Учебная цель: изучить классификацию, этиологию, патогенез, методы диагностики и лечения нарушений менструальной функции. Изучить классификацию, этиопатогенез дисменореи, аменореи, дисфункциональных маточных кровотечений, методы диагностики и лечения дисфункциональных маточных кровотечений в различные возрастные периоды.
Применяемые интерактивные формы обучения:
1. Мастер-классы
2. Метод проектов
3. Метод «кейсов»
4. Дискуссия
5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности
6. Работа в малых группах
7. Тестирование
8. Обратная связь
9. Решение ситуационных задач
Студент должен знать
I . Вопросы базовых дисциплин
1. Эндокринные структуры и их роль в регуляции репродуктивной системы
- Гипоталамо-гипофизарная система
- Половые железы
- Щитовидная железа
- Надпочечники
- Другие эндокринные органы и гормоны
2. Роль нейротрансмиттеров в регуляции репродуктивной функции
3. Роль простагландинов в регуляции репродуктивной функции
4. Нейрогуморальная регуляция репродуктивной системы в периоды ее становления, функционирования и увядания Нормальный менструальный цикл
5. Дисфункциональные маточные кровотечения (определение).
6. Классификация дисфункциональных маточных кровотечений (по клинике, по возрасту, по этиопатогенезу).
7. Диагностика дисфункциональных маточных кровотечений.
8. Принципы и методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений.
9. Методы лечения дисфункциональных маточных кровотечений.
10. Медикаментозное лечение дисфункциональных маточных кровотечений.
11. Лечение кровотечений в ювенильном периоде.
12. Лечение кровотечений в репродуктивном периоде.
13. Лечение кровотечений в климактерическом периоде.
14. Профилактика кровотечений в ювенильном периоде.
15. Профилактика кровотечений в репродуктивном периоде.
16. Профилактика кровотечений в климактерическом периоде.
II . Вопросы, изложенные в лекционном материале и литературе
1. Схема регуляции репродуктивной функции женщины.
2. Возрастные периоды женского организма.
3. Классификация нарушений менструальной функции.
4. Этиология и патогенез нарушений менструальной функции.
5. Аменорея (определение, классификация).
6. Определение понятий первичная и вторичная аменорея.
7. Диагностический алгоритм при первичной аменорее.
8. Диагностический алгоритм при вторичной аменорее.
9. Принципы лечения аменореи.
10. Синдром склерокистозных яичников (Штейна – Левенталя).
11. Адреногенитальный синдром.
12. Синдром Шихана.
13. Диагностический алгоритм при галакторее.
14. Синдром Киари-Фроммеля.
15. Альгодисменорея (этиология, патогенез, клиника, лечение).
I. Вопросы, изложенные в лекционном материале и литературе
Студент должен уметь
1. Сбор анамнеза у гинекологических больных.
2. Осмотр наружных половых органов и осмотр при помощи зеркал.
3. Бимануальное влагалищно-абдоминальное исследование.
4. Взять мазки на кольпоцитологию.
5. Оценка данных лабораторных методов исследования (анализы мазков, крови, мочи).
6. Оценка данных УЗИ органов малого таза.
7. Оценка данных лапароскопии.
8. Оценка данных гистероскопии.
9. Поставить диагноз.
10. Разработать план лечения.
11. Ведение медицинской документации.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Название задания | Форма контроля |
1. Написание реферата или подготовка мультимедийной презентации на тему: «Преждевременное половое созревание. Клинические формы, диагностика, терапия» | 1. Защита реферата, демонстрация презентации. |
2. Курация больных с нарушениями менструальной функции, маточными кровотечениями. | 2. Протокол курации. |
3. Собрать анамнез, оценить факторы риска возникновения нарушений менструальной функции. | 3. Анализ и оценка анамнестических данных, факторов риска, определение прогноза. |
4. Оценить данные УЗИ, лапароскопии. | 4. Интерпретация результатов. |
5. Оценить данные лабораторных методов обследования больных с нарушениями менструальной функции, дисфункциональными маточными кровотечениями. | 5. Интерпретация результатов. |
6. Сформулировать диагноз, составить план обследования, ведения и лечения. | 6. Протокол (план ведения). |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Больная Н., 28 лет, поступила в гинекологическое отделение с жалобами на отсутствие менструаций в течение 6 месяцев, а также на ежемесячные боли внизу живота приблизительно в одни и те же числа.
Из анамнеза: считает себя больной после медаборта, который был проведен в ЛПУ при сроке беременности 8 недель. Медаборт осложнился гематометрой, было проведено повторное выскабливание полости матки. Через месяц после медаборта были сильные боли внизу живота, но кровянистых выделений из половых путей не было. В последующем отмечала боли в первые числа каждого месяца, но менструации так и не появлялись. Два месяца назад обратилась в женскую консультацию, было назначено измерение ректальной температуры (базальная температура двухфазная, с повышением выше 370 С примерно за 2 недели до болей).
В детстве росла здоровым ребенком. Менструации с 14 лет, установились сразу, через 28 дней, по 3-4 дня, умеренные, безболезненные. Последняя менструация 15.06.2007. Половая жизнь с 20 лет. Беременностей – 6, из них 2 закончились нормальными срочными родами, 4 медаборта, последняя беременность в мае 2007 г. закончилась медабортом. При поступлении патологии внутренних органов не выявлено.
Влагалищное исследование:
При осмотре: наружные половые органы сформированы правильно.
P.S.: Слизистая шейки матки чистая, розового цвета, наружный зев щелевидной формы, с-м «зрачка» положительный (+++), с-м растяжения слизи 8 см.
P.V.: Матка слегка увеличена, в правильном положении, плотной консистенции, подвижная, безболезненная. Придатки не пальпируются.
Результаты дополнительных методов исследования: кольпоцитология: мазок пролиферативный, VI р; при зондировании цервикального канала обнаружены синехии, с трудом проведено бужирование и расширение до 6 номера расширителями Гегара. Результат соскоба – эндометрий в фазе поздней пролиферации.
Клинический диагноз? План лечения?
Задача 2. Больная А., 27 лет, направлена в гинекологическое отделение по поводу длительной чрезмерной лактации и аменореи после родов.
Из анамнеза: В детстве росла в удовлетворительных бытовых условиях. Из детских инфекций перенесла корь, скарлатину. Родители здоровы: отцу 55 лет, матери 50 лет.
Менструации с 12 лет, установились сразу по 3 - 4 дня, через 21 день, безболезненные, необильные. После замужества менструальная функция не изменилась. Последняя менструация была 4 года тому назад. Замужем с 20 лет. Мужу 30 лет, здоров, дети живы. Последние роды были три года и три месяца тому назад. Супруги не предохраняются от беременности.
Считает себя больной после 3-х родов. Кормила ребенка до года. Лактация была очень обильной. После прекращения кормления ребенка лактация вот уже 3-год не прекращается. Менструации после родов не возобновились. По поводу гипергалактореи обращалась в женскую консультацию. Назначение: тугое бинтование, камфорное масло, но без эффекта.
Объективно: Общее состояние удовлетворительное. Температура 36,80С. Артериальное давление 110/70 мм рт. ст., пульс 74 удара в минуту. Кожные покровы и слизистые оболочки без особенностей. Со стороны органов грудной и брюшной полости патологических изменений не выявлено.
S.G.: обращает на себя внимание значительное нагрубание молочных желез, из которых в большом количестве выделяется молоко. На молочных железах ярко выступает сеть подкожных сосудов: они расширены, околососковые кружки слегка пигментированы. При пальпации желез хорошо определяются большие плотные дольки.
Влагалищное исследование:
При осмотре: наружные половые органы слегка гипотрофичны: влагалище узкое, слизистая влагалища бледно-розового цвета.
P.S.: Шейка матки цилиндрической формы, наружный зев в виде поперечной щели, симптом «зрачка» отрицательный.
P.V.: Матка подвижная, в ретрофлексии, маленькая, безболезненная. Придатки не определяются.
При рентгенографии турецкого седла отклонений от нормы не определено. Цитологическое исследование влагалищного мазка – I степени чистоты. При зондировании матки установлено, что длина ее – 4 см. При гистологическом исследовании соскоба из полости матки установлено, что слизистая атрофическая.
Диагноз? Дополнительные методы исследования?
Задача 3. Больная 45 лет доставлена с обильными кровянистыми выделениями из половых путей. Менструации нерегулярные в течение года. Очередная - с задержкой на 20 дней, обильная. Появились слабость, головокружение.
В анализе крови: Нb - 80 г/л, лейкоциты - 5.4х109/л, СОЭ - 15 мм/час.
Гинекологическое исследование:
P.S.: Шейка матки визуально и кольпоскопически не изменена.
P.V.: Матка несколько больше нормы, подвижная, безболезненная. Придатки не определяются. Выделения кровянистые, обильные.
1. Ваш предположительный диагноз?
2. Оцените анализ крови.
3. С какими заболеваниями необходимо проводить дифференцированный диагноз?
4. Какой диагностический метод позволяет подтвердить диагноз?
5. Каков второй этап лечения данной больной?
Задача 4. Больная 37 лет поступила в гинекологическое отделение с жалобами на обильные, болезненные менструации, падение гемоглобина после месячных до 72 г/л. Соматически здорова. В течение последних 3 лет менструации длительные, обильные, по поводу чего трижды проводилось лечебно-диагностические выскабливание.
Гинекологическое исследование:
P.S.: Шейка матки без патологии.
P.V.: Тело матки увеличено до 6 – 7 недель беременности, безболезненное при пальпации, подвижное. Придатки не определяются.
1. Форма нарушения менструального цикла?
2. С чем связаны боли при менструации?
3. Какими диагностическими методами можно подтвердить диагноз?
4. Верная ли тактика применялась ранее?
5. Ваш предположительный диагноз?
Задача №5. Машиной скорой помощи 18.03.2006 доставлена больная 15 лет, с жалобами на обильные кровянистые выделения из половых путей. Последняя менструация с 10.03.2006, в последние 2 дня перешла в кровотечение.
Из анамнеза: Менструации с 14 лет, сразу установились, через 28-30 дней, по 5-6 дней, обильные, болезненные. Половой жизнью не живет. Отмечает периодические носовые кровотечения.
При ректальном исследовании патологии со стороны гениталий не выявлено. Выделения из половых путей во время осмотра кровянистые, умеренные.
Анализ крови: Hb - 101 г/л, лейкоциты - 5.8х109/л, СОЭ - 5 мм/час.
1. Возможные причины маточного кровотечения у девочки?
2. Оцените анализ крови.
3. План обследования?
4. Этапность лечения?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 317.