ЗАНЯТИЕ 3.2.6. Нейроэндокринные синдромы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная цель: изучить классификацию, клиническую картину, методы диагностики и лечение нейро-эндокринных синдромов в гинекологии. Усвоить показания и противопоказания к назначению заместительной гормональной терапии при посткастрационном и климактерическом синдроме

Применяемые интерактивные формы обучения:

1. Мастер-классы

2. Метод проектов

3. Метод «кейсов»

4. Дискуссия

5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности

6. Работа в малых группах

7. Тестирование

8. Обратная связь

9. Решение ситуационных задач

 

Студент должен знать

I. Вопросы, изложенные в лекционном материале

1. Классификация нейроэндокринных синдромов в гинекологии.

2. Предменструальный синдром: определение.

3. Предменструальный синдром: классификация.

4. Предменструальный синдром: клиника.

5. Предменструальный синдром: диагностика.

6. Лечение предменструального синдрома.

7. Посткастрационный синдром: определение, этиология.

8. Посткастрационный синдром: диагностика.

9. Лечение посткастрационного синдрома.

10. Климактерический синдром: понятие, формы, степени тяжести.

11. Объем обследований, необходимый для назначения заместительной гормональной терапии.

12. Показания к назначению заместительной гормональной терапии.

13. Противопоказания к назначению заместительной гормональной терапии.

Вопросы, изложенные в литературе

1. Негормональная терапия расстройств, вызванных естественной или хирургической менопаузой.

2. Современные гормональные препараты, применяемые для заместительной терапии.

 

Студент должен уметь

1. Сбор анамнеза у гинекологических больных.

2. Осмотр наружных половых органов и осмотр при помощи зеркал.

3. Бимануальное влагалищно-абдоминальное исследование.

4. Взять мазки на микрофлору.

5. Оценка данных лабораторных методов исследования  (анализы мазков, крови, мочи).

6. Оценка данных УЗИ органов малого таза.

7. Оценка данных лапароскопии.

8. Поставить диагноз.

9. Разработать план лечения.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название задания Форма контроля
1. Написание реферата или подготовка мультимедийной презентации на тему:  «Применение физиотерапии в гинекологии». «Показания, противопоказания к санаторно-курортному лечению гинекологических больных» 1. Защита реферата, демонстрация презентации.
2. Курация больных с нейроэндокринными синдромами. 2. Протокол курации.
3. Собрать анамнез, оценить факторы риска возникновения предменструального, посткастрационного, климактерического синдромов. 3. Анализ и оценка анамнестических данных, факторов риска, определение прогноза.
4. Оценить данные УЗИ, лапароскопии. 4. Интерпретация результатов.
5. Оценить данные лабораторных методов обследования больных с нейроэндокринными синдромами. 5. Интерпретация результатов.
6. Сформулировать диагноз, составить план ведения и лечения. 6. Протокол (план ведения).

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Больная Е., 48 лет, обратилась в женскую консультацию в марте 2007г. с жалобами на обильное кровотечение после задержки месячных на 3 месяца, головную боль, ослабление памяти, плохой сон, значительную прибавку в весе за последний год, чувство приливов к голове до 10 раз в день.

Из анамнеза: считает себя больной около года, когда впервые нарушился менструальный цикл в виде задержки месячных на 15-30 дней, одновременно стала полнеть, мучила головная боль. К врачу не обращалась, думала что все пройдет.

Менархе с 14 лет, установились через год, по 4-5 дней, через 28 дней, умеренные, безболезненные. Половая жизнь с 20 лет. Беременностей – 12. Родов – 2. Абортов – 10. Последний аборт в возрасте 42 лет. Последние месячные были в январе 2007г.

Наследственность не отягощена. Из перенесенных заболеваний отмечает: гепатохолецистит, гастрит.

Объективно: повышенного питания. АД 125/80 мм рт. ст. Патологических изменений со стороны легких и сердца не выявлено. Живот мягкий, безболезненный. У больной склонность к запорам.

Влагалищное исследование.

При осмотре: наружные половые органы сформированы правильно

P.S.: Шейка матки цилиндрическая, чистая, зев щелевидный. Выделения обильные, кровянистые с примесью слизи.

P.V.: Тело матки нормальных размеров, плотное, подвижное, отклонено кпереди, безболезненное, зев сомкнут. Придатки не пальпируются, своды и параметрии свободны.

Предположительный диагноз? Тактика?

Задача 2. Больная 26 лет обратилась к гинекологу с жалобами на нагрубание и болезненность молочных желез, отечность лица и голеней, вздутие живота, раздражительность, потливость. Считает себя больной в течение 3 лет. Указанные симптомы появляются во вторую фазу мен­струального цикла и прекращаются после очередной менструации. С годами тяжесть клинических симпто­мов не возрастает. При гинекологическом осмотре па­тологических изменений не выявлено.

1. Какая форма предменструального синдрома наиболее вероятна в данном случае?

2. Назовите возможные патогенетические механизмы развития данной формы предменструального синдрома

3. Назовите наиболее характерные клинические проявления пред­менструального синдрома

4. Какие дополнительные методы исследования целесообразно провести больной?

5. Какое лечение следует рекомендовать больной?

6. В каких случаях противопока­зано назначение комбинированных эстроген-гестагенных препаратов (оральных контрацептивов)

7. Назовите основные возможные побочные реакции при приеме синтетических эстроген-гестагенных препаратов:


 


ЗАНЯТИЕ 3.2.7. Бесплодие

Учебная цель: изучить понятие женское и мужское бесплодие. Изучить основные причины бесплодия. Освоить алгоритм обследования бесплодной пары. Изучить методы этиопатогенетического лечения бесплодия; а также показания, противопоказания и методику экстракорпорального оплодотворения.

 

Применяемые интерактивные формы обучения:

1. Мастер-классы

2. Метод проектов

3. Метод «кейсов»

4. Дискуссия

5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности

6. Работа в малых группах

7. Тестирование

8. Просмотр и обсуждение видеофильмов

9. Обратная связь.

10. Решение ситуационных задач.

Студент должен знать

I. Вопросы, изложенные в лекционном материале и в руководстве «Современная гинекология» под редакцией В. А. Поляковой

1. Определение понятия бесплодие.

2. Классификация бесплодия.

3. Причины бесплодия.

4. План обследования бесплодной пары.

5. Мужской фактор бесплодия.

6. Причины эндокринного бесплодия.

7. Трубно-перитонеальное бесплодие.

8. Эндометриоз и бесплодие.

9. Иммунологический фактор бесплодия.

10. Маточный фактор бесплодия.

11. Психогенные факторы бесплодия.

12. Бесплодие неясного генеза.

13. Приказ Минздрава РФ от 28.12.1993 г. №301.

14. Метод искусственной инсеминации спермой мужа (донора), методика.

15. Метод экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), показания, противопоказания, методика.

16. Вспомогательные репродуктивные технологии.

Студент должен уметь

1. Сбор анамнеза у гинекологических больных.

2. Осмотр наружных половых органов и осмотр при помощи зеркал.

3. Бимануальное влагалищно – абдоминальное исследование.

4. Взять мазки на микрофлору.

5. Взять мазки на кольпоцитологию.

6. Оценка данных лабораторных методов исследования  (анализы мазков, крови, мочи).

7. Оценка данных УЗИ органов малого таза.

8. Оценка данных лапароскопии.

9. Оценка данных гистероскопии.

10. Поставить диагноз.

11. Разработать план лечения.

12. Ведение медицинской документации.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название задания Форма контроля
1. Написание реферата или подготовка мультимедийной презентации на тему:  «Вспомогательные репродуктивные технологии. ЭКО. ИКСИ». 1. Защита реферата, демонстрация презентации.
2. Курация больных с бесплодием. 2. Протокол курации.
3. Собрать анамнез, оценить факторы риска возникновения бесплодия. 3. Анализ и оценка анамнестических данных, факторов риска, определение прогноза.
4. Оценить данные УЗИ, лапароскопии. 4. Интерпретация результатов.
5. Оценить данные лабораторных методов обследования больных с бесплодием. 5. Интерпретация результатов.
6. Сформулировать диагноз, составить план обследования, ведения и лечения. 6. Протокол (план ведения).

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. Больная, 21 год, обратилась к врачу гинекологу с жалобами на не регулярные менструации с задержками от 1 до 6 мес., рост волос на лице, вокруг сосков на молочных железах, на передней брюшной стенке и нижних конечностях. Живет половой жизнью 2 года не предохраняясь, беременность не наступала. Муж обследован - здоров. Принимала гормональное лечение - эффект отсутствовал. При объективном исследовании рост волос по мужскому типу, конституция нормостеническая.

P.S.: Шейка матки чистая. Выделения молочные.

Р.V.: матка обычных размеров, яичники с обеих сторон увеличены 3х4см

           безболезненны при исследовании.

1. Ваш диагноз?

2. Какие дополнительные исследования необходимо произвести для

подтверждения диагноза?

3. Какие формы данного заболевания Вам известны?

4. Методы лечения?

5. Какой метод лечения выбран Вами в конкретном случае?

6. Методы реабилитации данных больных?

 

Задача № 2. Пациентка В., 22 лет, поступила в гинекологическое отделение на плановое оперативное лечение по поводу первичного бесплодия.

 Из анамнеза: менструации с 13 лет, нерегулярные, по 2 дня. Замужем 4 года, половая жизнь регулярная без средств контрацепции. Муж обследован - здорова однако беременность не наступает. Гинекологические заболевания отрицает.

При осмотре: состояние удовлетворительное. По органам и системам без патологии. Пациентка повышенного питания, распределение жировой ткани равномерное. Отмечается нерезко выраженный гипертрихоз. 

Гинекологическое исследование: наружные половые органы развиты правильно. Слизистые влагалища и шейки матки розовой окраски, чистые. Шейка матки цилиндрической формы. Зев закрыт. Тело матки нормальных размеров и, консистенции, безболезненное. В области придатков справа и слева пальпируется овоидной формы образование размерами до 4х5 см, плотноватой консистенции, подвижные, безболезненные. Своды свободные, безболезненные.

Ультразвуковое исследование: матка нормальных размеров, миометрий однородной эхоструктуры. М-эхо не деформировано - 0,64см на 19 день менструального цикла. Яичники увеличены в размерах 4,5х4,0см с толстой капсулой. В структуре яичников до 8-10 мелких фолликулов в каждом.

Свободной жидкости в малом тазу нет.

  1. Поставьте диагноз.

  2. Какой доступ и объем оперативного лечения наиболее предпочтителен 

      в данной ситуации?

  3. Какие методы исследования необходимо проводить в

      послеоперационном периоде для выявления эффективности

      оперативного лечения?

  4. В какие сроки после операции пациентке желательно забеременеть?

Задача № 3. Пациентка С., 28 лет, обратилась на прием в женскую консультацию с жалобами на отсутствие беременности в течение 3 лет.

Из анамнеза: менструации с 13 лет, установились через 2 месяца, безболезненные, по 4 дня, через 26-27 дней. Половая жизнь с 17 лет с частой сменой половых партнеров. В 20 лет лапаротомия по поводу пиосальпинкса справа в объеме тубэктомии. Страдает хроническим аднекситом с обострениями в осенне-зимний период. Беременностей не было. Половой партнер наблюдается у уролога по поводу хронического простатита.

Гинекологический осмотр: наружные половые органы сформированы правильно. Влагалище нерожавшей, шейка чистая, выделения обильные, творожистые. Матка отклонена кзади, безболезненна, подвижна, нормальных размеров. Придатки тяжистые, чувствительные при пальпации.

1. Предварительный диагноз ?

2. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Тактика врача женской консультации?

4. Тактика врача гинекологического стационара ?

Задача № 4. Больной 23 лет произведена гистеросальпингография по поводу первичного бесплодия. На рентгенограмме: полость матки Т - образной формы, маточные трубы укорочены, ригидные, с булавовидными расширениями в ампулярных отделах; выхода контрастного вещества в брюшную полость не наблюдается.

Для какого заболевания наиболее характерны подобные изменения?

   

Задача № 5. Больная 30 лет обратилась в женскую консультацию с жалобами на отсутствие беременности в течение 7 лет регулярной половой жизни без использования контрацепции.

Из анамнеза: Менструации с 14 лет, по 5 – 7 дней, через 35 – 45 дней, умеренные, безболезненные.

При осмотре: больная правильного телосложения повышенного питания.

При влагалищном исследовании: наружные половые органы развиты правильно, оволосение по женскому типу, тело матки уменьшено в размерах, в области придатков матки с обеих сторон пальпируются образования 3 х 4 и 3 х 4см, плотные, подвижные, безболезненные.

Согласно результатам тестов функциональной диагностики, базальная температура монофазная, кариопикнотический индекс 60-70 %. Спермограмма мужа без патологических изменений.

  1. Наиболее вероятный диагноз?

  2. Какое дополнительное обследование следует провести больной?

  3. Тактика лечения больной?

Задача № 6. Больная 34 лет обратилась в женскую консультацию с жалобами на первичное бесплодие в течение 7 лет.

Из анамнеза: менструации регулярные с 13 лет, через 27-28 дней, по 5-6 дней, умеренные, безболезненные. Половая жизнь регулярная, в браке, от беременности не предохранялась, беременности не наступали.

С помощью базальной термометрии установлено чередование однофазных и двухфазных циклов с укороченной до 4-5 дней второй фазой.

При исследовании спермограммы мужа выявлены астено- и олигозооспермия. После лечения мужа андрологом сохраняется астенозооспермия.

1. Укажите возможные причины бесплодия.

2. Какие дополнительные исследования необходимо провести?

3. Наиболее рациональный способ лечения бесплодия у данной больной.

 



Дата: 2019-02-25, просмотров: 247.