Проверка прочности шпоночных соединений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Режим работы – спокойная нагрузка.

Шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360-78 (см. табл. 8.9) [1].

Материал шпонок – сталь 45 нормали

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
29
1.008.00.00 ПЗ  
зованная.

Нормализация – это вид термической обработки, состоящий из нагрева стали до температуры на  выше критической точки Ас3, выдержке при этой температуре и последующего охлаждения на воздухе.

Соединение проверяем на смятие, так как обеспечение условия прочности на смятие гарантирует прочность на срез.

Напряжения смятия и условие прочности (по формуле 8.22 [1]):

Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице и спокойной нагрузке 100 МПа, при чугунной приведенное значение  снижается вдвое, т.е. 50 МПа.

 

Ведущий вал

Проверяем шпонку под МУВП при:  длина шпонки ; момент на ведущем валу . Материал полумуфт МУВП – сталь 30 (см. стр.7 [2]).

Ведомый вал

Проверяем шпонку под полумуфтой при:  длина шпонки ; момент на ведущем валу . Материал полумуфт МУВП – сталь 30 (см. стр.7 [2]).

 

Проверяем шпонку под колесом при:  длина шпонки

 



Выбор муфты

Для ведущего вала

 

Исходя из того, что на ведущем валу редуктора, а значит и на полумуфте, вращающий момент будет равен T4=  Н⋅м, выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 (табл. 11.5, стр. 277 [1],).

Номинальный крутящий момент Tкр=500 Н⋅м, диаметр dшкив=45 мм и dведвала=45 мм, длина полумуфты l=225 мм при втором исполнении;

Допускаемые смещения:

радиальное = 0,4 (мм); угловое = 10

Выбираем такие муфты, т.к. они обладает высокими демпфирующими свойствами, обеспечивают шумо и электроизоляцию узлов привода, удобны и надежны в эксплуатации.

Для ведомого вала

Исх

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
30
1.008.00.00 ПЗ  
одя из того, что на ведомом валу редуктора, а значит и на полумуфте, вращающий момент будет равен Т4= (Н⋅м), а диаметр ступени под полумуфту равен dв=80 мм, выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 .

Номинальный крутящий момент Tкр=2000 Н⋅м, диаметр d=80 мм, длина полумуфты l=348 (мм) при первом исполнении;

Допускаемые смещения:

радиальное = 0,4 (мм); угловое = 10



Уточненный расчет валов

Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные от кручения – по от нулевому (пульсирующему).

Уточненный расчет состоит в определе

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
31
1.008.00.00 ПЗ  
нии коэффициентов запаса прочности  для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) значениями . Прочность соблюдена при .

Будем производить расчет для предположительно опасных сечений каждого из валов.

Ведущий вал

Материал вала тот же, что и для шестерни (шестерня выполнена заодно с валом), т.е. сталь 45, термическая обработка – улучшение.

По таблице 3.3 [1] при диаметре заготовки от 90 до120 мм (в нашем случае ) среднее значение

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба для углеродистых конструкционных (см. стр. 162 [1]):

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений для конструкционных сталей (см. стр. 164 [1]):

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям (см. формулу 8.19 [1]):

где  – масштабный фактор для касательных напряжений;  – эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;  – среднее напряжение цикла касательных напряжений;  – амплитуда цикла касательных напряжений, равная наибольшему напряжению кручения в рассматриваемом сечении.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям (см. формулу 8.18 [1]):

где  – масштабный фактор для нормальных напряжений;  – эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;  – среднее напряжение цикла нормальных напряжений (если осевая нагрузка  на вал отсутствует или пренебрежимо мала, то принимаем  );  – амплитуда цикла нормальных напряжений, равная наибольшему напряжению изгиба в рассматриваемом сечени.

Сечение А – А. Это сечение под полумуфтой рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

При ; ; ; крутящий момент ; (по табл. 8.5 [1]):

Принимаем  (см. табл. 8.5 [1]),  (см. табл. 8.8 [1]) и  (см. стр. 166 [1]).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
32
1.008.00.00 ПЗ    


Условие прочности выполнено.


Ведомый вал

Материал вала – сталь 45 нормализованная; по таблице 3.3 [1]

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба для углеродистых конструкционных (см. стр. 162 [1]):

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений для конструкционных сталей (см. стр. 164 [1]):

Сечение А – А (под колесом). Диаметр вала в этом сечении 90 мм. Концентрация напряжения обусловлена наличием шпоночной канавки (см. табл. 8.5 [1]):  и ; масштабные факторы  и  (см. табл. 8.8 [1]); коэффициенты  и  (см. стр. 163 и 166 [1]).

Крутящий момент .

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости:

Изгибающий момент в вертикальной плоскости:

Суммарный изгибающий момент в сечении А – А:

Момент сопротивления кручению

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
33
1.008.00.00 ПЗ  
 ( ; ; ):

 

Момент сопротивления изгибу (см. табл. 8.5 [1]).

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Амплитуда нормальных напряжений изгиба:

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А – А:

Сечение Б – Б (под подшипником). концентрация напряжения обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом. При  и  и

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
34
1.008.00.00 ПЗ  
 (см. табл. 8.7 [1]); принимаем коэффициенты  и .

Осевой момент сопротивления сечения:

Полярный момент сопротивления:

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

 

Сечение В – В. Концентрация напряжения обусловлена переходом от  90 мм к  85 мм: при  и  коэффициенты концентрации напряжений  и  (см. табл. 8.2 [1]). Масштабные факторы (см. табл. 8.8 [1]) и .

Осевой момент сопротивления сечения:

Полярный момент сопротивления:

 

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

 

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Сечение Г–Г (под полумуфтой). Это сечение при передаче вращающего момента рассчитываем на кручение. Концентрацию напряжений вызывает наличие шпоночной канавки.

При ; ; ; крутящий момент .

Принимаем

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
35
1.008.00.00 ПЗ  
 (см. табл. 8.5 [1]),  (см. табл. 8.8 [1]) и  (см. стр. 166 [1]).

 

 

Сведем результаты проверки в таблицу:

сечение А – А Б – Б В – В Г – Г
Коэффициент запаса 9,18 9,43 11,15 4,07

Во всех сечениях .





Посадки деталей редуктора

Посадки назначае

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
36
1.008.00.00 ПЗ  
м в соответствии с указаниями, данными в табл. 10.13 [1].

Посадка зубчатого колеса на вал  по ГОСТ 25347-82.

Посадка муфт на вал  по ГОСТ 25347-82.

Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала  . Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца по  .

Остальные посадки назначаем, пользуясь данными таблицы 10.13


 


Выбор сорта масла

По сп

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
37
1.008.00.00 ПЗ  
особу подвода смазочного материала к зацеплению применяем картерное смазывание, которое производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса на высоту зуба. Объем заливаемого масла приходящегося на 1кВт передаваемой мощности равен . Принимаем , так как редуктор будет использоваться в помещении при комнатной температуре.

 

По таблице 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях  и скорости  рекомендуемая кинематическая вязкость масла должна быть примерно равна . По табл. 10.10 [1] принимаем масло И – 30А (по ГОСТ 20799-75).

Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом

УТ – 1 (см. табл. 9.14 [1]), периодически пополняем его шприцом через пресс масленки.

 

Определяем объем масляной ванны :

Определяем высоту масленой ванны, при :



Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю по

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
38
1.008.00.00 ПЗ  
лость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с валов.

На ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до ;

В ведомый вал закладывают шпонку  и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и устанавливают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса герметиком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с прокладками.

Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами.

Далее на конец ведомого вала в шпоночную канавку закладывают шпонку  и  устанавливают МУВП.

Затем ввертываем пробку маслоспусного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.

Заливаем в корпус масло и закрываем смотровое отверстие крышкой с прокладкой из паранита; закрепляем крышку винтами.

Собранный редуктор обкатываем и подвергаем испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.

 

 


 


З АКЛЮЧЕНИЕ

Курсовой проект был представлен интересной, творческой задачей, которая потребовала применения полученных знаний не только по данной дисциплин

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
39
1.008.00.00 ПЗ  
е, но и знаний и умений, полученных в пройденных дисциплинах таких как математика, физика, теоретическая механика, начертательная геометрия, сопротивление материалов, материаловедение, КОМПАС и т.д.

Цель работы была достигнута. В ходе решения, была освоена методика выбора элементов привода, получены навыки проектирования, позволяющие обеспечить необходимый технический уровень, надежность и долгий срок службы механизма. Так же по ходу решения поставленной задачи, приходилось решать и другие возникающие проблемы.

Можно отметить, что спроектированный редуктор обладает хорошими свойствами по всем показателям.

Опыт и навыки, полученные в ходе выполнения курсового проекта, будут востребованы при выполнении, как курсовых, так и дипломного проектов.

 

 

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
40
1.008.00.00 ПЗ  
 ИСТОЧНИКОВ

1. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М. Чернин, Г.М. Ицкович, В.П. Козинцов. - 3-е изд., стереотипное. Перепечатка с издания 1987 г. - М.: ООО ТИД «Альянс», 2005. – 416 с.

2. Соединительные муфты: справочное пособие для студентов технических специальностей. Детали машин: Соединительные муфты: справочное пособие / сост.: Н.Г Таровик, Т.А. Кулик, Е.С. Котушенко. – Краматорск: ДГМА, 2013 - 35с. http://www.dgma.donetsk.ua/metod/opm/dm___detali_mashin/soediniteljnye_mufty_(spravochnoe_posobie).pdf

3. Детали машин:

 Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. Учебник / Д.Н. Решетов.

- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989 – 496 с.

 


Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
41
1.008.00.00 ПЗ  
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  


Дата: 2019-02-25, просмотров: 308.