себя. Это понятие включает в себя особенности всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструкторам, человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкторы, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструкторами

Личностный конструкт — это создаваемый субъектом эталон классификации и оценки явлений или объектов по принципу их сходства или отличия друг от друга

Таким образом, личность - это система организованных личных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается, и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Психические расстройства возникают у человека тогда, когда не срабатывают личностные конструкты - человек не может прогнозировать события, страдает от неудач. Когда человек переживает трудности в принятии даже мелочных решений - возникает депрессия.


Экзаменационный билет № 11

1. Кризис личностной идентичности как механизм развития.
Кризис идентичности — это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме.
Наиболее глубокий кризис идентичности чаще всего приходится на годы юности, люди могут испытывать его в любом возрасте.  Помимо этого кризис идентичности могут испытывать многие другие категории людей:

· уволенные в отставку военные, прежде занимавшие положение всеобщих любимцев и имевшие соответствующий статус;

· вышедшие на пенсию гражданские лица, чья идентичность была практически целиком построена на их работе;

· матери, чьи дети выросли и покинули родительский дом (синдром опустевшего гнезда);

· люди, оказавшиеся перед необходимостью менять свои планы на будущее вследствие неожиданной инвалидности, и т. д.

Тяжелый кризис идентичности можно предотвратить разными способами:

· Родителям и значимым взрослым следует избегать чрезмерных требований к детям и не ставить перед ними слишком неопределенные цели.

· следует поощрять детей преследовать собственные интересы, хваля за достижения;

· поддерживать их, когда они сталкиваются с трудностями;

· помогать раскрывать и развивать свой Потенциал;

· приучать к ответственности, позволяя испытывать на себе последствия своих поступков, если, конечно, они не слишком опасны;

· уважать их как личностей и не унижать, когда им не удается жить согласно ожиданиям взрослых, и, наконец, способствовать росту их отзывчивости, которая ведет к развитию идентичности, позволяющей легко приспособиться к обществу.

Кроме того, подросткам нужно обеспечить широкий выбор вариантов позитивного образа жизни или функциональных моделей для подражания — с возможностью испытать несколько приемлемых ролей, лучше узнать себя и получить информацию о реальных шансах и вариантах, предоставляемых той культурой, в которой они развиваются.

2. Модель Рубикона. Ориентация на действие / состояние как вторичная личностная реакция.
Хеккхаузен и Куль предложили модель, описывающую отдельные шаги на пути принятия решения и достижения цели — модель Рубикона. Для образования намерения в психике субъекта должна быть связь между 1) мотивом, 2) целью и 3) способами достижения цели.  Модель «Рубикон» часто называют «фазовой моделью действий», поскольку она включает четыре основные фазы: 1) мотивационная фаза выбора вначале; 2) оценка по окончании действий; 3) волевая фаза целеполагания; 4) исполнение действия. Смысл волевого акта в том, что он как бы стимулирует человека «перейти Рубикон» и действовать дальше, решая следующие сложные задачи. При этом, по Хекхаузену и Гольвитцеру, сама воля выполняет две важнейшие функции: 1) стимулирование (подкрепление) функций, не актуальных для настоящих потребностей работника; 2) преодоление мешающих (спонтанных) стимулов.
Куль считает, что при принятии решения, при осуществлении намерения и реализации конкретных целей все психические функции должны быть согласованы между собой, скоординированы и при необходимости подрегулированы с точки зрения двух основных директив — ОД или ОС. Другими словами, параметры восприятия, внимания, эмоций, мотивации и темперамента приводятся в соответствие с ориентацией на действие или на состояние. Так, например, человек избирательно обращает внимание на информацию, релевантную цели, приводит себя в оптимальное для выполнения действия состояние, мотивирует себя при необходимости, то есть становится бодрее и даже импульсивнее, если этого требует ситуация.





Экзаменационный билет № 12

Экзаменационный билет № 13

Экзаменационный билет №14

Экзаменационный билет № 15

1. Механизмы целевой регуляции в норме и при аномальном развитии.
Начало экспериментальным исследованиям целеполагания и уровня притязаний было положено в школе К. Левина. Основополагающими здесь являлись работы Ф. Хоппе, Т. Дембо, самого К. Левина и ряда других ученых.
Человек приступает к работе с некоторыми притязаниями и ожиданиями, которые в течение действия могут меняться. Совокупность этих сдвигающихся то неопределенных, то точных ожиданий, целей или притязаний относительно своих будущих достижений Ф. Хоппе предложил называть уровнем притязаний. В зависимости от обстоятельств уровень притязаний может колебаться между целью «извлечь из действия максимум достижений» и полным отказом от какого-либо достижения.
В. Н. Павленко была разработана специальная методика, применение которой позволяло судить об особенностях динамики соотношения реальных и идеальных целей. Полученные данные экспериментально подтвердили гипотезу о том, что степень разведения реальных (конкретных) и идеальных (общих) целей у здоровых испытуемых занимает срединное положение, в то время как при психопатиях это разведение обнаруживает тенденцию к сближению разноуровневых целей, а у больных неврозом — тенденцию к их гиперразведению. Таким образом, аномальные целевые структуры ведут к снижению продуктивности деятельности, увеличению неудач в ее осуществлении, причем особенно пагубным является недифференцированная целевая структура, свойственная психопатиям. Выявленные нарушения целевых структур ведут не только к снижению эффективности конечных результатов деятельности, но и к определенным, специфическим изменениям внутри самой деятельности, в характере ее протекания.

2. Уровень притязаний: история изучения, теоретические модели, эмпирические исследования.
Впервые эксперимент по исследованию уровня притязаний был разработан в школе немецкого психолога К. Левина его учеником Ф. Хоппе (1927). Уровень притязаний личности определяется тем, какой степени трудности цели выбирает человек среди значимых для него дел. Механизм целеобразования в отличие от успеха деятельности не очевиден. Однако люди различаются разными стратегиями целеобразования. Уровень притязания — это не конкретное содержание цели, а то, как человек выбирает цели настоящего момента, руководствуясь моделью желаемого будущего и приближаясь к желаемому успеху.
Уровень притязаний задается способностями, темпераментом, самооценкой, наличием дальних перспектив личности и содержанием образа будущего и другими факторами.

Впервые методики были апробированы в 1960-х гг. в США. Наиболее известной из них является шкала локуса контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — обстоятельств, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат собственной деятельности

2. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью — интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляются, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Людям с интернальными локусами контроля лучше работать в одиночестве, чем под наблюдением или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.






Экзаменационный билет № 16

1.Проблема соотношения личности и характера.
В психологической литературе можно найти все возможные варианты соотнесения этих понятий: характер и личность практически отождествляются, то есть эти термины употребляются как синонимы; иногда характер включается в личность и рассматривается как её подструктура, а иногда личность понимается как часть характера; личность и характер рассматриваются как пересекающиеся образования.
Статус и социальные функции – роли, мотивация поведения и ценностные ориентации, структура и динамика отношений – все это характеристики личности, определяющие ее мировоззрение, жизненную направленность, общественное поведение, основные тенденции развития. Совокупность таких свойств и составляет характер, как систему свойств личности, ее субъективных отношений к обществу, другим людям, деятельности, самой себе.
Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные  свойства личности. Характер - “каркас” и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности. Когда человек проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не хочется", он плывет по течению. Когда же он начинает действовать как личность, то руководствуется скорее тем, что "должно", что "следует", "как полагается", он осуществляет выбор.

2.Трудности и методы изучения смысловой сферы личности.
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов.
Ценностно-смысловая сфера, как объект психологического исследования, не может быть ограничена системой ценностей и личных смыслов в узком их понимании. Исследование ценностно-смысловой сферы личности должно включать и изучение особенностей мотивационно-потребностных характеристик, структур самосознания, социально- психологических условий ее формирования. Одни из методик исследования ценностно-смысловой сферы личности:

1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции (тесты Оллпорта-Вернона-Линдсея, Эдвардса, ОА и др.);

2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности (тесты Рокича, Шварца);

3. Проективные методы изучения ценностно-смысловой сферы личности (методики Кантрила, Оллпорта-Гилеспи);

4. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы: САТ(самоактуализационный тест), УСК(уровени субъективного контроля);

5. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций: СЖО(смысложизненные ориентации). Некоторые тесты не охватывают всю полноту ценностных представлений человека, так как опираются на заданный извне, ограниченный, пусть и достаточно широкий их перечень. Этих недостатков лишены многие проективные методики, широко использующиеся для изучения и фиксации ценностей, а также для проверки полноты используемых в опросниках их списков.

Экзаменационный билет № 17
1. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их характеристика: принцип деятельностного опосредствования, недостаточность осознания для изменения, невозможность непосредственного воплощения в значениях.
МСО индивидуальности личности обладают рядом особенностей. Центральная из этих особенностей – производность мотивационно-смысловых отношений от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией.

Детерминированность МСО социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие особенности их психологической природы:

· опосредованность изменения МСО изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования МСО индивидуальности). Принцип деятельностного опосредствования личностных смыслов позволяет отграничить личностные смыслы от существующих на поверхности сознания субъективных переживаний вроде симпатий, антипатий, желаний, хотений и т. п.,

· недостаточность осознания личностью смысла для его изменения ;
При изучении внутриличностной динамики важно учитывать тот факт, что смыслы часто не осознаются. Неосознанные мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемым тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

· невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.При раскрытии содержания понятия «МСО» следует учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию личности, так и от индивидуального сознания личности к деятельности. Оба этих движения отображают два взаимодополняющих плана проявления единиц анализа личности: план содержания и план выражения.

Личностный смысл какого-либо действия или события и есть то, что мы находим в единицах структуры личности, рассматривая их в плане содержания. Иными словами, личностный смысл – это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности.

План выражения: Смысловая установка личности представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности

2.Концепция «личностных вкладов» (А.В. Петровский) как непреднамеренных деяний личности.
Путь к психологическому анализу конкретных механизмов описанного взаимодействия открывает, на наш взгляд, концепция отраженной субъектности (Петровский В.А., 1985; 1996), являющаяся дальнейшим развитием идеи «личностных вкладов». Отраженная субъектность определяется «как бытие кого-либо в другом и для другого.
В.А.Петровский выделяет и описывает три основные генетически преемственные формы проявления отраженной субъектности:

· Первая форма — запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальных влияний — психологически выступает в форме переживания индивидом того влияния, которое непроизвольно оказывает на него данный индивид.

· Вторая форма — представленность субъекта как идеального значимого другого — проявляется в переживании присутствия «внутри» себя второй, альтернативной смысловой перспективы, принадлежащей другому во мне. При осмыслении жизненных ситуаций во мне обнаруживаются два смысловых фокуса, находящихся в отношении диалога друг с другом. Подобное присутствие Другого во мне в виде альтернативной перспективы осмысления действительности не зависит от фактического его присутствия в ситуации.

· Третьей, завершающей формой отраженной субъектности выступает претворенный субъект. Здесь происходит уже полное слияние и взаимопроникновение смысловой перспективы Я и Другого (и, соответственно, перестройка смысловой структуры Я). Присутствие Другого во мне уже невозможно обнаружить рефлексивным путем; это присутствие нашло свое завершенное выражение в изменении моей личности.










Экзаменационный билет № 18

1. Особенности личностного выбора: непредсказуемость, риск, принадлежность самому себе, ответственность.
Именно в ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как индивидуальность, а история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив. Такой выбор не скован заранее предрешенным исходом. Человек всегда воспринимает совершаемое им как совершаемое в силу внутренней необходимости, идет на риск, выигрывает и теряет, несет ответственность за свой выбор. Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость для самого себя – вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора.
Феномен «борьбы мотивов» и психологическая защита. Личность в ситуации борьбы мотивов , выбора мотивов прибегает к внешним и внутренним средствам, к внешним и внутренним приемам овладения своим собственным поведением. В качестве таких средств могут выступить бросание жребия, переодевание в мужскую или женскую одежду в процессе переделки пола для овладения мужской или женской социальной ролью.
При анализе этих проявлений личности на полюсе «преобразования себя» нельзя обойти еще одну попытку изучения поведения личности в тех предельных критических ситуациях, когда преобразование ситуации извне не снимает конфликта. «Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни» (мотивов, стремлений, ценностей и пр.). Выходом из этих критических жизненных ситуаций вроде стресса, фрустрации, конфликта и кризиса является совершенно особая деятельность – деятельность переживания (от термина «пережить», например пережить смерть близкого человека), в ходе которой производится новый приемлемый для личности смысл жизни.

2. Возрастная динамика самооценки (Л.В. Бороздина)
Самооценка
- чувства ценности, которое мы испытываем в отношении самого себя. В современной психологии изучение самооценки вводится в рамки более широкой конструкции именуемой Я-концепцией, но автономного статуса в ней не имеет. Формирование самооценки происходит путем сопоставления реального и идеального Я. При изучении возрастных изменений самооценки выяснилось, что в поздней юности (18-19 лет) и 1 зрелости ( 21-35) обнаружилось, что при значительном разрыве между реальной и идеальной самооценкой в следствииподъема последней, во первых не обнаружено понижения актуальной оценки себя испытуемыми, во вторых она не сопровождается широким репертуаром отрицательных эмоций, хотя обследуемые полностью отдают себеотчет о высоте своей самооценочной позиции, но расценивают ее как старт в подьеме, намереваясь в будущем изменить положение в сторону идеальной самооценки, выступающей ведущим элементом регуляции поведения. У пожилых и престарелых анализируется разрыв заметно сокращается, пределом чего служат эпизоды полной смен двух самооценочных отметок на шкалах. По логике авторов, в этом случае надо ожидать высокой локализации самооценки, но совмещение позиций происходит по обыкновению в нижнем секторе шкал из-за плавного, но неуклонно возрастного спада обоих профилей самооценки.

 

 

Экзаменационный билет № 19
1.Смысловые образования как конституирующие основания личности.
Именно общие смысловые образования (в случае их осознания – личностные ценности), являющиеся, на наш взгляд, основными конституирующими (образующими) единицами сознания личности, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни – к миру, к другим людям, к самому себе. Нельзя говорить о нормальном или аномальном развитии личности, не рассматривая эти отношения – как их динамическую сторону (характер их напряженности, способы осуществления, соотношение реальных и идеальных целей и т. п.), так и сторону содержательную.
Совокупность основных отношений к миру, к людям и себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию. Такая позиция особенно прочна, когда она становится сознательной, т. е. когда появляются личностные ценности, рассматриваемые нами как осознанные общие смысловые образования. Исповедание этих ценностей закрепляет единство и самотождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль.

Функциям смысловых образований :

· Во-первых, это создание образа, эскиза будущего, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Если в анализе реальной человеческой деятельности ограничиться единицами мотивов как предметов потребностей, единицами целей как заранее предвидимых результатов, то будет непонятно, за счет чего человек способен преодолевать сложившиеся ситуации, сложившуюся логику бытия, что ведет его к выходу за грань устоявшейся сообразности, к тому будущему, которому он сам сегодня не может дать точных описаний и отчета.

· Во-вторых, важнейшая функция смысловых образований заключена в следующем: любая деятельность человека может оцениваться и регулироваться со стороны ее успешности в достижении тех или иных целей и со стороны ее нравственной оценки. Последняя не может быть произведена «изнутри» самой текущей деятельности, исходя из наличных актуальных мотивов и потребностей.

Уровни смысловой сферы личности:

· Нулевой уровень – это ситуационные смыслы, определяемые самой предметной логикой достижения цели в данных конкретных условиях

· Следующий, первый уровень личностно-смысловой сферы – это эгоцентрический уровень, в котором исходным моментом являются личная выгода, удобство, престижность и т. п.

· Второй уровень – группоцентрический; определяющим смысловым моментом отношения к действительности на этом уровне становится близкое окружение человека, группа, которую он либо отождествляет с собой, либо ставит ее выше себя в своих интересах и устремлениях.

· Третий уровень, который включает в себя коллективистскую, общественную и, как свою высшую ступень, общечеловеческую (собственно нравственную) смысловые ориентации. Характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов (продуктов труда, деятельности, общения, познания), которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим», «дальним» людям, обществу, человечеству в целом.

 








Экзаменационный билет № 20

Экзаменационный билет № 21

Экзаменационный билет № 22

1. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность.
Индивид - это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна.
Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой.

2. Место самодетерминации и автономии в развитии личности.
Самодетерминация - способность человека выбирать и иметь собственный выбор. Самодетерминация - способность самостоятельного выбора направления саморазвития. Постулируется наличие у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни. И если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, является здоровой и полноценной личностью.
Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают Развитие потребности в самодетерминации начинается с первых дней жизни ребенка. С момента рождения у ребенка присутствуют естественные тенденции к исследованию, манипуляции и любопытству, которые проявляются к концу 6-го месяца в виде свободного “Я”. К 9-и месяцам они выражаются в виде абсолютного предпочтения новизны, в год приводят к устойчивым попыткам уметь что-либо, в более старшем возрасте дифференцируются в более специфические интересы. В таких тенденциях проявляется внутренняя мотивация, поэтому они не требуют внешней стимуляции или давления и возникают спонтанно, если этому не препятствует социальный контекст. Такая внутренне мотивированная форма активности обеспечивает свою собственную награду в виде возбуждения, интереса и наслаждения, которые ей сопутствуют. Она является самоцелью и не представляет собой средства для достижения более отдаленных последствий. Содержание понятия «автономия» В общем смысле его можно трактовать как собственный закон, самоуправление. Личностное самоопределение базируется на собственной воле субъекта жизнедеятельности. Конкретная ценность, убеждение или идеал становится настолько важным для какого-либо человека, что его поведение начинает определяться данным ориентиром. Эти ценности должны быть доступны для собственной рациональной критики, чтобы привести к самоопределению, к формулированию самообязательств по отношению к другим. Человек чувствует себя обязанным действовать определенным образом в результате самоограничения свободы воли выбранными ценностями

Экзаменационный билет № 23
1. Соотношение темперамента, характера и личности. Горизонтальное и вертикальное развитие личности (А.Н. Леонтьев).

Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для личности способы поведения.

Хотя в психологии темперамент и характер различаются, четкая граница между ними не установлена.. С.Л.Рубинштейн полагал, что темперамент является ядром характера, его неизменяемой частью. В самом общем и приблизительном смысле темперамент продолжает пониматься либо как «природная предпосылка», либо как «динамическая основа» характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Не следует смешивать эти два понятия. Честным, добрым, вежливым, смелым или, наоборот, лживым, грубым, злым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека.

Горизонтальное и вертикальное развитие личности (А.Н. Леонтьев).

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого перерастания хорошо известны и постоянно описываются в литературе по возрастной психологии, хотя и в других терминах; они-то и образуют так называемые кризисы развития – кризис трех лет, семи лет, подросткового периода, как и гораздо меньше изученные кризисы зрелости. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции. В движении индивидуального сознания, описанном раньше как процесс взаимопереходов непосредственно-чувственных содержаний и значений, приобретающих в зависимости от мотивов деятельности тот или иной смысл, теперь открывается движение еще в одном измерении. Если описанное раньше движение образно представить себе, как движение в горизонтальной плоскости, то это новое движение происходит как бы по вертикали. Оно заключается в соотнесении мотивов друг с другом: некоторые занимают место подчиняющих себе другие и как бы возвышаются над ними, некоторые, наоборот, опускаются до положения подчиненных или даже вовсе утрачивают свою смыслообразующую функцию. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов – становление личности

.








Экзаменационный билет № 24

1. Характеристика индивидных свойств человека.
В психологии существовали попытки установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями.
Э.Кречмер немецкий психиатр и психолог, в работе “Строение тела и характер” попытался увязать психологические особенности, в первую очередь психические заболевания, с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что определенной конституции соответствует определенный психологический склад человека.
выделил три типа строения тела:
1) атлетический,( характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры)
2)астенический(это худой тонкий человек, с узкими плечами, сухими, тонкомышечными руками..),
3) пикнический.( средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей)

 

Шелдон, американский ученый, так же выделил три варианта телосложения.

1) Характеризуется мягкостью, наличием большого живота, большого количества жира на плечах и бедрах, круглой головой, крупными внутренними органами, вялыми руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами.

2) Характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, массивная голова.

3) Это худой человек, с вытянутым лицом, высоким лбом, тонкими длинными руками и ногами, узкой грудной клеткой, неразвитой мускулатурой, отсутствием подкожного жирового слоя, хорошо развитой нервной системой. Каждый из выделенных соматотипов в типологии
Шелдона имел в соответствии адекватный тип темперамента.

1 тип (эндоморфное телосложение) - висцеротонический тип темперамента.

2 тип (мезоморфное телосложение) - соматотомический тип темперамента.

3 тип (экзоморфное телосложение) - церебротонический тип темперамента.

 

Темперамент человека

Темперамент - это индивидная характеристика человека. Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента.

1. Общая активность. Определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. Относительно этой характеристики человек может быть спокойным, инициативным, активным, стремительным.

2. Особенности моторной сферы. Темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

3. Свойства эмоциональности. Имеется в виду уровень импульсивности, чувствительности, впечатлительности человека.

Интересную психологическую характеристику темпераментов дал известный немецкий философ XVIII века И.Кант. Он говорил, что у сангвиника основное стремление - стремление к удовольствию, наслаждению. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны и нельзя слишком много на них рассчитывать. У меланхолика господствующая наклонность есть наклонность к печали. Его желания носят грустный оттенок, его страдания кажутся ему невыносимые и выше всяких утешений. Холерический темперамент обнаруживает замечательную силу деятельности, энергию и настойчивость, когда находится под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти быстро воспламеняются от малейшего препятствия; его гордость честолюбие, сила чувств не знают предела, когда его душа находится под влиянием страсти. Он размышляет мало и действует быстро. Флегматика чувства не одолевают быстро. Ему не нужно делать над собой больших усилий, чтобы сохранять хладнокровие. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других.

2. Причинный и целевой подходы к изучению личности. Способы преодоления дихотомии.
Речь идет о так называемых аристотелевской и галилеевской традициях в познании, в которых обнаруживаются различные идеалы научного описания: целевой, телеологический либо причинный, каузальный. В первом случае исследователь ищет смысл явления, экстраполируя историю его развития, смысл как некоторую конечную цель этого развития. В другом его внимание направлено на причинно-следственные связи между явлениями.

Долгое время именно причинный образец объяснения считался классическим для науки.

Первым среди известных нам причинных концепций мира было учение Демокрита об атомах, вечных и неизменных первоэлементах всего существующего. Этот элементаристский вариант детерминизма мы узнаем в учениях о первопричинах в более близких к нам по эпохе дисциплинах: о хромосомах в генетике, о вирусах в медицине и т. п.

Аристотель первым ввел понятие о целевом описании, об описании через «финальные причины», т. е. через то место или состояние, которое изучаемый объект стремится занять в будущем. Ясно, что в этом плане структура объекта исторична, временные изменения носят необратимый характер.

Способы преодоления дихотомии.
Заметив сходство этого положения с дискуссиями вокруг концепций поведения, нетрудно представить, что системологическая концепция поведения должна сочетать в себе преимущества обоих подходов: и каузального и телеологического. Вопрос заключается в том, как найти адекватное выражение этому единству, как обеспечить его методологически и методически. Встречается мнение, что подобная цель есть признание философского дуализма, признание двух начал — поведения и психических состояний, отрицающее единство мира. Последний вывод основан на явном недоразумении. Именно метод моделирования самим своим существованием подчеркивает единство мира. Впечатление дуализма проистекает лишь из разнородности категорий анализа ситуации и анализа собственно психических явлений. Чтобы преодолеть это обстоятельство, следует классифицировать ситуации в психологических координатах










Экзаменационный билет № 25

  1. Темперамент и совместная деятельность.
Исследования ВМ. Русалова. А.И. Шебетенко, Н.В. Орлинковой обнаружили высокие результаты совместной деятельности в группах. скомплектованных из людей с противоположными свойствами темперамента. И наоборот, низкие результаты в группах с одинаковыми свойствами темперамента. Так, например, в некоторых видах занятий участие холерика оказывается более эффективным, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик.
Таким образом, нельзя оценивать значение тех или иных СВОЙСТВ темперамента.

Исследования показали, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение. Таким образом, свойства темперамента играют большую роль в деятельности человека, а в некоторых её сферах — эта роль является решающей.

2. Представления о личности как фактор, обуславливающий стратегию психологического воздействия на человека.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты:

- субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации, которые совершают действие над объектом);

- объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность);

- способы воздействия (традиционно выделяют основные: убеждение, внушение, принуждение, поощрение и наказание).

Методы воздействия-это совокупность приемов, реализующих воздействие на:

- потребности, интересы, склонности, то есть источники мотивации активности, поведения человека;

- на установки, групповые нормы, самооценки людей, то есть на те факторы, которые регулируют активность;

- на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность) и которые изменяют его поведение.

Методы психологического воздействия на личность можно разделить на прямые и скрытые. К прямым методам относятся приказ, требование, принуждение, просьба, предложение, убеждение. К скрытым формам относятся различные манипуляция и внушения (гипноз, манипуляция массовым сознанием и др.).

Мартин Кантор считает, что доверчивые и честные люди зачастую предполагают, что и все остальные честны. Они доверяются людям, которых едва знают, не проверяя документы и т. п. Они редко обращаются к так называемым экспертам. Альтруистичные люди-- противополо

слишком чуткие. Наивные люди не могут поверить, что в мире существуют нечестные люди, или которые полагают, что если такие люди есть, им бы не позволили действовать. Пожилые люди могут быть утомлёнными и менее способными к одновременному выполнению многих задач. Зависимые и одинокие нуждаются в чужой любви и поэтому легковерны и склонны сказать «да» тогда, когда следует ответить «нет». Слишком экономные -- не могут отвергнуть сделку, даже если знают причину, почему предложение настолько дешево.

 




Личность в бихевиоризме: теория научения (К.Спенс, Э. Толмен, А.Бандура и др.)

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку.
Личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения. По мнению Бандуры, одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека – как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Таким путем организм познает окружающий его мир.

Экзаменационный билет № 2
1.Личность как конструктивная система. Критика нормативно-оценочного определения личности.

Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивид». Человек - это активное, деятельное, разумное существо, личностные качества которого формируются в обществе и индивидуально проявляются в его действиях, поступках и поведении.
Индивид - конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Индивидуальность - набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида.
Личность - социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном опыте, является субъектом и продуктом социальных отношений.
Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития.

В структуре личности выделяют три уровня:
1) биологический(анатомия человека)
2) психологический(, переживания, память, волевые устремления,)
3) социальный (или социокультурный).( объективные социальные потребности: физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже)

А.Г. Ковалев рассматривает целостность личности как синтез структур:

1) темперамента (структуры природных свойств),

2)  направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

3) способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Критика нормативно-оценочного определения личности
Нормативно-оценочное определение личности имеет употребление термина «личность» в повседневной жизни, где назвать того или иного человека личностью, означает оценить его как нечто исключительное, выдающееся. Но когда нормативно-оценочная характеристика личности проникает из обыденного сознания в психологическое исследование механизмов развития и функционирования личности, она приводит к искажениям представлений о человеке. Например, полученные в психофизиологии индивидуальных различий данные о том, что человек может обладать сильным или слабым типом нервной системы, интерпретируются порой как положительная или отрицательная характеристика данного человека; наличие у человека тех или иных защитных психологических механизмов, срабатывающих в травмирующей ситуации, расценивается как проявления «слабой» личности. Такого рода ситуации представляют собой грустный, а порой и трагический пример недопустимого смешения оценочных характеристик человека с изучением индивидуальности в той или иной конкретной науке. Во всех этих случаях смешиваются идеальные нормативы, моральные эталоны, которым должна следовать личность в обществе, и психологические механизмы, обеспечивающие усвоение и функционирование этих эталонов в реальном поведении личности. В результате подобного наделения «оценочными» характеристиками механизмов развития и функционирования личности в обществе заслоняется их конкретное значение, происходит приписывание «хороших» или «плохих» качеств самой естественной природе человека.










Дата: 2019-02-25, просмотров: 478.