6.1.Взаимозаменяемость - это свойство независимо изготовленных с заданной точностью деталей, обеспечивать возможность сборки без дополнительной механической обработки.
Внимание! Невозможно получить и проконтролировать один строго номинальный размер. Размеры партии деталей будут отличаться, поэтому размеры нужно ограничивать.
Предположим, Вы захотели изготовить вал 8,000000. Что получится в действительности? Если диаметр вала будет 8 мм, то изготовите, если 8,1 мм тоже, если 8,01 мм изготовите, но не в каждой мастерской, если 8,001 мм, изготовите, но только на самом современном оборудовании, а 8,0001 мм изготовить не сможете.
Поэтому наши желания нужно соизмерять с нашими возможностями, а на размеры, проектируемых деталей конструктор должен ставить реальные предельные отклонения, например:
+ 0,020
8 _ 0,010
где:
+ 0,020 микрон - верхнее предельное отклонение (ВПО); 8,020 мм,
- 0,010 микрон - нижнее предельное отклонение (НПО), 7,990 мм.
Для справки: 1 микрон (микрометр) в 1000 раз меньше 1 мм.
Предельных отклонений размера детали всегда 2, только отклонение, равное 0, на чертеже не проставляется.
Отклонения проставляются справа от номинального размера мелкими цифрами, обязательно со своими знаками, в миллиметрах.
В справочной литературе отклонения даны в микрометрах.
6.2.Допуск на размер - это разница между максимальным и минимальным размерами.
T = Dmax –Dmin
Рис.199. Изображение полей допусков
6.3.Поле допуска – это поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Поля допусков можно изображать графически.
6.4.Квалитет – класс точности допуска, чем больше номер квалитета, тем величина допуска больше, а следовательно точность размера уменьшается.
Всего 19 квалитетов: 01;0;1;2;…17.
Из них:
- с 01 по 5-й предназначены для эталонов, калибров и подшипников качения и весьма ответственных соединений,
- с 6 по12-й – для соединений,
- с 13 по17-й - для свободных размеров.
Посадки.
Посадкой называется характер соединения двух деталей, который определяется зазором или натягом в соединении.
Посадки бывают трех типов:
- подвижные – характеризуются зазором (посадки с зазором),
- неподвижные - характеризуются натягом (посадки с натягом),
- переходные – в них возможен и зазор, и натяг.
6.6.Системы образования посадок.
Посадки выполняются в двух системах:
- система отверстия,
- система вала.
В системе отверстия, берут отверстие одного размера с полем допуска, например:
+0,020
8
-0,010
А различные посадки получают за счет изменения размеров вала.
Например,
- чтобы обеспечить подвижную посадку, размер вала должен быть таким, чтобы обеспечить зазор в соединении:
-0,030
8
-0,040
- чтобы обеспечить неподвижную посадку, размер вала должен быть таким, чтобы обеспечит натяг в соединении:
+0,040
8
+0,030
В системе вала наоборот, берут вал одного размера с полем допуска, а различные посадки получают за счет изменения размеров отверстия.
Так как изготовить вал с малой величиной допуска намного легче, чем отверстие (по-другому говорят, что точный вал изготовить легче, чем точное отверстие), то рекомендуется применять систему отверстия для получения соответствующего типа посадки.
На сборочных чертежах система отверстия обозначается буквой Н, а отверстие называют основным. У основного отверстия (Н) верхнее предельное отклонение всегда «+», а нижнее предельное отклонение всегда «0». Например:
+0,015
8
Таким образом, возможные размеры отверстия лежат в пределах поля допуска: 8,000 – 8,015 мм.
Напоминаем, что нижнее предельное отклонение равное «0» на чертеже не указывается.
На сборочных чертежах система вала обозначается буквой h , а вал называют основным. У основного вала (h) верхнее предельное отклонение всегда «0», а нижнее всегда « - ».
Например:
8
-0,015
Таким образом, возможные размеры вала лежат в пределах поля допуска:
8,000 – 7,985 мм.
Будьте внимательны на производстве при постановке размеров на чертеже: если диаметр отверстия и вала на чертеже Вы укажите без предельных отклонений, например, укажите диаметр цифрой 8, то грамотный токарь изготовит Вам отверстие диаметром более 8 мм, а диаметр вала менее 8 мм.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 305.