Психоаналитические теории личности: З. Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм и другие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФРЕЙД. Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой личность человека состоит из 3 компонентов: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я".

"ОНО" – бессознательная часть психики, имеет биологические врожденные инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Насыщено сексуальной энергией – "либидо". Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности".

"СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.

ЮНГ. Рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – "Я";
2) индивидуальное бессознательное – "ОНО";
 3) "коллективное бессознательное", состоящее из психических первообразов, или "архетипов". Коллективное бессознательное – в отличие от индивидуального (личностного бессознательного) – идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, будучи по природе своей сверхличным. Коллективное бессознательное – наиболее глубинный уровень психики. Юнг рассматривает его и как результат предшествующего филогенетического опыта, как совокупность коллективных идей, образов, представлений человечества. Архетип усваивается личностью, поэтому он есть в личности, но он есть и вовне. Часть архетипа, усвоенная и направленная вовне, образует "персону" ("маску"), сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это "тень" ("тень" носит врожденный характер: если "сорвать "маску", то увидим "тень", которая проявляется в комплексах, симптомах").

АДЛЕР. Во всех проявлениях личности ведущим является реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 – 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. Как цель, так и стиль жизни личности тесно связаны с условиями семейного воспитания. На ранних этапах формирования этого психологического направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем движущей силой развития стал рассматриваться социальный интерес как стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. При его недоразвитии возможны проявления преступности, наркомании, психопатологических отклонений.

 

ФРОМ. движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.




Экзаменационный билет № 3

1.Культурно-деятельностный подход к пониманию личности (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов)

По мнению А. Н.ЛЕОНТЬЕВА, "личность человека "производится" - создается общественными отношениями". Таким образом, на первый план выступает категория деятельности субъекта, поскольку именно деятельность субъекта является исходной единицей психологического анализа личности, а не действия, не операции или блоки этих функций; последние характеризуют деятельность, а не личность. К последствиям этого принципиального положения можно отнести:

Леонтьев выделил три основных параметра личности:
- широту связей человека с миром (посредством его деятельностей);
- степень иерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
- общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

ВЫГОТСКИЙ. Личность – понятие социальное. Она не врожденна, а возникает в результате культурного развития. Личность – понятие культурно-историческое. Социальная среда является источником развития личности.

 Стадии развития личности:
1)Младенческий возраст (магическая стадия). Ребенок еще не выделяет себя из мира предметов и явлений.
2) Появление самосознания. Ребенок овладевает вертикальной походкой. Овладение речью.
3) Возраст игры (до школы). Развитие мышления, речи, сознания и воображения.
4). Появление дифференцировать свой социальный опыт. Формирование внутренней речи. Ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, начинает их регулировать, отбирать.
5). Возраст полового созревания и оформления личности в целостное образование, возникновение жизненного плана как системы социального приспособления. Открытие своего внутреннего мира и всех его возможностей, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то есть овладение этим внутренним миром.

АСМОЛОВ. Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо проделать движение в направлении от личности к деятельности и увидеть личность еще в одной проекции — «личность как субъект деятельности». Чем более зрелой становится личность, чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная формула о личности как продукте прошлого опыта.

 2.Личность в генштальт психологии. Теория поля К. Левина

Такого понятие как личность в гештальт психологии не существует. Многие авторы Гештальт концепций именно так и говорят. Они пишут, что физиология, анатомия, изучают внутренний мир человека, география внешний мир человека, а Гештальт Психология изучает то что происходи на границе этих 2ух миров.

Левин: движущей силой человеческой деятельности является потребность.

«Теория поля». Личность живет и развивается в Y поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Для каждого человека валентность имеет свой знак (существуют такие предметы, которые для всех имеют притягательную силу). Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин раскрыл как энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребностей. Различают 2 вида потребностей:
1)биологические
2) социальные (квазипотребности).

· Социальное - не общественно обусловленное. Социальное - потребность возникала в данный конкретный момент. (отличать от «истинных» потребностей – устойчивых, таких как профессиональная потребность, потребность к самоутверждению).

·  По своему строению и механизмам квазипотребность не отличается от истинных потребностей. Закономерности протекания и действия истинных и квазипотребностей одни и те же.

· Левин предпочитал говорить о действиях и поступках, побуждаемых квазипотребностями, так как именно они являются механизмами нашей повседневной деятельности.












Экзаменационный билет № 4

1.Индивидуальные свойства, совместная деятельность, образ жизни – предпосылки и основания развития личности.
Индивидные свойства человека – предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути личности некоторые изменения. Наряду с разграничением понятий «индивид» и «личность» в отечественной и зарубежной психологии при характеристике личности используют различные триады: «организм», «социальный индивид» и «личность» (М.Г. Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «индивидуальность» (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьевым было введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности». Через понятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» – социальное положение человека в обществе, общественные функции – роли, цели и ценностные ориентации, определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» – интегративное целостное объединение «индивида», «личности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживается В.С. Мерлин, разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».

 

2.Личность в гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкли др.)
Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.
РОДЖЕРС. Теория личности Роджерса в структуре Я, приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его Я. Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете"'! только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" чел. постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т. е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным..

МАСЛОУ. Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории МАСЛОУ, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы). По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков. А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней:

· Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).

· Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

·  Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.

·  Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

·  Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

ФРАНКЛ. Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить




Экзаменационный билет № 5

Дата: 2019-02-25, просмотров: 377.