Причины и феноменологическое многообразие кризиса личностной идентичности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На феноменологическом уровне кризис личностной идентичности можно определить как состояние, при котором человек не может понять, кто он такой. Кризис личностной идентичности характеризуется разрывом связи, нарушением непрерывности переживания «прошлое —настоящее —будущее»,которое является одним из его обязательных индикаторов.(К кризису личностной идентичности может привести переезд, длительное отсутствие (не менее шести месяцев), развод, смена или потеря работы, профессиональная или личная неудача, )

Все феноменологическое многообразие причин кризиса идентичности можно свести к 2 причинам, указанным в определении Э. Эриксона,

· утрате собственной непрерывности(несоответствие сложившихся представлений о себе и изменившихся норм жизни, новых социальных установок.)

·  утрате социального признания. (Личностная идентичность, усвоенная в детстве под давлением родителей, вступает в противоречие с самостоятельной взрослой жизнью человека, его социальным статусом и возможностями.)

Экзаменационный билет № 8
1. Сдвиг мотива на цель как механизм развития личности.
Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу.
Действие механизма сдвига мотива на цель (превращение цели действия в самостоятельный мотив) состоит в том, что освоение и выполнение социальных норм, первоначально являющееся целью и побуждаемое потребностью в общении со значимыми людьми (мотивы принятия другими, признания, утверждения в социальной группе), с какого-то момента само начинает приносить удовлетворение. Это происходит, если в связи с предметом (целью) накапливаются положительные эмоции. В таком случае рождается самостоятельный мотив освоения норм. Уже с этих первых шагов начинается формирование того, что называется "опосредствованным поведением", т. е. действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами. Таким образом, процесс подчиняется следующему общему правилу: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив

2. Теория контроля за действием Ю.Куля.
 Начало исследований контроля за действием было положено в 70-х годах прошлого века, когда немецкий психолог Ю. Куль обнаружил и ввел различение ориентации на состояние (ОС) и ориентации на действие (ОД). Теория Куля выступила примером функционального подхода в объяснении личностной феноменологии, связанной с самоуправлением: содержание сознания, образ себя является производной от успешной/неуспешной деятельности, а не наоборот. Исходя из данного принципа, не низкая мотивация и негативные представления о себе приводят, например, к депрессии и беспомощности, а наоборот, являются следствие неудач. В отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека. Он исследует волевую сферу личности как систему, состоящую из совокупности подсистем. Ю. Куль выделяет механизмы:

· Мотивационный контроль. Речь идет о стратегии, которая усиливает мотивационную тенденцию, лежащую в основе намерения. Это происходит за счет возобновления мотивационного процесса, удерживающего в поле внимания субъекта позитивные ожидания и внешние стимулы, благоприятные для выполнения деятельности.

· Контроль внимания. Этот механизм обеспечивает направленность внимания на информацию, которая относится к реализации намерения..

· Перцептивный контроль. Непроизвольное выделение в объекте восприятия прежде всего таких признаков, которые уже закреплены в имеющихся социально-психологических и индивидуально-личностных установках.

· Эмоциональный контроль. Субъект обладает «знаниями» об эмоциональных состояниях, которые способствуют или препятствуют реализации намерения

· Контроль неудач. Неудачи в ходе реализации намерения воспринимаются как эффективная обратная связь и приводят к мобилизации дополнительных усилий, либо, наоборот, к соответствующим эмоциональным последствиям (разочарованию и досаде) и снижению усилий вплоть до временного отказа от достижения цели.

· Контроль кодирования и оперативная память. Если действие по каким-то причинам задерживается, то информация о намерении хранится в оперативной памяти в особом, «активированном» состоянии. Даже будучи неосознаваемой, эта информация является легко доступной субъекту при возникновении ситуации, благоприятной для возобновления действия, связанного с намерением (вариант эффекта Б.В. Зейгарник).

· Поведенческий контроль. Этот механизм предусмотрительности, охраняющей человека от предметов, провоцирующих нежелательные действия. (при желании похудеть человек убирает из дома сладости.)

 





Экзаменационный билет № 9

Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.