Далее по тексту пособия мы будем использовать одно название – «Механика»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рис.2.  «Механика» - фундамент подготовки инженера

Дисциплина "Механика" - включает в себя краткие основы таких инженерных дисциплин, как: «Теоретическая механика», "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин", "Детали машин и основы конструирования", «Взаимозаменяемость».

Теоретическая механика – наука об основных законах движения твердых тел и их взаимодействия.

 

 

    Рис. 3. Что изучает дисциплина «Теоретическая механика»

 

Сопротивление материалов - наука о расчетах конструкций на прочность, жесткость и устойчивость.

 

Рис.4. Что изучает дисциплина «Сопротивление материалов»

Теория механизмов и машин (ТММ) - это наука о строении, кинематике, динамике механизмов и машин при их анализе и синтезе.

 

Рис.5. Что изучает дисциплина «ТММ»

Детали машин и основы конструирования - это курс, изучающий назначение, классификацию и основы расчета деталей машин общего назначения.

Рис.6. Что изучает дисциплина «Детали машин и основы конструирования»

Взаимозаменяемость – это дисциплина, которая изучает, как обеспечить свойства деталей, позволяющее их устанавливать при сборке или замене без предварительной подгонки.

 

Рис.7. Что изучает дисциплина «Взаимозаменяемость»

 

 

Какие знания приобретет студент при изучении дисциплины «Механика»? Это знание:  основ построения машин, механизмов и деталей, знание основ прочностной надежности элементов конструкций, ознакомление с основами взаимозаменяемости и стандартизации.

Основные умения, приобретаемые студентами при изучении дисциплины «Механика»: умение разобраться в структурной схеме механизма общего назначения, составление расчетной схемы в зависимости от постановки задачи, приобретение начальных навыков конструирования, умение пользоваться справочной технической литературой, умение правильно пользоваться техническими терминами при общении со специалистами другого профиля.

Основной задачей дисциплины «Механика» является: получение знаний будущими инженерами по методам расчета элементов типовых конструкций разнообразного оборудования при основных видах деформаций, научить студентов составлению и анализу расчетных схем для решения поставленной задачи, дать навыки решения простейших конструкторских задач.

После изучения дисциплины «Механика» студент должен знать: общие законы механики, основы прочностной надежности элементов конструкций, конструкции узлов и деталей общего назначения, критерии их работоспособности и основы расчета и проектирования.

После изучения дисциплины «Механика» студент должен уметь: составить расчетную схему в зависимости от постановки задачи исследования, пользоваться справочной и технической литературой, иметь начальные навыки проектирования механизмов общего назначения.

 

 

Рис. 8. Специалист будущего

Проблемы, возникающие

            при обучении студентов.

 

    Существует достаточно много прогнозов о путях развития Будущей России. В этих прогнозах часто задаются риторические вопросы: «Кто будет строить Будущую Россию?», «В какие руки, старшее поколение страны, передаст эстафету?», «Как и чему учат строителей Будущей России?».

Строители Будущей России - это молодые люди, которые еще учатся на 2-3 курсах университетов.

    Студенты институтов «Недропользования» и института «Авиамашиностроения и транспорта» ИрНИТУ для успешного выполнения дипломной работы и получения квалификации инженер-механик, обязаны изучить такие сложные общеинженерные дисциплины, как: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования и др. Изучение этих сложных дисциплин невозможно без хорошего знания математики и физики.

Знания студентов по математике можно оценить по баллам ЕГЭ при поступлении в ИрНИТУ (таблица 1). (Проходной балл ЕГЭ по математике равен 27).

 

Таблица 1.

 

№ п/п  ЕГЭ по математике   %
1 27-30 4
2 31-40 31
3 41-50 19
4 51-60 25
5 61-70 15
6 71-80 5
7 81-90 1
8 91-100 0
ИТОГО 100%

 

    В соответствии с рекомендациями Рособрнадзора можно примерно перевести баллы ЕГЭ в пятибальную шкалу оценивания. Получаем следующую картину (рис. 9).

        

 

 

 

Рис.9. Распределение баллов ЕГЭ по математике,

поступивших в ИрНИТУ студентов, по пятибальной шкале оценивания.

 

Анализ баллов ЕГЭ по математике, поступивших в ИрНИТУ студентов, показал, что: 54% студентов имели оценку по математике на уровне 2 и 3, а 46% - на уровне 4 и 5 по пятибальной шкале оценивания.

Таким образом, половина студентов будет испытывать значительные трудности при изучении общеинженерных дисциплин, требующих хорошего знания математики.

    Преподаватели ИрНИТУ стараются, чтобы студенты, поступившие в университет, успешно закончили обучение и стали профессиональными специалистами. Для этого в ИрНИТУ применяют различные системы инновационного образования.

    Система инновационного инженерного образования студентов с использованием технологий «Дальтон-плана» (Dalton-Plan), используется на кафедре «Конструирования и стандартизации в машиностроении» ИрНИТУ на протяжении 10 лет и показала свою эффективность.

Обучение по системе «Дальтон-план» основывается на индивидуальной учебной работе с максимальным учетом особенностей каждого студента и использовалась еще в советское время в 1920 годах под названием бригадно-лабораторного метода.

Цель «Дальтон-плана» — научить студентов самостоятельно добывать знания на основе: свободы выбора такой формы организации учебного процесса, самостоятельности деятельности, сотрудничества с другими студентами и преподавателем.

    Роль преподавателя при этой системе обучения сводится к ряду функций: консультирование, контролирование, мотивирование и поддержка.

   Опыт использования технологий «Дальтон-плана» в разных студенческих учебных группах показал, что успеваемость возрастает до 95-100%, при этом происходит ориентация студентов на развитие своей индивидуальности, студенты ощущают себя личностью, и приобретают социальный опыт общения с окружающими людьми.

    В начале семестра преподаватель подробно рассказывает о технологиях «Дальтон-плана» студенческой группе, требованиях и преимуществах этого метода обучения, и предлагает использовать его при проведении практических и лабораторных работ, а также при курсовом проектировании. 

В сплоченных группах, где имеется авторитетный староста, «Дальтон-план» принимается «на ура», так как часть работы по повышению успеваемости слабых студентов ложится на плечи сильных студентов.

В студенческих группах, где нет авторитетного старосты, а вся группа часто состоит из нескольких «команд», иногда практически не общающихся между собой, обучение с использованием технологий «Дальтон-плана» отвергается, чаще всего той группой студентов, для которых процесс обучения не представляет трудностей. Эта группа уверена, что без проблем сдаст изучаемую дисциплину, а помогать отстающим и слабым студентам не намерена.

    В случае если студентами отвергается система обучения с использованием технологий «Дальтон-плана», при изучении таких общеинженерных дисциплин, как: «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Прикладная механика», то приходится использовать методы проблемного обучения, известного, как говорят историки, еще со времен Сократа.

    Технологии «проблемного обучения» основываются на таких постулатах выдающихся педагогов, как:

- нельзя заставлять студента мыслить чужим умом,

- студент должен не заучивать науку, а выдумывает ее сам,

- плохой преподаватель преподносит истину, а хороший - учит ее находить,

- сократовский метод обучения: не навязывание студентам своих мыслей, а подведение их к решению проблемы с помощью вопросов,

- развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть их собственной деятельностью. То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его.

    Система проблемного обучения основывается на «теории мышления», разработанной психологами, где под термином «мышление» понимается поиск и открытие принципиально нового.

Схема проблемного обучения состоит из двух важнейших шагов: преподаватель ставит перед студентом учебное проблемное задание, проблемное задание побуждает студента к решению учебной проблемы и в процессе этого происходит приобретение новых знаний у студента и их закрепление в сознании студента.

    Таким образом, психологи считают, что обучение студента происходит на основе использования законов психологии в области «мышления человека».

    Под термином проблема, понимается противоречие, которое требует изучения. Движущей силой развития студентов при проблемном обучении является это противоречие. Студент, преодолевая противоречие и решая проблему, осознает, что полученных ранее знаний ему недостаточно, поэтому старается пополнить свои знания для решения проблемы.

    Например, в курсовом проекте по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» проблемы выражаются в форме целого ряда многовариантных задач, решения которых заранее неизвестны. Например: при проектировании привода конвейера, студент должен обосновать выбор одного конкретного электродвигателя из целого ряда возможных вариантов. Или обосновать выбор термообработки и материала для изготовления зубчатых колес. Или обосновать выбор конкретного типа муфт из огромного ряда предлагаемых к использованию. Таких проблемных задач при курсовом проектировании студент решает более десятка.

    Первое время студент постоянно обращается к преподавателю с вопросом: «А какой вариант решения данной конкретной задачи мне выбрать?». Преподаватель совместно со студентом начинает рассматривать разные варианты решения данной конкретной проблемной задачи: оказывается, что на первый взгляд решений много, а студент должен выбрать только одно. Преподаватель «подводит» студента к принятию конкретного решения со следующим обоснованием: «Я выбираю такое-то решение, потому, что …».

После решения второй или третьей конкретной задачи, студент в дальнейшем уже самостоятельно старается решить оставшиеся задачи в курсовом проекте, занимаясь поиском выбора оптимального варианта и принимая на себя определенные обязательства за последствия, которые могут произойти от принятого варианта решения. Преподаватель сообщает студенту, что работая на производстве и принимая конкретное решение, он должен быть готов к ответственности за принятое решение.

Таким образом, после выполнения курсового проектирования по дисциплине «Детали машин и основы конструирования», студент впервые понимает, что выбор и обоснование одного конкретного оптимального решения из множества возможных зависит от него лично и его уровня знаний.

    С точки зрения психологии, процедура самостоятельного решения студентом цепи последовательных и часто взаимосвязанных учебных проблемных задач при курсовом проектировании, и является сущностью проблемного обучения. Психологи поясняют, что в этом случае знания преподавателя становятся знаниями студентов не в процессе их передачи, а в результате собственной мыслительной деятельности студентов.

    Поэтому, если некоторые методы обучения студентов не соответствуют психологическим закономерностям мышления человека, то самостоятельное мышление студента не развивается, а студент просто заучивает получаемые знания, часто не умея их использовать для решения практических задач.

    Одна из наиболее известных отечественных психологических теорий обучения студентов (Ушинский К.Д.) рекомендует «узнать человека во всех отношениях».     Одним из способов выполнения данной рекомендации является добровольное анкетирование студентов. 

    Например, студенты, отвечая на вопрос: «Зачем мне необходимо высшее образование?», дали следующие ответы (таблица 2).

Таблица 2.

№ п/п Ответ на вопрос: «Зачем мне необходимо высшее образование?» %
1. Чтобы устроиться на высокооплачиваемую престижную работу и получать высокую зарплату, которая позволит: - купить родителям то, чего у них сейчас нет, - быть сильным и финансово независимым человеком, - иметь возможность путешествовать по стране и миру, - возможность содержать семью. 41
2. Чтобы стать дипломированным высококвалифицированным специалистом, который может работать везде, даже не по специальности. 22
3. Чтобы добиться уважения в обществе, самореализоваться и доказать себе, что ты можешь все. 16
4. Продолжить семейную традицию и оправдать надежды родителей. Чтобы похвастаться перед одноклассниками. Быть не хуже родителей. 10
5. Чтобы не идти в армию, а в жизни высшее образование пригодится.   5
6. Высшее образование даст возможность уехать и жить подальше от стран СНГ, так как здесь плохие условия для работы и жизни человека. 1
7. Высшее образование в современной жизни не нужно. Это пережиток прошлого, при приеме на работу необходимо учитывать в первую очередь личные качества специалиста. 1
8. Не хочу отвечать на этот вопрос. 4
  ИТОГО: 100%

       Анализ ответов о необходимости высшего образования показал, что 89% студентов мотивированы на получение высшего образования.

При этом более 63% студентов мотивированы возможностью стать квалифицированными специалистами и устроиться на высокооплачиваемую работу, а 26% студентов мотивированы на получение высшего образования возможностью самореализоваться и поднять свой авторитет перед одноклассниками и родителями.

Однако, на пути получения высшего образования у студентов стоит ряд причин, мешающих им.

    Студенты, отвечая на вопрос: «Что им мешает учиться в ИрНИТУ ?», дали следующие ответы (таблица 3).

Таблица 3.

№ п/п Ответы на вопрос: «Что мне мешает учиться в ИРНИТУ?» %
1. Лень, собственная нерасторопность, привычка откладывать все на последний момент. Неумение правильно и четко планировать и распределять собственное время. Несобранность. Неправильная расстановка приоритетов (развлечение вместо учебы): хобби, компьютерные игры, личная жизнь, тренировки и соревнования. 31
2. Ничего не мешает, меня все устраивает.   23
3. Неудачное расписание занятий: учеба 6 дней в неделю, а в день всего 2-3 пары. Учеба в субботу, не позволяет полноценно отдохнуть за один воскресный день. Раннее время начала занятий, желательно начало занятий перенести на 9 часов утра. Начало учебы совпадает с часом пик на дорогах. Большой объем домашней работы из-за чего все вечера заняты учебой. Долги по предметам прошедших семестров. 19
4. Нехватка времени на учебу из-за необходимости совмещать учебу и работу, так как родители не могут меня финансово обеспечить. Чтобы студент не работал, необходимо стипендию сделать на уровне 20-30 тыс. рублей, плюс дополнительные бонусы за отличную учебу, а учебный день сделать 8-ми часовым. 9
5. Отсутствие интереса к выбранной специальности.   7
6. Иные причины, в том числе не хочу отвечать на этот вопрос.   11
  ИТОГО: 100%

 

        

7% студентов только во время учебы поняли, что выбрали не ту специальность.

28% студентов отмечают, что неудачная организация их учебного процесса и совмещение учебы с работой самих студентов, снижает их успеваемость и мешает им учиться.

    31% студентов самокритично говорят, что им мешает учиться лень, собственная нерасторопность, привычка откладывать все на последний момент.

В психологии причины лени у взрослых и детей сильно различаются. У взрослых людей основные причины развития лени следующие: нехватка силы воли, боязнь ответственности, следствие усталости и перегрузки на работе, понимание ненужности выполняемой работы, низкий уровень мотивации (работа, не приносящая удовольствие, и низкая заработная плата) и др.

У детей преобладают иные факторы развития лени: на первом месте – отсутствие мотивации. В этом случае задания не заинтересовывают ребенка и выполняются на рутинном уровне, потому, что «так надо», а умственная деятельность практически не востребована. На втором месте причиной лени является высокая сложность заданий. В случае неудачи решения какой-то задачи, ребенок теряет уверенность в своих силах и в дальнейшем просто перестает выполнять это и другие задания. На третьем месте причиной лени у детей является неправильная расстановка приоритетов: развлечение (интернет, компьютерные игры, телевидение) превалирует над учебой.

    Анализ ответов в таблице 3 показывает, что студенты 2-3 курсов ИрНИТУ, считающие себя уже взрослыми, на самом деле имеют детские (подростковые) причины развития лени. Таким образом, преподаватель может значительно уменьшить влияние такого фактора на успеваемость студента, как лень, известными методами: мотивированием студентов к выполнению проблемных задач и варьированием сложности задач с учетом, например, баллов ЕГЭ по математике.

    Рассказывая о собственной лени по отношению к учебе, интересно посмотреть, как студенты оценивают работу преподавателя, который досконально и тщательно проверяет расчеты и чертежи курсового проекта (таблица 4). Преподаватель затрачивает на проверку одного курсового проекта до 3 часов, хотя мог бы затратить и 15 минут, так как его никто не проверяет.

Анализ ответов студентов в таблице 4 показал следующее:

- более 50% студентов понимают, что преподаватель качественно проверяет курсовой проект с целью воспитания из студентов будущих профессионалов, настоящих инженеров,

- для 30% студентов такой преподаватель является примером, так как он добросовестно работает при отсутствии контроля сверху, а это свидетельствует о высшей степени преданности делу и профессионализму.

Таблица 4.

№ п/п Ответ на вопрос: «Почему преподаватель досконально и тщательно проверяет расчеты курсового проекта?». %
1. Чтобы студенты стали профессионалами, настоящими инженерами, так как за молодым поколением будущее страны. Преподаватель настоящий патриот, хочет, чтобы в России было много квалифицированных специалистов. Научить студентов уму разуму. Не все же китайцам быть на первом месте. Чтобы из студентов получились настоящие специалисты. У преподавателя есть заинтересованность в успехах студентов. Показать студентам пример, как надо выполнять свою работу. 55
2. Если человек продолжает добросовестно работать при отсутствии контроля, то это высшая степень преданности делу и профессионализму. Ответственность. Совесть. Призвание. Порядочность. Без таких преподавателей у России нет будущего. Профессиональный долг. Совесть не позволяет работать плохо. Любовь и верность к своей профессии. Личная ответственность. 30
3. Чтобы выявить ошибки в работе студента и поставить пятерку за КП. 9
4. Вредный преподаватель. 4
5. Не захотели отвечать. 2
  ИТОГО: 100%

 

        Студентов очень заинтересовал вопрос: «Мой любимый преподаватель должен: …». Количество ответов на этот вопрос в два раза превысило количество ответов на другие вопросы (таблица 5). Считаю, что преподаватели должны внимательно и самокритично проанализировать данные таблицы 5. Налаживание контакта со студентами значительно поднимает уровень успеваемости в учебных группах.

Отмечая желательные качества преподавателя, студенты на первое место (34%) ставят уважение к себе и понимание, не исключая требовательности и строгости. И только на второе место (30%) студенты ставят такое качество преподавателя, как его профессионализм. На третьем месте (12%) стоит справедливость, а на четвертом (10%) – чувство юмора.

 

 

Таблица 5.

№ п/п «Мой любимый преподаватель должен:…» %
1. Понимать и входить в положение студента, то есть не зверствовать и иногда идти на уступки студентам. Быть требовательным и строгим, но не слишком, а в меру, трезво оценивая возможности студента, но и не баловать студента. Относиться к студентам по-человечески и уважать студента и его мнение. Уметь находить подход к студенту. 34
2. Быть профессионалом своего дела: любить свою работу и свой предмет, идеально разбираться в своем предмете и уметь отвечать на вопросы студентов. Найти стойкую мотивацию для студента, чтобы он отлично изучил предмет. Иметь хорошо поставленную речь и дикцию. Быть в здравом уме и трезвой памяти, быть не старше 70 лет. Доступно, понятно и интересно объяснять материал. Приводить больше конкретных примеров из практики. Не нервничать, если студент, что-то не понимает. У каждого студента своя система понимания, поэтому больше внимания уделять работе с каждым студентом. 30
3. Быть справедливым и оценивать студента только по его знаниям, а не по каким-то другим причинам, и не иметь любимчиков среди студентов. 12
4. Быть интересным в плане своей деятельности. Уметь располагать к себе. Иметь чувство юмора, это всегда хорошо. 10
5. Зачеты ставить всем студентам, кто старается учиться. 8
6. Преподаватель не должен орать на студента, и говорить что студент тупой. 2
7. Мой любимый учитель это отец. Мне без разницы, каким должен быть мой любимый преподаватель. Не хочу отвечать на этот вопрос. 4
  ИТОГО: 100%

 

                  

Также большое число ответов набрал вопрос: «Какие свои качества я, как будущий специалист, укажу в резюме, чтобы меня взяли на работу после окончания ИрНИТУ?» (таблица 6). Известно, что кадровые агентства при наборе персонала, указывают на наличие у специалиста опыта работы. А у студентов, закончивших ИрНИТУ такого опыта работы нет.

Жизненный опыт показывает, что на работу без больших проблем смогут устроиться после ИрНИТУ следующие группы студентов:

- 8% студентов, имеющих опыт работы,

- 5% студентов, кто желает и дальше учиться и переучиваться,

- 3% студентов, готовых работать больше, чем китайцы,

- 3 % студентов, имеющих родственные связи, которые гарантируют им устройство на хорошую работу.

А таких студентов не более 20% от общего числа.

Таблица 6.

№ п/п Ответы на вопрос: «Какие свои качества я укажу в резюме, чтобы меня взяли на работу без опыта». %
1. Я стрессовоустойчивый. Я идеальный кандидат. Я особенный. Я молодец. Я добрый. Я честный. Я красивый. Я красавчик. Я знаю много песен. Я лучше всех. У меня нестандартное мышление. Я профессионал с высоким уровнем знаний. Я креативная личность, могу заболтать любого. Я хороший человек. Меня возьмут на работу, потому что я учился в ИРНИТУ. Адаптивный. Ответственный. Оригинальный. Нацелен на результат. Коммуникабельный. Целеустремленный. Исполнительный. Общительный. Добросовестный. Трудолюбивый. Серьезный. Воспитанный. Перспективный. Упорный. Молодой. Без вредных привычек. Опытный. Надежный. Умею общаться с людьми и этим достигать авторитетного положения в коллективе. Компетентный. Находчивый. Педантичный. Оптимистичный. Я хороший. Скромный, о себе не люблю говорить. У меня есть чувство юмора. У меня хорошая аура. 50
2. Я специалист, знающий свое дело. Знаю английский язык. Знаю несколько языков. У меня есть качества лидера. Умею применять полученные знания на практике. Умею работать в специальных программах, предназначенных для моей профессии. У меня широкие знания в области моей профессии. Я много работаю. Четко выполняю инструкции. В экстремальной ситуации не поддаюсь панике. У меня высокая производительность в работе. Умею быстро соображать и не тормозить. Умею контактировать с людьми. Во время обучения на производственной практике получу удостоверения, зарекомендую себя, обучусь чему-то большему, все это поможет мне устроиться на работу. Я делаю свою работу качественно и быстро. Я могу выполнять и решать задачи любой сложности. Любую работу я просто возьму и сделаю. Умею оперативно обрабатывать большой объем разносторонней информации. Дайте мне испытательный срок и я покажу свои возможности. Если примите на работу, то увидите меня в деле, я за себя ручаюсь. Я предлагаю новые идеи. Умею мыслить и действовать тактически и стратегически. Я находчивый, мне нравится вносить что-то новое в свою работу. Легко приспосабливаюсь к новому оборудованию. Могу разобрать и собрать компьютер канцелярской скрепкой. Всегда выполняю поставленную задачу в срок. 18
3. Есть опыт работы. Покажу рекомендации с прошлого места работы. 8
4. Быстро и легко учусь (обучаюсь). У меня есть желание развиваться в данной сфере деятельности и повышать свой профессиональный уровень. 5
5. Готов работать 25 часов в сутки. Буду согласен на более худшие условия, чем другие кандидаты. Первое время готов работать за бесценок, нарабатывая опыт. Буду работать без отпуска, как работяги в Китае. 3
6. У меня есть связи. С моими семейными связями, мне не придется писать какое-то резюме. Буду устраиваться на работу по знакомству. 3
7. Я пока не задумывался о поиске работы. Не знаю, что написать в резюме. Почему меня возьмут на работу – не знаю. Еще ни разу не писала резюме, поэтому не могу ответить на этот вопрос. 3
8. Меня возьмут на работу, потому что я учусь по договору. 0,5
9. Меня НЕ возьмут на работу. 0,5
10. Не хочу отвечать. 9
ИТОГО 100%

 

    Что написать в резюме? Таким вопросом задаются не только студенты, но и многие специалисты, ищущие работу. Однако, резюме молодого специалиста принципиально отличается от резюме специалиста с опытом работы.

    Для специалиста с опытом работы важно показать: какие задачи решались и как они были решены. То есть важен опыт и компетентность.

    Выпускники университетов не могут похвастаться законченными и внедренными проектами. Молодому специалисту важно показать: интересна ли была учеба и как легко она давалась.

    Если обратиться к рекомендациям в интернете, то в тезисной форме ответ на вопрос будет звучать так:

1. Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.

2. Такой подход называется: «Learning agility» а его примерный перевод на русский язык означает «Обучение на опыте».

3. Существуют определенные методики, которые позволяют оценить способности сотрудников к обучению на опыте и развитию.

4. Принцип номер один в политике найма крупнейших зарубежных компаний: нанимать людей обучаемых, а не компетентных.

5. В современном быстро меняющемся мире имеющиеся знания, навыки и компетенции стремительно устаревают, а потому нужно обладать способностью быстро и эффективно развивать новые, то есть быть обучаемым.

6. Ключевым навыком в современном бизнесе является умение эффективно приобретать новый опыт – получать новые знания в процессе обучения, на тренинге или осваивать новые должностные обязанности, требующие выполнять то, чего сотрудник раньше не делал.

7. Способность переучиваться - это одна из важнейших характеристик сотрудников, значимость которой в XXI веке будет только расти.

 

    Перечисленные 7 пунктов указывают на общие тенденции подбора специалистов. Все их можно заменить одной фразой – подчеркнуть в резюме, что соискатель стремится к постоянному повышению свой квалификации и быстро обучаем.

Еще некоторое время в России работодатели будут обращать на это внимание. А например, в Израиле, эта фраза сегодня присутствует во всех резюме и на нее мало уже кто обращает внимание, так как обучаемость не главный пункт резюме. Поэтому кроме способности обучаться в резюме нужно показать круг интересов соискателя.

    Для студентов также будут интересными рекомендации выпускников ИрНИТУ, имеющих стаж работы 10-12 лет, и работающих в настоящее время в крупнейших российских и иностранных компаниях в Москве. В тезисной форме их рекомендации по поиску работы звучат так:

1. Посмотреть вакансии и резюме других людей (300 штук и более).

2. Заплатить деньги профессионалам, чтобы они составили Ваше резюме.

3. Не писать «стрессовоустойчивый» и тому подобный вздор, так как это бесит кадровиков. Такие резюме прямиком идут в корзину для мусора.

4. Постараться «пройти кадровика» и попасть на собеседование к специалисту, своему будущему начальнику.

5. На 3-4 курсе ИрНИТУ устроиться на работу по специальности на любую должность с маленькой зарплатой или вообще без оплаты. Получить опыт работы.

6. Стандартная процедура работы сотрудника крупной компании: «Обучаемость на опыте» – решил проблему, запомнил, а лучше записал методику выполнения этой работы, в другой раз уже решаешь эту проблему без задержек. Существуют также внутренние порталы баз знаний (wiki) во многих фирмах, на которых сотрудники компании публикуют статьи и инструкции по уже выполненным проектам (задачам).

 

    На основании, представленной выше информации можно дать рекомендации как самим студентам, так и преподавателям, при изучении сложных общеинженерных дисциплин:

 

1. При проблемном обучении интеллектуальные мотивы становятся определяющими. Студенты самостоятельно расширяют и пополняют свой объем знаний, получая удовольствие от найденных решений учебных проблемных задач, учатся мыслить логично, научно, творчески, развивая свою самостоятельность, ответственность, нестандартность мышления и осторожность.

2. Студенты, поступившие в ИрНИТУ, имели следующие оценки по математике (ЕГЭ): 54% студентов имели оценку по математике на уровне 2 и 3, а 46% - на уровне 4 и 5. Следовательно, половина студентов будет испытывать значительные трудности при изучении общеинженерных дисциплин, требующих хорошего знания математики. Если говорить о преподавателях, им также будет нелегко: совсем не редкость, когда в университете приходится учить студентов основам математики.

3. Мотивация приобретения знаний у 89% студентов обусловлена желанием получить высшее образование. Эту мотивацию преподаватели должны использовать по максимуму.

4. При этом более 60% студентов мотивированы возможностью стать квалифицированными специалистами и устроиться на высокооплачиваемую работу.

5. У 26% студентов мотивация на получение знаний, а следовательно и высшего образования, обусловлена возможностью самореализоваться и поднять свой авторитет в глазах одноклассников и родителей.

6. До 30% студентов отмечают, что неудачная организация их учебного процесса и необходимость совмещения учебы и работы самих студентов, снижает их успеваемость и мешает им учиться.

7. Более 30% студентов самокритично говорят, что им мешает учиться лень, собственная нерасторопность, привычка откладывать все на последний момент.

8. Студенты 2-3 курсов ИрНИТУ, считающие себя уже взрослыми, на самом деле имеют детские, точнее подростковые причины развития лени, а именно: отсутствие мотивации, высокая сложность заданий, неправильная расстановка приоритетов: развлечение превалирует над учебой.

9. Преподаватель может значительно уменьшить влияние такого фактора на успеваемость студента, как лень, известными методами: мотивированием студентов к выполнению проблемных задач и варьированием сложности задач с учетом, например, баллов ЕГЭ по математике.

10. Отмечая желательные качества преподавателя, студенты на первое место ставят уважение к себе и понимание, не исключая требовательности и строгости. И только на второе место студенты ставят такое качество преподавателя, как его профессионализм. На третьем месте стоит справедливость, а на четвертом – чувство юмора.

11. Не могут составить свое резюме для устройства на работу практически 100% студентов. После окончания ИрНИТУ без больших проблем смогут устроиться на работу не более 20% студентов: имеющих опыт работы; кто желает и дальше учиться и переучиваться; готовых работать больше, чем китайцы; имеющих родственные связи, которые гарантируют им устройство на хорошую работу.

 

 

2. Основы дисциплины «Теоретическая механика».

      Лекция 1. Что изучает дисциплина «Теоретическая механика». Основные понятия статики. Аксиомы статики. Связи и их реакции. Основные понятия кинематики.

Лекция 2. Основные понятия динамики. Аксиомы динамики. Силы трения. Силы инерции. Принцип Даламбера. Работа. Мощность. Энергия. Коэффициент полезного действия.

Контрольная работа по дисциплине «Теоретическая механика».

 

2.1.Что изучает дисциплина «Теоретическая механика». В технических науках под теоретической механикой подразумевается набор физико-математических методов, облегчающих расчёты механизмов.

Теоретическая механика опирается на некоторое число законов, установленных в опытной механике, принимаемых за истины, не требующих доказательств, которые называются аксиомы. Они заменяют собой истины опытной механики.

Теоретическая механика имеет дело не с самими реальными материальными объектами, а с их моделями. Такими моделями, изучаемыми в теоретической механике, являются: материальные точки, абсолютно твердые тела, деформируемые сплошные среды.

В теоретической механике выделяют такие разделы, как: статика, кинематика и динамика.

 

2.2.Основные понятия статики. Статика рассматривает частный случай механического движения, когда оно не зависит от времени – речь идет о рассмотрении равновесия твердого тела, нагруженного системой сил и находящегося в состоянии покоя.

Статикой называется раздел механики, в котором излагается общее учение о силах и изучается условия равновесия материальных тел, находящихся под действием сил.

Твердое тело. В статике и вообще в теоретической механике все тела считаются абсолютно твердыми. То есть предполагается, что эти тела не де­формируются, не изменяют свою форму и объем, какое бы действие на них не было оказано.

Материальная точка называется абсолютно твердое тело, размерами которого можно пренебречь.

Под равновесием будем понимать состояния покоя тела по отношению к другим материальным телам.

Сила - величина, являющаяся количественной мерой механического взаимодействия материальных тел. В Международной системе единиц (СИ) силу измеряют в ньютонах (Н), килоньютонах (кН). Сила является величиной векторной. Ее действие на тело опре­деляется: численной величиной или модулем силы, направле­нием силы, точкой приложения силы. Силу, как и другие векторные величины, изображают в виде направленного отрезка со стрелкой на конце, указывающей его направление. Прямая, вдоль которой направлена сила, называется линией действия силы.

Рис.10. Что такое сила?

Понятия «линия действия» и «направление» близки, но не тождественны. Очевидно, что по линии действия можно определить направление с точностью до противоположного. Аналогично связаны понятия «модуль» и «величина» для вектора.

Вектор силы обозначается ла­тинскими буквами с черточками над ними. Если черточки нет, значит у силы известна только ее чис­ленная величина - модуль.

Предполагается, что действие силы на тело не изменится, если ее перене­сти по линии действия в любую точку твердого тела. Поэтому вектор силы называют скользящим вектором. Если силу перенести в точку, не расположенную на этой линии, действие ее на тело будет совсем другим.

Система сил - совокупность сил, действующих на какое-нибудь твердое тело.

Тело, не скрепленное с другими телами, которому из данного положения можно сообщить любое перемещение в пространстве, на­зывается свободным.

Если одну систему сил, действующих на свободное твердое тело, можно заменить другой системой, не изменяя при этом состоя­ния покоя или движения, в котором находится тело, то такие две системы сил называются эквивалентными.

Система сил, под действием которой свободное твердое тело может находиться в покое, называется уравновешенной.

Если данная система сил эквивалентна одной силе, то эта сила называется равнодействующей данной системе сил. Таким образом, равнодействующая - это сила, которая одна заменяет действие данной системы сил на твердое тело.

Сила, равная равнодействующей по модулю, прямо противополож­ная ей по направлению и действующая вдоль той же прямой, назы­вается уравновешивающей силой.

Силы, действующие на твердое тело, можно разделить на внешние и внутренние. Внешними называются силы, действующие на частицы данного тела со стороны других материальных тел.

Внутренними называются силы, с которыми частицы данного тела действуют друг на друга.

Сила, приложенная к телу в какой-нибудь одной его точке, называется сосредоточенной. Силы, действующие на все точки дан­ного объема или данной части поверхности тела, называются распределенными.

Понятие о сосредоточенной силе является условным, так как практически приложить силу к телу в одной точке нельзя. Силы, которые мы в механике рассматриваем как сосредоточенные, пред­ставляют собою по существу равнодействующие некоторых систем распределенных сил.

В частности, обычно рассматриваемая в механике сила тяжести, действующая на данное твердое тело, представляет собою равно­действующую сил тяжести его частиц. Линия действия этой равно­действующей проходит через точку, называемую центром тяжести тела.

2.3. Аксиомы статики. Все теоремы и уравнения статики выво­дятся из нескольких исходных положений, принимаемых без матема­тических доказательств и называемых аксиомами или принципами статики. Аксиомы статики представляют собою результат обобщений многочисленных опытов и наблюдений над равновесием и движением тел, неоднократно подтвержденных практикой. Часть из этих аксиом является следствиями основных законов механики, с которыми мы познакомимся в динамике.

Аксиома 1. Если на свободное абсолютно твердое тело действуют две силы, то тело может находиться в равновесии тогда и только тогда, когда эти силы равны по модулю (F1 = F2) и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны.

Аксиома 1 определяет простейшую уравновешенную систему сил, так как опыт показывает, что свободное тело, на которое действует только одна сила, находиться в равнове­сии не может.

Аксиома 2. Действие данной си­стемы, сил на абсолютно твердое тело не изменится, если к ней прибавить или от нее отнять уравновешенную систему сил.

Эта аксиома устанавливает, что две системы сил, отличающиеся на уравнове­шенную систему, эквивалентны друг другу.

Следствие из 1-й и 2-й аксиом. Действие силы на абсо­лютно твердое тело не изменится, если перенести точку при­ложения силы вдоль ее линии действия в любую другую точку тела.

Аксиома 3 (аксиома параллелограмма сил). Две силы, приложенные к телу в одной точке, имеют равнодействующую, приложенную в той же точке и изображаемую диагональю па­раллелограмма, построенного на этих силах, как на сторонах.

Следовательно, аксиому 3 можно еще формулировать так: две силы, приложенные к телу в одной точке, имеют равнодействую­щую, равную геометрической (векторной) сумме этих сил и прило­женную в той же точке.

Аксиома 4 (принцип противодействия). При всяком действии одного материального тела на другое имеет место такое же по величине, но проти­воположное по направлению противодействие.

Закон о равенстве действия и противодей­ствия является одним из основных законов ме­ханики. Из него следует, что если тело А дей­ствует на тело В с силой , то одновременно тело В действует на тело А с такой же по модулю и направленной вдоль той же прямой, но противоположную сторону силой . Однако силы и не образуют урав­новешенной системы сил, так как они приложены к разным телам. Эта аксиома соответствует третьему закону Ньютона: действие всегда равно и противоположно противодействию. При этом необходимо помнить, что в аксиоме 4 рассматривается случай, когда силы приложены к разным телам и в этом случае система сил не является уравновешенной в отличие от случая действия сил в аксиоме 2.

   Этот принцип утверждает, что в природе не существует односторонних явлений. На рис. 11 изображена балка, опирающаяся на стены концами А и В. Для выявления сил действия и противодействия отделим балку от стен. Тогда силы действия балки на стену выражаются силами DA и DB, приложенными к стенам, а силы противодействия - силами RA и RB, приложенными к балке, которые в дальнейшем будем называть реакциями.

.

 

 

Рис.11. Опирание балки на опоры:

а – схема нагружения балки; б – силы действия балки на

Дата: 2019-02-25, просмотров: 436.